Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 19:51, контрольная работа

Описание работы

«Старший дошкольный возраст (5,5 - 7 лет) играет особую роль в психическом развитии детей: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения» [24, с. 263].
Особенности проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 80.03 Кб (Скачать файл)

Цель: формирование у детей и родителей первоначальные представления о патриотическом воспитании посредством фольклора как социального, психологического и педагогического явления.

Для работы по патриотическому воспитанию посредством фольклора можно выделить такие основные задачи перед ДОУ:

.Разработать критерии и показатели  патриотического воспитания детей  старшего дошкольного возраста.

.Определить уровни патриотического  воспитания посредством фольклора  детей старшего дошкольного возраста  в вербальном и реальном поведении.

.Определить педагогические условия, способствующие патриотическому  воспитанию посредством фольклора  детей старшего дошкольного возраста  в ДОУ.

.Установить зависимость патриотического  воспитания посредством фольклора  детей старшего дошкольного возраста  от характера отношения «педагог - дети».

В течение учебного года воспитатель еженедельно планирует работу по патриотическому воспитанию посредством фольклора, включая следующее:

·наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста;

·плановые беседы с родителями по обсуждению патриотического воспитания посредством фольклора детей старшего дошкольного возраста;

·проведение опросов, анкетирования родителей с целью изучения их отношения к различным проблемам патриотического воспитания посредством фольклора детей старшего дошкольного возраста.

Методы и приемы патриотического воспитания средствами фольклора могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений и др.).

Эта работа должна проходить с широким использованием педагогических средств: иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно-прикладного искусства, диафильмов, слайдов. При этом нужно стремиться к сочетанию разнообразных методов и интеграции видов деятельности детей. При отборе произведений важно руководствоваться общими принципами: доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность. Знакомство с двором, улицей, районом, где живет ребенок, способствует формированию у него представлений о родном поселке, его устройстве, истории, достопримечательностях. Необходимо побуждать детей к творческой деятельности, чтобы их знания и впечатления находили отражение в играх, рисовании, лепке, аппликации, чтении стихов, рассматривании книг, пении, сочинении рассказов [2].

Первичная диагностика по патриотическому воспитанию посредством фольклора детей старшего дошкольного возраста осуществлялась в 2 этапа:

. На первом этапе разрабатывался  и апробировался комплекс взаимодополняющих  друг друга диагностических методик  вербального характера: беседа, "история-рассказ", "условные позиции". Посредством  данных методик подвергся проверке  выделенный критерий патриотической  воспитанности - чувства сопереживания  и сочувствия к "другому" у  детей раннего возраста в плане  представлений, знаний и суждений (то есть вербальное поведение, по утверждению Е.В. Субботского).

Критерий патриотической воспитанности прослеживался через ряд показателей: понимание и определение дошкольником сопереживания и сочувствия; направленность (по отношению к кому ребенок направляет сопереживание и сочувствие: к близким, друзьям, животным и т.д.); ситуации (в каких случаях требуется сопереживание и сочувствие другому); способы (каким образом осуществляется и выражается сопереживание и сочувствие к другому: вербальным, информационно-познавательным, практическим).

. Следующим этапом опытно-поисковой  работы явилось сравнение уровней  патриотической воспитанности детей  старшего дошкольного возраста  в вербальном и реальном поведении  с целью выявления: насколько  понимание сопереживания и сочувствия  совпадает с действенным проявлением.

В начале года была проведена диагностика. Своевременная и углубленная диагностика патриотического воспитания позволяет выявить уровень развития детей старшего дошкольного возраста. Для этого можно использовать доступные в выполнении диагностические тесты в виде контрольных двигательных заданий, предлагаемых детям раннего возраста в игровой форме. Они не требуют дополнительной подготовки воспитателя и сложного оборудования для их проведения и обладают высокой статистической достоверностью.

Исследование проводилось индивидуально. В протоколе фиксировались эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) - на безнравственный.

