Программированное обучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 14:26, доклад

Описание работы

В необихевиористской концепции Б.Ф.Скиннера разрабатывается учение оперантного обуславливания, согласно которому утверждается значение эффекта подкрепления ожидаемой реакции как регулятора последующих поступков и действий, что приводит к новой системе понимания поведения в бихевиористской психологии по схеме отношений: «реакция—стимул» (R→S). Основным постулатом теории Б.Ф.Скиннера служит тезис о том, что результат предшествующего действия (вернее — его психологический эффект) влияет на последующее поведение.

Содержание работы

1 Теоретическая часть 3
1.1 Теория Скиннера и модель оперантного научения 3
1.2 Виды программирования 5
1.3 Основные формы программирования обучения 7
1.4 Обучающая программа 12
2 Практическая часть 14
2.1 Методика проведения теоретического занятия по дисциплине «Информационные системы в управлении учебным процессом » 14
2.2 Методика изложения нового материала 15
2.3 Методика проведения самостоятельной работы с использованием обучающей программы 22

Файлы: 1 файл

Програмированное обучение.docx

— 430.19 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА  РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Московский государственный  агроинженерный университет

имени В. П. Горячкина»

 

Кафедра: Педагогики и психологии

 

 

 

 

Доклад на тему:

«Применение программированного обучения при преподавании дисциплины «Информационные сети» и темы «Стек коммуникационных протоколов TCP/IP»»

 

 

 

 

                                                                  Выполнил: студент 55 группы

                                                                                   Ализода Азамат

                                                          Проверила: к.п.н. доцент

                                                                           Жукова Н.М. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

Содержание

 

1 Теоретическая часть 3

1.1 Теория  Скиннера и модель оперантного  научения 3

1.2 Виды программирования 5

1.3 Основные  формы программирования обучения 7

1.4 Обучающая  программа 12

2 Практическая часть 14

2.1 Методика  проведения теоретического занятия  по дисциплине «Информационные  системы в управлении учебным  процессом » 14

2.2 Методика  изложения нового материала 15

2.3 Методика проведения самостоятельной работы с использованием обучающей программы 22

Список использованных источников информации 26

 

 

  1. Теоретическая часть

1.1 Теория Скиннера и модель оперантного научения

Значительную  роль в формировании программированного обучения сыграл известный психолог Б.Ф.Скиннер, который в 1954 г. призвал педагогическую общественность повысить эффективность преподавания за счет управления процессом обучения, построения его в полном соответствии с психологическими знаниями о механизмах развития и функционирования интеллекта личности.

В необихевиористской концепции Б.Ф.Скиннера разрабатывается учение оперантного обуславливания, согласно которому утверждается значение эффекта подкрепления ожидаемой реакции как регулятора последующих поступков и действий, что приводит к новой системе понимания поведения в бихевиористской психологии по схеме отношений: «реакция—стимул» (R→S). Основным постулатом теории Б.Ф.Скиннера служит тезис о том, что результат предшествующего действия (вернее — его психологический эффект) влияет на последующее поведение. Следовательно, самим поведением можно управлять путем подбора определенных вознаграждений  (подкреплений)  верных действий, стимулируя, таким образом, дальнейшее поведение в ожидаемом русле.

Б.Ф.Скиннер и  его последователи выявили законы, по которым формируется поведение, и на их основе сформулировали законы научения:

1. Закон эффекта (подкрепления): если связь между стимулом и реакцией сопровождается состоянием удовлетворения, то прочность связей нарастает, и наоборот. Отсюда вывод: в процессе обучения нужно больше положительных эмоций. Однако в научных кругах существует и весьма обосновано мнение, что наиболее сильным стимулом к развитию действий являются негативные подтверждения, именно они стимулируют необходимость у ребенка в целях получения удовлетворения изменять алгоритм деятельности (в том числе и интеллектуальной и предметной).

2. Закон упражнений: чем чаше проявляется связь между стимулом и реакцией, тем она прочнее (все данные получены экспериментальным путем). Причем, необходимо отметить, что упражнения не есть зазубривание, является отработкой алгоритма деятельности. Соответственно они должны варироваться от самых простых, несущий репродуктивный результат к самым сложным, креативно сформированных.

3. Закон готовности: на каждой связи между стимулом и реакцией лежит отпечаток нервной системы в её индивидуальном, специфическом состоянии.

В данном случае речь идет о степени  готовности структур интеллекта при нимать предлагаемые формы и методы сложных прямых и обратных группировок, которые совершенно различно воспринимаются в разном возрасте в зависимости от «децентрации» и сформированности логических структур интеллекта.

В основу технологии программированного обучения Б.Ф.Скиннер положил два требования:

1) уйти от контроля и перейти к самоконтролю;

2) перевести педагогическую систему на самообучение учащихся.

Концепция. В основе концепции программированного обучения лежат общие и частные дидактические принципы последовательности, доступности, систематичности, самостоятельности. Эти принципы реализуются в ходе выполнения главного элемента программированного обучения — обучающей программы, представляющей собой упорядоченную последовательность задач. Для программированного обучения существенно наличие «дидактической машины (или программированного учебника). В этом обучении в определенной мере реализуется индивидуальный подход как учет характера освоения обучающимся программы. Однако главным остается то, что процесс усвоения, выработки умения управляется программой.

1.2 Виды программирования

 Различают  две основные формы программирования:

1) линейное;

2) разветвленное.

  В основе первой формы программирования лежит бихевиористское понимание научения как установления связи между стимулом и реакцией. Разработка линейных программ принадлежит самому Б.Ф.Скинеру: обучаемый знакомится с каждой порцией материала в заданной последовательности:

1 → 2 → 3 →  4 → ----- → n

Правильный шаг  обучающегося и этой форме обучения подкрепляется, что служит сигналом к дальнейшему выполнению программы. Как свидетельствует В. Оконь, линейная программа в понимании Б.Ф. Скнннера характеризуется следующим:

  • дидактический материал делится на незначительные дозы, называемые шагами (steps), которые учащиеся преодолевают относительно легко, шаг за шагом (step by step);
  • вопросы или пробелы, содержащиеся в отдельных рамках (frame) программы, не должны быть очень трудными, чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе;
  • учащиеся сами дают ответы на вопросы и заполняют пробелы, привлекая для этого необходимую информацию;
  • в ходе обучения учащихся сразу же информируют, правильны или ошибочны их ответы;
  • все обучающиеся проходят по очереди все рамки программы, но каждый делает это в удобном для него темпе;
  • значительное число указаний в начале программы, облегчающих получение ответа, постепенно ограничивается;
  • во избежание механического запоминания информации одна и та же мысль повторяется в различных вариантах в нескольких рамках программы.

Целью программированного обучения  является:

Оптимизация выстраивания и управления образовательным процессом  на базе метапредметного подхода и моделирования.

Задачи:

    • создать оптимальную среду для изучения дисциплин в логике программированного процесса.
    • Помочь учащимся ориентироваться в информационном потоке.
    • Выстроить образовательный процесс через имеющиеся программы на модельном основании с формированием алгоритма (стратегии) грамотного предметного и логического поведения.
    • Повысить уровень общей культуры, сформировать ключевые компетентности учащихся на пути их самореализации.

1.3 Основные формы программирования обучения

Линейная программа  как бы предполагает, что учащийся не сделает ошибки в ответе. В 1954 г. Б.Ф.Скиннер проверил свою программу на студентах университета и получил отрицательный результат. Линейная программа успеха не принесла. Это связано, прежде всего, с более высоким уровнем интеллекта студентов и потребностью у них в более разветвленных предметных действиях для дальнейшего развития. В школьной практике линейное программирование более эффективно в классах со среднем уровнем качества обученности, т.е. у детей, способных в большинстве случаев к репродуктивному мышлению.

Разработку разветвленной формы осуществлял другой представитель американской технологии программированного обучения — Норман А. Кроудер. В его схеме S — R — Р связи между стимулом, реакцией и продуктом осуществляются мыслительными операциями. Кроме того, он предполагал дифференцированный подход к



обучаемым. Разветвленная программа  может быть представлена следующим образом (см. схему).

В разветвленной  программе ответ используется главным образом для того, чтобы вести обучающегося дальше — по одному из разветвлений. Н. Кроудер. в отличие от Б.Ф.Скиннера, предполагает, что обучающийся может допустить ошибку и тогда надо дать ему возможность уяснить эту ошибку, исправить се, потренироваться для закрепления материала, т.е. в программе Н. Кроудера каждый ответ используется для выявления возможностей выбранного учащимся пути и определения, что делать дальше. Данный тип программирования ближе к проблемным технологиям преподавания и содержит в себе больше деятельностной составляющей, прежде всего интеллектуального характера.

Таким образом, разветвленная  программа отличается от линейной множественностью (и многократностью) выбора шага. Она ориентирована не столько на безошибочность действия, сколько на уяснение причины, которая может вызвать ошибку. Соответственно разветвленное программирование требует от обучающегося умственного усилия, по сути, оно является «управлением процессом мышления». Подтверждением правильности ответа в этой форме программирования является обратная связь, а не только положительное подкрепление (по закону эффекта). Разветвленная программа может представлять собой большой текст, содержащий много ответов на вопрос к нему. Предлагаемые в «рамках» развернутые ответы либо здесь же оцениваются как правильные, либо отклоняются, и в том и в другом случае сопровождаясь полной аргументацией. Если ответ неправилен, то обучающемуся предлагается вернуться к исходному тексту, подумать и найти другое решение. Если ответ правильный, то далее предлагаются следующие опросы, уже по тексту ответа и т.д. Как отмечает В. Оконь, вопросы, в понимании Н. Кроудера, имеют целью:

а) проверить, знает  ли учащийся материал, содержащийся в  данной рамке;

 б) в случае  отрицательного ответа отослать  учащегося к координирующим и соответственно обосновывающим ответ «рамкам»;

в) закрепить  основную информацию с помощью рациональных упражнений;

г) увеличить  усилия учащегося и одновременно ликвидировать механическое обучение через многократное повторение информации;

д) формировать  требуемую мотивацию учащегося.

Разветвленная программа  полнее, чем линейная, учитывает  особенности научения человека (мотивацию, осмысленность, влияние темпа продвижения).

Программированное обучение в конце 60-х — начале 70-х гг. получило новое развитие в работах Л. Н. Ланды, который предложил алгоритмизировать этот процесс.

Алгоритм есть правило (обратное утверждение неправомерно), предписывающее последовательность элементарных действий (Операций), которые в силу их простоты однозначно понимаются, исполняются всеми; это система указаний (предписаний) об этих действиях, о том, какие из них и как надо производить. Алгоритмический процесс — это система действий (операции) с объектом, он есть не что иное, как последовательное и упорядоченное выделение в том или ином объекте определенных ею элементов. Одним из преимуществ алгоритмизации обучения является возможность формализации и модельного представления этого процесса.

Преимущества  управления, программирования в образовательном процессе наиболее полно и теоретически обоснованно проставлены в обучении, основанном на психологической теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

В теории П.Я.Гальперина процесс формирования умственных действий проходит 5 этапов:

1. Предварительное ознакомление с действием, с условиями его выполнения.

  1. Формирование действия в материальном виде с развертыванием всех входящих в него операций.
  2. Формирование действия во внешней речи.
  3. Формирование действия во внутренней речи.

5. Переход действия в глубокие свернутые процессы мышления.

Совместно с Н.Ф.Талызиной  П.Я.Гальперин реализовал эту теорию на практике в процессе обучения. Исходными теоретическими постулатами послужили следующие положения, разработанные в отечественной психологии Л.С.Выготским, С.Л, Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым:

  • всякое внутреннее психическое есть превращенное, интериоризированное внешнее; сначала психическая функция выступает как эгоцентристская характеристика личности, а затем, как результат «децентрации» (т.е. ориентации во вне);
  • психика (сознание) и деятельность суть единство, а не тождество: психическое формируется в деятельности, деятельность регулируется психическим (образом, мыслью, планом);

— психическое развитие имеет социальную природу: развитие человеческих индивидов пошло не путем развертывания внутреннего, наследственно заложенного видовым опытом, а путем усвоения внешнего общественного опыта, закрепленного в средствах производства, в языке;

Информация о работе Программированное обучение