Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 18:46, курсовая работа
В процессе учебной деятельности школьников большую роль играет уровень развития познавательных процессов. Познавательная деятельность заключается в познании окружающего мира: в восприятии его, осмыслении, запоминании. Для этого необходимо развитие таких процессов: как восприятие, мышление, внимание, память и речь. В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся именно к познавательной деятельности. Роль школы повышается, и особая роль в таком направлении принадлежит учителю и психологу. В начальных классах, особенно в 1 классе, только начинают формироваться способы учебной работы. И я считаю, что одним из условий, облегчающих ребенку процесс познания, является наличие такого качества, как способность быть внимательным.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы внимания младшего школьника………………………………………………………………………..5
1.1. Проблемы внимания в психолого-педагогической литературе………….5
1.2. Возрастные особенности и внимание младшего школьника…………….12
Глава II. Экспериментальное исследование психологических особенностей внимания младшего школьника ………………………………………………..17
2.1. Диагностика внимания младшего школьника ……………………………17
2.2. Коррекция и развитие внимания младшего школьника ………………....22
Заключение ………………………………………………………………………27
Список литературы ……………………………………………………………...29
Приложение
Методика оценивания переключения внимания19. Школьники были должны в течение первой минуты находить и зачеркивать одним способом кольца одного типа (с одной ориентацией разрыва), а в течение следующей минуты - кольца другого типа, и так далее по очереди в течение пяти минут.
Методика определения объема внимания «Запомни и расставь точки»20. Для оценивания объема внимания детям предлагается запомнить и воспроизвести последовательность карточек, изображающих квадраты с разным количеством точек за 15 секунд.
Методика оценки устойчивости внимания21
Для проведения исследования потребуется стандартный бланк теста «Корректурная проба» и секундомер. На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р»; всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке.
Исследование необходимо проводить индивидуально. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе. Экспериментатор выдает ему бланк «корректурной пробы» и суть задания разъясняет следующей инструкцией: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы "к" и "р" и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно». Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. По истечении 10 минут отмечается последняя рассмотренная буква.
При обработке результатов психолог сверяет результаты в корректурных бланках испытуемого с ключом к тесту.
Из протокола занятия
в психологический паспорт
Протокол исследования устойчивости внимания
Показатель |
Результат |
Количество просмотренных за 10 минут букв |
|
Количество правильно вычеркнутых букв |
|
Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть |
|
Точность выполнения задания, % |
|
Оценка точности, баллы |
|
Оценка продуктивности, баллы |
|
Оценка устойчивости внимания, баллы |
Рассчитываются продуктивность внимания, равная количеству просмотренных букв за 10 минут, и точность К, вычисленная по формуле:
где п — количество букв, которые необходимо было вычеркнуть; т — количество правильно вычеркнутых во время работы букв.
С целью получения
интегрального показателя устойчивости
внимания необходимо оценки точности
и продуктивности перевести в
соответствующие баллы с
Рассматривается интегральный показатель устойчивости внимания А по формуле
А = В + С,
где В и С — балльные оценки продуктивности и точности соответственно.
Мы начали свое исследование с методики определения продуктивности и устойчивости внимания. Результаты исследования показали, что 33,3% школьников набрали по 1 баллу, что свидетельствует об очень низкой продуктивности и устойчивости внимания; 52,4% - по 3 балла, свидетельствующие о низкой продуктивности и устойчивости внимания. 14,3% - средний показатель (см. рис. 1). Таким образом, мы видим, что учащиеся испытывают трудности с продуктивностью и устойчивостью внимания.
Далее мы провели методику оценивания распределения внимания. При обработке результатов было выяснено, что младшие школьники, в целом, не справились с предложенным заданием. Они путали положение разрыва колец. В итоге 35% детей были оценены на 1 балл (показатель очень низкого распределения внимания), 55.5% детей - по 3 балла (низкий уровень распределения внимания), 9,5% детей показали средний результат (см. рис. 2). Как видим, трудности с распределением внимания также являются показательными для младшего школьника.
Результаты методики оценивания переключения внимания были аналогичны предыдущим: работы 25,5% детей были оценены одним баллом (показатель очень низкого уровня переключения внимания); 55.5% ребят - тремя баллами (низкий уровень переключения внимания), 19,0% ребят показали средний результат (см. рис. 3).
Результаты методики определения объема внимания «Запомни и расставь точки» также неутешительны. В исследуемом классе 29,2%детей показали очень низкий объем внимания, 56,6% - низкий объем внимания, 14.2% - средний показатель объема внимания (см. рис. 4).
Исследуемые школьники также показали низкий уровень развития устойчивости внимания. 24,6% детей показали очень низкую устойчивость внимания (от 3 до 10 баллов) , 52,2% - низкая устойчивость внимания (от 11 до 13 баллов), 23.2% - средний показатель объема внимания – от 14 до 17 баллов (см. рис. 5).
Очевидно, что в исследуемом классе показатели развития внимания многих школьников находятся на недопустимо низком уровне (практически они по уровню развития внимания не готовы к обучению в школе). Поэтому необходимы специальные упражнения по развитию внимания.
Рис. 1. Результаты методики определения продуктивности и устойчивости внимания
Рис. 2. Результаты методики оценивания распределения внимания
Рис. 3. Результаты методики оценивания переключения внимания
Рис. 4. Результаты методики определения объема внимания «Запомни и расставь точки»
Рис. 5. Результаты методики определения устойчивости внимания
2.2. Коррекция и развитие внимания младшего школьника
На втором этапе мы разработали и апробировали коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания младших школьников.
Важная причина, побуждающая нас активнее внедрять психологические развивающие упражнения в учебный процесс начальных классов: возможность проведения диагностики интеллектуального и личностного развития детей, являющейся основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы с ними учителя и психолога22.
Возможность такого непрерывного мониторинга обусловлена тем, что развивающие игры и упражнения базируются в большинстве своем на различных психодиагностических методиках, и, таким образом, показатели выполнения учащимися тех или иных заданий предоставляют школьному психологу непосредственную информацию о текущем уровне развития детей.
Мы уверены, что введение в школьную программу начальных классов психологических развивающих упражнений позволит расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества ребенка, его интеллектуальный потенциал.
Цель занятий по программе: создание условий для развития внимания учащихся начальной школы.
При условии реализации психологических развивающих упражнений, можно прогнозировать следующий результат: интеллектуальное, социально-личностное развитие младших школьников, повышение уверенности в себе, а также их готовность к успешному переходу на следующую ступень школьного образования.
С целью развития внимания младших школьников нами были разработаны упражнения, направленные на развитие внимания учащихся, которые стали использовать в своей работе учителя начальных классов.
Методы работы, применяемые на данных занятиях:
-игры и упражнения на развитие внимания;
-психогимнастика;
-техники и приемы саморегуляции.
Работа по развитию внимания велась по двум направлениям:
Специальные упражнения необходимо вводить в уроки регулярно, сочетая их с темой и общими задачами. Это могут быть не только, так называемые, основные предметы, но физкультура, трудовое обучение, музыка, рисование. Продолжительность упражнений колеблется от 2 до 10 минут. Форма организации работы по развитию внимания может быть различной: групповая, работа в парах, индивидуальная.
В зависимости от типа упражнения оно должно соответственно занимать своё место в определённой части урока: в организационном моменте, на этапе повторения и закрепления знаний, физминутке или итоге урока.
Эти упражнения не только играют развивающую роль, но и помогают введению в урок нового материала; повторению, закреплению и даже проверке уже изученного; а также помогут разнообразить необходимые перерывы для отдыха детей между этапами урока. Всё зависит от общих целей конкретного урока. Приведу лишь несколько примеров.
Например, при закреплении темы "Части речи" учителю было рекомендовано использовать методику Мюнстерберга и её различные модификации. В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще - существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок.
Пример задания24:
ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪЩЮСАЭЕЫМЯЧ
ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТ
ФРШУБАТВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЩМОРЖ
БРПТЯЖЭЦБУРАНСГЛЮГБЕИОПАЛКАФСТ
АОСМЕТЛАОУЖЕЛААВТОБУСИОХПСЯЗВА
На уроке математики при изучении таблицы умножения можно предложить детям посчитать вслух от 1 до 31, но не называть числа, включающие тройку и кратные трём. Вместо этих чисел нужно говорить "не собьюсь".
На уроках чтения можно предложить детям вычёркивать в тексте одну или две буквы, и в то же время поставить звукозапись с какой-либо сказкой. Потом организовать взаимопроверку. Проверить сколько букв пропущено и что услышано и понято из сказки.
Результаты внедрения учителями на уроках упражнений специально разработанных мною, как психологом, позволил существенно повысить уровень внимания школьников (см. рис. 5, 6, 7, 8, 9).
Таким образом, мы видим, что с помощью специально подобранных психологом упражнений, применяемых на уроках, можно существенно повлиять на развитие внимания младших школьников, а значит, мы полностью доказали нашу гипотезу.
Рис. 5. Результаты методики определения продуктивности и устойчивости внимания
Рис. 6. Результаты методики оценивания распределения внимания
Рис. 7. Результаты методики оценивания переключения внимания
Рис. 8. Результаты методики определения устойчивости внимания
Рис. 9. Результаты методики определения объема внимания «Запомни и расставь точки»
Обобщение теоретического материала, предшествующего эмпирическому исследованию, позволяет сделать следующие выводы:
1.Большинство ученых,
занимающихся вопросом
2. Обучение в начальной школе – это залог успехов в будущем, поэтому внимание необходимо младшему школьнику в учебной деятельности. Процесс внимания имеет большое значение в становлении и развитии личности младшего школьника. В период обучения в начальной школе, внимание становится более произвольным, что является одним из новообразований младшего школьного возраста. В течение начального обучения, все виды внимания становятся более совершенными. Учащиеся четвертого класса становятся более внимательными, чем учащиеся первого класса: у них возрастает и совершенствуется способность к устойчивости, распределению и переключению внимания.
В ходе исследования нами был использован блок методов, включающий:
- анализ социально-педагогической и методической литературы;
- организация целенаправленной опытно-экспериментальной работы.
А также следующие методики:
Информация о работе Психологические особенности внимания младшего школьника