Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 19:51, контрольная работа

Описание работы

«Старший дошкольный возраст (5,5 - 7 лет) играет особую роль в психическом развитии детей: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения» [24, с. 263].
Особенности проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 80.03 Кб (Скачать файл)

Развитие представлений во многом характеризует процесс формирования мышления, становление которого в этом возрасте в значительной степени связано с совершенствованием возможности оперировать представлениями на произвольном уровне.

Формирование новых способов умственных действий в значительной степени опирается на освоение определённых действий с внешними предметами, которыми дети старшего дошкольного возраста овладевают в процессе развития и обучения. Старший дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления [14].

Н. Н. Подъяков показал, что в старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми в старшем дошкольном возрасте внешней среды, анализа свойств предметов, воздействия на них с целью изменения.

Этот уровень умственного развития, т.е. наглядно-действенное мышление, является как бы подготовительным, он способствует накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования более сложной формы мышления - наглядно-образного мышления, которое характеризуется тем, что разрешение проблемной ситуации осуществляется старшим дошкольником в русле представлений, без применения практических действий.

Конец старшего дошкольного возраста характеризуется преобладанием высшей формы наглядно-образного мышления - наглядно-схематического мышления.

Наглядно-схематическое мышление создает большие возможности для освоения внешней среды, являясь средством для создания старшим дошкольником обобщенной модели различных предметов и явлений [12, с. 134].

«Старший дошкольный возраст следует рассматривать только как период, когда должно начаться интенсивное формирование логического мышления, как бы определяя тем самым ближайшую перспективу умственного развития» [29, с. 164].

Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста неразрывно связано с развитием его речи, с обучением его родному языку. В умственном воспитании детей старшего дошкольного возраста всё большую роль играют, наряду с наглядным показом, словесные указания и объяснения родителей и воспитателей, касающиеся не только того, что дети старшего дошкольного возраста воспринимают в данный момент, но и предметов и явлений, о которых дети старшего дошкольного возраста впервые узнают при помощи слова.

Необходимо, однако, иметь в виду, что словесные объяснения и указания понимаются старшим дошкольником (а не усваиваются механически) лишь в том случае, если они подкрепляются его практическим опытом, если они находят опору в непосредственном восприятии тех предметов и явлений, о которых говорит воспитатель, либо в представлениях ранее воспринимавшихся, сходных предметах и явлениях.

«Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения сущностных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности посредством вербализации» [12, с. 134].

Основная линия развития мышления - переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода к словесному мышлению. Словесно-логические операции определяют содержательную характеристику интеллектуальной деятельности.

Детей старшего дошкольного возраста отличает планомерность анализа, дифференцированность обобщений, способность к абстрагированию и обобщению. Особенности развития мышления в период дошкольного детства проявляются в переходе от наглядного уровня мыслительной деятельности к абстрактно-логическому, от конкретного к проблемному, что отражается в гибкости, самостоятельности и продуктивности мышления.

Структура мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста содержит следующие компоненты:

) Мотивационный компонент, проявляющийся  в разных видах активности.

) Регуляционный компонент, проявляющийся  в умении планировать, программировать  и контролировать психическую  деятельность.

) Операционный компонент, то есть  наличие сформированных операций  анализа и синтеза.

«Развитие мышления оказывает позитивное влияние на развитие смысловой стороны речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Речевая деятельность совершенствуется в количественном и качественном отношении» [32, с. 213].

В старшем дошкольном возрасте наступает новый этап освоения речи:

·речь из ситуативной становится контекстной;

·развивается регулирующая функция речи, которая помогает регулировать деятельность и поведение;

·складываются планирующая и инструктивные функции речи, проявляющиеся сначала в игровой, а затем и в учебной деятельности;

·совершенствуется звуковая сторона речевой деятельности: преодолеваются дефекты звукопроизношения, дети старшего дошкольного возраста различают сходные звуки на слух и в собственной речи, происходит овладение звуковым анализом слов;

·совершенствуется смысловая сторона речевой деятельности: обогащается словарный запас, появляется лексическая вариативность, формируется связность речи, старшие дошкольники овладевают монологом.

В активный словарь детей старшего дошкольного возраста входят 2500-3000 слов. В речь детей старшего дошкольного возраста все активнее включаются прилагательные, наречия, существительные с обобщенным значением (животные, одежда, транспорт и др.) [22].

Развитие речи тесно связано с развитием словесно-логических операций. Дети старшего дошкольного возраста приобретают значительный запас производных слов. На основе понимания и активного использования этого словарного запаса формируется способность к обобщению, классификации предметов, обозначаемых существительными: животные делятся на диких и домашних, птицы - на зимующих и перелётных [22].

Постепенный рост состава речи детей старшего дошкольного возраста является следствием расширения жизненного опыта, усложнением его деятельности и общения с взрослыми. По мере развития лексико-грамматического строя речи становятся возможными такие интеллектуальные операции, как сравнение, обобщение, классификация.

Именно в старшем дошкольном возрасте складываются три функции речи, которые помогают формировать интеллект:

. Коммуникативная - влияет на интеллектуальное  и эмоциональное развитие детей  старшего дошкольного возраста  в процессе общения они усваивает  новые понятия;

. Познавательная - играет большую  роль в развитии восприятия, придавая  сенсорным функциям поисковый  характер, в развитии вербальной  памяти, что важно для формирования  обобщенного мышления

. Регулирующая - формирование данной  функции речи связано с развитием  возможностей планирования интеллектуальной  деятельности.

«Главной особенностью данного периода является совершенствование речевой функции в процессе вербального взаимодействия, отвлечённого от конкретной ситуации, что предопределяет появление сложных языковых форм» [20, с. 74].

Накоплению к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления повышают у детей старшего дошкольного возраста чувство уверенности в своих силах.

На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать, не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя наиболее заметные особенности [22].

Восприятие - целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира.

По мнению А.В. Запорожца, период дошкольного детства наиболее сенситивен для развития восприятия, так как под влиянием продуктивной творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста складываются сложные виды перцептивных и интеллектуальных действий по анализу воспринимаемых объектов. Восприятие детей старшего дошкольного возраста становится осмысленным и дифференцированным [19].

В процессе восприятия у детей старшего дошкольного возраста усиливается роль зрительного сравнения, переработка вербального материала. Адекватное восприятие сенсорных событий имеет решающее значение для развития операций мыслительной деятельности. Восприятие становится осмысленным, интеллектуальным процессом, позволяет глубже проникнуть в окружающее и познать более сложные стороны действительности.

«От восприятия детей старшего дошкольного возраста в первую очередь зависит развитие памяти, главным видом которой в дошкольном возрасте является образная» [26, с.18].

Основными психологическими новообразованиями личности детей старшего дошкольного возраста являются:

. Произвольность - это управление  своим поведением в соответствии  с определенными представлениями, правилами, нормами, одна из форм  волевого поведения, новая качественная  характеристика саморегуляции поведения  и деятельности детей старшего  дошкольного возраста.

. Соподчинение мотивов - в деятельности  детей старшего дошкольного возраста  возникает умение выделять основной  мотив и подчинять ему целую  систему действий, доминирование  мотивов достижения успеха над  внешними ситуативными мотивами.

. Самостоятельность - качество личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень  развития детей старшего дошкольного  возраста. Она обеспечивает независимую  постановку и решение проблем, возникающих перед старшим дошкольником  в повседневном поведении и  деятельности.

. Креативность - способность к творчеству. К показателям креативности относятся: оригинальность, вариативность, гибкость  мышления. Развитие креативности  зависит от уровня развития  когнитивной сферы (восприятия, мышления, памяти, воображения), произвольности  деятельности и поведения, а также  информированности детей старшего  дошкольного возраста в окружающей  действительности.

. Изменения в самосознании и  адекватная самооценка. Самосознание - это интегральное образование  личности, результат развития самостоятельности, инициативности, произвольности. У  детей старшего дошкольного возраста  проявляется способность к конструктивным  взаимодействиям с окружающими, что приводит к появлению адекватной самооценки и осознанию своего места в окружающем мире по отношению к сверстникам и реальной действительности.

«Старший дошкольный возраст является решающим в процессе становления личности. В старшем дошкольном возрасте идет интенсивная амплификация базовых составляющих психического развития, в процессе которой складывается ведущее личностное образование - детская компетентность» [8, с. 496].

Старший дошкольный возраст - это период совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. Соподчинение мотивов приводит к овладению детьми новыми мотивами деятельности, появляются доминирующие ценностные установки, изменяется характер взаимоотношений со сверстниками и взрослыми [9].

Дети старшего дошкольного возраста способны оценить себя по отношению к окружающему миру в соответствии с нормами и правилами общества. Развитыми личностными новообразованиями детей старшего дошкольного возраста являются произвольность, креативность, детская компетентность, становление нравственной позиции и возникновение обобщённо-интеллектуального переживания. В старшем дошкольном возрасте закрепляются и углубляются представления и практические умения детей старшего дошкольного возраста в области гигиены.

Гигиенические навыки у детей старшего дошкольного возраста становятся достаточно устойчивыми. Они могут уже самостоятельно и осознанно выполнять многие гигиенические и закаливающие водные процедуры - правильно и своевременно мыть руки, умываться, чистить зубы утром и вечером, мыть ноги ежедневно перед сном, полоскать рот после приема пищи, пользоваться носовым платком, подмываться, быть опрятными и аккуратными, причесываться, следить за своим внешним видом [14].

У детей старшего дошкольного возраста существенно повышается уровень произвольного управления своими движениями. У них появляется интерес к качеству выполнения движений и количественным показателям. Следует приучать детей старшего дошкольного возраста осмысленно относиться к точному и правильному выполнению движений в соответствии с образцом. Особенно это важно при усвоении новых сложно-координированных двигательных действий: прыжков в длину и высоту с разбега, метания и др [19].

У детей старшего дошкольного возраста формируются отчетливые представления о предметах материальной культуры, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. Обогащаются знания детей старшего дошкольного возраста о свойствах и разновидностях различных материалов (бумаги, картона, резины, пластмассы, дерева, металла и др.), используемых для изготовления предметов в зависимости от их назначения и применения в жизни человека.

В старшем дошкольном возрасте происходят изменения в мотивационной сфере детей старшего дошкольного возраста: формируется система соподчиненных мотивов, придающая общую направленность поведению детей старшего дошкольного возраста.

Постепенно дети старшего дошкольного возраста усваивают моральные оценки, начинает учитывать с этой точки зрения последовательность своих поступков, предвосхищает результат и оценку со стороны взрослого.

«Основой первоначальной самооценки является овладение умением сравнивать себя с другими детьми старшего дошкольного возраста. Дети старшего дошкольного возраста умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя свои действия на основе усвоения общественных норм поведения» [5, с. 280].

Дети старшего дошкольного возраста умеют понимать и различать чужие эмоциональные состояния, сопереживая отвечать адекватными чувствами.

Таким образом, старший дошкольный возраст является периодом интенсивного развития познавательной деятельности, развития всех психических процессов. У детей старшего дошкольного возраста появляются достаточно устойчивые психологические свойства, определяющие действия и поступки, которые позволяют отследить становление произвольности поведения.

Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников