Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 19:52, отчет по практике
Цель написания психолого-педагогической характеристики в рамках педагогической практики состоит в освоении способов получения достоверных психологических знаний об особенностях группы учащихся, необходимых для практической работы, что в дальнейшем может помочь при общении с учащимися, при планировании и проведении учебно-воспитательной работы.
Исследуемая группа обучается в 6 классе МОУ ДОД Карпинская детская школа искусств.
Формальная структура:
15 учащихся; из них мальчиков – 4, девочек – 11. Возраст от 15 до 17 лет. (Методика: Изучение классной документации)
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика группы учащихся 3
1.1.Общие сведения о классе 3
1.2.Общая культура учащихся 4
1.3.Средняя успеваемость по предметам 5
1.4.Общая характеристика межличностных отношений в классе 5
1.5.Характеристика воспитателя класса 6
Заключение 7
Глава 2. Проведение психодиагностики в классе 9
2.1.Исследование межличностных отношений в классе
методом социометрии 10
2.2.Определение акцентуаций характера по методике К.Леонгарда 12
2.3.Методика «Дифференциально-диагностический
опросник» Е.А.Климова 14
Список литературы 16
Приложение 1 17
Приложение 2 18
Приложение 3 25
Примечание: отдавая кому-либо из одноклассников первую позицию, опрашиваемый дает ему 3 балла, второму – 2, третьему – 1.
По данным социометрического опроса неформальными лидерами класса являются:
Митрофанова Катя – 15 баллов
Голышева Ксения – 12 баллов
Миргазизова Юля – 11 баллов
Определение социометрического статуса членов класса St (табл. 2) производим на основании оценок, полученных в результате ответов на третий вопросов, при помощи формулы:
St= , (1)
где – сумма оценок, полученных одним членом класса;
n – число членов класса.
Таблица 2. Карта групповой дифференциации
№ |
КтоОценивает |
Кого оценивают |
Сумма баллов |
Социомет-рический статус | ||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 | ||||
1 |
Гизатуллина |
- |
-2 |
+2 |
0 |
0 |
+1 |
-1 |
+2 |
0 |
+2 |
-1 |
0 |
0 |
-1 |
+1 |
2 |
0,07 |
2 |
Голышева |
-2 |
- |
+1 |
+1 |
-2 |
0 |
+2 |
+2 |
+1 |
+2 |
+2 |
-2 |
+2 |
0 |
+1 |
13 |
0,46 |
3 |
Евсеева |
0 |
+2 |
- |
+2 |
+1 |
0 |
+1 |
+1 |
+1 |
+2 |
0 |
0 |
-1 |
0 |
0 |
7 |
0,25 |
4 |
Калинина |
0 |
+1 |
+2 |
- |
+1 |
+2 |
+2 |
+2 |
+1 |
+1 |
0 |
0 |
+1 |
0 |
0 |
10 |
0,36 |
5 |
Кошмак |
+1 |
+2 |
0 |
0 |
- |
0 |
+2 |
+2 |
+2 |
-1 |
-1 |
+2 |
+2 |
+2 |
0 |
8 |
0,29 |
6 |
Левандян |
0 |
+2 |
+2 |
+2 |
-2 |
- |
+2 |
-2 |
-1 |
-1 |
0 |
-1 |
-2 |
-1 |
+2 |
9 |
0,32 |
7 |
Миргазизова |
0 |
+2 |
+1 |
0 |
+1 |
+1 |
- |
+2 |
0 |
+1 |
+1 |
+1 |
-1 |
+2 |
+1 |
14 |
0,50 |
8 |
Митрофанова |
0 |
+1 |
+1 |
+2 |
0 |
+1 |
+2 |
- |
0 |
+1 |
+1 |
+2 |
+2 |
0 |
-2 |
14 |
0,50 |
9 |
Муртазин |
+1 |
+1 |
0 |
+1 |
+2 |
+1 |
+1 |
+1 |
- |
+1 |
+1 |
-1 |
+1 |
+2 |
+2 |
9 |
0,32 |
10 |
Никитина |
+2 |
-2 |
+2 |
0 |
0 |
0 |
-2 |
-2 |
0 |
- |
+2 |
0 |
-1 |
0 |
+1 |
11 |
0,39 |
11 |
Решетникова |
0 |
+2 |
-1 |
0 |
+1 |
+1 |
+2 |
+1 |
+2 |
0 |
- |
-1 |
+1 |
+1 |
+2 |
8 |
0,29 |
12 |
Шабалина |
0 |
+2 |
-2 |
+2 |
+2 |
-1 |
+1 |
+2 |
-2 |
0 |
0 |
- |
+2 |
+2 |
0 |
4 |
0,14 |
13 |
Шаронов |
0 |
+2 |
0 |
0 |
+2 |
+1 |
+2 |
+2 |
+2 |
+1 |
+1 |
+2 |
- |
+1 |
0 |
7 |
0,25 |
14 |
Шахбазов |
+1 |
-2 |
-2 |
-2 |
+2 |
+2 |
0 |
+1 |
+2 |
+1 |
+1 |
0 |
0 |
- |
+1 |
9 |
0,32 |
15 |
Ясновская |
+1 |
+2 |
+1 |
+1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
+2 |
+1 |
+1 |
+2 |
0 |
+1 |
- |
9 |
0,32 |
