Программа «Здоровье» дошкольного образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 16:26, практическая работа

Описание работы

Разрабатывая программу «»Здоровье» на 2013-2018 год, мы стремились к тому, чтобы разработанная нами система оздоровительной работы с детьми, включающая, в том числе и инновационные формы и методы, органически входила в жизнь ДОУ, не заорганизовывала бы детей, сотрудников, родителей, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям.
Программа определяет основные направления оздоровления детей в ДОУ, задачи, а также пути их реализации.

Содержание работы

Пояснительная записка 3
Концепция программы "Здоровье" и её основные направления 6
Структура двигательного режима детей 7
Система адаптации детей и семьи к детскому саду 9
Модель стратегии и тактики работы воспитателя с родителями 10
Анкета для родителей 11
План мероприятий по снижению заболеваемости в ДОУ 12
Система оздоровительной работы 14
План лечебно-оздоровительных мероприятий 17
Система методов и средств, основные мероприятия
физкультурно – оздоровительной работы с детьми 19
Система закаливания с учетом времени года 22
Методика физкультурно – оздоровительной работы 24
Оздоровительные игры 26
Методика проведения точечного массажа
«Гимнастика маленьких волшебников» 27

Файлы: 1 файл

zdorov._e-cheremhovskij-detskij_.docx

— 195.21 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа

«ЗДОРОВЬЕ»

муниципального казенного дошкольного  образовательного  учреждения

  «Черемховский детский  сад»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013

 

Оглавление

 

 

Пояснительная записка

Разрабатывая программу «»Здоровье» на 2013-2018 год, мы стремились к тому, чтобы разработанная нами система оздоровительной работы с детьми, включающая, в том числе  и инновационные формы и методы, органически входила в жизнь ДОУ, не заорганизовывала бы детей, сотрудников, родителей, имела связь с другими видами деятельности, и,  самое главное,  нравилась бы детям.   

      Программа  определяет основные направления  оздоровления детей в ДОУ, задачи, а также пути их реализации.

      Актуальность разработки  программы

             Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья – не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Стало очевидно, что без формирования у людей потребности в сохранении и укреплении своего здоровья, задачу не решить.

    Мы считаем, что  проблема оздоровления детей  не компания одного дня деятельности  и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная  работа всего коллектива образовательного  учреждения на длительный срок.

   Возможность постоянного поиска путей укрепления здоровья детей, формирование у них основ здорового образа жизни, разностороннего развития двигательных способностей убеждает в том, что  не полностью реализуется оздоровительное влияние физического воспитания, естественных факторов природы на организм ребенка. Поэтому актуален поиск новых средств сохранения и укрепления здоровья детей.

В результате этого в ДОУ  разработана программа “Здоровье” на 2013-2017 годы и приложения к ней.

       Для реализации программы в  детском саду имеются следующие  условия:

  • физкультурный зал, который оборудован необходимым инвентарём;
  • медицинский кабинет;
  • музыкальный зал;
  • имеется картотека подвижных игр с необходимыми атрибутами;
  • имеется методический материал  для развития основных видов движения, физкультминуток и пальчиковых игр;
  • в каждой возрастной группе имеются спортивные уголки, где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;
  • закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных  и музыкальных занятиях, других режимных моментах;
  • закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;
  • постепенно расширяются зоны воздействия и увеличивается время проведения закаливающих процедур.

         Концепция программы

       Здоровье  детей дошкольного возраста социально  обусловлено и зависит от таких  факторов, как состояние окружающей  среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания  ребенка в семье, в образовательном  учреждении. Значимыми факторами, формирующими  здоровье детей, является система  воспитания и обучения, включая  физическое воспитание, охрану психического  здоровья, а также организация  медицинской помощи. Начинать формировать  здоровье нужно в детстве, когда  наиболее прочно закладывается  опыт оздоровления, когда стимулом  является природное любопытство  ребенка, желание все узнать и  все попробовать, возрастная двигательная  активность и оптимизм.

      Укрепление  здоровья детей должно стать  ценностным приоритетом всей  воспитательно-образовательной работы  ДОУ: не только в плане физического  воспитания, но и образования  в целом, организации режима, лечебно-профилактической  работы, индивидуальной работы по  коррекции, личностно-ориентированного  подхода при работе с детьми,  вооружение родителей основами  психолого-педагогических знаний, их  валеологическое просвещение. Особенностью  организации и содержания воспитательно-образовательного  процесса должен стать валеологический  подход, направленный на воспитание  у дошкольника потребности в  здоровом образе жизни.

Основные принципы программы:

    1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
    2. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
    3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
    4. Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья.
    5. Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

 

Цель программы:

 

Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей посредством создания условий для совместной деятельности медицинских, педагогических работников и семьи; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

 

Задачи:

 

  • Обеспечить условия для сохранения, укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их возрастными особенностями.
  • Создать программно-методическое обеспечение педагогического процесса, соответствующее современным требованием и возрасту детей.
  • Внедрять здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
  • Создавать оздоровительный микроклимат, соответствующую предметную среду и соответствующую двигательную активность ребёнка.
  • Организовать консультативную помощь родителям по вопросам физического воспитания и оздоровления детей.
  • Воспитывать потребность вести здоровый образ жизни.

 

Направления работы:

 

  • Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
  • Решение оздоровительных задач средствами физкультуры.
  • Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, критериев здоровья методами диагностики.
  • Обеспечение благоприятного течения адаптации.
  • Изучение передового педагогического и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик.
  • Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.
  • Профилактическая работа по предупреждению инфекционных заболеваний.

 

Ожидаемые результаты:

 

  • Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье.
  • Формирование у дошкольников основ валеологического сознания, потребности заботиться о своём здоровье.
  • Обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей.
  • Повышение уровня адаптации к современным условиям жизни.
  • Улучшение соматических показателей здоровья дошкольников, снижение  уровня заболеваний.

 

Объект программы:

 

  • Дети дошкольного возраста;
  • Семьи детей, посещающих МКДОУ «Черемховский детский сад»;
  • Педагогический коллектив и медицинская сестра  МКДОУ;
  • Черемховская ОВП.

 

Сроки реализации программы – 2013-2018 год.

 

Нормативно-правовое обеспечение программы:

 

  • ФЗ «Об образовании» с учетом изменений, внесенных ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ, вступивших в силу с 1 января 2005 г;

 

  • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные  приказом Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 года №655            «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;  

 

  • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы утвержденная распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011 г. № 163-р.;

 

  • План действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 гг., утвержденный Распоряжением Правительства РФ от  07.09.2010  № 150–р;

 

  • Постановление от 22 июля 2010г. № 91 об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
  • Примерная основная общеобразовательная  программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой;
  • Устав образовательного учреждения;
  • Программа развития МКДОУ «Черемховский детский сад» на 2013-2018 год.

 

 

Концепция программы "Здоровье" и её основные направления

 

 

 

Цель деятельности

 

Сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

 

Основные направления программы.

   

Профилактическое.

 

1.Обеспечение благоприятного  течения адаптации;

2.Выполнение санитарно-гигиенического  режима;

3.Предупреждение острых  заболеваний и невротических  состояний методами неспецифической  профилактики.

4.Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

 

Организационное.

 

1.Организация здоровьесберегающей  среды в ДОУ;

2.Определение показателей  физического развития, двигательной  подготовленности, объективных и  субъективных критериев здоровья  методами диагностики;

3.Составление индивидуальных  планов оздоровления;

4.Изучение передового  педагогического, медицинского и  социального опыта по оздоровлению  детей, отбор и внедрение эффективных  технологий и методик;

5.Систематическое повышение  квалификации педагогических и  медицинских кадров;

6.Пропаганда ЗОЖ и методов  оздоровления в коллективе детей  родителей, сотрудников.

 

Объекты программы

 

Дети дошкольного образовательного учреждения.

 

 

Семьи детей, посещающих образовательное учреждение.

 

Педагогический коллектив образовательного учреждения.

 

 

 

 

 

Основные принципы программы

 

Принцип научности подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспит. процесса.

Принцип активности сознательности - участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

Принцип адресованности и преемственности поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития и состояния здоровья

Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение помощи и поддержки

 

Реализуемые программы и технологии

 

Примерная

основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Веракса, Т.Комарова

 

Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста

 

Программы ДОУ:

-Программа развития на 2013-2018 г.;

-Программа адаптации  ребенка и семьи к детскому  саду;

 

Формы взаимодействия.

 

Занятия. Прогулки, походы.

 

Совместные досуги с родителями и младшими школьниками.

 

 

 

Спортивные праздники и развлечения.


 

Структура  двигательного  режима  детей

 

 

 

Формы организации

 

Особенности организации

 

1

 

Физкультурно-оздоровительные мероприятия

 

1.1

 

1.2

 

 

1.3

 

 

 

1.4

 

 

1.5

 

 

 

1.6

 

 

1.7

 

 

1.8

 

Утренняя гимнастика

 

Двигательная разминка.

 

 

Физкультминутка.

 

 

 

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

 

Оздоровительный бег.

 

 

 

Индивидуальная работа по развитию движений.

 

Прогулки-походы, экскурсии

 

 

Гимнастика после дневного сна в сочетании с воздушными ваннами, дыхательной гимнастикой и точечным массажем.

 

Ежедневно на открытом воздухе или в зале.

Ежедневно во время перерыва между занятиями

 

Ежедневно по мере необходимости в зависимости от вида и содержания занятий.

 

Ежедневно, во время утренней прогулки

 

Два раза в неделю, подгруппой по 5-7 человек, в конце  утренней прогулки. Длительность - 3-4 минут

Ежедневно, во время вечерней прогулки.

 

Один раз в месяц

 

 

Ежедневно, в групповых  и спальных комнатах, в зале.

 

 

 

 

2

 

Образовательная деятельность

 

2.1

 

2.2

 

По физической культуре.

 

Музыка

 

Три раза в неделю (одно на улице) Два раза в неделю (музыкально-ритмические движения)

 

3

 

Самостоятельная двигательная деятельность

 

3.1

 

Самостоятельная двигательная деятельность.

Ежедневно, в помещении и на открытом воздухе. Длительность зависит от индивидуальных особенностей детей.

 

4

 

Физкультурно-массовые занятия

 

4.1

 

4.2

 

4.3

 

Неделя здоровья (каникулы).

 

Физкультурный досуг.

 

Спортивный праздник.

 

Два раза в год.

 

Один раз в месяц.

 

Два-три раза в год, в помещении и на открытом воздухе.

 

 

5

 

Совместная физкультурно-оздоровительная работа

детского сада и семьи

 

5.1

 

5.2

 

 

5.3

 

Домашние задания.

 

Физкультурные занятия детей совместно с родителями.

 

Участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе детского сада.

 

Определяются воспитателями

 

По желанию родителей.

 

 

Во время подготовки и проведения физкультурных праздников, досугов, туристических походов, посещения открытых занятий.

Информация о работе Программа «Здоровье» дошкольного образовательного учреждения