Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 12:19, творческая работа

Описание работы

Психолого-педагогическое исследование детей с речевой патологией решает следующие задачи:
1) определение соотношения первичного и вторичного в структуре дефекта;
2) выявление вторичной психической симптоматики, характерной для того или иного речевого нарушения;
3) определение общих и специфических закономерностей психического развития при речевых нарушениях различного генеза;
4) изучение влияния речевого нарушения на формирование личности;
5) выбор методов психокоррекции и психотерапии;
6) определение критериев эффективности и оценки воздействия психотерапии и коррекции.

Файлы: 1 файл

пс-пед диагностика.ppt

— 623.50 Кб (Скачать файл)

 

Психодиагностическая процедура, нормативные требования к психодиагностичекой процедуре  

 

  • Выделяют 3 формы диагностики:
  • Индивидуальная форма – взаимодействие психолога и клиента один на один. Присутствие семьи на исследовании возможно, если  не зависит от цели исследования. Если родители могут помешать, то нужно попросить их удалиться.
  • Групповая (одномоментное исследование группы одним специалистом). Подразделяется на 3 подвида: подгрупповая (2-3 человека); групповая (8-10 человек); фронтальное (максимальное число человек ограничивается степенью комфортности каждого испытуемого)
  • Экспертиза = консилиум – одномоментное исследование группой специалистов одного клиента.

 

  • Диагностика отклоняющегося развития может осуществляться в различных формах.
  • 1.Скрининговая диагностика проводится обычно с группой или с целым классом и направлена на выявление детей с какими-либо психологическими свойствами, на оценку постоянства этих свойств у данной группы и на выявление примерного спектра психолого-педагогических проблем. Наличие отклонений в психофизическом развитии на этом этапе выявляется без точной квалификации их характера и глубины.
  • 2.Дифференциальная диагностика имеет целью определить тип или категорию нарушения и соответствующие особенностям и возможностям ребенка вид и программу образовательного учреждения. Более узкой, но не менее важной целью является отграничение сходных состояний при различных нарушениях, уточнение клинического, психолого-педагогического, функционального диагноза. Ведущая роль на этом этапе принадлежит психолого-медико-педагогическим консультациям — ПМПК. Некоторые авторы разделяют углубленную и дифференциальную диагностику.
  • 3.Феноменологическая диагностика (или углубленное психолого-педагогическое изучение) призвана выявить индивидуальные особенности ребенка в его познавательной деятельности, работоспособности, эмоционально-волевой и личностной сферах и т.д., т.е. всего того, что должно учитываться при организации индивилуальной коррекционно-развивающей работы с ним. На данном этапе большое значение имеет деятельность ПМПК образовательных учреждений, в том числе специальных.
  • 4.Динамическое обследование позволяет прослеживать динамику развития, эффективность обучения, развивающих и/или коррекционных мероприятий.
  • 5.Итоговая диагностика призвана оценить состояние ребенка «на выходе», в конце определенного этапа его обучения или цикла коррекционной работы.
  • Каждая из форм диагностики обладает СВОИМИ свойствами, технологиями и набором инструментальных средств - методик и тестов. 
  • К организационным аспектам обследования можно отнести:

- условия проведения диагностических мероприятий, 

- участие в них родителей обследуемых детей (лиц, их заменяющих), 

- оборудование  

- средства диагностики.

 

  • К процедурным аспектам относятся последовательность и содержание диагностических мероприятий, обозначенные как этапы обследования.
  • Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста состоит из пяти этапов:
  • 1. Подготовительный этап:
  • — составление медицинского анамнеза на основе анализа специальной документации и беседы с медицинским работником (образец выписки из медицинской карты);
  • - составление социально-бытовой характеристики жизнедеятельности ребенка на основе анкетирования родителей;  
  • составление педагогического анамнеза (педагогической характеристики) на основе анкетирования и бесед с воспитателями, педагогами, взаимодействующими с ребенком;
  • составление семейного анамнеза на основе бесед с родителями и значимыми взрослыми в жизни ребенка. Сбор жалоб от родителей.

 

  • 2. Адаптационный этап:

— знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализа продуктов детского творчества.

  • 3. Основной этап:

— тестирование.  Психодиагностический процесс

  • 4. Интерпретационный этап:

— составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических данных (по запросу).

 

  • 5. Заключительный этап:
  • констатация результатов обследования в процессе беседы с родителями (воспитателями);
  • рекомендации родителям (воспитателям) в устной или письменной форме

 

Психодиагностические средства

 

  • Выбор метода обследования – один из наиболее сложных этапов диагностической работы психолога.  
    Необходимо учитывать тот факт, что для практической психодиагностики важным является быстрота и акцентированность обследования на конкретной проблеме. Она не может позволить себе таких временных и людских затрат, какие позволяет себе научно-исследовательская психодиагностика.
  • В распоряжении психологов имеется обширный набор тестовых методик, обладающих целым рядом достоинств, аккумулирующих в себе богатый клинический опыт, накопленный в психологии и смежных дисциплинах. Многие методики действительно являются хорошим инструментом в руках профессионала.Проблема заключается не в том, хороша или плоха та или иная методика, а в том, насколько уместно её использование в конкретной ситуации, а также, каков уровень владения ею.
  • Всё множество имеющихся диагностических методик охватывается тремя основными диагностическими подходами:
  • Объективный подход – диагностика осуществляется на основе успешности (результативности), способа (особенностей) реального поведения, замера объективных характеристик состояний субъекта, его деятельности (личностные: тесты действия, ситуационные тесты, интеллектуальные тесты, тесты специальных способностей и тесты достижений), анализа документов (личного дела);
  • Субъективный подход – диагностика осуществляется  на основе сведений, сообщаемых обследуемым о себе (многочисленные опросники);
  • Проективный подход – диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его неопределённости объектом проекции.

 

  • Для психодиагностических обследований необходимо использовать только стандартизированные, адаптированные методики, надёжность которых проверена.  
    Желательно использовать методики, разработанные специализированными научно- исследовательскими центрами и организациями, специализирующимися на разработке психологического инструментария.  
    В связи с этим необходимо предварительно ознакомиться с тем, кто является разработчиком методики, на какую выборку он рассчитан.

 

    Нельзя использовать и делать выводы на основе:

  • результатов выполнения популярных, развлекательных методик;
  • методик, не имеющих норм (кроме ситуаций их адаптации);
  • методик, группа нормирования которых не соответствует обследуемой группе;
  • интерпретации компьютерных методик неизвестных разработчиков.

 

Методы психолого-педагогической диагностики

 

1. Метод изучения документации – позволяет собирать анамнестический материал и получить представления о причинах отклонения в развитии. В анамнезе: заключение ведущих специалистов  (педиатров, неврологов); может входить педагогическая характеристика.

  • Данный метод позволяет определить: в каких направлениях нужно строить специалисту-психологу дальнейшее обследование ребенка.

 

2. Метод беседы – бывает: диагностическая, уточняющая, обучающая, формирующая, заключительная, вступительная, итоговая. Вступительная беседа – установка контакта + предварительная информация. Беседа проводится с родителями или педагогами и с лицами его макросоциального окружения, а также самими родителями. Можно выяснить с помощью беседы: как ребенок развивался в раннем детстве, каковы его интересы, способности, особенности характера, поведения. Беседу с ребенком нужно строить на косвенных вопросах, с помощью которых можно определить: мотивы поведения, его отношение к семье, к школе, степень ориентировки в окружающем пространстве, склонности, отношение ребенка к состоянию собственного здоровья (→ выясняется уровень притязаний и компенсаторный потенциал). Беседа имеет большое значение для формирования позитивного отношения к обследованию в целом.

 

3. Метод изучения результатов деятельности детей – анализу подвергается конечный результат деятельности ребенка (анализу могут подвергнуться поделки, рисунки, сочинения и т.д.), следовательно можно увидеть: уровень развития моторики, эмоциональную доминанту, отношение к окружающему миру, страхи, особенности зрительного восприятия, творческий потенциал, уровень развития сенсорных и моторных навыков, уровень воображения.

 

4. Метод наблюдения: позволяет судить о различных проявлениях психики ребенка в условиях его естественной деятельности при максимальном невмешательстве со стороны наблюдающего. Профессиональное наблюдение, в отличие от бытового, целенаправленно, организовано и фиксируемо. Это восприятие для понимания происходящего. При фиксации результатов наблюдения важно, чтобы соблюдалась точность, тщательность и непредвзятость регистрации. Можно использовать аудио-визуальную технику только с разрешения испытуемого и при преодолении фрустрации на микрофон и камеру (т.е. при адаптации к камере). Наиболее важным является наблюдение за игрой ребенка, поведением, общением и состоянием работоспособности.

 

 

5 .  Метод эксперимента: предполагает сбор фактического материала в специально смоделированных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемого явления. Эксперименты бывают:

  • естественный (в естественных условиях, привычных для испытуемого при максимальном вмешательстве исследователя);
  • лабораторный: предполагает измерение аппаратурой и техникой;
  • полевые эксперименты – проведение в непривычных, неестественных, не бытовых условиях;
  • психолого-педагогический эксперимент – обучающий, формирующий эксперимент, в ходе которого формируются навыки и умения.
  • Общими требованиями к проведению эксперимента является:
  • доступность задания для ребенка данного возраста;
  • обеспечение адекватности того, что он должен сделать;
  • моделируемая ситуация должна быть представлена в виде игрового или учебного задания с понятной для ребенка мотивацией;
  • эксперимент проводится только после изучения документации, проведения беседы, метода изучения результатов деятельности, после наблюдения.

        В случае необходимости экспериментатор может и должен оказать помощь испытуемому с обязательной фиксацией ее объема, этапа, на который она оказывается и отношение ребенка к ней.

 

    Результаты эксперимента количественно и качественно оцениваются.

  • Количественная оценка осуществляется путем подсчета условных баллов, установленных за выполнение каждого задания и времени, затраченного на его выполнение.
  • Качественная оценка позволяет оценить тактику деятельности, способы деятельности, степень самостоятельности, обучаемость, фактор, влияющий на результат (утомляемость и т.д.).
  • Метод тестов: используется для сравнительной оценки уровней развития каких-либо психических проявлений. Выделяют: тесты-опросники и тесты-задания (могут включать батарею тестов). Запрещена любая помощь (т.к. проводится сравнительная оценка). Результаты и особенности выполнения предложенных тестовых заданий дают основание для заключения каких-либо психических качеств конкретного человека и возможность сравнить их с возрастными нормативами. Результаты любого теста интерпретируются – это описание (содержания исследования) результатов теста, их анализ и разработка прогноза и рекомендаций. Интерпретация – это вербальное описание результатов теста, их анализ и разработка прогноза и рекомендаций.

Информация о работе Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями