Психическое развитие детей с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2015 в 07:13, контрольная работа

Описание работы

Заболевание диагностируется в дошкольном или младшем школьном периоде. Чаще всего обнаруживается на предварительном тестировании перед поступлением в школу. Выражается в ограниченности представлений, нехватке знаний, неспособности к интеллектуальной деятельности, преобладании игровых, чисто детских интересов, незрелости мышления. В каждом индивидуальном случае причины заболевания бывают разными.

Содержание работы

Введение. …………………………………………………………………
3

I. Виды задержки психического развития………………...
4

II. симптомы зпр………………………………………………………

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ЗПР………………………………………………………………

5


6
IV. ОТЛИЧИЕ ЗПР ОТ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ………………

V. СХОДСТВО МЕЖДУ ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ……………………
8


9
Заключение. ………………………………………………...................
10

Список использованных источников. ……………………………………
12

Файлы: 1 файл

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского

Институт дополнительного профессионального образования

 

 

 

 

Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

 

 

 

 

 

 

Психическое развитие

детей

с задержкой психического развития

 

 

 

 

 

Контрольная работа

слушателя группы

Даутовой Розы Мансуровны

 

Программа проф. переподготовки 

«Дефектология»

 

Дата сдачи

«23» мая 2015 года

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов

2015

 

 

содержание

 

Введение.    …………………………………………………………………

3

   

I. Виды задержки психического развития………………...

4

   

II. симптомы зпр………………………………………………………

 

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ЗПР………………………………………………………………                 

 

5

 

 

6

IV. ОТЛИЧИЕ ЗПР ОТ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ………………

 

V. СХОДСТВО МЕЖДУ ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ……………………

8

 

 

9

Заключение.      ………………………………………………...................

10

   

Список использованных источников. ……………………………………

12

   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Задержка психического развития у детей (заболевание часто обозначается как ЗПР) — медленный темп совершенствования некоторых психических функций: мышления, эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти, который отстаёт от общепринятых норм для конкретного возраста.

Заболевание диагностируется в дошкольном или младшем школьном периоде. Чаще всего обнаруживается на предварительном тестировании перед поступлением в школу. Выражается в ограниченности представлений, нехватке знаний, неспособности к интеллектуальной деятельности, преобладании игровых, чисто детских интересов, незрелости мышления. В каждом индивидуальном случае причины заболевания бывают разными.

                                     Причины ЗПР.

В медицине определяются разные причины задержки психического развития у детей:

                               1. Биологические:

    • патологии беременности: тяжёлый токсикоз, интоксикация, инфекции, травмы;
    • недоношенность;
    • внутриутробная гипоксия плода;
    • асфиксия при родах;
    • инфекционные, токсические, травматические заболевания в раннем возрасте;
    • генетическая предрасположенность;
    • травмы при родах;
    • отставание от сверстников в физическом развитии;
    • соматические заболевания (нарушения в работе различных органов);
    • поражение отдельных участков центральной нервной системы.

                        2. Социальные:

    • ограничение жизнедеятельности в течение длительного времени;
    • психические травмы;
    • неблагоприятные условия жизни;
    • педагогическая запущенность.

В зависимости от факторов, которые привели в итоге к задержке психического развития, выделяют несколько видов заболевания, на основании чего составлен ряд классификаций.

 

            ВИДЫ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

 

В медицине есть несколько классификаций (отечественных и зарубежных) задержки психического развития у детей. Самые известные — М. С. Певзнер и Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, П. П. Ковалёва. Чаще всего в современной отечественной психологии пользуются классификацией К. С. Лебединской.

Классификация задержки психического развития по Лебединской.

    • Конституциональная ЗПР – определяется наследственностью.
    • Соматогенная ЗПР – приобретается в результате перенесённого заболевания, которое повлияло на мозговые функции ребёнка: аллергия, хронические инфекции, дистрофия, дизентерия, стойкая астения и др.
    • Психогенная ЗПР – определяется социально-психологическим фактором: такие дети воспитываются в неблагоприятных условиях: однообразная среда, узкий круг общения, недостаток материнской любви, бедность эмоциональных отношений, обделённость.
    • Церебрально-органическая ЗПР– наблюдается в случае серьёзных, патологических отклонений в развитии мозга и определяется чаще всего осложнениями в период беременности (токсикоз, вирусные заболевания, асфиксия, алкоголизм или наркомания родителей, инфекции, родовые травмы и пр.).

Каждый из видов по данной классификации отличается не только причинами заболевания, но и симптоматикой и курсом лечения.

 

                              СИМПТОМЫ ЗПР.

С уверенностью поставить диагноз ЗПР можно только на пороге школы, когда возникают явные трудности при подготовке к учебному процессу. Однако при внимательном наблюдении за ребёнком симптомы болезни можно заметить раньше. К ним могут относиться:

    • отставание умений и способностей от сверстников: ребёнок не может совершать простейшие действия, характерные для его возраста (обувание, одевание, навыки личной гигиены, самостоятельная еда);
    • нелюдимость и излишняя замкнутость: если он сторонится других детей и не участвует в общих играх, это должно насторожить взрослых;
    • нерешительность;
    • агрессивность;
    • тревожность.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ЗПР

1. Физические  и моторные особенности. Дети  с ЗПР, как правило, позже начинают  ходить, имеют более низкий вес  и рост по сравнению со своими  сверстниками, затруднения в координации  движений, недостатки моторики, особенно мелкой.

2. Уровень работоспособности  снижен, отличается быстрой истощаемостью  и утомляемостью, вследствие чего дети с ЗПР быстро утомляются, что в совокупности с другими особенностями и является препятствием к усвоению знаний, умений и навыков.

3. Уровень психического  развития не соответствует возрасту. Дети с ЗПР инфантильны. Это приводит к замедлению развития эмоционально-волевой сферы, что выражается в эмоциональной незрелости, несформированности произвольной регуляции поведения, снижении познавательной активности, мотивации поведения (в частности, учебной), низкому уровню самоконтроля.

4. Уровень развитие  интеллекта не соответствует  возрасту ребенка. Отставание в  развитии всех форм мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).

Однако наглядно-действенное мышление развито лучше, чем наглядно-образное и словесно-логическое.

Имеются затруднения в определении причинно-следственных связей и отношений между предметами и явлениями. Это легко выявляется при предъявлении им теста на составление рассказов по серии сюжетных картинок. Как правило, не могут выявить отличительные признаки сходных явлений и предметов (им легче определить различия явлений противоположного характера).

Представления бедны и схематичны. Недостаточен объем общих знаний. Ограничен запас видовых понятий (в норме дети могут назвать 9—13 предметов, принадлежащих к одной группе, дети с ЗПР — 5—7).

 

5. Уровень развития  речи выражено снижен: речь бедна  и примитивна. Дети с ЗПР позже  начинают говорить. Как правило, имеют многочисленные дефекты произношения.

6. Внимание неустойчиво, имеет низкую концентрацию и  распределяемость. Как следствие, дети  легко отвлекаются на уроках  и быстро утомляются.

7. Восприятие  имеет низкий уровень: его характеризуют недостаточность, фрагментарность, ограниченность объема. На уровень восприятия также влияют условия восприятия, например, нестандартное или непривычное для них положение объекта восприятия.

8. Память отличается  малым объемом, непрочностью и низкой продуктивностью произвольной памяти. Непосредственное запоминание легкого материала (запоминание однозначных чисел, знакомых слов, элементарного текста) близко к норме, но при отсроченном воспроизведении то, что было выучено, забывается полностью или отличается неточностью и трудностью воспроизведения. Основным приемом заучивания является механическое многократное повторение (зубрежка). Запоминание сложного материала, требующего понимания и логических приемов переработки информации, значительно снижено. Непроизвольное запоминание также ниже границы нормы.

9. Высшая форма  игровой деятельности (сюжетно-ролевая  игра) несформирована.

10. Особенности  обучения в школе. Вследствие  того, что дети не достигли уровня развития, необходимого для перехода к учебной деятельности и ведущим видом деятельности для них остается игра, они не усваивают знания, предусмотренные программой массовой школы. Поскольку им свойственен низкий уровень самоконтроля, они не умеют планировать и осуществлять целенаправленные усилия, ведущие к достижению поставленной цели, что проявляется в пропуске уроков, не выполнении школьных заданий, отставании в усвоении учебного материала. Уже в первом классе на основе сравнения и осознания своего неуспеха в учебной деятельности у них складывается отрицательное отношение к школе, учению, что приводит к формированию чувства неполноценности и еще больше усугубляет ситуацию.

Таким образом, дети с ЗПР к началу школьного возраста отличаются отставанием во всех сферах психической деятельности и неравномерностью проявлений данных отставаний, но своевременная организация коррекционно-развивающего обучения позволяет детям с ЗПР достигнуть уровня потенциального развития.

 

           ОТЛИЧИЕ ЗПР ОТ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ.

 Дифференциальную диагностику при разграничении ЗПР и УО необходимо проводить в виде обучающего эксперимента.

 

  • при УО психическое и интеллектуальное недоразвитие имеет необратимый характер, при ЗПР всё исправимо при надлежащем подходе. Зона ближайшего развития детей с ЗПР значительно превышает потенциальные возможности детей с УО;
  • моторика, речь, пространственные и зрительные представления у детей с ЗПР сохранны. У детей с умственной отсталостью (особенно в раннем детстве), недоразвиты все стороны психики;
  • дети с ЗПР отличаются от умственно отсталых способностью использовать помощь, которая им оказывается, самостоятельно переносить её на новые задания;
  • познавательная деятельность у детей ЗПР относительно сохранна. Способность к обобщению и отвлечению находится на границе нормы. У детей с УО познавательная деятельность недоразвита, что выявляется практически при решении любой задачи.
  • при ЗПР нет грубых нарушений произношения, лексики, грамматики. Недоразвитие фонематического слуха быстро преодолевается. В случае непонимания текста или задания, предпринимают самостоятельные целенаправленные усилия: повторное чтение, вопросы к учителю. Словарный запас больше, могут передать содержание сказки. При УО имеются грубые дефекты речи, бедность словаря, трудности в понимании текста и при формулировании мыслей.
  • моторика при ЗПР в большинстве случаев достигает достаточно высокого уровня развития. Движения отличаются ловкостью, скоординированностью, четкостью. При УО моторика недоразвита: движения неловки, замедленны. Явно выражено недоразвитие сложных форм движений, преимущественно мелкой мускулатуры рук. Низкий уровень переключаемости с одного движения на другое. Дети с умственной отсталостью не могут выполнить задание на движение пословесной инструкции.
  • Игровая деятельность. У детей с ЗПР нарушения

в игровой деятельности незначительны: они активны и самостоятельны. У детей-олигофренов игры носят элементарный, стереотипный, подражательный характер, их игры бессюжетны.

 

СХОДСТВА МЕЖДУ ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

 И при ЗПР  и при УО дети при поступлении  в школу:

  • не воспринимают школьные требования;
  • не интересуются учебным процессом;
  • не подчиняются правилам поведения в школе.

 

 К окончанию  первого класса массовой школы не справляются с программой и в чтении, письме и счете обнаруживают сходные ошибки:

    • элементарные счетные операции вызывают трудности;
    • не знают букв;
    • испытывают проблемы при звуко-буквенном анализе;
    • не умеют писать под диктовку.

Основными причинами возникновения и ЗПР, и умственной отсталости являются: поражение коры головного мозга, наследственные заболевания, влияние патогенных факторов в период внутриутробного развития, родовые травмы.

                                 Заключение.

            В последние годы количество детей с ЗПР не только не снизилось, оно неуклонно растет. Еще Ян Амос Каменский говорил: «Возникает вопрос можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? – Отвечаю, из человеческого образования нельзя исключать никого, кроме нечеловека».

Современная психология и педагогика могут предложить комплексную помощь детям с задержкой психического развития. Координационно-развивающая работа в дошкольных и школьных учреждениях, группах ведется при участии семьи ребенка.

Многим родителям трудно принять тот факт, что их ребёнок в силу особенностей своего развития будет обучаться медленнее остальных детей. Родительские забота, внимание, терпение вкупе с квалифицированной помощью специалистов помогут обеспечить ему целенаправленное воспитание, создать благоприятные условия для обучения.

Дети с ЗПР дошкольного возраста посещают дошкольные образовательные учреждения компенсирующего, комбинированного вида или группы кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии, где решаются диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие, образовательные и оздоровительные задачи. Основными направлениями являются общее и коммуникативное взаимодействия; развитие тонкой ручной моторики и зрительно-пространственной координации, продуктивной деятельности; предметная деятельность и игра; сенсорное и познавательное развитие; социальное, физическое, музыкальное воспитание; подготовка к школьному обучению.

Информация о работе Психическое развитие детей с задержкой психического развития