Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 18:57, контрольная работа
Актуальность проблемы. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
Введение
----------------------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1.Теоретические основы проблемы формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста.----------------------5
Особенности сенсорного развития детей раннего возраста-------5
Характеристика психолого-педагогических условий
формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста----9
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию сенсорных эталонов у детей 2-3 лет.
2.1 Выявление уровня сформированности сенсорных эталонов у детей
2-3 лет------------------------------------------------------------------------------.
2.2 Апробация психолого-педагогических условий формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет---------------------------------------------------
2.3 Контрольный срез---------------------------------------------------------------
Заключение.-----------------------------------------------------------------------------
Литература.-----------------------------------------------------------------------------
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тольяттинский
Управление дополнительного
«Теория и практика
(наименование дополнительной
Выпускная ИТОГОВАЯ работа
на тему «Психолого–
Слушатель
______________________________
(И.О.Фамилия)
Руководитель
______________________________
(И.О.Фамилия)
Тольятти,
Содержание
Введение
------------------------------
Глава 1.Теоретические основы
проблемы формирования сенсорных эталонов
у детей раннего возраста.---------------------
формирования сенсорных
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию сенсорных эталонов у детей 2-3 лет.
2.1 Выявление
уровня сформированности
2-3 лет---------------------------
2.2 Апробация психолого-педагогических
условий формирования сенсорных
эталонов у детей 2-3 лет---------------------------
2.3 Контрольный
срез--------------------------
Заключение.-------------------
Литература.-------------------
Приложение.-------------------
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
В истории дошкольной психологии и педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видные представители дошкольной психологии и педагогики (Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, А.В.Запорожец, Н.П.Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон, дошкольного воспитания. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.
Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций принципов теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого-педагогических исследований. Это обусловило выбор темы курсовой работы «Психолого–педагогические условия формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет»
Цель исследования – изучить и апробировать методику сенсорного развития детей раннего возраста.
Объект исследования - процесс сенсорного развития у детей раннего возраста.
Предмет исследования - психологические особенности сенсорного развития.
Задачи исследования:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
- Определить уровни развития сенсорного развития детей раннего возраста.
- Провести экспериментальную работу и выявить условия сенсорного развития детей раннего возраста.
Гипотеза исследования сенсорное развитие детей раннего возраста будет эффективна при следующих условиях:
- сенсорное воспитание
детей раннего возраста будет
проходить более эффективно
- создания благоприятной развивающей среды;
- использования разнообразных методов сенсорного развития личности ребенка.
В данном исследовании использовались следующие методы: наблюдение за детьми, и их обследование, с целью определения уровня сенсорного развития; психолого-педагогический эксперимент, с целью, апробации методики сенсорного развития детей раннего возраста.
Курсовая работа состоит из введения, основной части: теоретической и экспериментальной, заключения, списка литературы, приложения.
Опытно - экспериментальная работа проходила в АНО ДО «Планета детства «Лада», Д/с №179 «Подснежник»
В эксперименте учавствовали дети первой младшей группы № 12 «Веселая семейка».
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становиться благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
В отечественном словаре по психологии возрастная сензитивность определяется как присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сензитивности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики.
Мнение большинства ученых совпадает, что именно ранний и дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание - это одна из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Сенсорное воспитание – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия.
В раннем возрасте ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий его мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие.
Развитие восприятия в разные периоды имеет свои особенности.
В раннем детстве восприятие остается очень не совершенным. Ребенок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны.
Восприятие младшего дошкольника носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др. – не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.
Сенсорное развитие в раннем возрасте - это период совершенствования ощущений, восприятий, наглядных представлений. В этом возрасте у детей снижаются пороги ощущений, повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов.
Восприятие признаков объекта возникает при выполнении предметной деятельности. У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. На протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметами с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.
Л. А. Венгер считает, что в дошкольном
возрасте практическое действие с материальным
объектом «расщепляется». В нем выделяются
ориентировочная и исполнительская части.
Ориентировочная часть, предполагающая,
в частности, обследование, еще совершается
во внешней развернутой форме, но выполняет
новую функцию – выделение свойств предметов
и предвосхищение последующих исполнительских
действий. Постепенно ориентировочное
действие становится самостоятельным
и выполняется в умственном плане. У детей
меняется характер ориентировочно-
Урунтаева Г.А. выделяя период раннего возраста в сенсомоторном развитии, считала, что это особая познавательная деятельность, имеющая свои цели, задачи, средства и способы осуществления.
Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависит от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. В этом возрасте основное внимание уделяется не изолированным упражнениям органов чувств, а формированию различных сенсорных способностей в процессе различных видов осмысленной деятельности. Поэтому главными линиями развития восприятия младшего дошкольника выступает освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий, освоение сенсорных эталонов и способы их использования.
В результате сенсорного развития младший дошкольник овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов. Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра.
Венгер Л.А. для сенсорного воспитания у дошкольников предлагает следующую последовательность введения сенсорных эталонов цвета.
Первым этапом ознакомления с цветом детей является формирование у них представлений о цветах. Вслед за этим – подготовительным – этапом начинается ознакомление детей с цветовыми эталонами – образцами хроматических и ахроматических цветов. Применяются все семь цветов спектра, белый и черный.
В раннем возрасте дети учатся узнавать все цвета, запоминают их названия. Полученные представления о цветах они применяют при выполнении заданий, требующих определения цвета различных предметов и элементарного обобщения предметов по признаку цвета (группировки одного и того же цвета). Дети впервые знакомятся также и с сочетаниями цветов – с тем, что цвета могут «подходить» или «не подходить» друг к другу.
Исследования группы ученых Запорожца, Лисиной и др. показали, что качественные различия между восприятием ребенка раннего возраста и младшего дошкольника связаны с переходом от простейших предметных действий к более сложным видам продуктивной деятельности (рисованию, конструированию, лепке и т.д.), которые предъявляют более высокие требования к детскому восприятию. Ученые пришли к выводу, что возрастные изменения восприятия не могут рассматриваться изолированно от всех других проявлений личности ребенка, поскольку они являются подчиненными моментами в общем ходе изменения его взаимоотношений с окружающей действительностью, в общем ходе развития детской деятельности. Сенсорные процессы развиваются не изолированно, а в контексте комплексной деятельности ребенка и зависят от условий и характера этой деятельности.
Информация о работе Психолого–педагогические условия формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет