Программа Н. Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 15:49, контрольная работа

Описание работы

За последние годы ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Ростовской академии медицинских наук, физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь 10%. По распространенности хронических заболеваний у детей 4-7 лет первое место занимают болезни костно-мышечной системы (сколиоз, плоскостопие). Понимая огромный объем ответственности, возложенной на педагогов, работники МДОУ стали создавать свои системы физкультурно-оздоровительной работы.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………………3
Программа Н.Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста», её отличия от других программ………5
Структурно-содержательная характеристика программы………………………………….7
Особенности организации работы физкультурного руководителя МДОУ.
Планирование………………………………………………………………………………….9
Формы работы по физическому воспитанию……………………………………………….17
Заключение…………………………………………………………………………………….21
Список использованной литературы………………………………………………………...22
Приложение……………………………………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

Программа Н.Н. Ефименко.docx

— 151.94 Кб (Скачать файл)




 

 

  • ПРИНЦИП  ПОВТОРНОСТИ.

Сама форма спирали  планирования предполагает в каждом возрастном витке повторение пройденного  материала на наиболее высоком методическом  уровне.

Весь учебный год следует  разбить на 4 основные сезонные циклы (осень, зима, весна, лето).

Автор предлагает в каждом календарном цикле, педагог должен прокрутить с детьми 8 основных двигательных режимов:

    1. «лежачий»
    2. ползательный
    3. «сидячий»
    4. стоячий
    5. ходьбовый
    6. лазательный
    7. беговой
    8. прыжковый

 

  • ЭВОЛЮЦИОННЫЙ - как основополагающий  принцип в теории и практике физической культуры.

Он предполагает естественную сменяемость основных движений  в учебном процессе в детском саду: от лежаче-ползательных двигательных действий в начале занятия.

 


Простая арифметика – 24 занятия  за 1 цикл, 8 двигательных режимов (24 разделить  на 8 -  примерно по 3 занятия по физической культуре).

Следующий цикл, например зимний, снова начнётся с «лежачего» ОДР, но наиболее высоком по сложности уровне.


 

 

 



 

 



  • СТУПЕНЧАТЫЙ.

Предполагает, что  каждый новый цикл будет начинаться с лежания и далее ползания, а завершаться  бегом и прыжками. Но всякий раз будет происходить  ступенчатое повышение нагрузки в каждом ОДР.

Весь учебный год, как  и в большом спорте, имеет смысл  разделить на периоды,  привязав их к календарным циклам:

  1. Осенний цикл (сентябрь, октябрь, ноябрь) – подготовительный.
  2. Зимний цикл (декабрь, январь, февраль) – подводящий.
  3. Весенний цикл (март, апрель, май) – основной или соревновательный.
  4. Летний цикл (июнь, июль, август) – период совершенствования.

Совершенствовать те базовые  навыки в каждом ОДР, которые наработали в течение учебного года.


 

  • ВОЗРАСТНОЙ.

Чем меньше возраст  детей (1-3 года), тем более значимыми  на физической  культуре должны стать  для них лежаче-горизонтированные  основные двигательные действия  - первые 3 ОДР. И наоборот, чем старше возраст  ребёнка (5-7 лет), тем более актуальными для него физической культуре становятся вертикализованные, функциональные, тренировочные упражнения ОДР: ходьба, бег, прыжки!!!

Для малышей характерным  должен стать воляво-стиль  или  партерная гимнастика. 

 

  • КАЛЕНДАРНЫЙ.

Предполагает,  что осенью во всех возрастных группах  на занятиях по физической культуре должны преобладать лежаче-горизонтированные  ОДР.  Весной же, особенно ближе к  лету, на физической культуре должны преобладать  вертикализованные ОДР: лазательный, беговой, прыжковый.

Условно можно назвать  осенний квартал – подготовительным, зимний – подводящим, весенний – закрепляющим,  летний - период совершенствования.

 

  • ВНУТРИЦИКЛОВОЙ.

Предполагает,  что в первый месяц каждого  цикла, например в декабре, во всех возрастах  должны преобладать разгрузочные горизонтированные  двигательно-игровые действия. И, наоборот,  в последнем месяце каждого цикла во всех возрастах на физической культуре уже должны преобладать более вертикализованные ОДР, особенно беговой и прыжковый.

В течение цикла для  младшей группы  необходимо провести 5 занятий лежаче-горизонтированных  и 1 прыжковое.

В подготовительной группе наоборот -  1 занятие в лежаче-горизонтированном  ОДР и 5 занятий в прыжковом.

 

Документом «большого планирования» является:

 

 

ПЛАН-ГРАФИК ЗАНЯТИЙ  ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВИДЕ «БОЛЬШОГО  КРУГА» ЕФИМЕНКО И ВЛАДИМИРОВОЙ.

 

 

Преимущества  данного документа:

  1. Компактность (помещается на 1 листе формата А4);
  2. В нём представлены все возрастные группы: от ясельной до подготовительной.
  3. Представлен весь учебный год с сентября по май.
  4. Предполагает цветовое интонирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

Устройство  «БОЛЬШОГО  КРУГА»

 

  1. Сердцевина – это циклы или времена года (осень, зима, весна, лето).
  2. Чуть больше сердцевины – месяцы каждого цикла на весь учебный год.
  3. Порядковый номер недели в каждом месяце.
  4. По внешнему периметру «большого круга» идёт нумерация по каждому циклу.
  5. Возраста представлены от сердцевины, где ясельная группа до подготовительной  расположены по внешнему контуру.
  6. Весь круг делиться на 4 дольки, соответствующие календарным циклам.
  7. Летний оздоровительный период находиться особняком представленном в отдельном виде.
  8. Римские цифры означают порядковый номер основного двигательного режима, которые описаны в левом нижнем углу документа.
  9. Каждый основной двигательный режим отделён от другого жирной перемычкой.
  10. В левом верхнем углу написано: «Утверждаю» для подписи руководящего учреждением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«МАЛОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»

Документами «малого планирования» автор предлагает считать:

 

  • план-конспект занятия по физической культуре.

По  мнению автора, нет никакого  смысла формировать цель на каждое занятие. Цель физического воспитания постоянная и единая для всех возрастных групп, заключается она в следующем: «используя огромные возможности физической культуры содействовать воспитанию здоровой, всесторонне развивающей и гармоничной личности!»

Задачи занятия:

  • оздоравливающие:
  • содействие разумному физическому развитию ребёнка, повышение  общей жизнестойкости организма;
  • предупреждение и преодоление различных отклонений в двигательном развитии и здоровье детей.
  • воспитательные:
  • воспитание личностных качеств будущих Человеков Земли.
  • развивающие:
  • развитие необходимых двигательных качеств.
  • обучающие:
  • содействие естественному формированию основных движений у детей  и организация условий для их совершенствования.

 

  • авторский план-сценарий по физической культуре.

Каждый план-сценарий  начинается с «шапки», в которую обязательно включается следующее:

  • указание формы физического воспитания дошкольников,
  • указание возрастной группы, в которой будет проводиться данное занятие,
  • название БТИ (большой тематической игры),
  • название СМИ (ситуационной мини – игры),
  • указание ОДР (основного двигательного режима),
  • сценарий сказки с упражнениями, каждое из которых имеет своё  определённое название.

 

  • сокращённый план-сценарий в виде рисунков-упражнений.

 

  • план-сетка Н. Моги.

 

 

 

 

Формы работы по физическому  воспитанию.

К формам работы по физическому  воспитанию по программе Н.Н. Ефименко относятся:

    • Утренняя гимнастика пробуждения после ночного сна, проходящая на индивидуальных ковриках, начинающаяся с положения лёжа.
    • Гимнастика пробуждения после дневного сна, проходящая в условиях спальни, на кровати.

В гимнастике пробуждения  не следует делать:

      • спрыгивать с возвышенности на жёсткую опору,
      • выполнять многоскоки,
      • прыжки в длину и высоту с разбега,
      • прыжки с места,
      • стремительный бег с ускорением,
      • упражнения с внутренним натуживанием.

Целью гимнастики пробуждения после дневного или ночного сна является: создание таких двигательно-игровых условий, при которых дети смогли бы естественным образом перейти из состояния сна, покоя – в состояние оптимальной психофизической готовности!

    • Физкультурные занятия в зале и на улице в виде «физкультурной сказки» с двигательно-игровыми упражнениями.

Автором введено новое  педагогическое понятие «Физкультурная сказка», напоминающая педагогический спектакль, сюжетно-ролевое действие, где педагог – режиссёр,  а дети являются актёрами, обязательно имеются сценарии. Физкультурные занятия - основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям.

Прежде всего, нами был составлен перечень Больших Тематических Игр (БТИ) - перспективных игровых направлений, которые будут реализовываться в течение года:

    • «В мире животных»,
    • «Мир путешествий»,
    • «В мире сказок»,
    • «Мир вокруг нас»,
    • «Времена года» и т.д.

Каждая БТИ подразделяется на несколько ситуационных мини-игр (СМИ).

СМИ - это тема отдельного занятия, отдельная «физкультурная сказка», которая состоит из упражнений, имеющих образное название. Эти упражнения вызывают у детей ассоциации и  заставляют играть внутренне избранный  образ. Толчком к возникновению  ассоциаций служит также подготовленное определенным образом игровое пространство, которое создается небольшими штрихами - атрибутами:

    • «морское путешествие» - якорь, штурвал;
    • «магазин игрушек» - кукла, мишка;
    • «подводное царство» - голубая ткань, силуэты рыб и т.д.

Игровое пространство, наполненное  атрибутикой, авторским текстом  и соответствующей музыкой помогает решать на занятии задачи не только физического плана, но и

заряжать детей положительной  светлой энергией радости и удовольствия. Вместе с выполнением двигательных задач дети получают знания о животных, временах года, профессиях и т.д., а также основные представления об этике, эстетике, морали. В плане-конспекте обязательно указывается преобладающий основной двигательный режим (ПОДР), т. е. отдается преимущество - лежачим, беговым или всем режимам «Полный круг».

    • Физкультминутки.

Они имеют преимущественное значение в старших группах детского сада, включаются в занятия и между двумя занятиями как момент активного отдыха и восстановления работоспособности детей.

  • Забавные физкультурники – это отдельные игровые упражнения, не связанные сюжетом, с юмористическими названиями, которые реализуются в соответствии с восьмью «золотыми формулами» двигательного развития ребёнка. Их можно применять в виде утренней гимнастики после ночного сна, в качестве физминутки, физкультпаузы.
    • Физкультпаузы.
  • Физкультурные развлечения. По мнению автора, физкультурные развлечения лучше всего проводить в летнее время – это свобода двигательной деятельности, игра, эмоции, - и всё происходит  на фоне природы! В этот  период игровой, развлекательный стиль становится ведущим в работе  физкультурного руководителя. В проводимых в игровой форме физкультурных развлечениях физкультурный руководитель ненавязчиво, незаметно для детей создаёт такие условия, в которых малыши смогли бы реализовать, закрепить все освоенные за год двигательные качества, умения и навыки. Игры проводятся на улице в вертикализованных позах – стоя, в ходьбе, равновесии, лазании, беге подскоках, прыжках.
  • Одной из форм работы с детьми является горизонтальный пластический балет — «Пластик-шоу», где все упражнения выполняются из положения лежа. В программе дан его конспект и представлены методические разработки различных занятий.

 

Поскольку классическая музыка несет в себе оздоровительно-профилактическую направленность, она должна звучать в дошкольном учреждении и утром и после дневного сна. Музыку на занятии по физической культуре рекомендуется использовать частично: в начале занятия — тихая, спокойная мелодия; для повышения внимания детей — с постепенным увеличением громкости; во время «финального пика» — громкая по звучанию, а в конце занятия — снова тихая.

Информация о работе Программа Н. Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста»