Психология и педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 12:37, контрольная работа

Описание работы

Работа содержит задания по "Психологии и педагогике"

Файлы: 1 файл

контрольная - Психология. Педагогика.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

     Все вышеперечисленные свойства восприятия — константы, фигура, фон — вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

     Близость. Стимулы, расположенные рядом, имеют  тенденцию восприниматься вместе.

     Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе.

     Целостность. Восприятие имеет тенденцию к  упрощению и целостности.

     Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму.

     Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.

     Общая зона. Принципы гештальта формируют  наше повседневное восприятие наравне  с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений.

Литература: Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения…).- СПб. Питер пресс, 1997 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Провести психологический  анализ действий  по критериям,  указанным в таблице.  Выбрать три поступка из указанных в таблице и провести анализ по всем критериям (Фрейд, Берн и т.д.). Можно заменить один из критериев любым по собственному выбору (модель Юнга, Адлера, типология Леонарда).  

  По структурным  компонентам психодинамической  концепции З.Фрейда (Id Ego Superego) Механизмы психологической  защиты (по З.Фрейду). Назвать, обосновать. Трансакция  по модели Э.Берна (ребенок, взрослый, родитель) Мотивы по отечественной  модели деятельности (потребность –  деятельность - цель)
Присвоение  Буратино золотого ключика Ид  Образование реактивное - это психологическая установка  или привычка, представляющие собой нечто диаметрально противоположное вытесненному желанию, реакцию на него в виде так называемой инверсии желания. Ребенок - часть  личности, содержащая аффективные комплексы, связанные с ранними детскими впечатлениями и переживаниями. Это актуализация эмоциональной сферы личности. Ребенок полностью внутри ситуации. Воздействие происходит непосредственно, результат ожидается сиюминутный и обычно вполне предсказуемый. Ребенка мы не уважаем совсем. Цель 
Женщина жалуется на лишний вес, но не ограничивает себя в еде Эго Образование реактивное - это психологическая установка  или привычка, представляющие собой нечто диаметрально противоположное вытесненному желанию, реакцию на него в виде так называемой инверсии желания. Ребенок - часть  личности, содержащая аффективные комплексы, связанные с ранними детскими впечатлениями и переживаниями. Это актуализация эмоциональной  сферы личности. Ребенок полностью внутри ситуации. Воздействие происходит непосредственно, результат ожидается сиюминутный и обычно вполне предсказуемый. Ребенка мы не уважаем совсем. Потребность
Убийство  Раскольниковым процентщицы Супер-Эго Механизм фиксации означает прочную бессознательную связь с определенными лицами или образами, которая воспроизводит один и тот же способ удовлетворения и структурно организована по образцу одной из стадий такого удовлетворения. Фиксация может быть актуальной, явной, а может оставаться преобладающей тенденцией, допускающей для субъекта возможность регрессии. Родитель - функции  контроля над соблюдением норм и  предписаний, а также покровительства  и заботы. Это актуализация моральной  сферы личности. Родитель находится  над ситуацией. При обращении  к ипостаси Родителя это апелляция к этической системе человека, к устоям, к чувству долга при неизвестной и неконтролируемой реакции. Цель 

 

 

    3. Раскрыть психологическое содержание возрастов по следующим вопросам:

(надо  охарактеризовать: раннее детство, дошкольное детство, школьный возраст и подростковый. Итого получится 4 возраста по 9 вопросов каждый). 

1. Хронологические  границы  возраста, название.

2. Кризис  начала возраста – название, свойства, какие психологические свойства  берут начало в кризисе.

3. Социальная ситуация развития в данном возрасте. Задачи, которые социум ставит перед ребенком. В какие социальные структуры и институты включен ребенок.

4. Специфика  его отношений:

  1. С родителями
  2. Со взрослыми
  3. Со сверстниками
  4. Референтное лицо (группа)
  5. Ведущая деятельность
  6. Стадия морального развития по Л.Кольбергу
  7. Особенности личности:
    1. Свойства личности
    2. Область интересов
    3. Психологические проблемы, трудности
  8. Новообразования возраста
  9. Завершающий кризис
 

     Раннее детство. 1. Предметная деятельность как ведущая деятельность раннего детства.

Предпосылки предметной деятельности формируются  еще в младенческом возрасте. Целью  предметной деятельности является усвоение функций предметов, овладение способами  действий с ними. Самостоятельно, без  помощи взрослого ребенок не может  понять назначение предмета.

     Исследователи Новоселова, Кисленко, Гальперин и  др. изучали проблему развития предметной деятельности и выделили этапы ее развития:

     1 этап: 1-1,5 года - ребенок не знает  функций предметов;

     2 этап: 2-2,5 года - жесткое закрепление функции за предметом;

     3 этап: после 2,5 лет - отделение  действия от предмета, ребенок  осваивает функции предмета и  начинает использовать одни предметы  вместо других (предметы-заместители,  когда ребенок начинает переносить  усвоенные способы действия на  другие предметы). В рамках предметной деятельности зарождается игра (в конце раннего детства).

     2. Развитие психических функций  в раннем возрасте

Рассматривая  развитие психических функций, отметим, прежде всего, что раннее детство  сензитивно к усвоению речи. Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами "взрослой" речи.

     К 1 году словарь ребенка - 10 слов; К 1г.8м. - 100 слов;

     К 2 г. - 300 слов и более;

     К 3 г. - 1000-1500 слов.

     Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят  из 2-3 слов. Это чаще всего субъект  и его действие ("мама идет"), действие и объект действия ("дай  булку", "хочу конфету"), или  действие и место действия ("книга  там"). К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений. Речь становиться полноценным средством общения. Помимо речи, в раннем возрасте развиваются другие психические функции - восприятие, мышление, память, внимание.

Особенности восприятия ребенка

     Раннее  детство интересно тем, что среди  всех психических функций доминирует восприятие. В этом возрасте наблюдаются  элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом

деле.

     Внимание  и память непроизвольны.

Мышление  является наглядно-действенным, оно  основано на восприятии и действии с предметами.

     3. Проявление личности в раннем  возрасте

     Этапы развития личности:

     Для раннего возраста характерны яркие  эмоциональные реакции, связанные  с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого - некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка.

Аффективные вспышки лучше всего гасятся  тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности - вообще игнорируют. В противном случае, особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным - и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым

делом.

     Развитие  эмоционально-потребностной сферы  ребенка тесно связано с зарождающимся  в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя - простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя - сначала по имени, в третьем лице: "Тата", "Саша". Потом, к трем годам, появляется местоимение "я". Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка - осознание не только своего "я", но того, что "я хороший", "я очень хороший", "я хороший и больше никакой". Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена.

     Сознание "я", "я хороший", "я сам" и появление личных действий продвигают" ребенка на новый, уровень развития. Начинается переходный период -

кризис 3 лет.

      Дошкольное  детство. По мнению Леонтьева А.Н., дошкольное детство — это пора жизни, когда перед ребенком все более открывается окружающий его мир человеческой действительности. Ребенок в игре и других видах деятельности овладевает предметным миром как миром человеческих предметов, воспроизводя человеческие действия с ними. Шаграева О.А. отмечает, что ребенок испытывает свою независимость от непосредственно окружающих его людей; он должен считаться с требованиями, которые окружающие люди предъявляют к его поведению, ибо это реально определяет собой его межличностные взаимодействия с ними. От этих отношений не только зависят его успехи и неудачи, в них самих заключены его радости и огорчения.

      В исследованиях Лисиной М.И. подчеркивается опережающая инициатива взрослого в изменении коммуникативной деятельности детей. Живой процесс общения является тем контекстом, в котором возникает, складывается и развивается социальное поведение ребенка.

      Общение со взрослым в дошкольном возрасте дифференцируется и приобретает новые формы и содержание, ребенок впервые выходит за пределы своего семейного круга, устанавливая новые отношения с более широким миром не только взрослых людей, но и сверстников. Дошкольнику уже недостаточно внимания взрослого и совместной деятельности с ним. Благодаря речевому развитию значительно расширяются возможности общения с окружающими. Теперь ребенок может общаться по поводу как непосредственно воспринимаемых предметов, так и представляемых, мыслимых предметов, отсутствующих в конкретной ситуации взаимодействия. Впервые содержание общения выходит за пределы воспринимаемой ситуации, т.е. становится внеситуативным.

      М.И. Лисина выделяла две внеситуативные формы общения, характерные для  дошкольного возраста, — познавательную и личностную.

      В первой половине дошкольного возраста (3—5 лет) появляется внеситуативно-познавательная форма общения ребенка со взрослым. Детей этого возраста называют «почемучками» в силу обостренной потребности ребенка к познанию и расширению круга его интересов. Ребенок задает разнообразные вопросы, которые охватывают все области знаний о мире, природе и обществе. Взрослый выступает перед ребенком как источник новых знаний, как эрудит, способный разрешить сомнения и ответить на вопросы.

      К концу дошкольного возраста складывается новая и высшая для дошкольного  возраста внеситуативно-личностная форма  общения, содержанием которой становится мир людей (дети предпочитают говорить о себе, о своих родителях, друзьях, о правилах поведения, радостях и обидах).

      Кроме реальных окружающих ребенка взрослых в сознании дошкольника появляется идеальный взрослый, который воплощает  в себе совершенный образ какой-либо общественной функции: взрослый — папа, доктор, продавец и т.д. и который становится мотивом действий ребенка. Дошкольник хочет быть таким, как этот идеальный взрослый, но реально включиться во взрослую жизнь он не может в силу своих ограниченных возможностей.

      Противоречие  социальной ситуации развития ребенка-дошкольника  заключается в разрыве между его стремлением быть как взрослый и невозможностью реализовать это стремление непосредственно. Единственной деятельностью, которая позволяет разрешить это противоречие является сюжетно-ролевая игра, где ребенок вступает во взаимодействие с такими сторонами жизни, которые недоступны ему в реальной практике. Благодаря сюжетно-ролевой игре происходит усвоение норм общественных отношений и формирование механизмов личностного поведения.

      Кроме общения со взрослым в дошкольном возрасте возникает и развивается общение со сверстниками, которое имеет свои отличительные особенности:

  1. разнообразие коммуникативных действий;
  2. чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность;
  3. нестандартность и нерегламентированность;
  4. преобладание инициативных действий над ответными.

      Эти особенности, отражающие специфику  общения ребенка на протяжении всего  дошкольного возраста, позволяют  выделить формы общения дошкольников со сверстниками, где прослеживается существенное усложнение общения на разных ступенях развития детей в период дошкольного детства.

Информация о работе Психология и педагогика