Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 12:19, творческая работа

Описание работы

Психолого-педагогическое исследование детей с речевой патологией решает следующие задачи:
1) определение соотношения первичного и вторичного в структуре дефекта;
2) выявление вторичной психической симптоматики, характерной для того или иного речевого нарушения;
3) определение общих и специфических закономерностей психического развития при речевых нарушениях различного генеза;
4) изучение влияния речевого нарушения на формирование личности;
5) выбор методов психокоррекции и психотерапии;
6) определение критериев эффективности и оценки воздействия психотерапии и коррекции.

Файлы: 1 файл

пс-пед диагностика.ppt

— 623.50 Кб (Скачать файл)

         Виды интерпретации: интерпретация развития – отражает изменение показателя психического развития по отношению к данным предыдущего обследования. Соотношение актуальных результатов и прошлых; метод структуры – определяет связи и их особенности с определенной структурой (# с возрастными нормативами показателя). При анализе результатов тестирования и эксперимента используют оба вида интерпретации.

 

     При организации эксперимента важно соблюдать следующие правила:

  • эксперимент должен моделировать психическую деятельность, осуществляемую ребенком в игре, в труде, учебе, общении;
  • эксперимент должен помочь обнаружить структуру не только нарушенных, но и оставшихся сохранными психических функ­ций;
  • построение экспериментальных приемов должно предоставить психологу возможность учитывать поиски решений обследуемым ребенком, а также вмешаться в его деятельность, чтобы выяснить, как он воспринимает помощь и может ли ею воспользоваться;
  • экспериментально-психологические приемы должны быть направлены на раскрытие качественной характеристики психи­ческих нарушений;
  • результаты экспериментально-психологического исследова­ния должны точно и объективно фиксироваться в протоколе.

 

Критерий

 

Наменование методики

 

Краткая характеристика

 

 

 

 

 

 

 

По типу применяемых тестовых  задач

 

 

 

 

 

 

 

 

 

опросные

 

 

утверждающие

 

 

 

 

 

продуктивные

 

 

 

 

 

действенные

 

 

 

физиологические

 

 

 

Используются вопросы, адресуемые  испытуемым

 

Используются суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен  согласиться или не согласиться

 

Применяют собственную творч. продукцию  испытуемых – вербальную, образную, материальную

 

Задание выполнить некоторый  комплекс практических действий

 

П/диагностика на основе анализа  непроизвольных физических или  физиологических реакций организма

Критерий

 

 

Наименование методики

 

Характеристика методик

 

 

 

По адресату используемого тестового  материала

 

 

 

 

 

Сознательные

 

 

 

бессознательные

 

Апеллирующие к сознанию испытуемого

 

 

Направленные на неосознаваемые  реакции человека

Критерий

 

Наименование методики

 

Характеристика методик

 

 

 

 

 

По форме представления тестового  материала испытуемым

 

 

 

 

 

 

Бланковые

 

 

 

 

Технические

 

 

 

 

Сенсорные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тестовый материал в письменной  или иной знаковой форме (рисунок, схема и т. п.)

 

Тестовый материал в аудио-, видео-или  киноформе, или ч/з иные технические  устройства

 

Тестовый материал в виде  физических стимулов, непосредственно  адресованных органам чувств

            Критерий

 

Наименование методики

 

Характеристика методики

 

 

По характеру данных, используемых  для выводов о результатах  п/диагностики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объективные 

 

 

 

 

 

Субъективные

 

 

Используются показатели, не зависящие  от сознания и желания испытуемого  или экспериментатора 

 

Используются показатели, зависящие  от желания и сознания экспериментатора  или испытуемого (пример - интроспекция

Критерий

 

Наименование методики

 

Характеристика методики

 

 

 

По наличию в методике тестовых  норм

 

 

 

 

 

 

 

 

Имеющие тестовые нормы

 

 

Не имеющие тестовых норм

 

По внутренней структуре методики

 

Мономерные

 

 

Многомерные 

 

В них диагностируется и оценивается  единственное качество

Предназначены для п/диагностики  или оценки сразу нескольких  одно- или разнотипных психологических  качеств человека

Критерий

 

Наименование методики

 

Характеристика методик

 

По типу анализа экспериментальных  данных

 

 

 

 

 

Качественный

 

 

 

количественный

 

Диагностируемое св-во описывается  ч/з известные научные понятия 

Диагностируемое св-во описывается  ч/з относительную степень развития  его у данного человека по  сравнению с другими людьми

Тесты и тестирование

  • Тесты – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.
  • Стандартизированность методики – т. е. она должна применяться всегда и везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа интерпретации результатов.
  • Сопоставимость – т. е. оценки, получаемые при помощи теста можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда и кем они были получены.

 

         Этапы стандартизации

         На этапе разработки теста, а также любого другого метода проводится процедура стандартизации, которая включает три этапа.

  • Первый этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной процедуры тестирования. Она включает определение следующих моментов диагностической ситуации:
  • условия тестирования (помещение, освещение и др. внешние факторы). Очевидно, что объем кратковременной памяти лучше измерять (например, с помощью субтеста повторения цифровых рядов в тесте Векслера), когда нет внешних раздражителей, таких как посторонние звуки, голоса и т.д.
  • Содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы, скорость речи и т.д.). Например, в тесте "10 слов" каждое слово должно предъявляться через определенный интервал времени в секундах.
  • Наличие стандартного стимульного материала. Например, достоверность полученных результатов существенно зависит от того, предлагаются ли респонденту изготовленные самодельные карты Г.Роршаха или стандартные – с определенной цветовой гаммой и цветовыми оттенками.

 

  • Временные ограничения выполнения данного теста. Например, для выполнения теста Равена взрослому респонденту дается 20 минут.
  • Стандартный бланк для выполнения данного теста. Использование стандартного бланка облегчает процедуру обработки.
  • Учет влияния ситуационных переменных на процесс и результат тестирования. Под переменными подразумевается состояние испытуемого (усталость, перенапряжение и т.д.), нестандартные условия тестирования (плохое освещение, отсутствие вентиляции и др.), прерывание тестирования.
  • Учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования. Например, одобрительно-поощряющее поведение экспериментатора во время тестирования может восприниматься респондентом как подсказка "правильного ответа" и др.
  • Учет влияния опыта респондента в тестировании. Естественно, что респондент, который уже не в первый раз проходит процедуру тестирования, преодолел чувство неизвестности и выработал определенное отношение к тестовой ситуации. Например, если респондент уже выполнял тест Равена, то, скорее всего, не стоит предлагать ему его во второй раз.

 

  • Второй этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной оценки выполнения теста: стандартной интерпретации полученных результатов и предварительной стандартной<span style=" font-family: 'Calibri', 'Aria

Информация о работе Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями