Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 00:27, контрольная работа
В настоящее время в условиях принципиального изменения общественного сознания, перехода развитых стран от техногенной к антропогенной цивилизации, развития информационного общества назрела необходимость качественного преобразования российской школы. Как раз эпоха Просвещения предложила программу прогрессивных реформ воспитания и образования, провозгласив всеобщее право на обучение, заявив о необходимости формирования человека, который будет полезен обществу и способен отдать полученные знания на его благо.
В современной России на короткой временной дистанции реформируется вся система образования, происходящие изменения, прежде всего развитие вариативного образования, придают данным преобразованиям гуманистическую направленность в духе идей естественного воспитания французских просветителей, особенно в педагогическом наследии Ж.Ж. Руссо.
Введение………………………………………………………………………….................................................................3
1.Становление педагогических взглядов Ж.Ж. Руссо…………………………………………………………………...5
2.Концепция естественного воспитания Ж.Ж. Руссо…………………………………………………………….……...8
3.Роль и значение педагогических взглядов Ж.Ж. Руссо…………………………………………………….……....10
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………..……………12
Источники и литература……………………………………………………………………………………….…………………….....13
Главным естественным правом человека Руссо считал право на свободу. Вот почему он выдвинул идею свободного воспитания, которое следует и помогает природе, устраняя вредные влияния. В связи с этим Руссо выступил против авторитарного воспитания. Средством нового воспитания объявляется свобода или природная жизнь вдали от искусственной культуры. Главное и наиболее сложное искусство наставника - уметь ничего не делать с ребенком - таков руссоистский парадокс свободного воспитания. Педагог должен не показывать и разъяснять, а терпеливо следить, чтобы в сельской тишине неспешно созревал новый человек.
Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди, общество. Каждый из этих факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; общество обогащает опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие ребенка. Задача воспитателя - привести в гармонию действие этих сил. Наилучшим воспитанием Руссо полагал в первую очередь самостоятельное накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта может быть приобретен к двадцати пяти годам, возрасту возмужания человека, когда он, будучи свободным, способен сделаться полноправным членом
общества.
Великий гуманист выступал за превращение воспитания в естественный, активный, исполненный оптимизма процесс когда ребенок живет в радости, самостоятельно слушая, осязая, наблюдая мир, духовно обогащаясь и удовлетворяя свою жажду познания.
Под естественным воспитанием Ж.-Ж. Руссо понимал развитие ребенка с учетом возраста, на лоне природы. Общение с природой укрепляет физически, учит пользоваться органами чувств, обеспечивает свободное развитие. При естественном; воспитании, следуя детской природе, отказываются от ограничений, установленных волей наставника, отучают от слепого повиновения, соблюдают непреложные природные законы. При этом отпадает необходимость в искусственных наказаниях. На смену им приходят естественные последствия неверных поступков ребенка. Слабого, нуждающегося в поддержке и помощи ребенка постоянно должен опекать наставник.
Таким образом, естественное воспитание, по Руссо, - это живительный процесс, в котором, с одной стороны, учитываются детские склонности и потребности, а с другой - не упускается из виду необходимость готовить ребенка к общественным отношениям и обязанностям. Внутренней мотивацией такого педагогического процесса становится стремление ребенка к самосовершенствованию.
Составной частью концепции естественного развития ребенка являются идеи так называемого отрицательного воспитания, которое предполагает известные ограничения в педагогическом процессе. Так, например, рекомендовалось не спешить в интеллектуальном и нравственном воспитании, отодвигая достижение их главных целей на поздние периоды детства, а также на отрочество и юность.
В задачи воспитания Ж.-Ж. Руссо включил развитие системы органов чувств как фундамента формирования личности. Педагог-сенсуалист полагал, что материальной предпосылкой мышления является сенсорика, которая нуждается в постоянных упражнениях, начиная с раннего детства.
Особое место Руссо отводил физическому воспитанию. Ученый видел в нем средство для установления гармонии между человеком, природой и социальным окружением, для преодоления пагубных наклонностей, для формирования нравственно чистых идеалов и помыслов, для развития всего организма. Говоря о физическом воспитании, Руссо отказывается от идеи отрицательного воспитания, советуя с раннего возраста осуществлять интенсивную физическую закалку ребенка, подвергая его определенному риску.
Методика и рекомендации по физическому воспитанию были рассчитаны на условия жизни в среде, близкой природе и ручному труду.
3. Роль и значение педагогических взглядов Ж.Ж. Руссо.
Эпоха Просвещения предложила программу прогрессивных реформ воспитания и образования, провозгласив всеобщее право на обучение, заявив о необходимости формирования человека, который будет полезен обществу и способен отдать полученные знания на его благо. Чтобы осуществить такую программу, надлежало преобразовать все общество. Это была призвана свершить начавшаяся в 1789 г. во Франции революция.
Эти идеи нашли отзвук уже накануне революционной бури, во время созыва представителей всех сословий - Генеральных Штатов. Почти во всех адресах, которые направлялись населением в Генеральные штаты, звучало требование создать внесословную общенациональную школьную систему.
Проекты школьного образования современной эпохи несут печать идей Просвещения.
Основой воспитания в современной школе является духовное, нравственное формирование личности. Но этот процесс достаточно противоречив. С одной стороны, в школе сохраняются традиции авторитарного воспитания, с другой - получают распространение тенденции, связанные с развитием самостоятельности, эвристического мышления, коммуникативности, гуманной и культурной сторон личности.
В столкновении этих тенденций неоднозначно выглядит место наставника как одной из центральных фигур педагогического процесса. По-прежнему сильна традиция, согласно которой педагог обладает неким правом "вето", а его суждения должны быть для ребенка непререкаемыми. Вместе с тем такой подход выглядит все более несостоятельным. Послушанию, основанному на безусловном авторитете педагога, противопоставляются иные характеристики педагогического труда: любовь к детям, инициативность, открытость, умение сотрудничать с коллегами, учениками и их родителями.
Вразрез педагогическому авторитаризму развиваются тенденции гуманного воспитания. Усиливаются внимание к условиям жизни школьника. Возрастает стремление обеспечить комфортную психологическую атмосферу, когда поощряются успехи детей, их познавательная и творческая активность, склонности и интересы. Все большую популярность приобретает воспитание, которое основано на сотрудничестве учителя и ученика. Ребенок становится полноправным участником педагогического процесса, возникают доверительные, непринужденные отношения между детьми и взрослыми. Реализуются коллективные формы воспитания, осуществляется совместная деятельность учеников, учителей и родителей. Рождается обстановка радости и творчества.
Важное значение для воспитания самостоятельности и активности имеет самоуправление учащихся. Традиционный вид ученического самоуправления - система, при которой ученики помогают учителям поддерживать дисциплину в классе, координируют внеклассную работу. Обычно подобная система имеет форму ученических советов.
Ученическое самоуправление не оправдало надежд на резкое улучшение результатов воспитания. Оно находилось под прессингом школьной администрации и недостаточно поощряло самостоятельность и активность учащихся. По этой причине его сменяют школьные советы, в состав которых входят ученики, преподаватели, родители, представители администрации и общественности. Преимущественные направления их деятельности - вовлечение учащихся в текущую жизнь школы, развитие у учеников самостоятельности, умения отстаивать собственные взгляды и требования, воспитание культуры общения. Школьные советы улучшили психологический климат в школе. Тем не менее и они не помогли полностью изжить авторитарное отношение педагогов к учащимся.
Важные перемены в воспитании произошли в связи с планетарными политическими изменениями. Возросли масштабы воспитания в духе мира. Осуществляются проекты, направленные на эффективное интернациональное воспитание. Один из таких проектов - учебные заведения международного бакалавриата, цель которых - воспитание в духе взаимопонимания между народами. В 1996 г. в проекте участвовало более 600 учебных заведений из 83 стран.
В мире распространяется поликультурное воспитание, но его масштабы в ведущих странах неодинаковы. Опыт такого воспитания накоплен прежде всего в частных школах с двуязычной программой, где дети обучаются на общегосударственном языке и языке этнической группы, к которой принадлежат. Такие школы организованы с целью помочь детям осознать свою этническую идентичность.
Значительное внимание мировая школа уделяет воспитанию политической культуры (гражданскому воспитанию). Для этого в программу включают учебные ролевые игры ("Выборы", "Стачка", "Суд" и пр.), большое место в учебном процессе отводится общественно-политическим дисциплинам. Во Франции, Германии, Японии в 1980-1990-х гг. в программе средней школы появился курс граждановедения.
Учебные программы непременно предусматривают решение задач нравственного, интеллектуального, физического, трудового характера - все это опирается на идеи естественного (свободного) воспитания Ж.Ж. Руссо.
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что воззрения Руссо сыграли исключительно важную роль в развитии педагогических идей Просвещения и в условиях реформирования современной отечественной школы. "Эмиль" породил небывалый общественный интерес к проблемам воспитания. Во Франции за 25 лет, истекшие со дня появления "Эмиля", было опубликовано вдвое больше работ по вопросам воспитания, чем за предшествующие 60 лет. Этот труд до сих пор является превалирующим по вопросам воспитания и обучения в духе гуманистической направленности.
Заключение.
В настоящее время созданы
На становление педагогических
взглядов Ж.Ж. Руссо повлияли некоторые
факты его биографии и
Ж.-Ж. Руссо разработал стройную программу формирования личности, предусматривавшую естественное умственное, физическое, нравственное, трудовое воспитание. Педагогическая теория Руссо была необычна и радикальна для своего времени. И хотя Руссо не сумел порвать с некоторыми предрассудками (в частности, он выступал за ограничение женского образования), его идеи оказались одной из величайших вершин человеческой мысли и послужили источником обновления теории и практики воспитания. Руссо выступил с решительной критикой сословной системы воспитания, подавлявшей личность ребенка. Его педагогические идеи пронизаны духом гуманизма. Руссо был поборником развития у детей самостоятельного мышления, врагом догматики и схоластики. Выдвинув тезисы активного обучения, связи воспитания с жизнью и личным опытом ребенка, настаивая на трудовом воспитании, Руссо указал путь совершенствования человеческой личности.
Воззрения Руссо сыграли исключительно важную роль в развитии педагогических идей Просвещения и в условиях реформирования современной отечественной школы. "Эмиль" породил небывалый общественный интерес к проблемам воспитания. Во Франции за 25 лет, истекшие со дня появления "Эмиля", было опубликовано вдвое больше работ по вопросам воспитания, чем за предшествующие 60 лет. Этот труд до сих пор является превалирующим по вопросам воспитания и обучения в духе гуманистической направленности.
В связи с этим необходимо дальнейшее углубленное изучение идей естественного воспитания в педагогическом наследии Ж.Ж. Руссо с точки зрения инновационных направлений в педагогике.
Список использованной литературы:
1. Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании. Пед. Сочинения в 2 томах/ Ж.-Ж. Руссо М.: Изд. дом Амонашвили, 2002. – Т. 1., 540 с.
2. Руссо, Ж.-Ж. Исповедь – прогулки одинокого человека. / Ж.-Ж. Руссо М.: Изд. дом Амонашвили, 2002. – 470 с.
3. Баранов, С.П. Педагогика/ С.П. Баранов. – М.: .: ВЛАДОС, 2001. – 260 с.
4. Вопросы воспитания и обучения: курс лекций по педагогике./ /[под ред. Н.Н. Петухова]. – М.: Учпедгиз, 1960. – 167 с.
5. Гессен, С. И. Основы педагогики./ С. И. Гессен, М.: ВЛАДОС, 2001.- 345 с.
Информация о работе Просветительская концепция воспитания Ж. Ж. Руссо