 

Таблица 1 Мониторинг патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на начало года

Фамилия, имя ребенкаМое здоровьеПатриотКрасота спасет мирАзбука нравственностиЯ и природаИнд-ный показатель1. Арчаков Никита1234123123123412211221112212212125- средний2. Бокова Ксения112112111223332228 - средний3. Брюнин Стёпа122222121223333233- средний4. Гунчихин Дима111123111332221227 - средний5. Гуреева Ксения211222311122112327 - средний6. Курепин Данил122121221222123329 - средний7. Парамзин Павел111121212211221223 - средний8. Пономарева Настя222122221223322333 - средний9. Руденко Арина233132211232223235 - средний10. Шорникова Оля332212213112323334 - среднийВысокий уровень10%20%10%10%10%10%10%10%10%10%20%30%40%20%40%40%10%10%10%30%40%Средний уровень60%30%50%60%60%60%50%30%20%70%50%60%40%60%40%50%50%60%40%50%45%Низкий уровень30%50%40%40%20%30%40%70%70%20%30%10%20%20%20%10%40%30%50%20%15%

 

Условные обозначения:

- высокий уровень.

- средний уровень.

- низкий уровень.

 

Таблица 2 Анализ усвоения программного материала по теме «Патриотическое воспитание дошкольников»

Общий уровень усвоения программного материалаУровень усвоения программного материала по блокамСредний уровень - 100 % Арчаков Никита Бокова Ксения Брюнин Стёпа Гунчихин Дима Гуреева Ксения Курепин Данил Парамзин Павел Пономарева Настя Руденко Арина Шорникова ОляБлок «Моё здоровье» Высокий уровень - 10 % Средний уровень - 50 % Низкий уровень -4 0 % Блок «Патриот» Высокий уровень - 10 % Средний уровень - 60 % Низкий уровень - 30% Блок «Красота спасёт мир» Высокий уровень -10 % Средний уровень - 40 % Низкий уровень -5 0 % Блок Азбука нравственности» Высокий уровень - 30 % Средний уровень - 50 % Низкий уровень - 20 % Блок «Я и природа» Высокий уровень - 40 % Средний уровень - 45 % Низкий уровень - 15 %

По результатам исследования видно, что по индивидуальным показателям дети имеют средний уровень развития, но по общим показателям 10 % детей, имеют высокий уровень, 50% - средний уровень, 40% - низкий уровень. Из этого следует, что необходимо вести работу по патриотическому воспитанию средствами фольклора.

Анализ детских ответов дает возможность проследить зависимость знаний дошкольников не только от методов ознакомления с окружающим, используемых родителями, но и от их заинтересованности развитием своего ребенка. Это подтверждает и различие в уровне представлений дошкольников: в одной и той же группе детского сада встречаются дети, которые узнали все предложенные им картинки с изображением родного поселка, в то же время некоторые дети назвали одну или две. Эти дети на вопрос "Куда ты больше всего любишь ходить с папой и мамой?" отвечали: в магазин, в аптеку, к бабушке, в гости.

Эти данные свидетельствуют о том, что воспитатели и родители формируют у детей абстрактные понятия, не наполняя их конкретными представлениями.

Таким образом, на основании изучения знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста о достопримечательностях родного края - можно отметить, что у старших дошкольников имеются знания о стране, в которой они проживают, о родном городе, о некоторых исторических событиях, что говорит о возможности усвоения ими определенного объема знаний общественной тематики. Однако в знаниях детей существуют индивидуальные различия. Многие дети не понимают сущности явлений общественной жизни города, в своей речи пользуются штампами, их знания поверхностные, бессистемные. Это объясняется неумением родителей и некоторой части воспитателей правильно организовать процесс ознакомления дошкольников с родным краем и неправильной методикой формирования у дошкольников интереса к нему.

В процессе исследования был составлен опросник, включающий более 10 вопросов, для детей старшей группы. В результате опроса детей было выявлено следующее: только 20% детей достигает высокого уровня требований программ по патриотическому воспитанию, 50% детей имеют средний уровень, остальные же 30%% - имеют только низкий уровень.

 

Рис. 1. Результаты диагностики детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию посредством фольклора, на начало года.

 

Также была проведена диагностика знаний детей о родной культуре. Результаты диагностики показали: высокий уровень знаний детей составляет 5%, средний - 27%, низкий - 68%.

Только 2 человека из 10 детей ответили на все заданные вопросы. Некоторые дети - не смогли ответить на большинство вопросов.

Результаты диагностики показывают очень ограниченный запас знаний в следующих вопросах: знание русских пословиц и поговорок, знание народных праздников - Рождества и Пасхи.

Детям был предложен выбор героев мультипликационных фильмов и сказок, а также возможность выбора желаемых картинок-раскрасок. В результате мы увидели, что дети в основном отдают предпочтение современным иностранным героям.

Был проведен опрос в форме теста для детей старшего дошкольного возраста по теме:

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с жизнью и бытом русского народа».

патриотический воспитание дошкольник педагогический

Рис. 2. Результаты теста-опросника для детей старшего дошкольного возраста

 

Для наиболее полной оценки начального уровня эксперимента нами было проведено исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в формировании патриотизма у детей.

С целью выявления знаний родителей по патриотическому воспитанию, а также их заинтересованность в данной работе, были составлены анкеты.

С помощью анкетирования педагоги МКДОУ могут узнать существуют ли традиции использования фольклора в семье. Не все семьи пользуются фольклором, однако, люди воспитанные на обычаях, связанных с малым фольклором стараются возродить их при любой возможности.

Цель анкетирования: выявить, какие формы фольклора используют в современных семьях.

Методика проведения: родителям было предложено ответить на вопросы, которые позволили выявить наличие фольклора в семьях.

 

Рис. 3. Анкетирование родителей по патриотическому воспитанию средствами фольклора.

 

Родители в ходе анкетирования показали высокий уровень знаний, однако не проявили особого желания знакомить детей с малым фольклором, приобщать к народной культуре.

Поскольку работа с детьми по формированию патриотизма средствами фольклора не может проводиться педагогами, не обладающими определёнными знаниями, среди воспитателей было проведено анкетирование для выявления уровня готовности и возникающих затруднений в организации работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. В анкетировании приняли участие 10 педагогов. Анализ анкет позволяет сделать следующие выводы:

1.Все педагоги знают задачи  патриотического воспитания, при  этом систематизировать свою  работу могут только педагоги, имеющие стаж педагогической  работы более 10 лет;

.Имея теоретические знания о  формах и методах патриотического  воспитания, не умеют подобрать  виды совместной деятельности  с детьми и формы работы  с родителями.

Кроме того, для выявления знаний педагогов о русской национальной культуре была составлена диагностическая карта по определению уровня готовности педагогов к приобщению детей к русской народной культуре, которая выявила следующее:

1.Уровень знаний педагогов о  русской народной культуре является  высоким.

.Не все педагоги понимают  необходимость приобщения детей  к русской национальной культуре.

На основе полученных данных мы сделали вывод, что на втором этапе предстоит большая работа, в которую мы постараемся вовлечь родителей, так как, семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания. В семье, как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в дошкольном образовательном учреждении.

Была поставлена задача, рассказать родителям в форме бесед, консультаций о целях нашей работы по формированию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

Была проведена беседа «Как укладывать ребенка спать».

Цель беседы: формировать у родителей положительного отношения к фольклору.

Методика проведения: после проведенной беседы родителям было предложено рассказать, как они соблюдают фольклор, ответить на вопросы.

 

Рис. 4. Диагностика проведенной беседы с родителями детей старшего дошкольного возраста

После проведенной беседы можно сделать вывод о том, что - 45% положительно относятся к фольклору, но в то же время 55% родителей не считают нужным использовать фольклор.

В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, достижениям. У детей следует формировать чувство гордости за свою Родину и народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795, ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней - от дошкольного до высшего профессионального.

«В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья - источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания - воспитание с любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине».

Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников