Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 18:57, контрольная работа
Актуальность проблемы. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
Введение
----------------------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1.Теоретические основы проблемы формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста.----------------------5
Особенности сенсорного развития детей раннего возраста-------5
Характеристика психолого-педагогических условий
формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста----9
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию сенсорных эталонов у детей 2-3 лет.
2.1 Выявление уровня сформированности сенсорных эталонов у детей
2-3 лет------------------------------------------------------------------------------.
2.2 Апробация психолого-педагогических условий формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет---------------------------------------------------
2.3 Контрольный срез---------------------------------------------------------------
Заключение.-----------------------------------------------------------------------------
Литература.-----------------------------------------------------------------------------
- имеет четкое представление о 9 цветах - 4 балла.
2.Форма:
- не имеет представление о форме – 0 баллов;
- различает круг и квадрат, с помощью воспитателя соотносит по форме – 1 балл;
- знает круг, квадрат,
треугольник, идентифицирует
- без помощи взрослого соотносит пять геометрических форм – 3 балла;
- имеет четкое представление о пяти геометрических формах и называет их – 4 балла.
3.Величина:
- не имеет представление о величине – 0 баллов;
- отличает большие и маленькие предметы – 1 балл;
- соотносит по размеру три величины – 2 балла;
- группирует однородные предметы по размеру – 3 балла;
- правильно использует
слова: большой, маленький,
4.Ориентация в пространстве, во времени:
- ребенок дезадаптирован,
не выполняет действия за
- выполняет просьбу: «Подойди ко мне» - 1 балл;
- понимает слово «скоро»,
пользуется словами «высоко-
- хорошо ориентируется
в знакомом помещении,
- пользуется словами
«далеко-близко», «наверху-
5. Запах, вкус:
- идентифицирует отношение к еде и запахам – 0 баллов;
- знает, что предметы имеют запах – 1 балл;
- имеет любимые блюда, узнает их по запаху и по вкусу – 2 балла;
- определяет качество еды: сладкий, горький, кислый, вкусный – 3 балла;
- идентифицирует продукты
по характерным запахам,
6.Звуки:
- не проявляет
- берет активное участие в музыкальных занятиях, отличает звуки: громкие – тихие – 1 балл;
- подражает звукам животных, поет, отличает музыку громкую и тихую – 2 балла;
- различает, какой знакомый инструмент играет – 3 балла;
- реагирует на необычные
звуки, обращает внимание
7. Тактильные возможности:
- не проявляет
- проявляет заинтересованность к изобразительным материалам – 1 балл;
- различает слова и
понятия: «холодный-теплый», «
- в повседневной жизни
обращает внимание на свойства
предметов, демонстрирует
- с закрытыми глазами
узнает на ощупь свойства
Уровни знаний детей в области сенсорного развития распределяли по полученными детьми баллами:
35 – 29 баллов – высокий уровень сенсорного развития;
28 - 22 баллов – достаточный уровень сенсорного развития;
21 - 15 баллов - средний уровень сенсорного развития;
14 - 8 баллов – удовлетворительный уровень сенсорного развития;
7 - 0 баллов - низкий уровень сенсорного развития.
Работа с детьми проводилась с диагностической целью, поэтому мы моделировали различные формы взаимодействия с детьми наблюдение, беседы, дидактические игры и упражнения.
Все данные в ходе констатирующего эксперимента мы заносили в таблицу и в итоге получили такие результаты.
В группе детей с высоким уровнем сенсорного развития не наблюдается; у 25 % детей достаточный уровень сенсорного развития; у 16 % детей средний уровень, у 25 % удовлетворительный и у 34 % детей низкий уровень сенсорного развития.
2.2.Апробация психолого – педагогических условий формирования сенсорных эталонов у детей 2 – 3 лет.
На основе исследований, проведенных в ходе констатирующего этапа эксперимента, мы определили, что у многих детей раннего возраста сенсорное развитие находится не на должном уровне, или практически не сформировано.
Для решения этой задачи мы решили провести работу по сенсорному развитию, используя игровую деятельность.
С этой целью мы избрали индивидуальные и групповые занятия, беседы, самостоятельную игровую деятельность и совместную с воспитателем. Совместная со взрослым игровая деятельность – основная база сенсорного развития детей раннего возраста.
