Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 20:27, курсовая работа
Этапы детского периода жизни человека формируются под воздействием многих факторов, в том числе и социального. Именно от социального фактора зависит не только сегодняшнее развитие ребенка, но и его дальнейшая жизнь, его социализация и интеграция в общество.
В 20 веке произошло очень много трагических событий(войны, масштабный голод, перестройка), которые самым негативным образом сказались на всем населении и значительно деформировали детство многих поколений людей, что отразилось на их психике, представлениях о ценности человеческой жизни и других гуманистических идеалах.
ведение ……………………………………………………………….3-6
Глава 1. Социально-психологический механизм системы
отношений «ребенок-взрослый» и его влияние
на формирование личности ребенка. ……………………………….. . 7
1.1.Обзор отечественной литературы по проблеме отношений
«ребенок – взрослый». ………………………………………………..7-9
1.2.Психолого – педагогическое значение отношений
«ребенок-взрослый»и его влияние на процесс формирования
личностных особенностей ребенка. ………………………………10-14
Глава 2. Отношения ребенка со взрослыми…………………………15
2.1.Признаки гармоничных отношений ребенка со взрослыми…15-18
2.2.Признаки дисгармоничных отношений ребенка со взрослыми
в дисфункциональной семье. ………………………………………19- 28
2.3. Причины нарушений отношений между подростками и
взрослыми в дисгармоничной семье……………………………….29-31
Заключение ………………………………………………………..32-34
Список литературы ………………………………………………….35-36
Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период физического, умственного, нравственного, социального.
Важность подросткового возраста определяется и тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности.
Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса". Подростковый комплекс включает: чувствительность к оценке посторонних своей внешности, способности, умении сочетаться с крайней самонадеянностью и безаппеляционными суждениями в отношении окружающих; внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование с сухим мудрствованием. Одной из основных причин психологических трудностей этого возраста является половое созревание, которое предопределяет неравномерность развития по различным направлениям. Характерной чертой этого возраста является пытливость ума, стремление к познанию, подросток жадно стремиться овладеть как можно большим количеством знаний, при этом не обращая должного внимания на их систематичность. Подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке ущемить самолюбие. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет. Характерна для подростков полярность психики:
- Целеустремленность, настойчивость и импульсивность, неустойчивость);
- Повышенная самоуверенность,
безаппеляционность в
- Потребность в общении + желание уединиться;
- Развязность в поведении + застенчивость;
- Романтизм + цинизм, расчетливость
- Нежность, ласковость + жестокость.
Важным этапом созревания является процесс формирования самосознания. В его основе лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности, осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям, переживаниям и мыслям.
У подростков субъективный образ "Я" складывается в большей степени от мнения окружающих. Обязательным компонентом самосознания является самооценка. Часто у подростков самооценка неадекватна: она либо имеет склонность к повышению, либо самооценка значительно снижена. Формирование личности у мальчиков и девочек различны в интеллектуальном и эмоциональном плане. У мальчиков ярче выражена способность к абстрагированию, значительно шире круг интересов, но наряду с этим, они беспомощнее в реальных жизненных ситуациях. У девочек - более высоко развита словесно-речевая деятельность, способность к состраданию и переживанию. Они более чувствительны к критике своей внешности, чем к критическим оценкам их интеллектуальных способностей. Подросток стремится к самостоятельности, но в проблемных жизненных ситуациях он старается не брать на себя ответственность за принимаемые решения, и ждет помощи со стороны взрослых.
Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная, общаясь в первую очередь со своими сверстниками подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Изолированность подростка от группы, может вызывать фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности.
В современной западной литературе широкое распространение получила концепция Эрика Эриксона о кризисе идентичности как главной особенности подросткового возраста (под идентичностью понимается определение себя как личности, как индивидуальности). Эриксон называет этот кризис "Идентификация или путаница ролей". Подросток активно "примеряет" на себя различные социальные роли, определяет требования, возможности и права, присущие каждому новому образу. Безусловно, в ролевом веере будут присутствовать и негативные объекты, само существование которых может провоцировать конфликтные ситуации.
Суть "подросткового комплекса" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям - поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды.
Подростковая фаза первичной
социализации - все подростки этого
возраста - школьники, находящиеся на
иждивении родителей или
В настоящее время
агрессивное поведение
От того, как будут строиться отношения между ребенком и взрослым зависит дальнейшее развитие ребенка, его вхождение в мир взрослых. Поэтому семья на данном возрастном этапе играет немало важную роль.
Глава 2. Отношения ребенка со взрослыми.
2.1.Признаки гармоничных отношений ребенка со взрослыми
Особенности проявлений и протеканий подросткового периода определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни и развития подростка, его общественным положением в мире взрослых людей.
Кардинальные изменения в структуре личности ребенка определяются качественным сдвигом в развитии самосознания, благодаря чему нарушается прежнее отношение между ребенком и средой. Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникающее у него представление о себе как уже не ребенке, он начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым. Своеобразие этой особенности, названной чувством взрослости, заключается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, хотя есть потребность в признании его взрослости окружающими. Подросток сравнивает себя не только с окружающими, но и с самим собой в недалеком прошлом, выделяет прогрессивные изменения в себе, ориентируясь, конечно, на определенные образцы.
Чувство взрослости
как специфическое
Равнение подростка на взрослых проявляется в стремлении походить на них внешне, приобщиться к некоторым сторонам их жизни и деятельности, приобрести их качества и умения, правы и привилегии, причем прежде всего те, в которых наиболее зримо проявляется отличие взрослых и их преимущества по сравнению с детьми.
Претензии подростка на новые права распространяются прежде всего на всю сферу отношений со взрослыми. Подросток начинает сопротивляться требованиям, которые раньше охотно выполнял; он обижается и протестует, когда ограничивается его самостоятельность. У подростка появляется обостренное чувство собственного достоинства, он осознает себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать, лишать права на самостоятельность. Существовавший в детстве тип отношений со взрослыми становится для подростка неприемлемым, не соответствующим его представлению об уровне собственной взрослости. Права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и предоставление самостоятельности, т.е. на известное равноправие со взрослыми, и старается добиться признания ими этого. Разные формы протеста и неподчинения подростка – средство изменить прежний тип отношений со взрослыми на новый, специфический для общения взрослых. Появление у подростка чувства собственной взрослости и потребности в ее признании окружающими рождает совершенно новую потребность прав взрослого и подростка в отношениях друг с другом.
Благополучная форма перехода к новому типу отношений возможна, если взрослый сам проявляет инициативу или, учитывая требования подростка, перестраивает свое отношение к нему. Условие это – отсутствие у взрослого отношения к подростку еще как к ребенку. Однако ряд существенных моментов благоприятствует сохранению прежнего отношения, а именно:
Все это позволяет взрослому относиться к подростку еще как к ребенку, который должен подчиняться и слушаться. Развитие социальной взрослости подростка общественно необходимо для подготовки к будущей жизни Это процесс сложный, он требует много времени и возможен, если подросток начнет жить в системе норм и правил, существующих для взрослых, что связано с необходимым и обязательным увеличением самостоятельности, расширением обязанностей и прав. Только в таких обстоятельствах подросток может научиться по – взрослому действовать, думать, выполнять разного рода задачи, общаться с людьми. Именно поэтому задача воспитания подростка требует смены прежнего типа отношений со взрослыми на новый.(2;с.108-111)
При всей кажущейся оппозиции по отношению ко взрослым, подросток нуждается в психологической защите и поддержке взрослых. Экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что подростки в большинстве своем все еще направляемы родителями и разделяют их ценности.
Подросток видит в родителях прежде всего старшего друга и советчика. Подростки мечтают о таких родителях, которые:
«…интересуются нами и готовы помочь, когда нужно»;
«…выслушивают нас и стараются понять»;
«…дают почувствовать, что они нас любят»;
«…относятся к нам как к взрослым».(11; с. 321)
Взрослым приходиться потратить много сил, чтобы наладить отношения с подростком. Наиболее эффективный способ конструирования общения с подростком – диалог. Но это задача непростая. Необходимы большая выдержка, терпение, умение логично мыслить, чувство юмора. Подростки любят дискутировать. В этот период зарождается их собственная жизненная философия, которую они торопятся афишировать, отстаивать, навязывать. В большинстве случаев она схематична, пространна и эмоциональна, с примитивной убедительностью отражает возрастной эгоцентризм натуры подростка. Взрослому, привыкшему рассуждать, оперируя более конкретными категориями, рассчитанными на собеседника с равным объемом опыта, бывает трудно возражать подростку.
Для установления доверительных отношений с подростками и их родителями на Западе рекомендуют следовать определенным правилам:
Взрослым надо уделять больше внимания подростку, относиться к нему с пониманием и тогда проблем в общении с ним не будет.
2.2.Признаки дисгармоничных отношений ребенка со взрослыми
в дисфункциональной семье.
Факторы, создающие дисгармонию в отношениях «ребенок-взрослый»
Э.Г. Эйдемиллер, выделил
факторы родительского
Уровень протекции — количество сил, внимания и времени, которое родители уделяют воспитанию ребенка. При гиперпротекции родители посвящают ребенку крайне много времени, сил и внимания, его воспитание становится главным делом их жизни. При гипопротекции подросток оказывается на периферии внимания родителей, до него «не доходят руки», за воспитание берутся, лишь когда случается что-то серьезное.