В учебной группе существует 2 микрогруппы, в которых задействованы не все члены группы. Более крупная группа состоит из 4 человек:
Голышева Ксения, Миргазизова Юля, Митрофанова Катя и Шаронов Алексей – это актив класса, его неформальные лидеры. Голышева Ксения и Шаронов Алексей учатся в одном классе общеобразовательной школы. Вчетвером они часто проводят свободное время вместе. В классе они пользуются непререкаемым авторитетом, играют центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. За ними остальные члены группы признают и право брать на себя ответственные решения.
Другая группа, напротив, состоит из неформальных аутсайдеров: Гизатуллина Рузиля, Решетникова Ирина и Ясновская Анна. Первые две преуспевают в учебной части, относятся к учебе ответственно, но Ясновская Анна явно занизила требования к себе в этом плане. Поведение всех трех девочек асоциально, сверстникам сложно найти с ними контакт, их интересы не совпадают с интересами одноклассников. Девочки учатся в одной школе, но в разных классах, и с уверенностью можно говорить о том, что там ситуация аналогичная.
Остальные ребята дружат, в основном, парами, часто меняются в своих отношениях, и расположились посередине социальной иерархии. Их статусы не сильно различаются, что обеспечивает равные условия для развития личности, положительное социальное самочувствие, умеренную интенсивность личных контактов.
2.2. Определение акцентуаций характера
по методике К. Леонгарда.
Эта методика заключается в ответе учащихся на ряд вопросов, касающихся их характера, приведенных в Приложении 2.
По данным полученным в результате психологических исследований, у учащихся преобладают циклометрический и гипертимический типы акцентуаций.
Первый характеризуется переменами гипертимических и дистимических состояний. При этом такие перемены не редки и не случайны. В гипертимической фазе поведения радостные события вызывают не только радостные эмоции, но также и жажду деятельности, повышенную словоохотливость, активность. Печальные события вызывают не только огорчения, но и подавленность. В этом состоянии характерны замедленность реакций и мышления, замедление и снижение эмоционального отклика.
Второй тип характеризуется постоянным пребыванием в приподнятом настроении. Характерны общительность, повышенная активность.
Экстравертированному типу характера свойственны: доминирование, импульсивность, инициативность, гибкость поведения, социальная адаптивность.
Не все учащиеся класса эмоционально зрелые, устойчивые.
Рейтинг ценностных ориентаций выглядит следующим образом (ранжирование качеств личности по степени важности их для группы учеников, в порядке убывания важности):
1. Общительность, контактность; честность.
2. Исполнительность, добросовестность; порядочность; ответственность, обязательность.
3. Доброжелательность, доброта; отзывчивость.
4. Эрудиция, Кругозор знаний.
5. Самостоятельность.
6. Сообразительность, ум; решительность, смелость.
7. Настойчивость; широта интересов, любознательность.
8. Вежливость, скромность.
9. Закаленность, выносливость; трудолюбие.
10. Физическое развитие, сила.
11. Подвижность, ловкость.
Профиль ценностей комплексов качеств личности
1. Коммуникативные.
2. Нравственные.
3. Деловые.
4. Интеллектуальные.
5. Волевые.
6. Физические.
Перманентным качеством личности, как уже указывалось выше, ученики считают общительность, поэтому коммуникативный комплекс качеств личности и выдвигается учениками на первый план. Как видим, далее следуют нравственные и деловые комплексы качеств личности.
2.3. Методика «Дифференциально-
Профессиональную ориентацию учащихся
можно наблюдать из проведенного
дифференциально-
Подавляющее большинство учащихся (7 человек – Евсеева, Калинина, Левандян, Муртазин, Никитина, Шабалина, Ясновская) склонно к профессиям типа «человек – художественный образ», в котором проявляется развитый художественный вкус, воображение, фантазия, эмоциональная чувствительность, способность к художественному творчеству.
Также можно выявить склонность к профессиям типа «человек – человек» (4 человека – Голышева, Кошмак, Миргазизова, Шаронов), труд в которых направлен на человека (эти профессии связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием людей, руководством людьми) и к профессиям типа «человек – техника» (3 человека – Гизатуллина, Митрофанова, Шихбазов), связанных с техникой, различными техническими системами, машинами, механизмами, аппаратами, объектами неживой природы (этому благоволят физическая и психологическая выносливость, хорошее зрительное и слуховое восприятие, развитое образное и пространственное мышление, хорошая координация движений).
Один человек (Решетникова) заинтересован профессиями типа «человек – природа», труд в которых направлен на объекты живой природы: животный мир, растения, микроорганизмы.
И никто не отдал предпочтение профессиям типа «человек – знак».
Список литературы.
1. Семенова С.Л., Дьяченко А.В. Практикум по общей психологии: учебное пособие // Екатеринбург: изд-во Урал.гое. проф-пед. унта, 2000.
2. Методические рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики на учащегося и учебную группу в рамках педагогической практики для студентов специальностей 030500 – Профессиональное обучение // Екатеринбург, 2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Социометрическая карточка.
Ф.И.О.: | |||
№ |
Вопросы и задания |
Фамилии одноклассников | |
1. |
С кем из одноклассников вы бы хотели провести свои каникулы? Назовите в порядке предпочтения. |
1. 2. 3. | |
2. |
Кто из одноклассников, по вашему мнению, мог бы возглавить класс для ответственного задания? Назовите в порядке предпочтения. |
1. 2. 3. | |
3. |
Если бы вам представилась возможность переформировать класс, то с кем вы хотели бы остаться? Поставьте каждому одну из следующих оценок: +2 – безусловно, хочу остаться с этим человеком в классе; +1 – скорее хочу, чтоб он (она) остался(лась); 0 – мне все равно, будет ли он (она) со мной учиться; -1 – скорее не хочу, чем хочу остаться с ним(ней) в классе; -2 – безусловно, не хочу, чтобы он (она) был(а) в классе. |
1. Гизатуллина |
|
2. Голышева |
|||
3. Евсеева |
|||
4. Калинина |
|||
5. Кошмак |
|||
6. Левандян |
|||
7. Миргазизова |
|||
8. Митрофанова |
|||
9. Муртазин |
|||
10. Никитина |
|||
11. Решетникова |
|||
12. Шабалина |
|||
13. Шаронов |
|||
14. Шахбазов |
|||
15. Ясновская |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Определение акцентуаций характера
по методике К. Леонгарда.
Опросник включает в
себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих
определенным акцентуациям характера.
Первая шкала характеризует личность
с высокой жизненной
Перед проведением опроса дается инструкция. Время ответов не ограничивается.
Инструкция: «Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак «+» («да»), если нет – знак «-» («нет»). Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет».
1. У Вас часто веселое и беззаботное настроение?
2. Вы чувствительный к
3. Бывает ли так, что у Вас
на глазах наворачиваются
4. Сделав что-то, Вы сомневаетесь, все ли сделано правильно до тех пор, пока еще раз не убедитесь в том, что все сделано правильно?
5. В детстве Вы были таким же отчаянным и смелым, как все Ваши сверстники?
6. Часто ли у Вас меняется
настроение от состояния
7. Являетесь ли Вы центром внимания в коллективе, в команде?
8. Бывает ли так, что Вы
беспричинно находитесь в
9. Вы серьезный человек?
10. Способны ли Вы восторгаться, восхищаться, чем-либо?
11. Предприимчивы ли Вы?
12. Вы быстро забываете, если Вас кто-то оскорбил?
13. Мягкосердечны ли Вы?
14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало?
15. Стремитесь ли Вы считаться в числе лучших сотрудников?
16. Бывало ли Вам страшно во время грозы или при встрече с незнакомой собакой, а может такое чувство бывает и теперь?
Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика группы учащихся