Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2015 в 07:13, контрольная работа
Заболевание диагностируется в дошкольном или младшем школьном периоде. Чаще всего обнаруживается на предварительном тестировании перед поступлением в школу. Выражается в ограниченности представлений, нехватке знаний, неспособности к интеллектуальной деятельности, преобладании игровых, чисто детских интересов, незрелости мышления. В каждом индивидуальном случае причины заболевания бывают разными.
Введение. …………………………………………………………………
3
I. Виды задержки психического развития………………...
4
II. симптомы зпр………………………………………………………
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ЗПР………………………………………………………………
5
6
IV. ОТЛИЧИЕ ЗПР ОТ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ………………
V. СХОДСТВО МЕЖДУ ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ……………………
8
9
Заключение. ………………………………………………...................
10
Список использованных источников. ……………………………………
12
федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского
Институт дополнительного профессионального образования
Кафедра педагогики и психологии профессионального образования
Психическое развитие
детей
с задержкой психического развития
Контрольная работа
слушателя группы
Даутовой Розы Мансуровны
Программа проф. переподготовки
«Дефектология»
Дата сдачи
«23» мая 2015 года
Саратов
2015
содержание
Введение. ………………………………………………………………… |
3 |
I. Виды задержки психического развития………………... |
4 |
II. симптомы зпр………………………………………………………
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ЗПР………………………………………………………………
|
5
6 |
IV. ОТЛИЧИЕ ЗПР ОТ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ………………
V. СХОДСТВО МЕЖДУ ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ…………………… |
8
9 |
Заключение.
………………………………………………............ |
10 |
Список использованных источников. …………………………………… |
12 |
Введение.
Задержка психического развития у детей (заболевание часто обозначается как ЗПР) — медленный темп совершенствования некоторых психических функций: мышления, эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти, который отстаёт от общепринятых норм для конкретного возраста.
Заболевание диагностируется в дошкольном или младшем школьном периоде. Чаще всего обнаруживается на предварительном тестировании перед поступлением в школу. Выражается в ограниченности представлений, нехватке знаний, неспособности к интеллектуальной деятельности, преобладании игровых, чисто детских интересов, незрелости мышления. В каждом индивидуальном случае причины заболевания бывают разными.
В медицине определяются разные причины задержки психического развития у детей:
1. Биологические:
2. Социальные:
В зависимости от факторов, которые привели в итоге к задержке психического развития, выделяют несколько видов заболевания, на основании чего составлен ряд классификаций.
ВИДЫ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
В медицине есть несколько классификаций (отечественных и зарубежных) задержки психического развития у детей. Самые известные — М. С. Певзнер и Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, П. П. Ковалёва. Чаще всего в современной отечественной психологии пользуются классификацией К. С. Лебединской.
Классификация задержки психического развития по Лебединской.
Каждый из видов по данной классификации отличается не только причинами заболевания, но и симптоматикой и курсом лечения.
СИМПТОМЫ ЗПР.
С уверенностью поставить диагноз ЗПР можно только на пороге школы, когда возникают явные трудности при подготовке к учебному процессу. Однако при внимательном наблюдении за ребёнком симптомы болезни можно заметить раньше. К ним могут относиться:
ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ЗПР
1. Физические и моторные особенности. Дети с ЗПР, как правило, позже начинают ходить, имеют более низкий вес и рост по сравнению со своими сверстниками, затруднения в координации движений, недостатки моторики, особенно мелкой.
2. Уровень работоспособности
снижен, отличается быстрой
3. Уровень психического
развития не соответствует
4. Уровень развитие интеллекта не соответствует возрасту ребенка. Отставание в развитии всех форм мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).
Однако наглядно-действенное мышление развито лучше, чем наглядно-образное и словесно-логическое.
Имеются затруднения в определении причинно-следственных связей и отношений между предметами и явлениями. Это легко выявляется при предъявлении им теста на составление рассказов по серии сюжетных картинок. Как правило, не могут выявить отличительные признаки сходных явлений и предметов (им легче определить различия явлений противоположного характера).
Представления бедны и схематичны. Недостаточен объем общих знаний. Ограничен запас видовых понятий (в норме дети могут назвать 9—13 предметов, принадлежащих к одной группе, дети с ЗПР — 5—7).
5. Уровень развития речи выражено снижен: речь бедна и примитивна. Дети с ЗПР позже начинают говорить. Как правило, имеют многочисленные дефекты произношения.
6. Внимание неустойчиво, имеет низкую концентрацию и распределяемость. Как следствие, дети легко отвлекаются на уроках и быстро утомляются.
7. Восприятие имеет низкий уровень: его характеризуют недостаточность, фрагментарность, ограниченность объема. На уровень восприятия также влияют условия восприятия, например, нестандартное или непривычное для них положение объекта восприятия.
8. Память отличается малым объемом, непрочностью и низкой продуктивностью произвольной памяти. Непосредственное запоминание легкого материала (запоминание однозначных чисел, знакомых слов, элементарного текста) близко к норме, но при отсроченном воспроизведении то, что было выучено, забывается полностью или отличается неточностью и трудностью воспроизведения. Основным приемом заучивания является механическое многократное повторение (зубрежка). Запоминание сложного материала, требующего понимания и логических приемов переработки информации, значительно снижено. Непроизвольное запоминание также ниже границы нормы.
9. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра) несформирована.
10. Особенности обучения в школе. Вследствие того, что дети не достигли уровня развития, необходимого для перехода к учебной деятельности и ведущим видом деятельности для них остается игра, они не усваивают знания, предусмотренные программой массовой школы. Поскольку им свойственен низкий уровень самоконтроля, они не умеют планировать и осуществлять целенаправленные усилия, ведущие к достижению поставленной цели, что проявляется в пропуске уроков, не выполнении школьных заданий, отставании в усвоении учебного материала. Уже в первом классе на основе сравнения и осознания своего неуспеха в учебной деятельности у них складывается отрицательное отношение к школе, учению, что приводит к формированию чувства неполноценности и еще больше усугубляет ситуацию.
Таким образом, дети с ЗПР к началу школьного возраста отличаются отставанием во всех сферах психической деятельности и неравномерностью проявлений данных отставаний, но своевременная организация коррекционно-развивающего обучения позволяет детям с ЗПР достигнуть уровня потенциального развития.
ОТЛИЧИЕ ЗПР ОТ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ.
Дифференциальную диагностику при разграничении ЗПР и УО необходимо проводить в виде обучающего эксперимента.
в игровой деятельности незначительны: они активны и самостоятельны. У детей-олигофренов игры носят элементарный, стереотипный, подражательный характер, их игры бессюжетны.
СХОДСТВА МЕЖДУ ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.
И при ЗПР и при УО дети при поступлении в школу:
К окончанию первого класса массовой школы не справляются с программой и в чтении, письме и счете обнаруживают сходные ошибки:
Основными причинами возникновения и ЗПР, и умственной отсталости являются: поражение коры головного мозга, наследственные заболевания, влияние патогенных факторов в период внутриутробного развития, родовые травмы.
Заключение.
В последние годы количество детей с ЗПР не только не снизилось, оно неуклонно растет. Еще Ян Амос Каменский говорил: «Возникает вопрос можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? – Отвечаю, из человеческого образования нельзя исключать никого, кроме нечеловека».
Современная психология и педагогика могут предложить комплексную помощь детям с задержкой психического развития. Координационно-развивающая работа в дошкольных и школьных учреждениях, группах ведется при участии семьи ребенка.
Многим родителям трудно принять тот факт, что их ребёнок в силу особенностей своего развития будет обучаться медленнее остальных детей. Родительские забота, внимание, терпение вкупе с квалифицированной помощью специалистов помогут обеспечить ему целенаправленное воспитание, создать благоприятные условия для обучения.
Дети с ЗПР дошкольного возраста посещают дошкольные образовательные учреждения компенсирующего, комбинированного вида или группы кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии, где решаются диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие, образовательные и оздоровительные задачи. Основными направлениями являются общее и коммуникативное взаимодействия; развитие тонкой ручной моторики и зрительно-пространственной координации, продуктивной деятельности; предметная деятельность и игра; сенсорное и познавательное развитие; социальное, физическое, музыкальное воспитание; подготовка к школьному обучению.
Информация о работе Психическое развитие детей с задержкой психического развития