Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:15, реферат
Смысл использования предлагаемых методик - в создании более непринужденной, доброжелательной и естественной, чем обычно, атмосферы работы со старшеклассниками (или даже с взрослыми клиентами), а также - в моделировании отдельных элементов профессионального, жизненного и личностного самоопределения. По сравнению с профориентационными играми, предназначенными для работы с целым классом, игровые профориентационные упражнения более просты и динамичны, хотя некоторые из них по своей сложности приближаются к собственно профориентационным играм.
Профориентационные игры
Введение
Смысл использования предлагаемых методик - в создании более непринужденной, доброжелательной и естественной, чем обычно, атмосферы работы со старшеклассниками (или даже с взрослыми клиентами), а также - в моделировании отдельных элементов профессионального, жизненного и личностного самоопределения. По сравнению с профориентационными играми, предназначенными для работы с целым классом, игровые профориентационные упражнения более просты и динамичны, хотя некоторые из них по своей сложности приближаются к собственно профориентационным играм.
Особенностью предлагаемых упражнений является то, что многие из них проводятся с подгруппой в 10-15 человек. В большинстве случаев участники рассаживаются в круг, что делает эти упражнения в чем-то похожими на тренинговые формы работы с клиентами. Более того, в основу большинства игровых профориентационных упражнений положены известные психотехнические упражнения и элементы групповой психотерапии.
Для большей эффективности игровые профориентационные упражнения должны использоваться в сочетании с другими формами и методами профориентационной работы. Вполне допустимо также сочетание профориентационных упражнений с непрофориентационными, например, с упражнениями, моделирующими различные аспекты общения, поведения в конфликтных ситуациях и даже с упражнениями, носящими чисто развлекательный (или релаксационный) характер. Важно при этом так выстраивать программы профориентационной работы, чтобы основной акцент в них делался не на психологических особенностях общения (что очень соблазнительно для многих профконсультантов), а на проблемах профессионального и личностного самоопределения, которые могут оказаться даже интереснее и глубже, чем традиционная психотерапия.
При проведении большинства профориентационных игровых упражнений желательно соблюдать следующие условия:
• высокая динамика проведения игр (упражнения должны проводиться как бы «на одном дыхании»), что позволяет не только лучше осознавать моделируемую проблему в целостности, но и поддерживать дисциплину в плохо организованных группах, т.к. участники в таком случае просто не успевают отвлекаться на посторонние вопросы;
• акцентировать внимание участников не на ошибках (неудачах) кого-либо из игроков, а на положительных, интересных и правильных высказываниях и действиях;
• соблюдать принцип добровольности участия в игровых процедурах и заданиях (если кто-то захочет просто «понаблюдать» за игрой со стороны, лучше разрешить ему это, но при условии, что остальная играющая группа не станет возражать);
• даже если игровое упражнение простое и не занимает много времени, проигрывать его следует не более 3-5 раз, иначе игроки сами не заметят, как потеряют к этому упражнению интерес;
• стараться поменьше высказываться самому (ведущему), давая возможность проявить себя игрокам;
• при планировании игрового занятия всегда иметь в запасе несколько «запасных» игровых упражнений на случай, если участники без особого энтузиазма воспримут то, что Вы предложите им первоначально;
• не следует стремиться подводить обстоятельный «итог» каждому игровому упражнению, ведь нередко более важным в психологическом плане оказывается эффект последействия, когда участники по-своему (самостоятельно) осознают проблему, смоделированную в данном упражнении, а может даже откроют для себя такую истину, которую и ведущий-то еще по-настоящему не осознал...
При проведении игровых упражнений впервые с конкретным классом обязательно следует объяснить учащимся некоторые особенности новой и необычной для них формы работы (более открытое и естественное общение, уважительное и доброжелательное отношение ко все участникам игры, необходимость соблюдения общепринятых правил игры, возможность импровизации шутки в рамках общепринятых правил и др.). При рассаживании участников в круг важно, чтобы такой круг получился ровным, чтобы все сидели удобно и уверенно и чтобы всех было одинаково хорошо видно (чтобы никто не прятался за спинами товарищей или не сидел за столом).
Спящий город
Данное игровое упражнение (а скорее - игра) предназначена для повышения у участников уровня осознания особенностей трудовой деятельности в наиболее престижных на данный момент сферах деятельности с учетом специфики переживаемого страной периода. Первоначально данная игра была разработана для помощи старшеклассникам в более обоснованном выборе профиля дальнейшего профессионального обучения в одном частном международном университете под названием «МУСПО».
Игра может быть проведена как с группой в 12-15 человек, так и с целым классом и рассчитана на учащихся 9-11 классов. Опыт показал, что данная игровая процедура может оказаться эффективной и при работе с взрослыми людьми и даже в работе с профессиональными психологами и профконсультантами. По времени методика занимает обычно около часа, хотя нередко участники готовы играть и полтора часа.
Данное игровое упражнение было
разработано совместно с
Игровая процедура построена по принципу традиционных деловых игр и включает следующие основные этапы:
1. Общая инструкция: «В некотором городе (если игра проводится в каком-то конкретном российском городе, то лучше сказать: "примерно в таком городе, как ваш...") некоторые злые силы околдовали всех жителей, превратив их вялых, почти спящих существ. Чтобы разбудить людей необходимо как-то зажечь в них искру жизни. Для этого необходимо предложить жителям простые и понятные, но при этом реалистичные программы улучшения их жизни. По условию игры наш класс (или группа) должен в течение урока разработать программы по следующим направлениям: 1 - порядок и спокойствие в городе, снижение числа преступлений и правонарушений (юридические аспекты); 2 - более совершенное управление городом (мэрская власть, управление); 3 - оживление экономической жизни, повышение благосостояния и занятости жителей (экономика в широком смысле); 4 - счастье жителей, помощь в решении семейных, личностных проблем, помощь в поиске смысла жизни (психологические аспекты); 5 - здоровье жителей, профилактика заболеваний, решение экологических проблем (медицина).
Сейчас мы разобьёмся на команды в соответствии с перечисленными программами, попробуем составить такие программы и посмотрим далее, что у нас получится, т.е. сможем ли мы разбудить жителей города. Но при этом мы должны выполнить важно условие: если хотя бы одна из программ вообще никем не будет разрабатываться, то спящие жители даже и слушать нас не захотят, не то, чтобы просыпаться».
2. Ведущий кратко записывает на доске названия программ (порядок, управление, экономика, счастье людей, здоровье). Далее он предлагает поднять руки тем участникам, которые хотели бы поработать над первой программой (порядок), и выписывает количество желающих на доске. После этого - желающих поработать над второй программой и т.д. Если окажется, что для какой-то программы желающих вообще не найдется, то нужно будет напомнить о том, что в этом случае игры не получатся.
3. Далее ведущий рассаживает все команды за отдельные столы и дает следующее задание: «В течение 10-15 минут каждая группа должна на листочке определить 5 основных дел для реализации своей программы. Сначала можно выписать не 5, а больше таких дел, но потом в процессе группового обсуждения необходимо оставить только 5 самых важных направлений работы. При этом все выделенные дела (направления работы) обязательно должны быть реалистичными, т.е. необходимо учитывать реальную ситуацию (примерно такую же, как в вашем городе на данный момент...). Желательно, чтобы предлагаемые программы поменьше напоминали то, что предлагают обычно так называемые экономические и политические лидеры, т.е. постарайтесь предложить более толковые программы... После этого каждая группа должна будет определить, кто из ее участников выступит от имени данной группы (представит разработанную программу) и ответит на вопросы остальных участников игры».
4. Участники приступают к работе. Некоторое время ведущий не вмешивается в обсуждения и лишь отвечает на уточняющие вопросы, а далее все чаще и чаще напоминает участникам об истекающем времени и что в каждой группе должен быть выбран докладчик (или два докладчика), которые представили бы свой проект программы.
5. Наконец, докладчики от каждой группы представляют свои программы и отвечают на вопрос. Чтобы данный этап проходил интереснее, ведущий также должен быть готов задавать вопросы в случаях, если учащиеся вдруг растеряются и перестанут задавать свои вопросы докладчикам. Поэтому ведущему предварительно следует заготовить небольшой перечень острых вопросов для каждой группы. На данном этапе особенно важно поддерживать высокую динамику обсуждения. Опыт проведения данной игры показал, что учащиеся проводят обсуждение достаточно серьезно и заинтересованно. Например, многие программы часто оказывались мало реалистичными из-за «проблем с финансированием» или из-за «слабой подготовки кадров»...
6. При подведении общего итога все участники сами должны определить по каждой группе, насколько предложенные программы были продуманными, реалистичными, интересными и насколько удалось сделать эти программы не противоречащими друг другу... Если большинство программ удовлетворяют этим условиям, то можно сказать, что жители города если и не проснутся окончательно, то хотя бы приоткроют глаза и «потянутся»...
Эффект данной игры может быть усилен, если по ходу обсуждения снимать высказывания участников на видеокамеру, а после окончания игровой процедуры просмотреть видеозапись. Но при этом игру должны будут проводить уже два человека: ведущий и оператор, а время проведения игры (вместе с просмотром записи) может увеличиться до 1,5-2 часов.
Использование аппаратуры позволяет учащимся посмотреть на себя со стороны, оценить, насколько они хорошо осознали особенности профессиональной деятельности по обсуждаемой программе, насколько они вообще убедительны и т.д. Нередко использование видео заставляет многих участник действовать более ответственно (под всевидящим «оком камеры»), хотя может оказаться и так, что кто-то, наоборот, захочет покривляться перед видеокамерой... При этом надо быть готовым к тому, что в первые минуты просмотра видеозаписи учащиеся немного даже «подурачатся», ведь сам факт лицезрения себя на экране многих может удивить и поэтому ведущему следует спокойнее отнестись к бурному, эмоциональному просмотру игры в первые минуты демонстрации видеозаписи. Иногда даже рекомендуется использовать эти записи для повторного просмотра (через определенное время), когда первоначальные эмоции немного поутихнут.
Подарок
В данном игровом упражнении несколько необычным образом специально организуется обсуждение некоторых особенностей конкретной рассматриваемой профессии, что позволяет участникам лучше осознать специфические моменты данной профессиональной деятельности.
Упражнение проводится в круге. Количество участников: от 6-8 до 15-20. Время проведения: от 15-20 до 30-40 минут. Процедура включает следующие основные этапы:
1. Инструкции: «Представьте, что у нас есть общий друг (далее мы уточним, что это за друг), который пригласил нас всех на свой день рождения. Отказаться и не пойти никак нельзя. В течение 30 секунд каждый должен придумать, какой он сделает подарок своему другу. При этом важно выполнить три условия: 1 - подарок должен содержать намек на его профессию (далее мы уточним, что это за профессия); 2 - подарок должен быть "с изюминкой", т.е. быть веселым, необычным (предполагается, что друг - это человек с юмором, который может даже обидится, если ему подарят что-то обычное, т.е. как бы "откупятся" от него); 3 - подарок должен быть доступным Вам по цене. Вместе с группой ведущий определяет, что это за воображаемый друг. Определяется, мужчина это или женщина, примерный возраст и обязательно,— какая у него (нее) профессия».
2. Дается время (примерно 30 секунд), чтобы каждый придумал другу подарок.
3. После этого каждый по очереди кратко называет свой подарок. При этом ведущий (или любой участник) могут задавать иногда уточняющие вопросы. Например, какое отношение данный подарок имеет к профессии друга (одно из условий игры), сколько подарок будет стоить и т.п. Такие вопросы играют дополнительную активизирующую роль, поскольку заставляют участников более ответственно и обоснованно предлагать свои варианты подарков. Обосновывая свои варианты подарков, игрок вынужден соотносить их с особенностями рассматриваемой профессии и, таким образом, фактически раскрывать наиболее интересные элементы данного профессионального труда.
4. В конце игры определяется, чьи подарки оказались наиболее интересными.
Заметим, что и сам ведущий может назвать свой подарок, даже если окажется, что это будет не самый интересный вариант.
Можно предложить другой вариант проведения упражнения, когда участники разбиваются на небольшие команды (по 2—5 человек) и уже там обсуждают, что подарить другу. Далее выясняется, подарок какой команды оказался удачнее.
Аналогично можно организовать игровые упражнения «Маскарад» и «Любимое блюдо». В игре «МАСКАРАД» участники придумывают наиболее интересный и необычный маскарадный костюм для заранее определенной профессии. Например, для профессии коммерсант это может оказаться костюм в виде изящного галстука «в клеточку...», для профессии экономист — костюм «деревянного рубля», для профессии телохранитель — «кепка нулевого размера», для профессии президент — «рог (рога) для произнесения тостов за здоровье русского народа» и т.п. Важно при этом суметь обосновать, почему именно такой костюм больше всего подойдет для данной профессии.