Психологические особенности внимания младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

В процессе учебной деятельности школьников большую роль играет уровень развития познавательных процессов. Познавательная деятельность заключается в познании окружающего мира: в восприятии его, осмыслении, запоминании. Для этого необходимо развитие таких процессов: как восприятие, мышление, внимание, память и речь. В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся именно к познавательной деятельности. Роль школы повышается, и особая роль в таком направлении принадлежит учителю и психологу. В начальных классах, особенно в 1 классе, только начинают формироваться способы учебной работы. И я считаю, что одним из условий, облегчающих ребенку процесс познания, является наличие такого качества, как способность быть внимательным.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы внимания младшего школьника………………………………………………………………………..5
1.1. Проблемы внимания в психолого-педагогической литературе………….5
1.2. Возрастные особенности и внимание младшего школьника…………….12
Глава II. Экспериментальное исследование психологических особенностей внимания младшего школьника ………………………………………………..17
2.1. Диагностика внимания младшего школьника ……………………………17
2.2. Коррекция и развитие внимания младшего школьника ………………....22
Заключение ………………………………………………………………………27
Список литературы ……………………………………………………………...29
Приложение

Файлы: 1 файл

I. Теоретические аспекты изучения проблемы внимания младшего шко.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

В ходе первичной диагностики  нами были выявлены проблемы в развитии внимания младших школьников – низкий уровень развития продуктивности, устойчивости, распределения, переключения, объема и устойчивости внимании. В связи с этим возникла необходимость разработать комплекс упражнений, которые может использовать учитель на уроках общеобразовательного цикла

Количественный и качественный анализ результатов проведенного исследования позволил сделать следующий вывод: при систематическом внедрении в учебную деятельность психологических упражнений, направленных на развитие внимания, возможно развить все свойства внимания.

Таким образом, полученные в ходе исследования результаты подтверждают гипотезу о том, что с помощью специально подобранных психологом упражнений, применяемых на уроках,  можно существенно повлиять на развитие внимания младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Беседы с учителем. Методика обучения. Первый класс четырехлетней начальной школы. / Под ред. Л.Е. Журовой- М.: Вентана- Граф, 2002.
  2. Волкова Т. Н. Развитие памяти и внимания. - М., 2006
  3. Гиппенрейтер Ю.Б., Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: 4еРо, 1997.
  4. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. – М., 1972
  5. Коломинский, Человек: психология. – М.: Просвещение, 1986.
  6. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1977.
  7. Макланов А.Г., Общая психология. – СПб.: Питер, 2002.
  8. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. М.,: «Просвещение», 1987.
  9. Немов Р.С. Психология. Кн.3. – М., 1999
  10. Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. Игровые задания. М. ,: «Первое сентября», 2004.
  11. ПоливановаК. Н. Психология возрастных кризисов.  – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 70 – 75;
  12. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/А.А.Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000.
  13. Психология внимания. Хрестоматия по психологии/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. – М., 2000.
  14. Рогов Е.И. Общая психология. – М., 2000.
  15. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.
  16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии., М., 2001.
  17. Сорокун П.А. Основы психологии. Псков: ПГПУ, 2005
  18. Страхов И.В., Внимание и структура личности., Саратов, 1969.
  19. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники.-М. :Рольф, 2000.
  20. Ушинский К.Д. Избранные произведения, выпуск 4, кн.1. М-Л. – 1946
  21. Черемушкина Л.В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Оценка устойчивости внимания в баллах

Продуктивность

Точность

Продуктивность

Точность

знаки

баллы

%

баллы

знаки

баллы

%

баллы

<1010

1

<70

1

2660-2825

16

84-85

12

1010-1175

3

70-72

2

2825-2990

17

85-87

13

1175-1340

5

72-73

3

2990-3155

18

87-88

14

1340-1505

7

73-74

4

3155-3320

19

88-90

15

1505-1670

9

74-76

5

3320-3485

20

90-91

16

1670-1835

10

76-77

6

3485-3650

21

91-92

17

1835-2000

И

77-79

7

3650-3815

22

92-94

18

2000-2165

12

79-80

8

3815-3980

23

94-95

19

2165-2330

13

80-81

9

3980-4145

24

95-96

20

2330-2495

14

81-83

10

4145-4310

25

96-98

21

2495-2660

15

83-84

11

>4310

26

>98

22


 

Приложение 2

 

Игры, применяемы на уроках русского языка

 

«Перестановка»

Ведущий пишет на листе  бумаги несколько предложений с  пропуском и перестановкой букв в некоторых словах. Ученику разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем он передает лист второму ученику, который исправляет оставленные ошибки карандашом другого цвета. Возможно проведение соревнований в парах.

Буквенные пирамиды.

На доске буквы, слоги, которые отделены вертикальной чертой. Расстояние между ними постепенно увеличивается. Чтение должно быть ритмичным, без длительных остановок (читают индивидуально или  хором).

2. Поиск темы  урока.

– Тема урока спрятана в цепочке букв. Внимательно рассмотрите  цепочку, найдите в ней слоги  между буквами В и О, Ж и  С.

ВСУОПРЖЩЕСУГВСТЬБВВИОАФЖТЕПРЛЬСНОЕ (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)

3. Просматривая каждую строчку, попытайся обнаружить среди случайных букв слова.

а) МГЛАГОЛОРОИСУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕПМ

ПИАЛПОДЛЕЖАЩЕЕФСП

б) ИОХПСДРУССКИЙЯЗВЕЛЯЗЫК

«Правая, левая». Читаю ряд слов с согласными на конце. В паузах между словами дети поднимают руку: правую - если окончание твердое, левую - если мягкое. Например: брат, нож, был, мель, брать.

Игры, применяемы на уроках математики

I. Упражнения  на развитие устойчивости и  концентрации внимания.

1. Арифметические диктанты.

Учитель: Сейчас я буду читать арифметические задачи. Вы должны решать их в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запишите только тогда, когда я скажу: “Пишите”.

а) Даны два числа: 6 и 3. Сложите первое число и второе... и от полученного числа отнимите 2... Затем отнимите еще 4...Запишите результат. (3)

б) Даны два числа: 15 и 23. Первую цифру второго числа  прибавьте к первой цифре первого  числа... отнимите от полученного числа 2..., а теперь прибавьте 7... Запишите результат. (8)

в) Даны два числа: 27 и 32. Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого числа... и от полученного произведения отнимите вторую цифру второго числа... Запишите результат. (4)

г) Игра “Угадай задуманное число”. Задумайте число до 10. Умножьте его на 5, прибавьте к полученному произведению задуманное число. Дети по цепочке говорят, сколько получилось. Учитель называет задуманное число. После игры можно объяснить прием вычисления (ответ делим на 6 и получаем задуманное число).

д) Делиться – не делиться. Учитель называет различные числа, а ученики поднимают руку, если число делиться, например, на 3 (на 4, 5, 6 и т.д.) без остатка.

2. Игра “Хлопки”.

Для запоминания таблицы  умножения на 3 можно провести такую  игру. Дети хором считают от 1 до 30,но вместо чисел, которые делятся на 3, хлопают в ладоши. Затем одного ученика можно попросить назвать все числа, которые не были названы хором.

II. Упражнения  на развитие устойчивости и  объема внимания.

1. Расставь математические знаки, если нужно, то и скобки, между цифрами так, чтобы равенства были верны:

а)

1 ... 2 ... 3 ... 4 ... 5 = 4 
1 ... 2 ... 3 ... 4 ... 5 = 5 
1 ... 2 ... 3 ...  4 ... 5 = 10 
1 ... 2 ... 3 ... 4 ... 5 = 12 
1 ... 2 ... 3 ... 4 ... 5 = 41

б)

600 ... 40 ... 20 ... 8 = 668 
600 ... 40 ... 20 ... 8 = 612 
600 ... 40 ... 20 ... 8 = 548 
600 ... 40 ... 20 ... 8 = 308 
600 ... 40 ... 20 ... 8 = 298 
600 ... 40 ... 20 ... 8 = 7200 
600 ... 40 ... 20 ... 8 = 24028 
600 ... 40 ... 20 ... 8 = 23240

2. Дан ряд чисел: 4, 5, 7, 8, 9, 1, 3, 2. Дети в течение 6–10 секунд смотрят на них. Затем карточки с числами закрываю и задаю вопросы:

  • Какие цифры вы запомнили?
  • Назови соседей 5? 7? 3?
  • Сколько всего цифр выставлено на наборном полотне?
  • Какие две первые?
  • Три последние?

III. Упражнения  на распределение и переключение  внимания.

1. При закреплении таблицы умножения и деления можно использовать следующие задание:

а) У учителя картонный  круг, который с одной стороны  – красного цвета, с другой –  синего. На обеих сторонах круга  написано, например, число 5. Если учитель  показывает круг красной стороной, и называет любое число, например 3, то дети должны умножить (5x3). А если учитель покажет круг синей стороной, то названное им число дети должны разделить на 5.

б) Упражнение “Ладонь  – кулак”. Руки на столе, поочередно одну разжимаем, другую – в кулак. При этом одновременно спрашивается таблица умножения.

в) Перед вами 3 ряда чисел. В первом из них подчеркните все  числа, кратные 9, во втором – кратные 4, в третьем – кратные 3. На выполнение задания дается 15 сек.

42 15 45 24 78 36 54 73 32 18

44 65 74 16 52 44 21 24 12 14

43 36 32 54 10 48 17 21 33 62

2. Перед вами ряд цифр, записанных вразнобой, без какой-либо системы. Ваша задача – как можно быстрее выписать их в тетрадь в порядке возрастания. Кто быстрее?

25 1 7 36 15 4 8

14 2 17 9 54 48

11 13 27 45 18 63

3. В каждом из трех приведенных ниже рядов чисел вам необходимо подчеркнуть по 3 таким образом, чтобы в сумме они давали число, которое подчеркнуто.

4 9 13 15 7 18 24

3 8 5 13 16 14 30

21 17 15 9 12 20 48

4. Продолжи числовые ряды:

28, 27, 24, 23, 20, 19... 7.

9. Задачки в стихах (кроме способностей переключать и распределять внимание, эти задачи развивают объем внимания).

а)

В нашем классе два  Ивана,  
Две Татьяны, две Светланы, 
Три Катюши, три Галины, 
Пять Андреев, Три Полины, 
Восемь Львов, четыре Саши, 
Пять Ирин и две Наташи. 
И всего один Виталий. 
Сколько всех вы насчитали?

Повторяем задачу, а дети считают и записывают результат.

Вот отметки по контрольной: 
Получили “пять” все Саши, 
Иры, Кати и Наташи. 
Сколько ребят получили “5”? 
По четверке – Тани, Гали, 
Львы, Полины и Виталий.

–  Сколько ребят получили “4”?

Остальные все Иваны, 
Все Андреи и Степаны 
Получили только “тройки”.

– Сколько ребят получили “3”? А кому достались “двойки”?

б)

По тропинке вдоль  кустов 
Шло 11 хвостов. 
Сосчитать я также смог 
Что шагало 30 ног. 
Это вместе шли куда-то 
Петухи и поросята. 
А теперь вопрос таков: 
Сколько было петухов? 
И узнать я был бы рад, 
Сколько было поросят? 
Ты сумел найти ответ? 
До свиданья, всем привет!

в)

К двум зайчатам в час  обеда  
Прискакали 3 соседа. 
В огороде зайцы сели 
И по три морковки съели. 
Кто считать ребята, ловок, 
Сколько съедено морковок?

г)

Сидят рыбаки, стерегут поплавки. 
Рыбак Корней поймал тринадцать окуней. 
Рыбак Евсей – четырех карасей. 
А рыбак Михаил двух сомов изловил. 
Сколько рыб рыбаки натаскали из реки?

д)

Как-то рано поутру 
Птицы плавали в пруду. 
Белоснежных лебедей 
Втрое больше, чем гусей, 
Уток было восемь пар –  
Вдвое больше, чем гагар. 
Сколько было птиц всего, 
Если нам еще дано, 
Что всех уток и гусей 
Столько, сколько лебедей?

 

 

Игры, применяемые на уроках музыки

«Громко - тихо». Детям предлагается сесть поудобнее, закрыть глаза и внимательно прислушаться к звучащему фрагменту музыкального произведения (Экспромт Ф. Шопена, Концерт для фортепиано с оркестром 1-я часть Э. Грига). Вначале они должны представить себе только тихие предметы и события (после прослушивания анализируют возникшие образы и фантазии, зарисовывают их); затем они представляют громкие предметы и события с последующим анализом услышанных образов. Цель игры заключается в выработке навыка концентрации внимания.

 «Камень мудрости». Под звучащий фрагмент музыкального произведения (П.И. Чайковский «Баркарола» из фортепианного цикла «Времена года») учитель говорит, что принес детям камень мудрости и пока он его держит в руках, то может говорить. Когда кто-то другой захочет о чем-либо рассказать, то должен сообщить об этом и взять камень в свои руки. Цель игры заключается в развитии навыка слухового восприятия и контроля над своим поведением при общении с окружающими.

1 Беседы с учителем. Методика обучения. Первый класс четырехлетней начальной школы. / Под ред. Л.Е. Журовой- М.: Вентана- Граф, 2002. – с. 88

Информация о работе Психологические особенности внимания младшего школьника