Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 19:51, контрольная работа

Описание работы

«Старший дошкольный возраст (5,5 - 7 лет) играет особую роль в психическом развитии детей: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения» [24, с. 263].
Особенности проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 80.03 Кб (Скачать файл)

Занятия: «Край мой Уралом зовется», беседа о жизни и труде уральцев, экскурсии по улицам посёлка, в ДК, беседы «Где работают ваши родители?», «Люди каких профессий живут в нашем посёлке», рисование «Зима на Урале», «Наш посёлок», «Уральские горы», чтение сказов Бажова. При ознакомлении с родной природой воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощряется желание больше узнать о родной природе.

Родная страна. На занятиях этого блока дети получали географические сведения о территории России (глобус, карта). Познакомились с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В старшей и группе расширялось представление о значении государственных символов России, воспитывалось уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Дети знакомились со столицей нашей Родины - Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формировалось представление о том, что Россия - многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. У детей формировались основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к жизни России.

Занятия: «Наша страна Россия», «Как жили славяне», «Климатические зоны России», «Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина Российской Федерации». «Главный город нашей страны», «Государственные символы России: флаг, герб, гимн».

Родная культура. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, участвуют в праздниках и обрядах, узнают произведения народного декоративно-прикладного искусства. У детей формируется общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, дети учатся любить и ценить народную мудрость.

Занятия: «Богатыри земли Русской», «Русские народные промыслы», «Масленица», «Рождественские колядки», «День защитников Отечества».

·Продолжительность занятий - 30 минут

·1 занятие в неделю.

Для примера покажу занятия, которые наиболее полно помогут воспитывать патриотическое чувство с помощью средств фольклора.

1.Занятие на тему «Наша Родина - Россия, наш язык - русский».

Цель: закреплять знания детей о русском фольклоре; воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному посёлку, народному творчеству.

Задачи:

·формировать представление о России как о многонациональной стране, познакомить с понятиями «большая» и «малая родина»;

·формировать представления о народах, населяющих Урал;

·познакомить с культурой и традициями уральского народа, вызвать интерес к русской национальной кухне и фольклору.

В занятии были применены такие методы работы как наглядные, словесные и практические. Была проведена предварительная работа: беседы о России, чтение художественных произведений, заучивание стихотворений; рассматривание карты России, иллюстраций с изображением народных костюмов; знакомство с подвижными играми народов России; изготовление поделок из бумаги.

К проведению занятия были привлечены родители. В течение занятия дети читали стихи о России. Рассказали с помощью наводящих вопросов, как называется страна, столица нашей Родины.

Узнали о многонациональных народах, проживающих в России, рассмотрели кукол в национальных одеждах. На тему «Наша Родина - Россия» посмотрели мультимедийную презентацию. Побывали в гостях в уральской семье, где узнали об истории и культуре Урала. Раскрасили заготовки матрёшки и станцевали танец.

.Занятие «Семья. Родословное древо  моей семьи».

Цель. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам.

Задачи. Закреплять имеющиеся у детей представления о родственных отношениях, о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, о традициях и обычаях; воспитывать уважительное отношение к старшим; развивать познавательный интерес, логическое мышление.

В занятии использованы методы словесные и наглядные.

Предварительная работа. Повторение терминов родства (дедушка, бабушка, мать, отец, дядя, тетя, дочь, сын, внук, племянник, племянница, муж, жена, ласковых, уважительных старинных форм терминов родства, старинных обращений к родным (батюшка, матушка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка).

В ходе занятия дети познакомились с понятием «Семья», высказали свое мнение, кто как понимает этот термин.

Послушали рассказы детей о родословных древах их семей;

Отправились в путешествие в старину предков, где узнали историю прабабушек и прадедушек, познакомились с хозяевами русской семьи и побывали у них в гостях, где узнали новые слова: рушник, онучи;

Отгадывали загадки, играли в игру «Горелки», пили чай с хозяевами русской семьи.

Поделились впечатлениями после путешествия и украсили чудо-дерево ленточками, где каждая ленточка - член семьи.

В конце занятия спели песню «Моя Родина».

.Занятие на тему «Вот эта  улица, вот этот дом».

Цель: расширять и закреплять знания детей и родителей о родном посёлке.

Задачи:

·расширять знания о посёлке;

·пробудить интерес родителей к жизни детей в детском саду;

·воспитывать любовь к малой родине.

Предварительная работа: беседа по теме «Мои махневцы», рассматривание фотоальбома «Махневцы», домашнее задание: составить рассказ о своей улице, чтение пословиц о доме.

В работе использованы такие методы, как словесные, практические и наглядные.

В начале занятия детям предлагается поприветствовать друг друга и вспомнить, какие слова приветствия они ещё знают.

Далее детям предлагается беседа о пословице «Мой дом - моя крепость». Высказывания детей, кто как её понимает. Дети зачитывают другие пословицы о доме.

Дальше дети отправляются в путешествие по родному посёлку.

Дети делятся на две команды, проговаривают заранее приготовленные названия и девизы команд.

Проходит викторина.

тур. «Вопрос-ответ». Детям задаются вопросы, ответы на которые они должны дать.

тур. Домашнее задание. «Моя улица». Дети рассказывают названия своей улицы, на которой живут, в честь кого или чего названа эта улица. Примерные ответы.

тур викторины «Загадки». На экране появились слайды с изображением зданий и сооружений посёлка, дети отгадывают загадки к каждому слайду.

Далее подводятся итоги викторины и в конце занятия детям предлагается из рук «построить» пирамиду добра.

Под песню «С чего начинается Родина» дети на листе ватмана рисуют свое настроение. Таким образом, данный комплекс занятий способствует развитию патриотических чувств средствами фольклора у детей старшего дошкольного возраста.

2.3 Анализ результатов  патриотического воспитания старших  дошкольников ДОУ «Солнышко»  после проведения занятий с  использованием средств фольклора

 

После проведения формирующего этапа опытно-поисковой работы была проведена повторная диагностика патриотического воспитания старших дошкольников.

Цель: выявить уровень патриотического воспитания старших дошкольников после проведенных занятий формирующего этапа опытно-поисковой работы.

Задачи:

. Провести диагностику уровня  патриотического воспитания старших  дошкольников посредством фольклора.

. Сравнить полученные результаты  на констатирующем и контрольном  этапах исследования, обобщить результаты  исследования.

. Сделать выводы об эффективности  разработанного комплекса занятий.

На контрольном этапе исследовательской работы мы обратились к аналогичным методам, используемым на начальном этапе.

Задачи, поставленные нами, были реализованы в различных видах деятельности, в том числе игровой, где мы создавали условия для использования впечатлений, полученных на занятиях.

В течение семи месяцев проводилась работа с детьми старшей группы. Каждая неделя была посвящена определённой теме:

·«Дело мастера боится».

·«Осенины».

·«Основные ремёсла Руси: гончарное, кузнечное».

·«Мир человека: между своим и чужим»

·«История возникновения сказочных героев».

·«Прикладные ремёсла древних славян».

·«Новый год. Новогодние традиции».

·«Страшные вечера: Рождество Христово и Зимние Святки».

·«Хлеб - всему голова».

·«Край родной, навек любимый».

·«Родина наша - колыбель героев».

·«Мы сохраним тебя, русская речь».

Планирование мероприятий по темам в режиме дня включало в себя:

·проведение бесед, игр-бесед, которые планировались дифференцированно в утренние и вечерние часы;

·дидактические игры в индивидуальной форме в удобное для воспитателя и ребёнка время; кроме того, дидактические игры рекомендовались родителям для занятий с детьми дома;

·игры-путешествия, экскурсии проводились во время занятий по соответствующей тематике по разделам образовательной программы и за счёт времени, отведённого на прогулку;

·досуговые мероприятия (спортивные, интеллектуальные игры, развлечения, сюжетно-ролевые и творческие игры, праздники) организовывались в тесном взаимодействии со специалистами детского сада (музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре).

Были проведены:

·беседы «Русские богатыри», «У нас в гостях Марьюшка и Иванушка», «Русские матрёшки»;

·игры-путешествия «Масленица», «Вот так конь!», Кот Васька»;

·игра-посиделки «Ладушки в гостях у бабушки»;

·игра-развлечение «Осенины»;

·занятия «Как наши предки-славяне защищали Русь от врагов», «В гостях у бабушки Пыхтеихи»;

·физкультурные праздники «Богатыри земли русской», «Богатыри спешат на помощь»;

·фольклорный праздник «А у нас сегодня капустник»;

·литературная композиция «Храбрые славны вовеки…»;

·праздники «Осенняя ярмарка», «Новогодняя сказка»;

·занятия художественно-эстетического цикла (рисование, лепка, аппликация, музыка).

