Программа «Здоровье» дошкольного образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 16:26, практическая работа

Описание работы

Разрабатывая программу «»Здоровье» на 2013-2018 год, мы стремились к тому, чтобы разработанная нами система оздоровительной работы с детьми, включающая, в том числе и инновационные формы и методы, органически входила в жизнь ДОУ, не заорганизовывала бы детей, сотрудников, родителей, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям.
Программа определяет основные направления оздоровления детей в ДОУ, задачи, а также пути их реализации.

Содержание работы

Пояснительная записка 3
Концепция программы "Здоровье" и её основные направления 6
Структура двигательного режима детей 7
Система адаптации детей и семьи к детскому саду 9
Модель стратегии и тактики работы воспитателя с родителями 10
Анкета для родителей 11
План мероприятий по снижению заболеваемости в ДОУ 12
Система оздоровительной работы 14
План лечебно-оздоровительных мероприятий 17
Система методов и средств, основные мероприятия
физкультурно – оздоровительной работы с детьми 19
Система закаливания с учетом времени года 22
Методика физкультурно – оздоровительной работы 24
Оздоровительные игры 26
Методика проведения точечного массажа
«Гимнастика маленьких волшебников» 27

Файлы: 1 файл

zdorov._e-cheremhovskij-detskij_.docx

— 195.21 Кб (Скачать файл)



 

 

 

 

Система закаливания с учетом времени года

факторы

мероприятие

Место в режиме дня

периодичность

дозировка

возраст

1,5-3

3-4

4-5

5-6

6-7

вода

Полоскание рта

После каждого приема пищи

Ежедн.3раза в день

50-70мл воды

t воды + 20

   

+

+

+

Полоскание горла

После сна

Ежедн.

50-70мл р-ра нач.t воды +36 до +20

   

+

+

+

Умывание

после каждого приема пищи, после прогулки

Ежедн.

t воды +28+20

+

+

+

+

+

 

 

воздух

Облегченная одежда

В теч.дня

Ежедн., в теч. года

-

+

+

+

+

+

Одежда по сезону

На прогулках

Ежедн., в теч. года

-

+

+

+

+

+

Прогулки на свежем воздухе

После занятий, после сна

Ежедн., в теч. года

От 1,5 до 4 ч, в зав. от сезона и погоды

+

+

+

+

+

Утрення гимнастика на воздухе

-

06-08

В зав.от возраста

+

+

+

+

+

Физкультурные занятия на воздухе

-

В теч.года

10-30мин., в зав. от возраста

+

+

+

+

+

Воздушные ванны

После сна

Ежедн., в теч. года

5-10мин., в зав. от возраста

+

+

+

+

+

На прогулке

06-08

-

+

+

+

+

+

Выполнение режима проветривания помещения

По графику

Ежедн., в теч. года

6 раз в день

+

+

+

+

+

Дневной сон с открытой фрамугой

-

Ежедн., в теч. года

t воздуха +15+16

   

+

+

+

Контрастные воздушные ванны

После сна

Ежедн., в теч. года

12-13мин. не менее 6 перебежек  по 1-1,5мин.

t воздуха +13+16

t воздуха +21+24

   

+

+

+

Дыхательная гимнастика

Во время утренней зарядки, на физкульт.

занятии, на прогулке, после сна

Ежедн., в теч. года

3-5 упражнений

   

+

+

+

солнце

Дозированные солнечные ванны

На прогулке

06-08 с учетом погод. условий

С 9-10 по графику

до 25 мин

 

+

+

   

до 30 мин

   

+

+

рецепторы

Босохождение по массажным дорожкам

После сна

Ежедн., в теч. года

3-5 мин

+

       

5-8 мин

 

+

     

8-10 мин

   

+

   

10-15 мин

     

+

 

15-20 мин

       

+




 

 

Особенности организации

физкультурно – оздоровительной  работы в детском саду.

 

 «В каких  бы условиях не воспитывался ребенок, ему необходимы средства для правильного развития движений: просторное помещение, пособия и предметы, побуждающие его к действию, подвижные игры, музыкальные занятия, а так же специальные занятия физической культурой» (К.Д.Губерт, М.Л.Рысс, 1981г.) 

Поэтому большое внимание в детском саду должно уделяется развитию ловкости, выносливости и силы. Здорового ребенка невозможно представить неподвижным. Основными средствами физического воспитания маленьких детей является правильное питание, широкое использование естественных факторов природы, хороший гигиенический уход, четко организованный режим дня, методически правильное проведение режимных моментов (кормление, сон, туалет), создание благоприятных условий для разнообразной деятельности и прежде всего для движений ребенка. Остановимся на значении физических упражнений. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывает мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов. Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Необходимая двигательная активность способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям. Работа мозга не отделима от работы физической, это доказано многими учеными античности и современности.

 

Методика физкультурно – оздоровительной работы.

 

1.Физические   упражнения в режиме дня.

Основная форма проведения – физкультурные занятия. Проводимые 3 раза в неделю.

 

2. Физкультурные  занятия, подвижные  игры и физические упражнения  на прогулке.

Физкультурные занятия в помещении включают в себя упражнения на развитие равновесия, лазания, метания в цель, а также упражнения статического характера (вися с опорой на одну или обе ноги, не продолжительное удержание позы в неподвижном состоянии и тп.).  В  конце физкультурного занятия обязательны упражнения на расслабление. Лучше всего организм восстанавливается , когда заторможенные центры энергично включаются в деятельность, а  активно действующие – переходят в пассивное состояние. Лучшим положением тела для этого процесса является горизонтальное, когда все функции снижены, расслаблены конечности и позвоночник и ребенок не затрачивает энергии для сохранения вертикального положения. Выполнение этих же упражнений с музыкальным сопровождением и закрытыми глазами дает еще более положительный эффект. «При физической нагрузке, в результате которой пульс ребенка учащается на 90-100% такая заключительная часть ведет к восстановлению организма к концу 1-2 минут после занятия» (Э.И.Ариговская, 1968г.)

В те дни когда должно быть физкультурное занятие  - подвижные игры и  физические упражнения   проводятся длительностью 10-15 минут. Во время второй прогулки их нужно планировать ежедневно, содержание – это материал  по развитию движений, освоенных на предыдущих занятиях, как правило  вначале организуются физические упражнения , а затем игра (прыжки , а затем  «Найди свой домик»). В сочетании  подвижных игр со спортивными  упражнениями порядок может быть обратным, чтобы разогреть детей ( игра, а затем упражнение). Не рекомендуется включать, особенно во вторую прогулку общеразвивающие упражнения, их достаточно много в недельном цикле, и они не вызывают сильного интере6са со стороны детей.

 

3.Утренняя  гимнастика.

Продолжительность 8-10 минут. Она включает  ходьбу, бег, прыжки, 6-8 общеразвивающих упражнений (с предметами или без), которые повторяются 6-12 раз. Один комплекс гимнастики проводится в течение 2 недель.

 

4. Физические упражнения после  сна.

Организм после сна требует медленного «пробуждения» и подготовки к активной деятельности. Поэтому после сна просто необходимо проводить упражнения, например способствующие формированию осанки, стопы, индивид.игры вс ракетками, мячиками, можно провести точечный массаж, самомассаж стоп, ленивую гимнастику, гимнастику после сна.  После воздушных ванн переходят к водным процедурам.

 

5.Физкультминутки.

Цель -  поддержание умственной работоспособности детей на достаточно высокой уровне. Продолжительность 2-3 минуты. Их проводят в момент, когда у детей снижается  внимание и наступает утомление (обычно 12-16 минута.)

 

6.Средства физкультуры между  непосредственно образовательной деятельностью.

Когда 2 занятия подряд носят малоподвижный характер (например: рисование и развитие речи) перерыв между ними заполняется движениями, которые проводятся организованно или самостоятельно. Это могут быть игры малой подвижности. В конце перерыва рационально провести минутку расслабления, после которой дети успокаиваются.

7.Физкультурные  досуги, праздники, дни здоровья.

Физкультурный досуг продолжительностью 30-45 минут организуется 1 раз в месяц  во второй половине дня. Он включает в свое содержание уже знакомые детям п/игры, упражнения, эстафеты, разнообразные движения. Досуг может иметь тематику, может объединять  детей разного возраста.

Физкультурные праздники, в которых участвуют несколько групп одного или разного возраста, проводятся не менее 2 раз в год. Они посвящаются сезонам или какой – либо тематике, как правило проводятся на воздухе в течение 1-1,5 часа.

Дни здоровья планируются 1 раз в квартал. Лучшее место поляна, луг, лес. В дни организации  данных мероприятий  физкультурные занятия не проводятся.

 

8. Оздоровительные мероприятия.

Это система закаливания основными природными факторами – солнце, воздух и вода. Если  такие природные факторы как солнце и воздух мы используем без особых усилий, то  закаливание водой требует особого подхода и зависит от состояния здоровья ребенка (основные требования приведены в таблице «Особенности закаливания с учетом времени года»)

 

 

 

 

Оздоровительные игры

Игра "Солнечные зайчики"

 

Дети встряхивают кистями рук (кисти в расслабленном состоянии) сверху вниз, словно обрызгивая друг друга. Представляют, как капельки воды, словно солнечные зайчики, блестят на солнце. Какого цвета эти солнечные зайчики? Куда летят брызги? Мысленно дети строят радугу из водяных капелек, любуются цветом и блеском. Тянут ладошки вверх к солнышку, представляя, как добрая сила вливается в них.

Цель: ощутить внутреннюю радость.

 

Игра "Птичка"

  1. Руки сложены ладошками перед грудью. Птичка в клетке бьется, пытаясь освободиться, - руки напряжены и с усилием двигаются то влево, то вправо.

Цель: воздействие на грудные железы помогает предотвратить образование мастопатии.

  1. "Птичка вырвалась на свободу". Тело в расслабленном состоянии, руки поднимаются вверх и, разъединившись в свободном парении, опускаются.

Манипуляция руками в свободном парении - в зависимости от фантазии ребенка.

Цель: почувствовать радость освобождения и полета.

 

X. Массаж  ног 

 И. п. - сидя по-турецки.

  1. Подтягивая к себе стопу левой ноги, ребенок разминает пальцы ног, поглаживает между пальцами, раздвигает пальцы. Сильно нажимает на пятку, растирает стопу, щиплет, похлопывает по пальцам, пятке, выпуклой части стопы, делает стопой вращательные движения, вытягивает вперед носок, пятку, затем похлопывает ладошкой по всей стопе. Словно вбивая пожелания, говорит: "Будь здоровым, красивым, сильным, ловким, добрым, счастливым!.." То же - с правой ногой.
  2. Поглаживает, пощипывает, сильно растирает голени и бедра. Делает пассовые движения поочередно над каждой ногой, "надевает" воображаемый чулок, затем "снимает его и сбрасывает", встряхивая руки.

Цель: воздействие на биологически активные центры, находящиеся на ногах. Прочистка энергетических каналов ног.

 

Игра "Покачай малышку"

Ребенок прижимает к груди стопу ноги, укачивает "малышку", касается лбом колена, стопы, поднимает "малышку" выше головы, делает вращательные движения вокруг лица.

Цель: развитие гибкости суставов, ощущение радости от гармоничного движения ног.

 

Методика проведения точечного массажа

«Гимнастика маленьких волшебников»

 

      Для того  чтобы точечный массаж не выполнялся  чисто механически, необходимо создать  соответствующий эмоциональный  настрой. Это легко сделать, например, предложив детям игру "Скульптор". В ней, опираясь на прошлый  опыт работы с глиной или  пластилином, можно дать возможность  ребенку творчески подойти к  процессу и почувствовать внутренний  настрой созданного образа. Заниматься  точечным массажем при создании  образа можно только "руками  любви", так как в этом случае  ответственность за эмоциональное  состояние полностью перекладывается  на подсознание дошкольника. У  него появляется доверие к  создателю образа - внутреннему Я.

      Данная игра является фрагментом авторского комплекса "Гимнастика маленьких волшебников", включающего в себя элементы психогимнастики в сочетании с точечным самомассажем. Точечный самомассаж - это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных и проприоцептивных точек и разветвлений нервов. Подобный массаж, оказывая возбуждающее или тормозящее влияние, при комплексном воздействии дает хорошие результаты, особенно в тех случаях, когда сочетается с "общением" со своим телом в игровой ситуации и мысленным проговариванием ласковых слов (милый, добрый, хороший). Точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Применяется чаще всего с целью улучшения протекания нервных процессов путем воздействия на некоторые активные точки. В основном это самомассаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице и ушах, а также на пальцах рук.

      Если боль  ощущается от легкого надавливания  пальцами, то следует массировать  активную точку пальцами правой  руки легко, быстро и поверхностно  по центробежной спирали - от себя  вправо (тонизирующее воздействие). Если же боль появляется только  от сильного нажатия на точку, то нужно оказать успокаивающее  воздействие, нажимая прямо на  эту точку со средней силой  большим пальцем правой руки, а затем растирать ее целенаправленно  по центростремительной спирали - от себя влево.

Информация о работе Программа «Здоровье» дошкольного образовательного учреждения