Психолого–педагогические условия формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 18:57, контрольная работа

Описание работы

Актуальность проблемы. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Содержание работы

Введение
----------------------------------------------------------------------------------------------3

Глава 1.Теоретические основы проблемы формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста.----------------------5

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста-------5

Характеристика психолого-педагогических условий
формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста----9

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию сенсорных эталонов у детей 2-3 лет.

2.1 Выявление уровня сформированности сенсорных эталонов у детей
2-3 лет------------------------------------------------------------------------------.

2.2 Апробация психолого-педагогических условий формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет---------------------------------------------------

2.3 Контрольный срез---------------------------------------------------------------

Заключение.-----------------------------------------------------------------------------

Литература.-----------------------------------------------------------------------------

Файлы: 1 файл

Курсовая Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

- имеет четкое представление  о 9 цветах -  4 балла.

2.Форма:

- не имеет представление  о форме – 0 баллов;

- различает круг и квадрат, с помощью воспитателя соотносит по форме – 1 балл;

- знает круг, квадрат,  треугольник, идентифицирует контурные  изображения – 2 балла;

- без помощи взрослого  соотносит пять геометрических  форм – 3 балла;

- имеет четкое представление  о пяти геометрических формах и называет их – 4 балла.

3.Величина:

- не имеет представление  о величине – 0 баллов;

- отличает большие  и маленькие предметы – 1 балл;

- соотносит по размеру  три величины – 2 балла;

- группирует однородные  предметы по размеру – 3 балла;

- правильно использует  слова: большой, маленький, больше, соотносит по двум-трем признакам  – 4 балла.

4.Ориентация в пространстве, во времени:

- ребенок дезадаптирован, не выполняет действия за воспитателем  – 0 баллов;

- выполняет просьбу:  «Подойди ко мне» - 1 балл;

- понимает слово «скоро»,  пользуется словами «высоко-низко» - 2 балла;

- хорошо ориентируется  в знакомом помещении, выполняет  правило: «Каждой вещи свое  место» - 3 балла;

- пользуется словами  «далеко-близко», «наверху-внизу», «вчера, сегодня, завтра», знает их назначение – 4 балла.

5. Запах, вкус:

- идентифицирует отношение  к еде и запахам – 0 баллов;

- знает, что предметы  имеют запах – 1 балл;

- имеет любимые блюда,  узнает их по запаху и по  вкусу – 2 балла;

- определяет качество  еды: сладкий, горький, кислый, вкусный – 3 балла;

- идентифицирует продукты  по характерным запахам, узнает  по вкусу знакомую пищу –  4 балла.

6.Звуки:

- не проявляет заинтересованности  к окружающим звукам – 0 баллов;

- берет активное участие  в музыкальных занятиях, отличает звуки: громкие – тихие – 1 балл;

- подражает звукам  животных, поет, отличает музыку  громкую и тихую – 2 балла;

- различает, какой  знакомый инструмент играет –  3 балла;

- реагирует на необычные  звуки, обращает внимание воспитателя  на них, отличает музыку – 4 балла.

7. Тактильные возможности:

- не проявляет заинтересованности  к свойствам предметов; пугается  красок и глины – 0 баллов;

- проявляет заинтересованность  к изобразительным материалам  – 1 балл;

- различает слова и  понятия: «холодный-теплый», «мягкий-твердый», «тяжелый-легкий» - 2 балла;

- в повседневной жизни  обращает внимание на свойства  предметов, демонстрирует  свои  знания взрослым и детям –  3 балла;

- с закрытыми глазами  узнает на ощупь свойства предметов  – 4 балла.

Уровни знаний детей  в области сенсорного развития распределяли по полученными детьми баллами:

35 – 29 баллов – высокий уровень сенсорного развития;

28 -  22 баллов – достаточный уровень сенсорного развития;

21  -  15 баллов  - средний уровень сенсорного развития;

14 -  8 баллов – удовлетворительный уровень сенсорного развития;

7  -  0 баллов  - низкий уровень сенсорного развития.

Работа с детьми  проводилась с диагностической  целью, поэтому мы моделировали различные  формы взаимодействия с детьми наблюдение, беседы, дидактические игры и упражнения.

Все данные в ходе констатирующего  эксперимента мы заносили в таблицу  и в итоге получили такие  результаты. 

В  группе  детей с высоким уровнем сенсорного развития не наблюдается; у 25 % детей достаточный уровень сенсорного развития; у 16 % детей средний уровень, у 25  % удовлетворительный и у 34  %  детей низкий уровень сенсорного развития.

 

2.2.Апробация психолого – педагогических условий формирования сенсорных эталонов у детей 2 – 3 лет.

На основе исследований, проведенных в ходе констатирующего этапа эксперимента, мы определили, что у многих детей раннего возраста сенсорное развитие находится не на должном уровне, или практически не сформировано.

Для решения этой задачи мы решили провести работу по сенсорному развитию,  используя игровую деятельность.

С этой целью мы избрали  индивидуальные и групповые занятия, беседы, самостоятельную игровую деятельность и совместную с воспитателем.  Совместная со взрослым игровая деятельность – основная база сенсорного развития детей раннего возраста.

Цель формирующего этапа – сформировать у детей сенсорные знания и навыки обследования окружающего мира вещей.

Для этого мы провели  работу с детьми экспериментальной  группы. Работу с детьми  проводили  по таким основным направлениям, как:

-  организация условий, способствующих углубленному познанию сенсорных знаний;

- разработка и проведение  комплекса познавательных и развивающих занятий-игр, с целью дать детям определенный обьем знаний и умений  необходимый в сенсорной деятельности.

Занятия с детьми мы начали с того уровня сенсорного развития, которым дети уже овладели,  расширяя знания детей.

Изложенные  представления о содержании и  методах ознакомления детей раннего возраста с различными свойствами предметов, в теоретической части нашей работы, послужили основой для разработки системы заданий, которые можно ставить перед детьми на занятиях.

I.Задания на выполнение предметных действий.

1. Раскладывание однородных   предметов  на две  группы в 
зависимости от их величины, формы, цвета.

Целью обучения является фиксация внимания детей на свойствах предметов, формирование у них простейших приемов становления тождества и различия величины, формы, цвета. Материалом служат однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми цветов. В ходе обучения детям сообщаются слова, необходимые для регуляции выполняемых ими действий: цвет, форма, такой, не такой, большой, маленький.

2. Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах. Втыкание цветных грибков в отверстия доски 
и кого же цвета.

Цель обучения — выработка у детей умения соотносить свойства (цвет, форму, величину) разнородных предметов. Материалом служат большие и малые вкладыши из дерева и рамки с соответствующими отверстиями, вкладыши пяти форм и решетки для их размещения. Используются также деревянные грибочки и двухцветные столики с отверстиями. Грибочки окрашены в 8 цветов. Соответственно те же цвета включает и окраска столиков.

II.Элементарные продуктивные действия.

1. Выкладывание мозаики разной величины, формы, цвета по образцу в сочетании со словесным заданием.

Цель обучения — фиксировать внимание детей на том, что величина, цвет, форма могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения, научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца. Материалом служит мозаика разной величины, формы, цвета. В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов мозаики разной величины, формы, цвета. Используется мозаика двух величин, пяти форм, восьми цветов.

2.Рисование  красками.

Цель обучения – закрепить у детей отношение  к свойствам предметов как к характерным признакам, подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачи специфики хорошо знакомых предметов, Материалом являются краски восьми цветов и разноцветные листы бумаги.

Большое значение в сенсорном развитии детей имеют дидактические игры с предметами, игрушками и строительным материалом, в процессе которых уточняются полученные детьми представления, различные знания и умения, совершенствуются память, внимание, мышление. Действуя с дидактическими игрушками, ребенок учится решать простые умственные задачи: поставить рядом два предмета, сравнить, где больше, выделить предмет из общей массы и др.

С детьми третьего года жизни мы проводили следующие формирующие занятия с предметами: на различение, раскладывание и группировку по величине, форме, на соотнесение формы и величины, группировки по цвету, соотнесение по цвету, расположение предметов в пространстве, на развитие координации движений руки, на развитие слуховых дифференцировок, слуховой ориентации в окружающей обстановке, слухового внимания, на формирование числовых представлений (много, мало, один), на обозначение с помощью цвета признаков предмета, на закрепление действий с предметами-орудиями. На занятиях по конструированию продолжали знакомить детей с основными формами строительного материала, величиной деталей, формирует   простейшие   представления о постройках, их создании.

Для занятий  с предметами использовали различные разборные и вкладные игрушки, складные кубики, складные и парные картинки, лото, строительные детали. В дидактических играх с предметами воспитатель на разном материале предлагал детям постоянно выполнять усложняющиеся задания, требующие умственного напряжения и разного решения.

В дидактические игры мы включали действия ребенка, связанные с познанием   свойств, качеств, внешнего вида, материала предметов, усложняются действия с предметами-орудиями  (совком,   лопаткой,   черпачком,   палочкой, ложкой,   сачком),   становятся более разнообразными темы построек со строительным материалом. В ходе одного   занятия   дети   могут  строить  два   предмета и обыгрывать их, увеличивается количество строительных деталей, усложняются сюжеты. Кроме того, занятия с предметами направлены на формирование элементарных навыков культуры поведения: дети учатся спокойно сидеть, слушать воспитателя, смотреть, что он делает, отвечать на вопросы. Постепенно малыши овладевают навыками совместной деятельности, принимая участие в совместном разговоре с воспитателем, обшей дидактической игре.

Основными методами проведения занятий  с предметами мы использовали: игровые приемы, речевой образец, показ способа действий, использование элементов сюрпризности, конкретизации общения воспитателя и ребенка по ходу или в конце занятия: «И Вова, и Таня, все дети будут слушать, что расскажет и покажет кукла Катя».


Приведем примерное содержание некоторых занятий по сенсорному воспитанию (Приложение Б).

Дидактическая игра «Огоньки разные: синие, зеленые, желтые, красные»

Цель: упражнять детей  в различении и назывании основного цвета предмета (красного, зеленого, желтого и синего), в узнавании цвета по образцу. Учить соотносить название цвета с предметом, ритмично наносить на темный фон бумаги мазки контрастных цветов,

Словарь: фонарик, огонек, зажги, здесь, там.

Материал: фонарики из бумаги четырех основных цветов (сделанные по типу елочных игрушек), разложенные в разных местах групповой комнаты, мольберт с большим листом бумаги темного цвета, краски (красная, желтая, зеленая, синяя), кисти.

Методика проведения. Воспитатель показывает детям коробку и говорит: «Посмотрите, что лежит в коробке. Это фонарик. Какого цвета фонарик? Что еще есть в коробке? (Показывает.) А вот еще фонарик. Назовите его цвет. (Достает все фонарики.) Давайте поиграем с фонариками, будем их прятать, а потом находить. Кто найдет фонарик, тот и возьмет его себе, подойдет ко мне и назовет какого он цвета. Брать нужно только один фонарик. Будут искать их Саша, Вова, Оля». Воспитатель прячет фонарики. Дети находят их, берут по одному и подходят к воспитателю. Речевые упражнения. Вопросы: Где нашел фонарик? Какого он цвета? Какого цвета фонарик у Вовы? Назови, у кого такой же фонарик, как у тебя. Воспитатель: «Мы нашли много-много цветных фонариков, все они разные: синие, красные, зеленые, желтые. Поднимем их вверх — как будто зажигаем огоньки. Появилось много огоньков красных, синих, зеленых, желтых. Стало светло. Теперь опустим фонарики. Потухли огоньки».

Сенсорные упражнения. Воспитатель обращается к ребенку: «Вова, подними красный фонарик, пусть все дети, у кого красный фонарик, поднимут их вверх. Теперь загорается синий фонарик!» Так зажигают фонарики всех цветов, потом дети опускают руки вниз — фонарики «гаснут». Воспитатель подходит к мольберту, обращает внимание детей на темный лист бумаги и говорит: «Ничего не видно, нет ни одного огонька. Сейчас будем зажигать фонарики, будет много огоньков, станет светлее». Предлагает зажечь огоньки. Ребенок подходит к мольберту и наносит кистью «огонек» мазком на листе бумаги.

Дидактическая игра «Угадай, сколько» Цель: научить детей различать и называть предметы, группировать одинаковые предметы  и определять их количество словом «много».

Словарь: сколько, много.

Материал:   коробка с матрешками   (5—6 штук), салфетка.

Методика проведения. Воспитатель ставит на стол накрытую салфеткой коробку и сообщает: «Кто к нам пришел! Посмотрите! (Показывает матрешек в коробке.) Правильно, матрешки. (Начинает по одной вынимать из коробки.) Матрешка пришла, и еще матрешка пришла, и еще матрешки, и еще красивая матрешка, и вот еще матрешка! Кто пришел? Сколько матрешек? Вот сколько (показывает рукой па всех матрешек). Покажи, Оля, матрешек. Теперь Вова покажет. Все покажите пальчиком матрешек». Воспитатель показывает на каждую из них и говорит: «Вот матрешка, вот, вот. Вот сколько! Сколько матрешек? Да, много матрешек. Скажи, Оля: много матрешек». Воспитатель предлагает детям поставить матрешек в коробку и говорит: «Возьми, Таня, матрешку, поставь ее в коробку, еще одну возьми. Сколько матрешек а коробке? Много   матрешек   поставили   в   коробку».

Информация о работе Психолого–педагогические условия формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет