Программа Н. Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 15:49, контрольная работа

Описание работы

За последние годы ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Ростовской академии медицинских наук, физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь 10%. По распространенности хронических заболеваний у детей 4-7 лет первое место занимают болезни костно-мышечной системы (сколиоз, плоскостопие). Понимая огромный объем ответственности, возложенной на педагогов, работники МДОУ стали создавать свои системы физкультурно-оздоровительной работы.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………………3
Программа Н.Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста», её отличия от других программ………5
Структурно-содержательная характеристика программы………………………………….7
Особенности организации работы физкультурного руководителя МДОУ.
Планирование………………………………………………………………………………….9
Формы работы по физическому воспитанию……………………………………………….17
Заключение…………………………………………………………………………………….21
Список использованной литературы………………………………………………………...22
Приложение……………………………………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

Программа Н.Н. Ефименко.docx

— 151.94 Кб (Скачать файл)

 

Контрольная работа

 

Учебная дисциплина: МФВ и развитие детей

 

 

 

Тема: Программа Н. Н. Ефименко

«Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………3

Программа Н.Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста», её отличия от других программ………5

Структурно-содержательная характеристика программы………………………………….7

Особенности организации работы физкультурного руководителя МДОУ.

Планирование………………………………………………………………………………….9

Формы работы по физическому воспитанию……………………………………………….17

Заключение…………………………………………………………………………………….21

Список использованной литературы………………………………………………………...22

Приложение……………………………………………………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Здоровье детей - это будущее нашей страны» - в последнее время часто приходится слышать и говорить. А сегодня, в эпоху XXI века, проблема здоровья актуальна, как никогда. И это понятно, поскольку стране нужны личности здоровые, гармонически развитые, активные, творческие.

За последние годы ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. По данным НИИ гигиены  и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Ростовской академии медицинских наук, физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь 10%. По распространенности хронических заболеваний у детей 4-7 лет первое место занимают болезни костно-мышечной системы (сколиоз, плоскостопие). Понимая огромный объем ответственности, возложенной на педагогов, работники МДОУ стали создавать свои системы физкультурно-оздоровительной работы.

В соответствии с Типовым  положением о дошкольном образовательном  учреждении каждое ДОУ может выбирать комплексную программу, а каждый педагог - специализированную.

И вот поиск новых перспективных  направлений в оздоровлении детей  привел нас к авторской программе  совершенно нового методического уровня научно обоснованной системы физического  оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей - «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» Николая Николаевича Ефименко. Реализуя эту программу, наш коллектив стал тесно сотрудничать с автором. Пришлось посмотреть на привычные догмы, существующие в физвоспитании, совершенно по-иному и согласиться с утверждением автора, что «в природе уже давным-давно все есть - необходимо лишь понять ее секреты и использовать в своей педагогической деятельности». Н.Н. Ефименко видоизменил структуру основных движений, учитывая, что ни одного этапа двигательного развития новорожденного игнорировать нельзя, поскольку в природе нет ничего лишнего, а предыдущий вид движения предопределяет следующий.

Оздоровительная направленность занятий по этой программе заложена автором уже в самой логике чередования основных двигательных режимов: от лежачего к прыжковому.

В первые годы жизни ребенок  развивается очень быстро. Ни в  один из последующих периодов жизни он не приобретает так много, как в это время. А так как ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, то благодаря педагогической заповеди «играя - оздоравливать, играя - воспитывать, играя - развивать, играя - обучать» ребенок может получать радость от удовлетворения естественной потребности двигаться, от познания окружающего мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа Н.Н. Ефименко «Театр физического воспитания и  оздоровления детей дошкольного  и младшего школьного возраста».

Театр — игровая по форме новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей.

Коренные  отличия авторской системы выражаются в десяти заповедях двигательного развития дошкольников.

  1. «Следуй логике природы» (педагогика должна быть естественной, т.е. необходимо постепенное увеличение нагрузки от упражнений лежа к ходьбе, бегу, прыжкам).
  2. «Физическое воспитание дошкольников должно происходить по развивающейся спирали».
  3. «Педагогический спидометр, или о так называемых общеразвивающих упражнениях» (подбирай подготовительную часть в соответствии с «эволюционной гимнастикой»).
  4. «Деление занятия на три части должно быть не формальным, а по физиологической сути».
  5. «Театр физического воспитания дошкольников» (играя — оздоравливать, воспитывать, развивать, обучать).
  6. «Положительная светлая энергия радости и удовольствия» (физическое воспитание должно заряжать детей положительными эмоциями).
  7. «Двигательный портрет дошкольника "рисует" методика игрового тестирования».
  8. «Создай тренажеры сам».
  9. «Здоровье здоровых требует профилактики и коррекции».

10. «Через движение и игру — к воспитанию Человека будущего: комплексная педагогика жизни».

Автор видоизменил общепринятую структуру  основных движений, учитывая то, что ни одного этапа двигательного развития новорожденного игнорировать нельзя, поскольку в природе нет ничего лишнего, а предыдущий вид движений предопределяет последующий.

В соответствии с этим выделено восемь основных двигательных режимов (ОДР):

  1. плавательный,
  1. лежачий,                                                               
  1. ползательный,                                                       
  2. сидячий,                                                                     
  3. стоячий,                                                                      
  4. ходьбовой,                                                                                                                                                                                                                          
  5. лазательный,                                                             
  6. беговой,                                                                       
  7. прыжковый.                                                               

 

 

 

Структурно-содержательная характеристика программы.

Все многообразие физических упражнений Н.Н. Ефименко свел к условным ступеням двигательного  развития.

  1. Упражнения в воде (плавание).
  2. Упражнения в положении лежа на спине.
  3. Упражнения в положении лежа на боку.
  4. Упражнения в положении лежа на животе.
  5. Переворачивания со спины на живот и наоборот, разворачивания.
  6. Ползание по-пластунски различными способами.
  7. Упражнения на месте в положении на четвереньках: низких, средних, высоких.
  8. Ползание на четвереньках (низких, средних, высоких) на месте и в движении.
  9. Упражнения в положении сидя: на месте, в движении.

10. Упражнения в положении на коленях (низких, средних, высоких) на месте и в движении.

  1. Упражнения в позе стоя (на двух ногах, на одной).
  2. Упражнения в ходьбе.
  3. Упражнения в лазанье.
  4. Беговые упражнения.
  5. Подскоки на месте и в движении.
  6. Прыжки в длину и в высоту с места.
  7. Прыжки в длину и в высоту с разбега.
  8. Многоскоки.

  19. Более сложные, спортивные упражнения, осваиваемые на кружковых и секционных занятиях.

В программе  изменена традиционная структура основных движений. Упражнения в положении сидя предлагается считать полноценным основным движением, таким же, как ходьба, бег. Упражнения в лазанье выделены в отдельный раздел и не объединены с упражнениями в ползании, поскольку Н.Н. Ефименко считает методически неверно объединять простые «пресмыкающиеся» виды движений, как ползание со зрелыми, более сложными «очеловеченными» движениями в лазанье. Из перечня основных движений изъято упражнение в равновесии, поскольку оно, по мнению автора, считается двигательным качеством, а не основным движением. Упражнения в метании заменены на более естественные и нужные в жизни ребенка и взрослого человека предметно-манипулятивные действия (поглаживание и ощупывание различных предметов, захватывание, поднимание, рассыпание, перекладывание предметов и т.д.).

Как утверждает автор: «В природе уже давным-давно есть все — необходимо лишь понять ее секреты и использовать в своей педагогической деятельности».

Поэтому биологическую основу новой  авторской системы составляют восемь «золотых» формул двигательного развития детей. Содержание их сводится к следующему:

  • любую форму двигательной активности детей разумно начинать из горизонтальных положений как наиболее естественных и постепенно усложнять к более вертикальным;
  • начинать упражнение в любом из исходных положений рациональнее с более низких поз;
  • начинать двигательную деятельность разумнее со сгибательных поз тела и конечностей («поза эмбриона»);
  • в любом положении упражнения должны выполняться «от темечка — к пяткам»;
  • все движения в конечностях сначала должны выполняться в крупных суставах, а затем в средних и мелких;
  • чем ниже положение ребенка, тем естественнее для него медленные и плавные движения, чем выше положение (ходьба, бег, подскоки, прыжки), тем более характерными должны стать относительно быстрые, «взрывные», ударно-баллистические движения;
  • чем ниже и горизонтальней положение тела ребёнка - тем более естественным для него является расслабленный режим упражнений, чем выше и вертикальней положение тела по отношению к опоре - тем более напряжённым должен быть режим мышечной деятельности.
  • для крупных мышечных массивов (спины, живота, плеч, бедер) естественны медленные движения, а для мелких мышц подходят быстрые и взрывные.

Особенности организации  работы физкультурного руководителя МДОУ. Планирование.

Из 2 авторской заповеди следует, что физическое воспитание детей должно исходить по развивающейся спирали!


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор делит всю систему планирования на 2 составляющих:

  1. БОЛЬШОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (БП) - это стратегическое планирование на протяжении многих месяцев и даже лет, в реальной педагогике это соответствует в детском саду – календарному циклу.
  2. МАЛОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ (МП) – отвечает за содержание одного или нескольких занятий по физической культуре.

 

«БОЛЬШОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»

  Принципы большого планирования.

  • КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ.

Предполагает следующее: чем меньше возраст ребёнка, тем меньше количество упражнений из каждого ОДР (основного двигательного режима) должно быть задействовано в течение года. Например: на 1 году жизни ребёнок должен освоить 3-4 вида ползания. И наоборот, чем старше ребёнок, тем больше количество упражнений из каждого ОДР должно быть задействовано в течение учебного года. Например: на 5 году жизни дети должны освоить 14 видов ползания.

 

  • КАЧЕСТВЕННЫЙ.

     Он предполагает: чем меньше возраст ребёнка, тем более лёгкими и доступными должны быть осваемые упражнения. Например, в ползании дети 1-2 года жизни должны немного передвигаться на животе, супоня руками и ногами, принимать позу на низких четвереньках, выполняя в этой позе различные движения головой, а так же руками, немного передвигаться на низких четвереньках. И наоборот, чем старше возраст ребёнка, тем сложнее должны быть упражнения в каждом ОДР. Например, в подготовительной группе уже необходимо практиковать такие ползательные движения как:

  • Ползание на высоких четвереньках ягодицами вперёд




 

  • Бег на высоких четвереньках




 

  • Ползание на задних низких четвереньках с переносом предмета





 

 

  • Ползание в парах

Информация о работе Программа Н. Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста»