Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 22:01, реферат
Закономерности психического развития детей с нарушениями слуха и особенности психики взрослых с такими же нарушениями изучает сурдопсихология — отрасль специальной психологии. Начало систематической разработки проблем сурдопсихологии в нашей стране относится к 30-м гг. XX в., когда была создана теория Л. С. Выготского о структуре детского психического развития, отклоняющегося от нормального. Л. С. Выготским были введены понятия о первичном дефекте и его прямых последствиях (вторичные дефекты). Применительно к рассматриваемой категории детей нарушение слухового восприятия — это первичный дефект; замедленное сравнительно с нормальным и своеобразное развитие — это вторичный дефект, или вторичные последствия. В более ранний период (в конце XIX — начале XX в.) изучение отдельных вопросов психологии глухих детей и взрослых осуществлялось в рамках общей психологии и сурдопедагогики, науки о воспитании, образовании и обучении детей с нарушениями слуха.
Материалы: рабочие тетради, простые карандаши, линейки-лекала с шаблонами различной формы по числу участников группы.
Необходимое время: 20 минут.
Процедура проведения: участникам раздаются линейки-лекала и предлагается, используя различные шаблоны линейки, придумать и нарисовать в тетради предметы и образы: животных, растений, машин и т.п.
Творчество участников не ограничивается. Ведущий должен проявлять интерес к рисункам в ходе выполнения задания, уточнять непонятные ему изображения. Самые интересные из них следует показать и обсудить со всеми учащимися.
Занятие 7.
Цели: развитие пространственных представлений, восприятия , пространственного мышления и памяти; освоение сенсорных эталонов (геометрических фигур); развитие графических навыков.
Материалы: комплекты разрезных геометрических фигур (Приложение, рис. 6) по числу участников.
Необходимое время: 20-25 минут.
Процедура проведения: каждому участнику выдается комплект разрезных геометрических фигур, необходимых для того, чтобы собрать все эталонные фигуры. После этого ведущий демонстрирует первую фигуру собранной, разрушает ее на глазах учащихся и просит детей собрать такую же из тех деталей, которые у них есть. Последовательно демонстрируются все эталонные фигуры, которые дети должны собрать самостоятельно, без опоры на образец. Важно каждый раз убирать эталонную фигуру после ее демонстрации, не оставляя ее для соотнесения и копирования в то время, когда дети решают мыслительную задачу.
Если участники выполняют
это задание с разной скоростью,
целесообразно перейти к
Упражнение 2
Цель:развитие тактильного и зрительного восприятия пространства, изобразительно-графических навыков, зрительно-моторной координации.
Материалы: геометрические фигуры различной формы (Приложение, рис. 33-34) из картона, сложенные в непрозрачный пакет или матерчатый мешочек, рабочие тетради, простые и цветные карандаши.
Необходимое время: 25 минут.
Процедура проведения: инструкция участникам: «Сегодня мы вновь поиграем в "Волшебный мешочек", но в несколько измененном варианте. Сейчас в мешочке содержатся не предметы, а разные геометрические фигуры из картона. Вы так же, как в прошлый раз, не глядя опускаете руку в пакет и вытаскиваете какую-либо фигуру. После этого, все так же не глядя на нее, ее ощупываете — изучаете руками ее конфигурацию — и, поняв, какой формы фигура, зарисовываете ее в своей тетради. Сам образец нужно на это время положить где-то под столом так, чтобы вы его не видели. Посмотреть на фигуру можно будет только после того, как вы ее нарисуете в тетради! Подсматривать нельзя, я буду за этим следить. Всем понятно, что мы сейчас будем делать? Постарайтесь рисовать фигуры как можно точнее».
Разъяснив инструкцию, ведущий раздает участникам первые фигуры. Следует вовремя пресечь соблазн подсмотреть, какой формы фигура, и помочь детям найти потайное место для образца на время рисования. Важно донести до участников, что необходимо максимально точно воспроизвести образец, вплоть до его размеров.
После того как фигурки нарисованы, ведущий предлагает достать образцы и сравнить, насколько точно нарисована фигура. Для этого образец накладывается на рисунок и обводится каким-либо цветным карандашом. Ведущий обращает внимание детей на допущенные неточности, собирает фигуры и кладет их обратно в пакет. Процедура раздачи фигур повторяется. Необходимо только попросить детей не доставать из пакета фигуры, которые они уже рисовали, а брать новые.
Упражнение 3.
Цель: развитие зрительно-пространственной памяти и пространственного мышления.
Материалы: спички либо счетные палочки — 5-8 штук.
Необходимое время: 20 минут.
Процедура проведения
Инструкция участникам: «Сейчас я буду показывать вам различные конструкции из спичек, выложенные на столе. Один из вас должен запомнить эту конфигурацию и, после того как я смешаю спички, построить ее вновь. Остальные также запоминают фигуру и потом следят за правильностью построения этой фигуры. Все поочередно будут в роли основного исполнителя». Выбирается первый водящий, ведущий строит фигуру из спичек, дает время для ее запоминания — 10-15 секунд, разрушает конструкцию и предлагает ее восстановить. Все участники поочередно выступают в роли водящего. При ошибочном воспроизведении взрослый предлагает другим участникам исправить ошибки водящего.
Сложность построений из спичек определяется возможностями участников, однако лучше не использовать трехмерные построения, предлагать только плоскостные.
Занятие 8.
Упражнение 1
Цель: развитие внимания и самоконтроля, соматопространственной координации, восприятия
Материалы: упражнение выполняется с опорой на «схему тела».
Необходимое время: 10-15 минут.
Процедура проведения
Инструкция ведущего: «Сейчас мы поиграем в игру "Запрещенное движение". Я буду показывать разные физические движения, вы должны точно их повторить, но какое-то одно движение — я его позже покажу, — повторять за мной будет запрещено. Например, нельзя будет повторять движение "руки вверх". Будем играть на выбывание: кто ошибается — выбывает из игры. Сейчас давайте попробуем. Станьте удобно, чтобы не мешать друг другу. Нельзя поднимать руки вверх. Все запомнили? Начали».
После проведения пробного варианта, в течение которого ведущий убеждается, что все дети поняли инструкцию, начинается игра. Запрещенное движение лучше поменять.
В зависимости от возраста учащихся движения, которые показывает взрослый, могут быть более или менее сложными. В любом случае обязательно использование асимметричных движений. Для старших ребят оно может выступить и запрещенным.
Цель:развитие пространственных представлений.
Материалы: карты (Приложение, рис. 35-41) с незаконченными изображениями предметов.
Необходимое время: 10 минут.
Процедура проведения: упражнение выполняется индивидуально с каждым участником. Изображения следует вырезать и предъявлять ребенку поочередно, предлагая ему догадаться, какой предмет изображен. При затруднениях взрослому следует сказать: «Посмотри внимательно, на что это похоже?» Если ребенок все же не узнает предмет, следует отказаться от дальнейших попыток, не называя предмет. Во время работы с одним учеником остальным участникам можно предложить рисование фигур по заданным изображениям (занятие 9, упражнение 1), придумав новые образцы незавершенных рисунков.
Упражнение3 «Разрезные картинки»
Цель: развитие восприятия, представлений
Материалы: разрезные картинки (почтовые открытки) из расчета 3-4 для одного участника, подготовленные ведущим самостоятельно. Сложность линий разреза должна выбираться с учетом возраста учащихся и быть различной в одном комплекте, рассчитанном на одного участника.
Необходимое время: 20 минут.
Процедура проведения: каждому участнику предлагается разрезная картинка, которую необходимо собрать. Картинки не должны повторяться, при необходимости учащимся предлагается обменяться картинками.
При успешности выполнения упражнения задание можно усложнить: раздать каждому ученику 2-4 разрезных картинки, смешанных между собой, которые необходимо собрать. В этом случае перед участником стоит дополнительная задача идентифицировать части определенной картинки, прежде чем ее собрать.
Занятие 9.
Упражнение 1.
Цель: помочь детям освоить понятия «выше—ниже», «впереди—сзади—сбоку», -дальше—ближе», «длиннее—короче—равно», «уже—шире» на материале внутреннего пространства учебной комнаты, овладеть грамматическими конструкциями, включающими пространственные категории; развивать способность сравнивать предметы между собой.
Материалы: предметы, находящиеся в комнате для занятий, и заранее подготовленные карточки с написанными на них понятиями, перечисленными в «Целях» упражнения (2-3 слова на каждой карточке).
Необходимое время: 15-20 минут.
Процедура проведения: ведущий раздает участникам карточки с написанными на них понятиями и напоминает об упражнении, которым закончилось прошлое занятие: «В прошлый раз мы с вами отвечали на вопросы о том, что находится ближе—дальше, выше—ниже, впереди или сзади вас, Я задавал вам вопросы, а вы на них отвечали. Сегодня я предлагаю вам самим попробовать придумать такие вопросы.
У каждого из вас есть карточка, где написаны слова, с каждым словом нужно придумать как минимум один вопрос. Вы придумываете вопрос и сами выбираете того, кто должен на него ответить.
Упражнение 2.
Цели: развитие восприятия пространственного расположения предметов; развитие пространственных представлений и навыков мысленного перемещения зрительных образов; развитие экспрессивной речи учащихся.
Материалы: подготовленные заранее сюжетные картинки либо репродукции известных живописных полотен по количеству участников.
Время: 25 минут.
Процедура проведения: упражнение «Где что находится?" выполняется в двух вариантах.
Каждый участник группы
Упражнение3
Упражнение 1. «Зарядка»
Цель: развитие сомато-пространственных действий, освоение их словесного обозначения.
Материалы: специальных материалов не требуется.
Необходимое время: 10-15 минут.
Процедура проведения: детям предлагается игра «Зарядка». Участникам нужно напомнить, как выполнялось упражнение 1 «Делай, как я» на предыдущем занятии. Однако ведущий оговаривает: «Только сегодня я уже не буду показывать вам различные движения, как в прошлый раз, а просто буду давать словесные команды, которые вы должны будете выполнить не ошибаясь. Например, я скажу: "Поднимите правую руку вверх, а левую вытяните вперед". Сделайте это, пожалуйста. Давайте встанем так, чтобы не мешать друг другу. Напоминаю, что неразумно копировать чужие ошибки, — лучше, если каждый будет думать самостоятельно». После инструкции ведущий предлагает разные команды, все более усложняющиеся, на движение рук, кистей и пальцев.
Занятие 10.
Упражнение 1( на повторение)
Цели: определение уровня владения предлогами «в», «на», «под», «над», «за», «из-за», «из-под», «около», «возле» и т.д.; развитие речевых навыков использования предложных конструкций.
Материалы: ручка, карандаш, ластик, ключи, конфета, спичечная коробка, игрушки и другие мелкие предметы.
Необходимое время: 20 минут.
Процедура проведения: мелкие предметы в беспорядке разложены на столе, за которым сидят все участники. Упражнение имеет несколько вариантов.
A) Ведущий: «Сейчас я буду загадывать каждому из вас загадки о предметах, которые лежат на этом столе. Вы должны отгадать, какой предмет я имею в виду. Итак:
- Саша, какой предмет лежит под спичечной коробкой?
- Какой предмет находится возле
карандаша и выглядывает из-
Б) Ведущий меняет формулировку вопросов: «А теперь, Саша, скажи, где лежит лист бумаги?» Необходимо с помощью уточняющих вопросов добиться того, чтобы ученик в ответе использовал несколько предлогов, определяющих положение листа бумаги относительно разных предметов: лист бумаги лежит на столе, под тетрадью, около ручки, за ластиком и т.д.
B) Ведущий предлагает учащимся
попробовать использовать
Упражнение 2( на повторение)
Цели: развитие пространственных представлений, восприятия , пространственного мышления и памяти; освоение сенсорных эталонов (геометрических фигур); развитие графических навыков.
Материалы: комплекты разрезных геометрических фигур (Приложение, рис. 6) по числу участников.
Необходимое время: 20-25 минут.
Процедура проведения: каждому участнику выдается комплект разрезных геометрических фигур, необходимых для того, чтобы собрать все эталонные фигуры. После этого ведущий демонстрирует первую фигуру собранной, разрушает ее на глазах учащихся и просит детей собрать такую же из тех деталей, которые у них есть. Последовательно демонстрируются все эталонные фигуры, которые дети должны собрать самостоятельно, без опоры на образец. Важно каждый раз убирать эталонную фигуру после ее демонстрации, не оставляя ее для соотнесения и копирования в то время, когда дети решают мыслительную задачу.
Информация о работе Психокоррекционная программа для развития памяти у детей с нарушением слуха