Психолого–педагогические условия формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 18:57, контрольная работа

Описание работы

Актуальность проблемы. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Содержание работы

Введение
----------------------------------------------------------------------------------------------3

Глава 1.Теоретические основы проблемы формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста.----------------------5

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста-------5

Характеристика психолого-педагогических условий
формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста----9

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию сенсорных эталонов у детей 2-3 лет.

2.1 Выявление уровня сформированности сенсорных эталонов у детей
2-3 лет------------------------------------------------------------------------------.

2.2 Апробация психолого-педагогических условий формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет---------------------------------------------------

2.3 Контрольный срез---------------------------------------------------------------

Заключение.-----------------------------------------------------------------------------

Литература.-----------------------------------------------------------------------------

Файлы: 1 файл

Курсовая Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное  государственное  бюджетное образовательное  учреждение

высшего  профессионального  образования

«Тольяттинский государственный  университет»

 

 

Управление дополнительного профессионального образования  

 

«Теория и практика дошкольного образования»

(наименование дополнительной образовательной программы профессиональной переподготовки)  

 

 

  

 

 

  

 

Выпускная  ИТОГОВАЯ  работа  

 

на тему «Психолого–педагогические условия формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет»» 

 

 

  

Слушатель                _________________________________   ______________

(И.О.Фамилия)                                (личная подпись)

 

Руководитель            _________________________________   ______________

(И.О.Фамилия)                                         (личная подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

Тольятти,

 

 

Содержание

 

Введение

----------------------------------------------------------------------------------------------3

 

Глава 1.Теоретические основы проблемы формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста.----------------------5

 

    1. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста-------5

 

    1. Характеристика психолого-педагогических условий 

                 формирования сенсорных эталонов  у детей раннего возраста----9

 

Глава 2. Опытно-экспериментальная  работа по формированию сенсорных эталонов у детей 2-3 лет.

        

         2.1 Выявление  уровня сформированности сенсорных  эталонов у детей                              

     2-3 лет------------------------------------------------------------------------------.

         

        2.2 Апробация психолого-педагогических условий формирования     сенсорных эталонов у детей 2-3 лет---------------------------------------------------

 

        2.3 Контрольный  срез---------------------------------------------------------------

 

Заключение.-----------------------------------------------------------------------------

 

Литература.-----------------------------------------------------------------------------

 

Приложение.----------------------------------------------------------------------------

 

ВВЕДЕНИЕ

 Актуальность  проблемы. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

В истории дошкольной психологии и педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видные представители дошкольной психологии и педагогики (Я.А. Коменский,         Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, А.В.Запорожец, Н.П.Сакулина  и др.)  справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон, дошкольного воспитания. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

Анализ дидактических  систем перечисленных авторов с  позиций принципов теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого-педагогических исследований. Это обусловило выбор темы курсовой работы «Психолого–педагогические условия формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет»

Цель исследования – изучить и апробировать  методику сенсорного развития детей раннего возраста.

Объект исследования  -  процесс сенсорного развития у детей раннего возраста.

Предмет исследования  -  психологические особенности сенсорного развития.

Задачи исследования:

- Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

- Определить уровни развития сенсорного развития детей раннего возраста.

- Провести экспериментальную работу и выявить  условия сенсорного развития детей раннего возраста.

 Гипотеза исследования сенсорное развитие детей раннего возраста будет эффективна при следующих условиях:

- сенсорное воспитание  детей раннего возраста будет  проходить более эффективно при  планомерной и систематичной  работе.

-  создания благоприятной  развивающей среды;

- использования разнообразных  методов сенсорного развития личности ребенка.

В данном исследовании использовались следующие методы: наблюдение за детьми, и их обследование, с целью определения уровня сенсорного развития; психолого-педагогический эксперимент, с целью, апробации методики сенсорного развития детей раннего возраста.

Курсовая работа состоит  из введения, основной части: теоретической  и экспериментальной, заключения, списка литературы, приложения.

              Опытно - экспериментальная работа проходила в АНО ДО  «Планета детства «Лада», Д/с №179 «Подснежник»

В эксперименте учавствовали  дети первой младшей группы № 12 «Веселая семейка».

 

Глава 1. Теоретические  основы проблемы формирования сенсорных  эталонов у детей раннего возраста.

 

    1. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста.

            

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становиться благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

В отечественном словаре по психологии возрастная сензитивность определяется как присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сензитивности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики.

Мнение большинства ученых совпадает, что именно ранний и дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание - это одна из основных сторон дошкольного воспитания. 

Сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Сенсорное воспитание – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия.

В раннем возрасте ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий его мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие.

Развитие восприятия в разные периоды имеет свои особенности.

В раннем детстве восприятие остается очень не совершенным. Ребенок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны.

Восприятие младшего дошкольника носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др. – не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

Сенсорное развитие в раннем возрасте -  это период совершенствования ощущений, восприятий, наглядных представлений. В этом возрасте у детей снижаются пороги ощущений, повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов.

Восприятие признаков объекта возникает при выполнении предметной деятельности. У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. На протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметами с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.

Л. А. Венгер считает, что в дошкольном возрасте практическое действие с материальным объектом «расщепляется». В нем выделяются ориентировочная и исполнительская части. Ориентировочная часть, предполагающая, в частности, обследование, еще совершается во внешней развернутой форме, но выполняет новую функцию – выделение свойств предметов и предвосхищение последующих исполнительских действий. Постепенно ориентировочное действие становится самостоятельным и выполняется в умственном плане. У детей меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметами дети переходят к ознакомлению с предметами на основе зрения и осязания. Преодолевается разобщенность между зрительным и осязательным обследованием свойств и возрастает согласованность осязательно-двигательных и зрительных ориентировок. Важнейшей особенностью восприятия детей  выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Оно позволяет охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества. Формируется акт рассматривания. 

         Урунтаева Г.А. выделяя  период раннего возраста в сенсомоторном  развитии, считала, что это особая познавательная деятельность, имеющая свои цели, задачи, средства и способы осуществления. 

Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависит от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. В этом возрасте основное внимание уделяется не изолированным упражнениям органов чувств, а формированию различных сенсорных способностей в процессе различных видов осмысленной деятельности. Поэтому главными линиями развития восприятия младшего дошкольника выступает освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий, освоение сенсорных эталонов и способы их использования.

В результате сенсорного развития младший дошкольник овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов. Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра.

Венгер Л.А. для сенсорного воспитания у дошкольников предлагает следующую последовательность введения сенсорных эталонов цвета.

Первым этапом ознакомления с цветом детей  является формирование у них представлений о цветах. Вслед за этим – подготовительным – этапом начинается ознакомление детей с цветовыми эталонами – образцами хроматических и ахроматических цветов. Применяются все семь цветов спектра, белый и черный.

В раннем возрасте  дети учатся узнавать все цвета, запоминают их названия. Полученные представления о цветах они применяют при выполнении заданий, требующих определения цвета различных предметов и элементарного обобщения предметов по признаку цвета (группировки одного и того же цвета). Дети впервые знакомятся также и с сочетаниями цветов – с тем, что цвета могут «подходить» или «не подходить» друг к другу. 

Исследования группы ученых Запорожца, Лисиной и др. показали, что качественные различия между восприятием ребенка раннего возраста и младшего дошкольника связаны с переходом от простейших предметных действий к более сложным видам продуктивной деятельности (рисованию, конструированию, лепке и т.д.), которые предъявляют более высокие требования к детскому восприятию. Ученые пришли к выводу, что возрастные изменения восприятия не могут рассматриваться изолированно от всех других проявлений личности ребенка, поскольку они являются подчиненными моментами в общем ходе изменения его взаимоотношений с окружающей действительностью, в общем ходе развития детской деятельности.  Сенсорные процессы развиваются не изолированно, а в контексте комплексной деятельности ребенка и зависят от условий и характера этой деятельности.

Информация о работе Психолого–педагогические условия формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет