Профориентационные игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:15, реферат

Описание работы

Смысл использования предлагаемых методик - в создании более непринужденной, доброжелательной и естественной, чем обычно, атмосферы работы со старшеклассниками (или даже с взрослыми клиентами), а также - в моделировании отдельных элементов профессионального, жизненного и личностного самоопределения. По сравнению с профориентационными играми, предназначенными для работы с целым классом, игровые профориентационные упражнения более просты и динамичны, хотя некоторые из них по своей сложности приближаются к собственно профориентационным играм.

Файлы: 1 файл

igry_proforientacionnye.doc

— 355.00 Кб (Скачать файл)

После этого уточните свою цель на следующий год и примите на себя определенные обязательства, предусматривающие некоторые лишения в том случае, если цель не будет достигнута и в следующем году.

Первое, что вы можете сделать, - это  сообщить как можно большему количеству людей о своем намерении добиться поставленной цели. На карту будет поставлено ваше имя. Если самолюбие не является одной из ваших главных черт, вы можете выбрать другой путь.

Составьте контракт, который предусматривал бы определение материальные лишения в случае, если поставленная цель не будет вами достигнута.

Комментарий: в бихевиоральной терапии такие контракты практикуются достаточно часто. Хочешь похудеть на 10кг, а силы воли не хватает? Ты можешь заключить договор о том, что на период в 6 месяцев или в 1 год ты передаешь терапевту в клинику определенные ценности, которые будут тебе возвращены, если ты похудеешь на 10 кг, и останутся в клинике навсегда, если ты не сможешь этого сделать.

Знаешь ли ты свою будущую  профессию?

Цель - проверка сформированности личного  профессионального плана.

Участникам раздаются листки бумаги и карандаши. Участники должны наверху  листка написать профессию, которую они для себя выбрали, если выбрали. Если не выбрали - наиболее нравящуюся профессию. После этого участников просят ответить на вопросы анкеты ("да" или "нет"):

1. Знаешь ли ты основное содержание  профессии? 

2. Знаешь ли ты условия труда  и оплаты, возможности повышения квалификации?

3. Знаешь ли ты какие учебные  заведения готовят специалистов  данной профессии?

4. Есть ли у тебя качества, необходимые для овладения профессией?

5. Считаешь ли ты уровень своих  знаний достаточным для овладения  избранной профессией?

6. Знаешь ли ты, какие школьные  предметы необходимы тебе в  большей мере для овладения профессией?

Если 40-60% ответов на вопросы анкеты положительные, то достигнуты все поставленные цели. Всем тем, кто дал отрицательный результат, советуем обратиться за индивидуальной консультацией.

 

«Суд над безработным»

Цель игры - помочь участникам выработать конструктивное отношение к безработице, создать условия для активного поиска выхода из негативной ситуации, а также создать предпосылки для формирования адекватной самооценки.

Как показывает опыт, игровой процесс  с последующим обсуждением результатов  способствует преодолению безработным человеком имеющихся субъективных преград на пути к успеху и помогает отнестись более реалистично к себе и своей конкурентоспособности на рынке труда.

Тема дискуссионного обсуждения – Успех.

Группе предлагается обсудить:

- что такое «успех»?

- что такое «успех» для человека, потерявшего работу?

- можно ли считать успешным  пройденный трудовой путь, если  в настоящее время человек  остался без работы?

- является ли преградой для  человека на пути к успеху  его состояние безработного?

- связано ли ощущение собственной  неуспешности с утратой профессиональной  значимости?

- что мешает безработному человеку  быть успешным в жизни? и  т.д.

 

Далее группе предлагается придумать некую легенду, то есть жизнеописание типичного безработного по следующей схеме: семья, образование, этапы трудовой жизни, потеря работы, поиск нового места работы, отношение к обществу, службе занятости и т.д.

После этого группа подразделяется на команды: выбирается участник, который сыграет роль «подсудимого», формируются группы «защиты», «обвинения», «присяжных заседателей».

«Обвинению» предстоит придумать как можно больше доводов, доказывающих что именно «подсудимый» виноват в том, что на определенном этапе стал неуспешным в жизни (согласно придуманной легенде).

«Защита», как ей и полагается, приводит доказательства в пользу «подсудимого», считая, что «подсудимый» не может в полной мере нести ответственность за свой неуспех. Объективные процессы в обществе создают неблагоприятные условия для стабильной и успешной трудовой жизни.

Каждая из сторон судебного процесса может «приглашать свидетелей»  для «дачи показаний» в защиту или против подсудимого.

«Присяжные заседатели» по ходу дела имеют право задавать любые уточняющие вопросы сторонам «обвинения» и «защиты».

Слушание дела включает и так  называемое «последнее слово «подсудимого», в котором ему предлагается сформулировать и предъявить суду новую оценку проблемы, более объективно отнестись к позитивным и негативным сторонам ситуации безработицы, реально оценить возможности и перспективы своего трудоустройства и дальнейшего профессионального развития.

Далее суд выносит свой вердикт – «виновен» или «не виновен» «подсудимый» в том, что он сегодня безработный. Если «виновен», то приговор выносится в форме обязательных практических мер, предписываемых «подсудимому» для успешного трудоустройства. Если «не виновен», то приговор может носить рекомендательный характер в виде системы мероприятий, которые помогут безработному человеку на пути к его трудоустройству.

В заключении следует обсуждение в  группе результатов и подведение итогов игры.

Стоит отметить, что такая групповая  форма работы с безработными позволяет  комплексно решать узловые проблемы, препятствующие успешному трудоустройству.

 

Отгадай профессию

Участники разбиваются на две команды. Одна из команд загадывает профессию, член другой команды должен невербально изобразить названную ему одному профессию, чтобы члены его команды могли ее угадать.

 

Лучший мотив

Цель упражнения: помочь участникам на практике понять особенности осознанного  выбора профессии.

Инструкция: "Наша задача - выбрать наиболее правильный мотив выбора профессии, то есть ту главную причину, по которой все люди должны выбирать себе профессию. Для этого я буду зачитывать по 2 мотива. Вы путем обсуждения и, возможно, голосования должны прийти к мнению, какой мотив лучше"

Список мотивов включает 16 фраз:

1. Возможность получить известность,  прославиться.

2. Возможность продолжать семейные традиции.

3. Возможность продолжать учебу  со своими товарищами.

4. Возможность служить людям.

5. Заработок. 

6. Значение для экономики страны, общественное и государственное  значение профессии.

7. Легкость поступления на работу.

8. Перспективность работы.

9. Позволяет проявить свои способности. 

10. Позволяет общаться с людьми.

11. Обогащает знаниями.

12. Разнообразная по содержанию  работа.

13. Романтичность, благородство  профессии. 

14. Творческий характер труда,  возможность делать открытия.

15. Трудная, сложная профессия.

16. Чистая, легкая, спокойная работа.

Ведущий зачитывает 1-й и 2-й мотив, 3-й и 4-й ... 15-й и 16-й. После этого  у него остается список из 8 мотивов, из которого он опять зачитывает 1-й и 2-й мотив, 3-й и 4-й и т.д.

 

«Локус контроля»

Инструкция:

1. В нашей жизни происходит немало разных событий. Одни события мы относим к разряду «успех», другие события относим к разряду «неуспех», для некоторых событий у нас нет оснований для отнесения их к разряду «успех» или «неуспех».

Оцените, пожалуйста, каждое из 10 событий  «неуспешной», «успешной» и «моей  реальной карьеры». Если вы относите событие к разряду «успех», то поставьте в соответствующей графе букву «У». Если вы относите событие к разряду «неуспех», то поставьте в соответствующей графе букву «Н». Если вы затрудняетесь отнести событие к разрядам «успех» или «неуспех», то поставьте букву «О».

2. Одни люди склонны полагать, что происходящие с ними значимые события являются результатом действия внешних сил – случая, других людей и т.д. Другие – интерпретируют значимые события как результат своей собственной деятельности, собственных усилий и способностей.

Оцените, пожалуйста, каждое из 10 событий  «неуспешной», «успешной» и «моей  реальной карьеры» по следующей шкале (зачеркните нужную цифру крестиком или обведите её кружочком):

 

Событие является результатом действия внешних сил

1__2__3__4__5__6__7

Событие является результатом своей собственной деятельности


Цифры означают следующее:

1. Весьма полное совпадение с левым понятием

2. Почти полное совпадение с  левым понятием

3. Некоторое совпадение с левым  понятием

4. Одинаково удалено от обоих  понятий

5. Некоторое совпадение с правым  понятием

6. Почти полное совпадение с  правым понятием

7. Весьма полное совпадение с правым понятием

Неуспешная карьера:

№ события

Отнесение события к разрядам: «У», «Н», или «О»

Событие является результатом действия внешних сил

 

Событие является результатом своей собственной деятельности

1

   

1__2__3__4__5__6__7

 

2

   

1__2__3__4__5__6__7

 

3

   

1__2__3__4__5__6__7

 

4

   

1__2__3__4__5__6__7

 

5

   

1__2__3__4__5__6__7

 

6

   

1__2__3__4__5__6__7

 

7

   

1__2__3__4__5__6__7

 

8

   

1__2__3__4__5__6__7

 

9

   

1__2__3__4__5__6__7

 

10

   

1__2__3__4__5__6__7

 

Успешная карьера:

№ события

Отнесение события к разрядам: «У», «Н», или «О»

Событие является результатом действия внешних сил

 

Событие является результатом своей собственной деятельности

1

   

1__2__3__4__5__6__7

 

2

   

1__2__3__4__5__6__7

 

3

   

1__2__3__4__5__6__7

 

4

   

1__2__3__4__5__6__7

 

5

   

1__2__3__4__5__6__7

 

6

   

1__2__3__4__5__6__7

 

7

   

1__2__3__4__5__6__7

 

8

   

1__2__3__4__5__6__7

 

9

   

1__2__3__4__5__6__7

 

10

   

1__2__3__4__5__6__7

 

Моя реальная карьера:

№ события

Отнесение события к разрядам: «У», «Н», или «О»

Событие является результатом действия внешних сил

 

Событие является результатом своей собственной деятельности

1

   

1__2__3__4__5__6__7

 

2

   

1__2__3__4__5__6__7

 

3

   

1__2__3__4__5__6__7

 

4

   

1__2__3__4__5__6__7

 

5

   

1__2__3__4__5__6__7

 

6

   

1__2__3__4__5__6__7

 

7

   

1__2__3__4__5__6__7

 

8

   

1__2__3__4__5__6__7

 

9

   

1__2__3__4__5__6__7

 

10

   

1__2__3__4__5__6__7

 

 

Творческие успехи

Цель - исследование путей самореализации через профессию.

Инструкция: «Давайте сядем на свои рабочие места. Только что мы с вами рассмотрели различные пути реализации психолога. Наверно каждый из нас уже так или иначе выбрал свой путь, свою область деятельности и представляет каким специалистом он хочет быть. Давайте пофантазируем, каких творческих успехов вы сможете добиться, развиваясь в этом направлении. Как в связи с этим изменитесь вы, а как изменится ваше окружение, семья, друзья. Посмотрите на эту картинку с разных сторон, побудьте в этих ощущениях. Запомните их. Как только вы почувствуете возможным - открывайте глаза. А теперь нарисуйте «свои творческие успехи как психолога».

На выполнение задания отводится 10-15 минут.

«Предлагаю разложить  работы по кругу на полу. Походите и  посмотрите на работы других. Отметьте те работы, которые вас привлекли. Может быть, чья-то работа или ряд работ оказались очень схожей с вашей в какой-то основной идее. Положите свою работу рядом с той, которая наиболее созвучна с вашей работой».

Комментарий: задание выполняется по кругу. Если рядом с работой участника уже лежит работа, то он может взять обе эти работы и положить рядом с той, которая для него кажется созвучной. Если образуется какая-то группа, и кто-либо из участников хочет к ней присоединиться, то свою работу он все равно кладет рядом с той, которая наиболее подходит к его.

Информация о работе Профориентационные игры