Во второй половине дня проводился просмотр мультфильмов «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Князь Владимир» и др.

Один раз в месяц проводились тематические дни «Путешествие в прошлое России». Деятельность педагогического коллектива и детей в этот день полностью посвящалась истории и культуре России, традициям быта и праздника на Руси, воспитатели максимально использовали в своей речи русские пословицы и поговорки, читали детям русские народные сказки, пели русские народные песни при укладывании детей спать, во время проведения досуговых мероприятий.

Особо яркие впечатления получили дети от серии занятий по древней истории Руси.

Такая планомерная работа способствовала тому, что дети были переполнены гордостью за то, что они являются россиянами. Им хотелось, как можно больше узнать о своей стране, попутешествовать по самым известным местам. Пользуясь такой заинтересованностью детей, мы старались показать, что родная страна славна своей историей, традициями. В связи с этим мы проводили консультации, организовывали индивидуальные беседы с родителями дошкольников с тем, чтобы родители могли самостоятельно рассказать о России, показать детям памятные места. Мы старались тактично напоминать родителям, что их жизнь является примером для ребенка, обладающего высокой подражательностью.

В течение всего учебного года проводилась активная работа с педагогами. В работе были задействованы воспитатели старших групп, педагог по изобразительной деятельности, педагог по окружающему миру, музыкальные руководители, заведующий.

Воспитатели, педагоги, а так же родители получили огромное удовлетворение от проделанной работы. Ведь дети - наше будущее, важно своевременно научить их любить и беречь все, что сделано старшим поколением: свободу, независимость, мир, отечество.

 

Таблица 2. Мониторинг патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на конец года

Фамилия, имя ребенкаМое здоровьеПатриотКрасота спасет мирАзбука нравственностиЯ и природаИнд. показатель 1. Арчаков Никита1234123123123412333223332232332342- высокий2. Бокова Ксения332332333333332345- высокий3. Брюнин Стёпа222232323223333239- средний4. Гунчихин Дима332333333332323247- высокий5. Гуреева Ксения222222333323332341- высокий6. Курепин Данил322333223223323341- высокий7. Парамзин Павел323323232222222237 - средний8. Пономарева Настя222332223223322338 - средний9. Руденко Арина233232233232223239 - средний10. Шорникова Оля332222233332323341- высокийВысокий уровень60%50%30%50%60%40%50%70%80%40%50%50%80%40%50%60%40%50%60%60%50%Средний уровень40%50%70%60%40%60%50%30%20%60%50%50%20%60%50%40%60%50%40%40%50%Низкий уровень0%0%0%0%0%0%0%0%0%0%0%0%0%0%0%0%0%0%0%0%0%

 

Условные обозначения:

- высокий уровень.

- средний уровень.

- низкий уровень.

 

Анализ усвоения программного материала по теме «Патриотическое воспитание дошкольников»

Общий уровень усвоения программного материалаУровень усвоения программного материала по блокамВысокий уровень - 60 % Арчаков Никита Бокова Ксения Гунчихин Дмитрий Гуреева Ксения Курепин Данила Шорникова Ольга Средний уровень - 40 % Брюнин Степан Парамзин Павел Пономарёва Анастасия Руденко АринаБлок «Моё здоровье» Высокий уровень - 40 % Средний уровень - 60 % Низкий уровень - 0 % Блок «Патриот» Высокий уровень - 50 % Средний уровень - 50 % Низкий уровень - 0% Блок «Красота спасёт мир» Высокий уровень - 60 % Средний уровень - 40 % Низкий уровень - 0 % Блок Азбука нравственности» Высокий уровень - 60 % Средний уровень - 40 % Низкий уровень - 0 % Блок «Я и природа» Высокий уровень - 50 % Средний уровень - 50 % Низкий уровень - 0 %

В процессе работы по формированию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, проводимой с сентября 2011 года по март 2012 года, используя фольклор как часть русской народной культуры во всех видах деятельности, мы увидели, что первоначальные результаты диагностики изменились. После проведения опроса и диагностики высокий уровень знаний о родной культуре, патриотического воспитания составил уже 60%, средний - 40%, а низкий - 0%.

Был проведен повторный опрос в форме теста для детей старшего дошкольного возраста по теме:

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с жизнью и бытом русского народа».

Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников