Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 20:27, курсовая работа
Этапы детского периода жизни человека формируются под воздействием многих факторов, в том числе и социального. Именно от социального фактора зависит не только сегодняшнее развитие ребенка, но и его дальнейшая жизнь, его социализация и интеграция в общество.
В 20 веке произошло очень много трагических событий(войны, масштабный голод, перестройка), которые самым негативным образом сказались на всем населении и значительно деформировали детство многих поколений людей, что отразилось на их психике, представлениях о ценности человеческой жизни и других гуманистических идеалах.
ведение ……………………………………………………………….3-6
Глава 1. Социально-психологический механизм системы
отношений «ребенок-взрослый» и его влияние
на формирование личности ребенка. ……………………………….. . 7
1.1.Обзор отечественной литературы по проблеме отношений
«ребенок – взрослый». ………………………………………………..7-9
1.2.Психолого – педагогическое значение отношений
«ребенок-взрослый»и его влияние на процесс формирования
личностных особенностей ребенка. ………………………………10-14
Глава 2. Отношения ребенка со взрослыми…………………………15
2.1.Признаки гармоничных отношений ребенка со взрослыми…15-18
2.2.Признаки дисгармоничных отношений ребенка со взрослыми
в дисфункциональной семье. ………………………………………19- 28
2.3. Причины нарушений отношений между подростками и
взрослыми в дисгармоничной семье……………………………….29-31
Заключение ………………………………………………………..32-34
Список литературы ………………………………………………….35-36
Часто родители, которые внешне критикуют подростка, на скрытом уровне поддерживают осуждаемое поведение и способствуют его сохранению. Этот феномен может принимать различные формы: пустые угрозы, откладываемое наказание, равнодушие к симптому, демонстрируемому ребенком, и принятие его, повышенный интерес к симптому ребенка или значительное побочное вознаграждение. В результате сформировавшая в семье с дисфункциональной коммуникацией личность «не обладает средствами для точного самовосприятия и самовыражения, а также для правильной интерпретации поступающих извне сообщений, ...предположения, на которых основываются ее действия, будут ложными, а ее попытки приспособиться к окружающей действительности — беспорядочными и неадекватными» ( с. 154).
Усвоенный в родительской семье неясный и противоречивый стиль коммуникации впоследствии воспроизводится человеком при создании собственной семьи.
В подростковом возрасте особенно ярко проявляются акцентуации характера, отличающиеся тем, что при действии психогенных факторов, адресующихся к наиболее «слабому», уязвимому месту соответствующей акцентуации, могут наступать нарушения социальной адаптации, отклонения в поведении.
Нарушения взаимоотношений подростка с родителями, стиль семейного воспитания могут явиться именно такими факторами, провоцирующими усиление акцентуированного поведения у подростков, невротические и психосоматические расстройства, даже психогении (9; с 97).
Поэтому очень важно учитывать все факторы, которые негативно влияют на формирование личности ребенка и делать все, чтобы снизить эти влияния.
Т.о., в подростковый период складывается ситуация, чреватая возникновением противоречий, если у взрослого сохраняется отношение к подростку еще как к ребенку. Эти отношения, с одной стороны, вступают в противоречие с задачами воспитания и препятствуют развитию социальной взрослости подростка, а с другой стороны, оно вступает в противоречие с представлением подростка о степени собственной взрослости и его претензиями на новые права. Именно это противоречие является источником конфликтов и трудностей, которые возникают в отношениях взрослого и подростка из-за расхождения их представлений о характере прав и меры самостоятельности подростка.
Если взрослый не изменяет отношения к подростку, то подросток сам становится инициатором перехода к новому типу отношений. Сопротивление взрослого вызывает у подростка ответное сопротивление в виде разных форм непослушания и протеста. Конфликтные отношения благоприятствуют развитию приспособительных форм поведения и эмансипации подростка. Следствием этого могут стать проявления девиантного и даже делинквентного поведения подростков
2.3. Причины нарушений отношений между подростками и взрослыми в дисгармоничной семье.
Под дисгармоничной семьей понимается семья, которая не выполняет свои функции, не обеспечивает достаточное удовлетворение потребностей всех членов семьи, возможности их личностного роста вследствие нарушения ролевой структуры семьи, отсутствия эмоциональной привязанности, нарушения коммуникативных процессов и т.д. К такому типу семей относят неполные семьи.
К неполным семьям предъявляются особые требования. Можно выделить три типа таких семей: первый тип - это когда один родитель ушел, а оставшийся не вступил в повторный брак; второй тип - одинокий человек официально усыновил ребенка; третий - незамужняя женщина воспитывает сына или дочь одна. Чаще всего семьи с одним родителем состоят из женщины-матери и ее детей. Проблема состоит в том: сможет ли семья, состоящая только из одного взрослого, создать условия для личностного роста детей и взрослого?
Проблема неполной семьи в том, что ребенку трудно создать целостное представление о мужчинах и женщинах. Оставшемуся же родителю нетрудно создать у него негативное представление об отсутствующем родителе, особенно если расставание было связано с разводом, уходом или чем-то, причиняющим сильную боль. Женщина, остающаяся с детьми без мужа, должна очень постараться, чтобы ее ребенок не подумал, что "все мужчины плохие". Мальчик, который это слышит, с трудом поверит, что быть мужчиной хорошо. А если он не чувствует, что это хорошо, то как же он может почувствовать, что он сам хороший?
Особенно осторожными в этом плане надо быть с подростками. Ведь именно в данный возрастной период происходит становление ребенка как личности. У подростка должен быть пример, образец, на который он должен будет равняться. А как быть мальчику, если он воспитывается только одной матерью? В такой семье мать осуществляет и роль отца, ироль матери. Следует помнить, что попытка все скомпенсировать, заменить одной собой обоих родителей чаще всего оказывается безуспешной. Все это означает, что в неполной семье матери особенно внимательно следует относиться к созданию и поддержанию с ребенком подлинного, глубокого контакта и понимания.(11;с.241)
У неполной семьи, также как и в обычных семьях, существуют проблемы, но они приобретают немного другой оттенок, чем в обычной семье.
Одинокая мать видит свою родительскую задачу в том, чтобы дать своему ребенку то, что есть у детей из полных семей, выполнить все желания ребенка. В процессе взросления такие дети могут превратиться в подлинных тиранов. Не приученные ни в чем себе отказывать, они могут начать неприязненно относиться к родителям, категорично требуя выполнения всех своих желаний. При отказе такие дети чувствуют себя несчастными, обделенными, им начинает казаться, что их мало любят. Все это приводит к другим, более серьезным проблемам.
Следует обратить внимание еще на одну трудность воспитания в неполной(материнской) семье. Очень часто в полных и неполных семьям сталкиваются с позицией, когда родители полагают, что жертвуют своей собственнойжизнью ради детей. Особенно часто формируется подобная позиция в неполной (материнской) семье. Одинокие матери все общение с детьми строят на внушении чувства благодарности, создания культа самопожертвования, забывая, что нельзя требовать благодарности за появление на свет, за заботу, любовь, которые являются естественным долгом родителей.(11; с.243) Семья, состоящая из двух человек - ребенка и мамы, должна стать открытым содружеством, которое находится в постоянном творческом контакте с окружающим миром.
Открытые, честные, доброжелательные отношения одинокой матери с другими людьми создают радостную атмосферу в ее доме, способствуют разностороннему развитию и воспитанию подростка, помогают созданию поистине гармоничного союза, превращают неполную семью в полную.
Заключение
Взрослым необходимо создавать условия для развития подростков и делать это надо так же заботливо, как в детстве, когда с пути малыша убирались острые предметы, представлявшие для него опасность. Нужно уважать достоинство подростков, помогать им развивать чувство правильной самооценки и давать при необходимости полезные советы - все это способствует становлению их личностной и социальной зрелости.
Родители должны понимать и внезапные перемены настроения подростка, и странные на первый взгляд увлечения, и эксцентричное поведение, и новый лексикон, и порой заведомо неудачные начинания.
Чтобы успешно пережить все приключения подросткового возраста, и родителям, и подросткам нужно хорошо представлять, как выходить из критических ситуаций. Постоянно возникающие проблемы, которые необходимо решать, требуют от подростка больших усилий, порой сопряженных с риском.
Нельзя быстро и без труда разрешить все проблемы подросткового возраста. И родители, и подростки должны набраться терпения и продолжать работать, разговаривать друг с другом, любить друг друга. В этот период каждый в семье начинает по-новому видеть окружающих, все должны как бы заново познакомиться друг с другом. Полезный опыт появляется тогда, когда человек, полагаясь на свою мудрость, справляется с конфликтами и депрессией, берет на себе ответственность за все происходящее и готов к встрече с новыми жизненными проблемами. Шрамы появляются тогда, когда дух терпит крах. Незаживающая рана свидетельствует о том, что исцеление не наступило и она не затянулась даже тонкой кожицей. Причиной тому являются тяжелые психологические и социальные условия. Опыт практической работы В.Сатир убеждает, что родители стремятся сделать все, чтобы кризис подросткового возраста прошел, не оставив у их ребенка незаживающих следов. Они часто с тревогой ожидают приближения подросткового возраста у своих детей. Волнение вызывают и их собственные воспоминания об отрочестве, и многочисленные страшные истории о подростковом алкоголизме, наркомании, сексуальных извращениях и злостном хулиганстве. Если взрослого во всем ограничивать, то он, как и подросток, будет сильно страдать. (Попытки сексуального контакта подростков вызваны жаждой нежности, тепла и близости, а повышенная агрессивность - результат отчаянного желания не выглядеть слабым и зависимым). Разрешение и серьезных и пустяковых проблем зависит от того, известны ли родителям подходящие алгоритмы их решений. Если они знают выход из ситуации - половина дела уже сделана. Чтобы снять повышенную тревожность, родителям стоит понаблюдать за подростком, узнать, какие замечательные дела совершаются руками их детей. Если родителям нравятся какие-то его поступки, то каждый раз они должны говорить ему об этом. Хвалить его и в том случае, если он осознал и честно пытается исправить свои ошибки.
Наполненный энергией, высвобожденной
в физиологических сдвигах
Энергия пубертата требует осторожного обращения, надежных, разумных и здоровых путей выражения. Для этого полезно заниматься спортом, делать физические упражнения, стимулирующие в свою очередь и умственный труд. Они полны вдохновения и непременно хотят добиться победы во всем. Часто взрослые, не понимая нетерпения подростков и даже не желая его понимать, усложняют их жизнь в том случае, если не помогают им найти поприще для интересных и осмысленных занятий. Подростки вовсе не чудовища и не злодеи, это обыкновенные люди, пытающиеся научиться жить в мире взрослых и не совсем уверенные в своих силах.
Взрослых больше всего настораживают активность и энергичность подростков. Напуганные и встревоженные родители окружают своих детей всевозможными запретами. Но нужно как раз обратное. Подросткам надо показать разумные пути для претворения в жизнь их энергии. При этом им нужны любовь и понимание.
Только тогда, когда к каждому человеку будут относиться как к индивидуальности и научатся ценить его, тогда, и только тогда, возможны реальные перемены. Хотелось бы, чтобы родители чувствовали, что именно они являются источниками знания и добра для своих детей.
Подростки, взрослея, вправе ожидать от родителей мудрый советов, при этом необходимо взаимное доверие. Они не будут доверять тем старшим, которые неискренни с ними. Честность и искренность ценятся больше всего.
Взрослые не должны позволять себе переступать определенные границы в отношениях с детьми. Каждый должен знать свое место. И все должны уважать общепринятые нормы человеческого общения. Каждый должен иметь право на свою личную жизнь.
Список литературы