Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 12:37, контрольная работа
Работа содержит задания по "Психологии и педагогике"
У подростков существуют и так называемые референтные группы. Референтная группа - это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. Именно в ней будет пытаться утвердиться.
Литература:
4.
Привести примеры трех
способов воздействия
людей друг на друга
(манипуляции).
Для
каждого из трех способов самостоятельно
придумать или вспомнить из личного
опыта возможные способы
Попытка манипуляции лишь тогда имеет шансы на успех, если факт воздействия на адресата им не осознается и конечная цель манипулятора ему неизвестна. В противном случае или попытка окажется безуспешной, или это будет уже не манипуляция. Покажем это на примере, взятом из статьи Дж. Рудинова.
Пример 1. Джонс жалуется, что является объектом регулярных манипулятивных попыток со стороны своей жены. Вот типичный пример. Он собирался идти на еженедельную игру в покер. Именно в этот момент жена предстала в полупрозрачной сорочке в соблазнительной позе, поигрывая пуговицами. Джонс запротестовал: он не хочет быть соблазненным именно сейчас — тогда он пропустит игру. Джонс считает, что его жену в действительности интересует вовсе не секс. Хотя он последние две недели был особенно занят и приходил домой поздно, частота сексуальных сближений была выше, чем обычно. Он обвинил ее в попытке манипулировать им с тем, чтобы оставить дома. Жена согласилась с ним, добавив, что знает не хуже Джонса, как часто у них был секс в последнее время, и что они оба одинаково хорошо знают, для чего это делают.
Дж. Рудинов на основе анализа данного случая делает вывод, что манипуляция может совершаться не только посредством введения в заблуждение, но также и (открытой) игрой на слабостях другого. Но является ли описанная ситуация примером манипуляции? Если обратиться к метафоре манипуляции, то выяснится, что данный случай не соответствует ей, поскольку ни у кого нет иллюзий относительно того, кто и чего желает. Да, это игра на слабости Джонса, однако не манипуляция им (но могла бы быть таковой, если бы Джонс не разгадал ее). В терминах В.Н. Сагатовского, это «рефлексивная игра», то есть стремление переиграть другого, воспользовавшись каким-либо преимуществом.
Правила и нормы, задающие конкретные формы отношений, — это результат согласования интересов и привычек партнеров, которое произошло за время их знакомства. Если история отношений данных людей достаточно велика, степень согласования может перекрывать социально-ролевые моменты, не только модифицировать, но и отменять их действие. Придание партнерами своим отношениям конкретных форм есть процесс их форматирования. Возможностями форматирования в наибольшей степени объясняется гибкость правил, которые складываются между конкретными людьми. Даже если люди только сейчас встретились, они сразу же начинают подстраиваться друг к другу, приступают к выработке текущих правил.
Совокупность указанных переменных, составляющих условия общения по отношению к отдельному событию, предоставляют манипулятору довольно широкие возможности увеличить шансы на успех своих замыслов. Важнейшая с этой точки зрения особенность указанных обстоятельств состоит в том, что все они накладывают значительные ограничения на поведение, чувства и даже желания участников, снижают степени свободы активности адресата. В фиксированных условиях точность предсказания поведения человека заметно повышается, потому что включенные в ситуации участники, как правило, добросовестно отыгрывают подобающие случаю сценарии.
Пример 2. В компании на вечеринке муж рассказывает какую-нибудь историю, попутно выставляя свою жену в не очень-то выгодном свете. Рассказ завершается фразой: «Не правда ли, дорогая?» Жена обычно соглашается по одной из двух причин: а) сама по себе история в общих чертах вполне соответствует действительности; если же она не согласится с какой-то мелкой деталью, то может выглядеть занудливым человеком; б) просто невежливо не согласиться с мужчиной, который только что во всеуслышание назвал тебя «дорогая».
В приведенном примере жена покорно сносит укол мужа, поскольку ориентируется на нормы поведения, принятые для участников вечеринок, — на это недвусмысленно указывают подчеркнутые слова. Практически каждый может вспомнить случай из собственной жизни, когда он совершил ошибку или глупость в значительной степени потому, что сделать что-то, исходя из своих интересов, было «не к месту», «неудобно» или потому, что «был поставлен в безвыходное положение» (точнее, в ситуацию с запрограммированным выходом).
Присоединение или подстройка необходимы как важнейшая составляющая процесса общения, без которой было бы невозможным сколь-нибудь длительное время поддерживать отношения. Но несмотря на то, что само по себе присоединение выступает технической стороной общения, тонкий манипулятор даже эти приемы способен превратить в свое оружие: и не в роли подготовительного или вспомогательного средства, а как основной прием.
Пример 3. В учебных переговорах участвуют две команды. Столы расставлены П-образно. Руководители сидят за столом-«перекладиной», а их команды (по 3 человека) — одна против другой. На том этапе, когда делегации обменивались аргументами относительно важных деталей соглашения, К. — руководитель одной из команд — применил следующую тактику. Когда говорил кто-нибудь из членов его команды, он внимательно выслушивал. Когда же слово брал кто-то из чужой команды, К. чуть склонялся к своему коллеге-руководителю и тихонько задавал какой-нибудь вопрос справочного характера. Систематическое косвенное рассеивание внимания привело к созданию у игроков впечатления, будто аргументы команды К. были более весомыми. Конечный текст соглашения в итоге больше устраивал именно эту команду.
Как видим, одним лишь систематически организованным ослаблением позитивного настроя противоположной команды руководителю удалось повлиять на соотношение сил в переговорах.
Литература: Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. Перераб. изд. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 384 с. — (Проект «Психологическая энциклопедия».)
Педагогика
1.
Проанализировать
три любых подхода
в педагогике:
Подход | Цель | принципы | содержание | методы | средства | формы |
Профильное обучение | обеспечение планомерного, прогнозируемого перехода к качественному и эффективному профильному обучению на старшей ступени школьного образования | 1. Создание условий
для существенной |
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. | 1) Профилизации
обучения в старших классах
соответствует структура |
Создание условий
для взаимодействия школьного образования
и рынка труда в целях учета
социально-экономических |
1. Создание модели профильного обучения в школе; 2. Введение предпрофильной подготовки в 9 кл. школы; 3. Интеграция основного, общего и дополнительного образования 4. Расширение возможностей социализации учащихся; 5. Создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. |
Контекстное обучение | формирование в рамках учебной деятельности студента его целостной, внутренне мотивированной профессиональной деятельности как будущего специалиста | • обеспечение
личностного включения студента
в учебную деятельность;
•моделирование в учебной деятельности целостного содержания, форм и условий профессиональной деятельности; • принцип проблемности содержания и процесса его усвоения студентами в учебной деятельности; • адекватность форм организации целям и содержанию образования; • принцип ведущей роли совместной деятельности; • принцип открытости по отношению к педагогическим технологиям, предложенным в рамках других теорий и подходов; • принцип преемственности традиционных и новых педагогических технологий; • принцип единства обучения и воспитания профессионала. |
Содержание контекстного обучения отбирается из двух источников: содержания изучаемых наук и содержания будущей профессиональной деятельности, представленной в виде модели деятельности специалиста – его функций, проблем, задач, компетенций. Содержание обучения задается в виде учебных текстов (знаково-), однако содержащаяся в них информация задает предметный и социальный контексты (-контекстное) будущей жизни и деятельности учащегося. | Активное обучение | В контекстном обучении моделирование усваиваемой студентами профессиональной деятельности осуществляется с помощью трех типов взаимосвязанных моделей: семиотической, имитационной, социальной. | Базовыми формами
являются:
• учебная деятельность академического типа; • квазипрофессиональная деятельность; • учебно-профессиональная деятельность. |
Проблемное обучение | •развитие творческих
возможностей учащихс;
•придание учебно-познавательной деятельности развивающего характер; •максимальную активизацию всех сил и способностей учащихся |
1.Возникновение
познавательной потребности, локализуемой
в определенном учебном материале.
2. Овладение новыми обобщенными знаниями. |
Проблемное обучение – это система методов и средств, которые обеспечивают возможности творческого участия учащихся в процессе усвоения новых знаний, формирования творческого мышления и познавательных интересов личности. Основой проблемного обучения выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. | Система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности. | Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур. | Различают три формы проблемного обучения: проблемное изложение, совместное обучение, творческое обучение. |
Дать определение
каждой из категорий анализа (что
такое цель, принципы и т.д.)
2.
Написать мини-реферат
(2-3 страницы) по теме
«Наиболее интересная
педагогическая технология»
«Экология и диалектика»
(Л.В.Тарасов)
Тарасов Лев Васильевич - кандидат педагогических наук, профессор.
Термин экология подчеркивает ориентацию учебно-воспитательного процесса на реальную жизнь, на проблемы, которые предстоит решать человечеству, в первую очередь - экологическую дилемму: либо погибнуть вместе с природой, либо отыскать пути совместной эволюции.
Термин диалектика подчеркивает ориентацию школы на диалектическое, развивающее, вероятностное мышление.
Технология «Экология и диалектика» использует в комплексе многие инновации в педагогике и психологии, применима к самым различным школам.
Классификационные параметры технологии
По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: диалектическая. По основному фактору развития: социогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная. /По ориентации на личностные структуры: СУД + ЗУН + СЭН. По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, общеобразовательная, технократическая.
По типу управления: современная традиционная.
По организационным формам: классно-урочная, академическая.
По подходу к ребенку: личностно-ориентированная + социоцентрическая.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + проблемная.
По категории обучаемых: массовая.
Целевые ориентации
Раннее и всестороннее развитие детей;
Развитие экологического и диалектического мышления;
Завершение общеобразовательного этапа обучения 9-м классом;
Переход на старшей ступени на профильное обучение (лицей), обеспечивающее серьезную профессиональную подготовку;
Обеспечение высокого культурного уровня выпускников.
Принципы
гуманизация: использование богатого гуманитарного потенциала предметов естественного цикла, их экологического и диалектического содержания, естественнонаучная окраска гуманитарных предметов (диалектизация) и гуманизация дисциплин;
единение (интеграция) естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического образования;
осуществление развивающего обучения через современное содержание, передаваемое современными методами;
синергетика: объединение, согласование и использование многих инновационных теорий и технологий.
Особенности содержания
Главной особенностью технологии «Экология и диалектика» является переконструирование содержания образования в направлениях гуманизации, диалектизации и интеграции.
Для начальной школы характерно раннее обучение иностранному языку, насыщение начальной школы занятиями художественно-эстетического плана (МХК).
В
I—VI классах изучается
В целом «окружающие миры» решают ряд очень важных задач - реализуют раннее формирование многих естественнонаучных понятий, дают представление о картине мира в целом и месте человека в нем, обеспечивают серьезную подготовку к последующему изучению естественных предметов и, более того, возбуждают интерес к их изучению. Обратим внимание на то, что все четыре естественных предмета - физика, химия, биология, география - изучаются синхронно (одновременно): это происходит в VII - IX классах. Программы этих предметов существенно изменены - все они завершаются в IX классе.
Основную
школу отличает раннее формирование
естественнонаучных понятий (естественнонаучный
развивающий предмет «
Завершение
базовых естественных предметов
в IX классе требует радикальной