Цель формирующего этапа – сформировать у детей сенсорные знания и навыки обследования окружающего мира вещей.
Для этого мы провели работу с детьми экспериментальной группы. Работу с детьми проводили по таким основным направлениям, как:
- организация условий, способствующих углубленному познанию сенсорных знаний;
- разработка и проведение комплекса познавательных и развивающих занятий-игр, с целью дать детям определенный обьем знаний и умений необходимый в сенсорной деятельности.
Занятия с детьми мы начали с того уровня сенсорного развития, которым дети уже овладели, расширяя знания детей.
Изложенные представления о содержании и методах ознакомления детей раннего возраста с различными свойствами предметов, в теоретической части нашей работы, послужили основой для разработки системы заданий, которые можно ставить перед детьми на занятиях.
I.Задания на выполнение предметных действий.
1. Раскладывание однородных предметов
на две группы в
зависимости от их величины, формы, цвета.
Целью обучения является фиксация внимания детей на свойствах предметов, формирование у них простейших приемов становления тождества и различия величины, формы, цвета. Материалом служат однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми цветов. В ходе обучения детям сообщаются слова, необходимые для регуляции выполняемых ими действий: цвет, форма, такой, не такой, большой, маленький.
2. Размещение вкладок разной величины,
формы в соответствующих гнездах. Втыкание
цветных грибков в отверстия доски
и кого же цвета.
Цель обучения — выработка у детей умения соотносить свойства (цвет, форму, величину) разнородных предметов. Материалом служат большие и малые вкладыши из дерева и рамки с соответствующими отверстиями, вкладыши пяти форм и решетки для их размещения. Используются также деревянные грибочки и двухцветные столики с отверстиями. Грибочки окрашены в 8 цветов. Соответственно те же цвета включает и окраска столиков.
II.Элементарные продуктивные действия.
1. Выкладывание мозаики разной величины, формы, цвета по образцу в сочетании со словесным заданием.
Цель обучения — фиксировать внимание детей на том, что величина, цвет, форма могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения, научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца. Материалом служит мозаика разной величины, формы, цвета. В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов мозаики разной величины, формы, цвета. Используется мозаика двух величин, пяти форм, восьми цветов.
2.Рисование красками.
Цель обучения – закрепить у детей отношение к свойствам предметов как к характерным признакам, подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачи специфики хорошо знакомых предметов, Материалом являются краски восьми цветов и разноцветные листы бумаги.
Большое значение в сенсорном развитии детей имеют дидактические игры с предметами, игрушками и строительным материалом, в процессе которых уточняются полученные детьми представления, различные знания и умения, совершенствуются память, внимание, мышление. Действуя с дидактическими игрушками, ребенок учится решать простые умственные задачи: поставить рядом два предмета, сравнить, где больше, выделить предмет из общей массы и др.
С детьми третьего года жизни мы проводили следующие формирующие занятия с предметами: на различение, раскладывание и группировку по величине, форме, на соотнесение формы и величины, группировки по цвету, соотнесение по цвету, расположение предметов в пространстве, на развитие координации движений руки, на развитие слуховых дифференцировок, слуховой ориентации в окружающей обстановке, слухового внимания, на формирование числовых представлений (много, мало, один), на обозначение с помощью цвета признаков предмета, на закрепление действий с предметами-орудиями. На занятиях по конструированию продолжали знакомить детей с основными формами строительного материала, величиной деталей, формирует простейшие представления о постройках, их создании.
Для занятий с предметами использовали различные разборные и вкладные игрушки, складные кубики, складные и парные картинки, лото, строительные детали. В дидактических играх с предметами воспитатель на разном материале предлагал детям постоянно выполнять усложняющиеся задания, требующие умственного напряжения и разного решения.
В дидактические игры мы включали действия ребенка, связанные с познанием свойств, качеств, внешнего вида, материала предметов, усложняются действия с предметами-орудиями (совком, лопаткой, черпачком, палочкой, ложкой, сачком), становятся более разнообразными темы построек со строительным материалом. В ходе одного занятия дети могут строить два предмета и обыгрывать их, увеличивается количество строительных деталей, усложняются сюжеты. Кроме того, занятия с предметами направлены на формирование элементарных навыков культуры поведения: дети учатся спокойно сидеть, слушать воспитателя, смотреть, что он делает, отвечать на вопросы. Постепенно малыши овладевают навыками совместной деятельности, принимая участие в совместном разговоре с воспитателем, обшей дидактической игре.
Основными методами проведения занятий с предметами мы использовали: игровые приемы, речевой образец, показ способа действий, использование элементов сюрпризности, конкретизации общения воспитателя и ребенка по ходу или в конце занятия: «И Вова, и Таня, все дети будут слушать, что расскажет и покажет кукла Катя».
Приведем примерное содержание некоторых занятий по сенсорному воспитанию (Приложение Б).
Дидактическая игра «Огоньки разные: синие, зеленые, желтые, красные»
Цель: упражнять детей в различении и назывании основного цвета предмета (красного, зеленого, желтого и синего), в узнавании цвета по образцу. Учить соотносить название цвета с предметом, ритмично наносить на темный фон бумаги мазки контрастных цветов,
Словарь: фонарик, огонек, зажги, здесь, там.
Материал: фонарики из бумаги четырех основных цветов (сделанные по типу елочных игрушек), разложенные в разных местах групповой комнаты, мольберт с большим листом бумаги темного цвета, краски (красная, желтая, зеленая, синяя), кисти.
Методика проведения. Воспитатель показывает детям коробку и говорит: «Посмотрите, что лежит в коробке. Это фонарик. Какого цвета фонарик? Что еще есть в коробке? (Показывает.) А вот еще фонарик. Назовите его цвет. (Достает все фонарики.) Давайте поиграем с фонариками, будем их прятать, а потом находить. Кто найдет фонарик, тот и возьмет его себе, подойдет ко мне и назовет какого он цвета. Брать нужно только один фонарик. Будут искать их Саша, Вова, Оля». Воспитатель прячет фонарики. Дети находят их, берут по одному и подходят к воспитателю. Речевые упражнения. Вопросы: Где нашел фонарик? Какого он цвета? Какого цвета фонарик у Вовы? Назови, у кого такой же фонарик, как у тебя. Воспитатель: «Мы нашли много-много цветных фонариков, все они разные: синие, красные, зеленые, желтые. Поднимем их вверх — как будто зажигаем огоньки. Появилось много огоньков красных, синих, зеленых, желтых. Стало светло. Теперь опустим фонарики. Потухли огоньки».
Сенсорные упражнения. Воспитатель обращается к ребенку: «Вова, подними красный фонарик, пусть все дети, у кого красный фонарик, поднимут их вверх. Теперь загорается синий фонарик!» Так зажигают фонарики всех цветов, потом дети опускают руки вниз — фонарики «гаснут». Воспитатель подходит к мольберту, обращает внимание детей на темный лист бумаги и говорит: «Ничего не видно, нет ни одного огонька. Сейчас будем зажигать фонарики, будет много огоньков, станет светлее». Предлагает зажечь огоньки. Ребенок подходит к мольберту и наносит кистью «огонек» мазком на листе бумаги.
Дидактическая игра «Угадай, сколько» Цель: научить детей различать и называть предметы, группировать одинаковые предметы и определять их количество словом «много».
Словарь: сколько, много.
Материал: коробка с матрешками (5—6 штук), салфетка.
Методика проведения. Воспитатель ставит на стол накрытую салфеткой коробку и сообщает: «Кто к нам пришел! Посмотрите! (Показывает матрешек в коробке.) Правильно, матрешки. (Начинает по одной вынимать из коробки.) Матрешка пришла, и еще матрешка пришла, и еще матрешки, и еще красивая матрешка, и вот еще матрешка! Кто пришел? Сколько матрешек? Вот сколько (показывает рукой па всех матрешек). Покажи, Оля, матрешек. Теперь Вова покажет. Все покажите пальчиком матрешек». Воспитатель показывает на каждую из них и говорит: «Вот матрешка, вот, вот. Вот сколько! Сколько матрешек? Да, много матрешек. Скажи, Оля: много матрешек». Воспитатель предлагает детям поставить матрешек в коробку и говорит: «Возьми, Таня, матрешку, поставь ее в коробку, еще одну возьми. Сколько матрешек а коробке? Много матрешек поставили в коробку».
Информация о работе Психолого–педагогические условия формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет