Психолого-педагогическая диагностика детей
с речевыми нарушениями
Теоретические основы психодиагностики.
- Психодиагностика (с греч. dia gnosis
/диа - гнозис/ - различительное познание) подразумевает распознавание состояния определённого объекта или системы путём быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определённой диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желаемом направлении.
- Современная психологическая диагностика – это психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизических особенностей человека.
- Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики.
- Теоретические основы психодиагностики базируются на соответствующих областях психологической науки (общая, дифференциальная, возрастная, медицинская психология и др.). К методическим средствам психодиагностики относятся конкретные приемы изучения индивидуально-психологических особенностей, способы обработки и интерпретации полученных результатов. При этом направления теоретической и методической работы в области психодиагностики определяются главным образом запросами психологической практики. В соответствии с этими запросами формируются специфические комплексы средств, соотносимые со сферами работы практических психологов (образование, медицина, профотбор и т.д.).
- В компетенцию психодиагностики входят конструирование и апробация методик, выработка правил проведения обследования, способов обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов.
Понятие “психодиагностика” появилось впервые после публикации Г. Роршаха в 1921 г. Однако, эта специальная дисциплина стала выделяться в самостоятельную отрасль науки уже в начале XX в. Выявление индивидуальных особенностей человека с помощью психодиагностики стало возможным после возникновения в психологии ряда необходимых предпосылок. Можно говорить о четырех наиболее важных источниках становления психодиагностики:
- экспериментальная психология,
- дифференциальнаяпсихология,
- прикладная психология и
- тестология.
Экспериментальная психология
- Возникновение экспериментальной психологии связано с именем Г. Фехнера (I860), который впервые обосновал психофизический метод исследования. Опираясь на простейшие опыты Фехнера, В. Вундт заложил основы экспериментальной психологии, и она стала в начале XX столетия ведущим направлением эмпирического психологического исследования. Первоначально экспериментальная психология занималась изучением самых элементарных психических свойств и процессов, возникающих под влиянием определенных раздражителей, с целью раскрытия некоторых общих закономерностей, которые она пыталась представить по возможности в форме математических моделей. Для описания зависимости между интенсивностью ощущения и интенсивностью раздражителя Г. Фехнер использовал логарифмическую функцию, что позволило ему сформулировать первый количественный закон в психологии. Тем самым был найден основной методологический принцип, который был взят на вооружение психодиагностикой. Экспериментальная психология на первых порах стимулировала развитие психодиагностики, главным образом, за счет наличия огромного арсенала методов, оснащенных разнообразной аппаратурой. Стимулирующее влияние на возникновение психодиагностики оказали исследования индивидуальных различий, касающихся времени реакции, которые были проведены в лаборатории Вундта.
Дифференциальная психология.
- Дифференциальная психология изучает индивидуальные различия. Возникновение дифференциальной психологии было подготовлено уже в 1896 г. докладом А. Бине и В. Анри на тему “Индивидуальная психология”, в котором в противоположность господствовавшему мнению и соответственно вопреки мнению В. Вундта признавалось возможным и необходимым экспериментальное исследование высших психических функций, таких, как память, мышление, представление и т. д. Дифференциальная психология привлекла внимание многих психологов к исследованию индивидуальных различий между людьми. Речь идет не об исследовании индивидов как таковых, а о различиях в психических свойствах, а также индивидуальных формах их проявления. Проводились сравнительные исследования разных популяций, в ходе которых выявлялись половые, возрастные и т. д. различия индивидов и социальных групп и устанавливались корреляционные связи между ними.
- Без предшествующих достижений дифференциальной психологии психодиагностика, целью которой является изучение и характеристика конкретной личности, не смогла бы превратиться в самостоятельную дисциплину.
- Психодиагностика и дифференциальная психология не противостоят, а дополняют друг друга, образуя единое целое. Они являются двумя ветвями психологической науки, имеющими общую специфическую область исследования: изучение степени выраженности и взаимодействия психических свойств личности в ходе отражения действительности и регуляции поведения, которые они исследуют в разных (дифференциальном или индивидуальном) аспектах.
Прикладная психология
- Другим источником развития психодиагностики была прикладная психология, которая связана с именем В. Штерна. В прикладной психологии В. Штерн проводил различие между психологической оценкой (психодиагностика) и психологическим воздействием (психотехника). Проводя различие между психодиагностикой и психотехникой как составными частями прикладной психологии, он подчеркивал, с одной стороны, специфичность диагностических проблем в области психологии, а с другой – сформулировал принцип единства диагностики и развития личности.
Тестология
- Тестология оказала на психодиагностику наиболее сильное влияние, поскольку ею были разработаны такие способы объективного выявления психических свойств, которые частично сохранили свое значение до настоящего времени. Основателем тестовой диагностики единодушно считается известный американский психолог Дж. М. Кеттел (1890). Его статья “Умственные тесты и измерения” оказала решающее влияние на разработку точных методов диагностики. Кеттел, который ввел и сам термин “тест”, ставил перед собой задачу изучения целостной личности. С этой целью им было проведено 10 простых экспериментов (измерение силы левой и правой рук с помощью динамометра, скорости реакции на звуковой раздражитель, скорости запоминания 10 названных цветов и т. д.). Эти и многие другие исследования, проведенные его учениками, оказались малоплодотворными, так как в их основе лежало весьма примитивное представление о психике человека. Отдельные индивидуальные свойства личности выявлялись и исследовались изолированно друг от друга, что, естественно, не давало достаточных оснований для выводов об индивидуальном своеобразии личности или какой-либо ее существенной стороны.
Принципы психолого-педагогической диагностики
- Общепедагогические принципы исследования детей
- Принцип единства диагностики и коррекции;
- Принцип целостного изучения всех психических характеристик;
- Принцип деятельностного подхода;
- Принцип динамического изучения ребенка;
- Принцип каузальности (этиопатогенетический);
- Принцип качественно-количественного подхода при анализе данных;
- принцип конфиденциальности;
- принцип соблюдения интересов обследуемого;
- принцип ненанесения ущерба;
- принцип компетентности и беспристрастности;
- Психолого-педагогическое исследование детей с речевой патологией решает следующие задачи:
1) определение соотношения первичного и вторичного в структуре дефекта;
2) выявление вторичной психической симптоматики, характерной для того или иного речевого нарушения;
3) определение общих и специфических закономерностей психического развития при речевых нарушениях различного генеза;
4) изучение влияния речевого нарушения на формирование личности;
5) выбор методов психокоррекции и психотерапии;
6) определение критериев эффективности и оценки воздействия психотерапии и коррекции.
Возможности использования результатов психодиагностики
- Использование психодиагностики в образовании с целью решения вопросов оптимизации процесса воспитания и обучения детей различного возраста.
- Проведение профотбора, профобучения и профориентации.
- Использование данных в клинико-консультативной и психотерапевтической работе (цель: поиск причин, выбор средств и методов, с помощью которых можно все исправить).
- Использование данных в судебной практике при проведении судебно-психологической экспертизы (на основе данных формируется психологическое заключение об интеллектуальном развитии, о психофизических особенностях, о качествах личности)
- Психодиагностика предполагает, что полученные с ее помощью результаты будут соотноситься с какой-то точкой отсчета либо сравниваться между собой. В связи с этим можно говорить о двух типах диагноза.
- Во-первых, это диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. В этом случае полученные при диагностировании данные об индивидуальных особенностях психики испытуемого соотносятся или с нормой (при определении патологии развития), или с неким заданным критерием.
- Во-вторых, это диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы испытуемых на «оси континуума» по выраженности тех или иных качеств. Для этого требуется провести сравнение полученных при диагностировании данных внутри обследуемой выборки, ранжирование испытуемых по степени представленности тех или иных показателей, введение показателя высокого, среднего и низкого уровней развития изучаемых особенностей путем соотнесения с определенным критерием (например социально-психологическим нормативом). Психодиагностические методики призваны достаточно быстро и надежно обеспечивать сбор данных об испытуемом для формулирования психологического диагноза.
Уровни психологического диагноза:
- симптоматический,
- этиологический,
- типологический (Л.С. Выготский).
Психолого-педагогический диагноз не ограничивается типом нарушенного развития. Он должен отражать индивидуальные особенности психофизического развития ребенка и включать рекомендации к разработке индивидуальной программы коррекционной работы.
В психолого-педагогическом диагнозе указывается
- педагогическая категория нарушенного развития,
- степень выраженности нарушения,
- недостатки развития, осложняющие ведущие нарушения, на которые необходимо обратить внимание в ходе коррекционно-педагогической работы.
- Поставленный диагноз может сопровождаться рекомендациями по развитию или коррекции изучаемых качеств и предназначаться не только специалистам, но и самим обследуемым и их родителям. Вместе с тем, на основе проведенного обследования сам психодиагност может строить коррекционно-развивающую, консультационную или психотерапевтическую работу с испытуемым (именно так обычно работает практический психолог, сочетающий разные виды психологической деятельности).
- Таким образом, диагностика предполагает обязательное сравнение, сопоставление полученных данных, на основе которого и может быть сформулировано заключение об отдельном испытуемом или группе лиц по поводу выраженности тех или иных индивидуально-психологических или индивидуально-психофизиологических особенностей.