Психодиагностическая процедура, нормативные требования к психодиагностичекой процедуре
- Выделяют 3 формы диагностики:
- Индивидуальная форма – взаимодействие психолога и клиента один на один. Присутствие семьи на исследовании возможно, если не зависит от цели исследования. Если родители могут помешать, то нужно попросить их удалиться.
- Групповая (одномоментное исследование группы одним специалистом). Подразделяется на 3 подвида: подгрупповая (2-3 человека); групповая (8-10 человек); фронтальное (максимальное число человек ограничивается степенью комфортности каждого испытуемого)
- Экспертиза = консилиум – одномоментное исследование группой специалистов одного клиента.
- Диагностика отклоняющегося развития может осуществляться в различных формах.
- 1.Скрининговая диагностика проводится обычно с группой или с целым классом и направлена на выявление детей с какими-либо психологическими свойствами, на оценку постоянства этих свойств у данной группы и на выявление примерного спектра психолого-педагогических проблем. Наличие отклонений в психофизическом развитии на этом этапе выявляется без точной квалификации их характера и глубины.
- 2.Дифференциальная диагностика имеет целью определить тип или категорию нарушения и соответствующие особенностям и возможностям ребенка вид и программу образовательного учреждения. Более узкой, но не менее важной целью является отграничение сходных состояний при различных нарушениях, уточнение клинического, психолого-педагогического, функционального диагноза. Ведущая роль на этом этапе принадлежит психолого-медико-педагогическим консультациям — ПМПК. Некоторые авторы разделяют углубленную и дифференциальную диагностику.
- 3.Феноменологическая диагностика (или углубленное психолого-педагогическое изучение) призвана выявить индивидуальные особенности ребенка в его познавательной деятельности, работоспособности, эмоционально-волевой и личностной сферах и т.д., т.е. всего того, что должно учитываться при организации индивилуальной коррекционно-развивающей работы с ним. На данном этапе большое значение имеет деятельность ПМПК образовательных учреждений, в том числе специальных.
- 4.Динамическое обследование позволяет прослеживать динамику развития, эффективность обучения, развивающих и/или коррекционных мероприятий.
- 5.Итоговая диагностика призвана оценить состояние ребенка «на выходе», в конце определенного этапа его обучения или цикла коррекционной работы.
- Каждая из форм диагностики обладает СВОИМИ свойствами, технологиями и набором инструментальных средств - методик и тестов.
- К организационным аспектам обследования можно отнести:
- условия проведения диагностических мероприятий,
- участие в них родителей обследуемых детей (лиц, их заменяющих),
- оборудование
- средства диагностики.
- К процедурным аспектам относятся последовательность и содержание диагностических мероприятий, обозначенные как этапы обследования.
- Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста состоит из пяти этапов:
- 1. Подготовительный этап:
- — составление медицинского анамнеза на основе анализа специальной документации и беседы с медицинским работником (образец выписки из медицинской карты);
- - составление социально-бытовой характеристики жизнедеятельности ребенка на основе анкетирования родителей;
- составление педагогического анамнеза (педагогической характеристики) на основе анкетирования и бесед с воспитателями, педагогами, взаимодействующими с ребенком;
- составление семейного анамнеза на основе бесед с родителями и значимыми взрослыми в жизни ребенка. Сбор жалоб от родителей.
— знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализа продуктов детского творчества.
— тестирование. Психодиагностический процесс
- 4. Интерпретационный этап:
— составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических данных (по запросу).
- 5. Заключительный этап:
- констатация результатов обследования в процессе беседы с родителями (воспитателями);
- рекомендации родителям (воспитателям) в устной или письменной форме
Психодиагностические средства
- Выбор метода обследования – один из наиболее сложных этапов диагностической работы психолога.
Необходимо учитывать тот факт, что для практической психодиагностики важным является быстрота и акцентированность обследования на конкретной проблеме. Она не может позволить себе таких временных и людских затрат, какие позволяет себе научно-исследовательская психодиагностика.
- В распоряжении психологов имеется обширный набор тестовых методик, обладающих целым рядом достоинств, аккумулирующих в себе богатый клинический опыт, накопленный в психологии и смежных дисциплинах. Многие методики действительно являются хорошим инструментом в руках профессионала.Проблема заключается не в том, хороша или плоха та или иная методика, а в том, насколько уместно её использование в конкретной ситуации, а также, каков уровень владения ею.
- Всё множество имеющихся диагностических методик охватывается тремя основными диагностическими подходами:
- Объективный подход – диагностика осуществляется на основе успешности (результативности), способа (особенностей) реального поведения, замера объективных характеристик состояний субъекта, его деятельности (личностные: тесты действия, ситуационные тесты, интеллектуальные тесты, тесты специальных способностей и тесты достижений), анализа документов (личного дела);
- Субъективный подход – диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых обследуемым о себе (многочисленные опросники);
- Проективный подход – диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его неопределённости объектом проекции.
- Для психодиагностических обследований необходимо использовать только стандартизированные, адаптированные методики, надёжность которых проверена.
Желательно использовать методики, разработанные специализированными научно- исследовательскими центрами и организациями, специализирующимися на разработке психологического инструментария.
В связи с этим необходимо предварительно ознакомиться с тем, кто является разработчиком методики, на какую выборку он рассчитан.
Нельзя использовать и делать выводы на основе:
- результатов выполнения популярных, развлекательных методик;
- методик, не имеющих норм (кроме ситуаций их адаптации);
- методик, группа нормирования которых не соответствует обследуемой группе;
- интерпретации компьютерных методик неизвестных разработчиков.
Методы психолого-педагогической диагностики
1. Метод изучения документации – позволяет собирать анамнестический материал и получить представления о причинах отклонения в развитии. В анамнезе: заключение ведущих специалистов
(педиатров, неврологов); может входить педагогическая характеристика.
- Данный метод позволяет определить: в каких направлениях нужно строить специалисту-психологу дальнейшее обследование ребенка.
2. Метод беседы – бывает: диагностическая, уточняющая, обучающая, формирующая, заключительная, вступительная, итоговая. Вступительная беседа – установка контакта + предварительная информация. Беседа проводится с родителями или педагогами и с лицами его макросоциального окружения, а также самими родителями. Можно выяснить с помощью беседы: как ребенок развивался в раннем детстве, каковы его интересы, способности, особенности характера, поведения. Беседу с ребенком нужно строить на косвенных вопросах, с помощью которых можно определить: мотивы поведения, его отношение к семье, к школе, степень ориентировки в окружающем пространстве, склонности, отношение ребенка к состоянию собственного здоровья (→ выясняется уровень притязаний и компенсаторный потенциал). Беседа имеет большое значение для формирования позитивного отношения к обследованию в целом.
3. Метод изучения результатов деятельности детей – анализу подвергается конечный результат деятельности ребенка (анализу могут подвергнуться поделки, рисунки, сочинения и т.д.), следовательно можно увидеть: уровень развития моторики, эмоциональную доминанту, отношение к окружающему миру, страхи, особенности зрительного восприятия, творческий потенциал, уровень развития сенсорных и моторных навыков, уровень воображения.
4. Метод наблюдения: позволяет судить о различных проявлениях психики ребенка в условиях его естественной деятельности при максимальном невмешательстве со стороны наблюдающего. Профессиональное наблюдение, в отличие от бытового, целенаправленно, организовано и фиксируемо. Это восприятие для понимания происходящего. При фиксации результатов наблюдения важно, чтобы соблюдалась точность, тщательность и непредвзятость регистрации. Можно использовать аудио-визуальную технику только с разрешения испытуемого и при преодолении фрустрации на микрофон и камеру (т.е. при адаптации к камере). Наиболее важным является наблюдение за игрой ребенка, поведением, общением и состоянием работоспособности.
5 . Метод эксперимента: предполагает сбор фактического материала в специально смоделированных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемого явления. Эксперименты бывают:
- естественный (в естественных условиях, привычных для испытуемого при максимальном вмешательстве исследователя);
- лабораторный: предполагает измерение аппаратурой и техникой;
- полевые эксперименты – проведение в непривычных, неестественных, не бытовых условиях;
- психолого-педагогический эксперимент – обучающий, формирующий эксперимент, в ходе которого формируются навыки и умения.
- Общими требованиями к проведению эксперимента является:
- доступность задания для ребенка данного возраста;
- обеспечение адекватности того, что он должен сделать;
- моделируемая ситуация должна быть представлена в виде игрового или учебного задания с понятной для ребенка мотивацией;
- эксперимент проводится только после изучения документации, проведения беседы, метода изучения результатов деятельности, после наблюдения.
В случае необходимости экспериментатор может и должен оказать помощь испытуемому с обязательной фиксацией ее объема, этапа, на который она оказывается и отношение ребенка к ней.
Результаты эксперимента количественно и качественно оцениваются.
- Количественная оценка осуществляется путем подсчета условных баллов, установленных за выполнение каждого задания и времени, затраченного на его выполнение.
- Качественная оценка позволяет оценить тактику деятельности, способы деятельности, степень самостоятельности, обучаемость, фактор, влияющий на результат (утомляемость и т.д.).
- Метод тестов: используется для сравнительной оценки уровней развития каких-либо психических проявлений. Выделяют: тесты-опросники и тесты-задания (могут включать батарею тестов). Запрещена любая помощь (т.к. проводится сравнительная оценка). Результаты и особенности выполнения предложенных тестовых заданий дают основание для заключения каких-либо психических качеств конкретного человека и возможность сравнить их с возрастными нормативами. Результаты любого теста интерпретируются – это описание (содержания исследования) результатов теста, их анализ и разработка прогноза и рекомендаций. Интерпретация – это вербальное описание результатов теста, их анализ и разработка прогноза и рекомендаций.