Психокоррекционная программа для развития памяти у детей с нарушением слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 22:01, реферат

Описание работы

Закономерности психического развития детей с нарушениями слуха и особенности психики взрослых с такими же нарушениями изучает сурдопсихология — отрасль специальной психологии. Начало систематической разработки проблем сурдопсихологии в нашей стране относится к 30-м гг. XX в., когда была создана теория Л. С. Выготского о структуре детского психического развития, отклоняющегося от нормального. Л. С. Выготским были введены понятия о первичном дефекте и его прямых последствиях (вторичные дефекты). Применительно к рассматриваемой категории детей нарушение слухового восприятия — это первичный дефект; замедленное сравнительно с нормальным и своеобразное развитие — это вторичный дефект, или вторичные последствия. В более ранний период (в конце XIX — начале XX в.) изучение отдельных вопросов психологии глухих детей и взрослых осуществлялось в рамках общей психологии и сурдопедагогики, науки о воспитании, образовании и обучении детей с нарушениями слуха.

Файлы: 1 файл

слух.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

 

 Занятие 3.

Упражнение 1. «Клад»

Цели: развитие восприятия расположения предметов в пространстве; развитие экспрессивной речи учащихся.

Материалы: в пространстве предметы, расположенные в учебной комнате, любые небольшие предметы.

Необходимое время: 25 минут.

Процедура проведения: упражнение «Клад» проводится в виде игры в двух вариантах.

А). Ведущий называет исполнителя (все  участники поочередно должны побывать в этой роли), который на короткое время выходит из комнаты. В его отсутствие ведущий на глазах остальных участников прячет в комнате какой-нибудь привлекательный для детей предмет, который может остаться у ребенка в качестве подарка. Возвращают в комнату «искателя клада», и он, подчиняясь вербальным командам взрослого, должен найти спрятанный предмет. Ведущий должен в своей речи максимально использовать наречия и предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов. Можно даже преднамеренно усложнить маршрут к «кладу». Например: «Иди до первого стула слева от тебя. Возле него поверни налево. Перешагни через портфель. Возьми стул, который стоит ближе к шкафу. Поставь его сзади себя и иди прямо. Между третьим и четвертым столами под стулом, который стоит дальше от тебя...»— и т.д. Остальные участники группы следят за правильностью исполнения команд ведущего.

Б) Если это будет посильно для  участников группы, можно предложить им выступить в роли ведущего. В  этом случае вербальные команды дает один ребенок другому. Взрослый осуществляет пассивный контроль.

 

Упражнение 2. «Делай, как я»

Цель: развитие сомато-пространственных действий.

Материалы: специальных материалов не требуется.

Необходимое время: 15 минут.

Процедура проведения: участники должны так расположиться в комнате, чтобы не мешать друг другу и видеть ведущего. Ведущий показывает симметричные и асимметричные движения а) рук, б) кистей, в) пальцев. Дети должны безошибочно повторить эти движения за ведущим. После того как дети освоят условия выполнения упражнения, можно предложить им сыграть в игру на выбывание: тот, кто ошибается, выбывает из игры. Побеждает самый внимательный.

 

Упражнение 3. «Искатели клада»

Цели: развитие восприятия пространственного расположения предметов; развитие пространственных представлений; формирование графических навыков схематического изображения пространственного расположения предметов.

Материалы: учебная тетрадь, ручка или карандаш, какие-либо небольшие предметы.

Необходимое время: 25 минут.

Процедура проведения: игра «Клад» проводится с использованием плана учебной комнаты. Ведущий предлагает детям в тетрадях на отдельной странице нарисовать план комнаты со всеми предметами мебели в ней. После того как ребята справятся с этим заданием (в необходимых случаях с помощью педагога), один из участников — «искатель клада» — выходит из комнаты, другой ученик прячет в комнате какой-либо предмет и отмечает на плане в тетради отсутствующего ученика место, где спрятан предмет. После этого в комнату приглашается первый участник; он должен сориентироваться в своем плане и определить, где находится спрятанный предмет.

Все участники поочередно должны побывать и в роли водящего, и в роли «искателя клада». Взрослый осуществляет пассивный контроль.

 

Занятие 4.

Упражнение 1. «Зарядка»

Цель: развитие сомато-пространственных действий, освоение их словесного обозначения.

Материалы: специальных материалов не требуется.

Необходимое время: 10-15 минут.

Процедура проведения: детям предлагается игра «Зарядка». Участникам нужно напомнить, как выполнялось упражнение 1 «Делай, как я» на предыдущем занятии. Однако ведущий оговаривает: «Только сегодня я уже не буду показывать вам различные движения, как в прошлый раз, а просто буду давать словесные команды, которые вы должны будете выполнить не ошибаясь. Например, я скажу: "Поднимите правую руку вверх, а левую вытяните вперед". Сделайте это, пожалуйста. Давайте встанем так, чтобы не мешать друг другу. Напоминаю, что неразумно копировать чужие ошибки, — лучше, если каждый будет думать самостоятельно». После инструкции ведущий предлагает разные команды, все более усложняющиеся, на движение рук, кистей и пальцев.

 

Упражнение 2. «Где что находится?»

Цели: развитие восприятия пространственного расположения предметов; развитие пространственных представлений и навыков мысленного перемещения зрительных образов; развитие экспрессивной речи учащихся.

Материалы: подготовленные заранее сюжетные картинки либо репродукции известных живописных полотен по количеству участников.

Время: 25 минут.

Процедура проведения: упражнение «Где что находится?" выполняется в двух вариантах.

 Каждый участник группы получает рисунок. Общая инструкция ведущего: Рассмотрите внимательно свои картинки, сейчас каждый из вас должен будет рассказать как можно подробнее, что изображено на его рисунке». После некоторой паузы, необходимой для того, чтобы дети сориентировались в предложенном материале, ведущий предлагает начать первому из участников. Задача ведущего так строить уточняющие вопросы, чтобы учащийся в своем описании использовал понятия, дающие представление о пространственном положении предметов (материал предыдущих занятий) и соотносил между собой расположение как можно большего числа изображенных на рисунке предметов.

 

Упражнение 3. «Твой путь»

Цели: развитие пространственных представлений; формирование навыков схематического изображения пространственных отношений; развитие навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов; развитие экспрессивной речи.

Материалы: учебные тетради, ручки или карандаши.

Необходимое время: 25 минут.

Процедура проведения: данное упражнение является вариацией упражнения 2, предлагаемого на предыдущем занятия. Учащимся предлагается вспомнить и описать свой путь из дома в школу: что находится справа, слева, впереди — или остается позади на его пути. Уточняющие вопросы взрослого позволят использовать и другие предлоги и наречия (над, под, перед, выше, ниже и т.п.). Упражнение выполняется в двух вариантах.

А) Один из учащихся, вспоминая, рассказывает, другой на доске (или каждый ученик у себя в тетради) рисует эту схему  движения, используя условные обозначения  для тех или иных предметов (если учащимся легче будет просто записывать словами, например: «дом», «парк», «переход»,—можно использовать такой вариант). При большой упрощенности описания ведущий задает уточняющие вопросы. Таким образом уточняются все неточности и ошибки, которые допускаются в ходе рассказа.

Желательно, чтобы все участники  выступили в роли рассказчика.

Б) Детям предлагается описать обратный путь из школы домой. Когда один из участников рассказывает, опираясь только на свои представления, остальные контролируют правильность его рассказа, используя нарисованную ранее схему его движения.

 

Занятие 5.

Упражнение 1. «Въезд в новую квapmupy»

Цели: развитие пространственных представлений; формирование навыков схематического изображения пространственных отношений; развитие навыков мысленного перемещения образов предметов.

Материалы: заранее подготовленный ведущим список предметов мебели, учебные тетради, простые карандаши, ластики.

Необходимое время: 20 минут.

Процедура проведения: ведущий объясняет суть предстоящей игры: «Сейчас я предлагаю вам въехать в новую квартиру. Представьте, что вы получили новую квартиру, купили мебель и сейчас нужно расставить ее в комнате. Чтобы не допускать лишних ошибок и не создавать себе проблем с перестановкой мебели, лучше, вначале попробовать разместить мебель на плане — подумать, как будет лучше. Список предметов мебели я вам сейчас зачитаю, для плана комнаты будем использовать чистую страницу в тетради», — и зачитывает (записывает на доске) перечень предметов мебели: «Вы должны все эти вещи удобно разместить в комнате».

После того как все учащиеся выполнят задание, ведущий знакомится с вариантами участников. Далее он сообщает о  том, что обстоятельства несколько  изменились: «У вас — по каким  причинам, придумайте сами (как правило, дети с удовольствием фантазируют и шутят на эту тему) — появились дополнительные деньги, и вы решили сделать еще одну покупку, например, купить телевизор. Его нужно также разместить в вашей комнате — подумайте, где вы его поставите. Можно использовать чистую страницу, заново нарисовать план комнаты».

В конце упражнения проводится общее  обсуждение предложенных планов, удачных  находок и вариантов.

 

Упражнение 2.

«Где что находится?»

Цели: развитие восприятия пространственного расположения предметов; развитие пространственных представлений и навыков мысленного перемещения зрительных образов; развитие экспрессивной речи учащихся.

Материалы: подготовленные заранее сюжетные картинки либо репродукции известных живописных полотен по количеству участников.

Время: 25 минут.

Ход:  Инструкция ведущего: «А сейчас, пожалуйста, постарайтесь как можно  точнее вспомнить свою комнату (дом, класс) и расскажите нам, как она  выглядит, что и где в ней  расположено. Для того чтобы нам  было понятнее, поместите себя в  определенное место в комнате и назовите его нам. Например, вы будете сидеть на стуле у письменного стола или стоять у окна». В ходе описания участником комнаты ведущий должен задавать уточняющие вопросы относительно расположения предметов в комнате, вынуждая детей использовать пространственные категории. Ведущий может задавать провоцирующие вопросы типа: «Хорошо, кресло стоит справа от тебя. А по отношению к дивану, который находится, как ты сказал, напротив тебя, как расположено кресло?» Еще один вариант, усложняющий это задание. — изменить условное местоположение субъекта в комнате: «Хорошо, все очень интересно рассказали. Теперь я прошу каждого перейти (пересесть) в другое место комнаты и посмотреть на свою комнату с другой позиции и рассказать нам.

 

Упражнение 3

Цели: определить уровень ориентации в строении собственного тела;

Материалы: стулья или ковер, на котором можно рассадить детей.

Необходимое время: 20-25 минут.

Процедура проведения: используется свободное пространство комнаты. Упражнение предполагает развитие ориентировки каждого ребенка в строении собственного тела и тела другого человека и имеет несколько вариантов возрастающей сложности.

1. -А сейчас устроим небольшое  соревнование. Я буду давать такие  же команды, как и в предыдущем  случае, но теперь играем на выбывание: кто ошибется — выбывает из игры, победителем окажется тот, кто сможет дольше всех точно выполнять команды. Готовы?» Этот вариант проводится единожды. Но если дети увлечены, можно повторить игру несколько раз — это позволит закрепить положительное отношение к занятиям и явится небольшим отдыхом для ребят.

2. Это самый сложный вариант  упражнения, предполагающий учет  феномена зеркальности. Дети работают  парами, сидя друг против друга.  По команде взрослого они должны  показать у партнера правую—левую руку, ногу, глаз, ухо и т.д.; можно также предложить детям сыграть в игру на выбывание ошибающихся пар.

 

Занятие 6.

Упражнение 1

Цели: развитие пространственных представлений и воображения; освоение сенсорных эталонов (геометрических форм) и соответствующих понятий.

Материалы: специальных материалов не требуется.

Необходимое время: 10 минут.

Процедура проведения: инструкция ведущего: «Сейчас я буду называть разные геометрические фигуры, а вы должны подумать и назвать как можно больше реальных предметов, похожих на эту фигуру. Например: какие вещи похожи на треугольник?» Чтобы стимулировать мышление и воображение учащихся, ведущему нужно задавать стимулирующие вопросы: «А что еще похоже на треугольник?» — добиваясь, чтобы дети вышли за рамки стандартных ответов, и поощрять ответы оригинальные.

Например, «крыша дома» —ответ стандартный, традиционный. «Морковка-, «шляпка гриба», «ухо овчарки», «клюв  птицы», «зонт» — ответы менее традиционные, результат мысленного поиска в более  широком пространстве, выходящем за рамки повседневного опыта городских детей.

Упражнение 2

Цели: развитие зрительной памяти; развитие графических навыков; освоение сенсорных эталонов (геометрических фигур).

Материалы: специальные карточки с изображением рисунков из сочетаний геометрических фигур (Приложение, рис. 4), часы, рабочие тетради участников, простые карандаши.

Необходимое время: 20 минут.

Процедура проведения: инструкция участникам: «Сейчас я покажу вам карточку с рисунком из геометрических фигур. Постарайтесь как можно лучше запомнить рисунок и точно нарисовать его у себя в тетради». Ведущий демонстрирует первую карточку в течение 10 секунд; после того как карточка убрана, участники должны воспроизвести сочетание геометрических фигур у себя в тетрадях. Когда они закончат рисовать, вновь демонстрируется карточка, уточняются неточности воспроизведения и, попросив быть внимательнее, ведущий демонстрирует вторую карточку.

Если дети легко справляются  с заданием, можно попробовать  демонстрировать сразу две карточки.

 

Упражнение 3

Цели: развитие восприятия, представлений и воображения; освоение сенсорных эталонов (геометрических фигур); развитие графических навыков.

Информация о работе Психокоррекционная программа для развития памяти у детей с нарушением слуха