Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 18:57, контрольная работа
Актуальность проблемы. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
Введение
----------------------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1.Теоретические основы проблемы формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста.----------------------5
Особенности сенсорного развития детей раннего возраста-------5
Характеристика психолого-педагогических условий
формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста----9
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию сенсорных эталонов у детей 2-3 лет.
2.1 Выявление уровня сформированности сенсорных эталонов у детей
2-3 лет------------------------------------------------------------------------------.
2.2 Апробация психолого-педагогических условий формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет---------------------------------------------------
2.3 Контрольный срез---------------------------------------------------------------
Заключение.-----------------------------------------------------------------------------
Литература.-----------------------------------------------------------------------------
Сенсорные упражнения: Предложить каждому ребенку трехместную матрешку. Нужно раскрыть ее и поставить матрешек в ряд, сказать: много матрешек. Потом собрать их всех и поставить на полку. Сколько матрешек на полке? Много.
Вывод: таким образом, в ходе формирующего этапа эксперимента мы формировали у детей стремление к познавательной активности и проводили обучающую работу по сенсорному развитию. Для этого мы использовали игры, занятия, беседы и саму сенсорную деятельность. В процессе проведенной работы дети не только визуально изменили свое отношение к сенсорной деятельности, но и практически. Этому способствовали знания и умения детей, которые они получали в ходе формирующего этапа эксперимента.
2.3.Контрольный срез.
На данном этапе проводили диагностику уровня сенсорного развития после нашей коррекционной работы. Для этого использовали методики, предложенные в констатирующем этапе эксперимента.
Сравнительный анализ контрольного эксперимента позволил сделать вывод о том, что планомерная и систематическая коррекционная работа по сенсорному воспитанию у детей раннего возраста значительно влияет на сенсорное развитие детей, и на развитие личности дошкольника в целом. Это выразилось в количественных и качественных показателях (Приложение В).
В экспериментальной группе при диагностики уровня сенсорного развития выявили такие данные: у 34 % детей высокий уровень сенсорного развития; у 34 % детей достаточный уровень сенсорного развития; у 25 % детей средний уровень, у 7 % удовлетворительный и детей низким уровнем сенсорного развития не наблюдается.
Вначале наблюдали за детьми во время проведения разнообразных игр. Прежде всего интересовали дети имеющие к констатирующем эксперименте низкий и удовлетворительный уровень сенсорного развития. По поведению этих детей в ходе игр, заметили позитивные изменения. В группе средний и достаточный уровень сенсорного развития стала у таких детей как Артем Я., Саша К., Мирон Ф.., Кирилл С.., Женя Л.. Они лучше стали лучше различать цвета, выделять предметы по форме и величине, обращали внимание и могли различать разнообразные звуки и запахи, умели ориентироваться в пространстве и т.д. Дети стали соизмерять свои возможности и желания с другими детьми.
В ходе бесед с детьми, заметили, что у детей появился интерес к произведения искусства, реагировать на необычные звуки, дети обращают внимание на свойства окружающих предметов и демонстрировать эти знания окружающим.
Таким образом, контрольный этап эксперимента показал, что планомерная, систематическая работа по формированию у детей сенсорного воспитания способствует развитию личности дошкольника в целом, а именно благотворно влияет на познавательную активность ребенка в повседневной жизни в ближайшем его окружении, при следующих условиях:
- добровольного непринужденного
вовлечения всех детей в
- правильном обучающем общении взрослого и ребенка;
- проведение групповой и индивидуальной работы с детьми;
- организации специальных занятий и игр;
- наличие в группе развивающей среды.
ВЫВОД
Для подтверждения гипотезы
нами был проведен психолого-педагогический
эксперимент, который включал
В ходе констатирующего этапа эксперимента мы выявили уровни сенсорного развития детей раннего возраста с помощью диагностики.
Исследование показало,
что в экспериментальной группе
На основе полученных данных провели формирующую работу по сенсорному развитию у детей раннего возраста. В коррекционной работе использовали ряд игр и игровых упражнений.
В ходе контрольного этапа эксперимента проверяли эффективность проведенной работы. Определяли изменение уровня сенсорного развития детей раннего возраста.
В экспериментальной группе при диагностики уровня сенсорного развития выявили такие данные: у 34 % детей высокий уровень сенсорного развития; у 34 % детей достаточный уровень сенсорного развития; у 25 % детей средний уровень, у 7 % удовлетворительный и детей низким уровнем сенсорного развития не наблюдается.
Таким образом, результаты исследования показали, что проведенная работа, способствовала сенсорному развитию у детей раннего возраста экспериментальной группы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ранний возраст – особый период детства, когда каждый день имеет уникальное значение в развитии ребенка. Развитие и становление личности в этот период происходит очень стремительно, и зависят от социальных условий, в каких растет ребенок. На третьем году жизни происходит дальнейшее сенсорное развитие ребенка. Он подолгу сосредоточивается на действиях с предметами. Совершенствуются его основные движения: ходьба, бег, лазанье, бросание. Движения становятся целенаправленными, разнообразными, действия — целевыми. Одновременно развивается активный словарь ребенка, возрастает понимание речи взрослых. Малыш употребляет почти все части речи, говорит распространенными предложениями, задает много вопросов, может говорить и слушать, понимает короткие рассказы, сказки, стремится расширить свой круг общения со взрослыми и сверстниками.
Координированными становятся движения руки и глаза, ребенок учится не только видеть, но смотреть и слышать. Теперь уже он способен различать предметы по форме, величине, цвету. Выполняя целевые действия, ребенок пытается установить причинно-следственные связи, решает конкретные, простые задачи. Он свободно ориентируется в пространстве (в группе, на участке детского сада), знает, что такое далеко, близко, потом, наверху. Личные успехи в практической деятельности, овладение разговорной речью приводят к интенсивному развитию навыков: бытовых, гигиенических, культуры поведения, общения. Играя, ребенок все время пытается что-то делать: строить, копать, переливать воду, перекладывать предметы.
В этом же возрасте дети начинают рисовать, лепить, конструировать, оценивать свои действия и действия сверстников по игре. Таким образом, благодаря достигнутым умственным возможностям у детей третьего года жизни совершенствуются речь, мышление, память, воображение, развиваются волевые процессы, возникает потребность в содержательной деятельности, все это следует учитывать в процессе организации воспитания и обучения детей на занятиях.
Для дальнейшего сенсорного развития и воспитания детей третьего года жизни воспитатель ставит перед собой следующие задачи:
развивать речь детей, знакомить с предметами ближайшего окружения, с явлениями общественной жизни, художественной литературой, природой;
учить устанавливать сходство основных признаков предметов и различие между ними, сравнивать их, устанавливать логические связи между явлениями;
знакомить с цветом, формой, величиной, пространственными и числовыми отношениями;
развивать внимание, память, воображение; развивать изобразительную и конструктивную деятельность, предпосылки трудовой деятельности; воспитывать навыки культуры поведения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белкина В.Л. Психология раннего и дошкольного детства. – М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005.
2. Вайнерман С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников / Вайнерман С.М., Большов А.С. , Силкин Ю.Р. и др. - М.: Владос,- 2001.
3. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада / Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. - М.: Просвещение , 1998.
4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание, 2004. - № 13. – с.14.
5.. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.— М.: Просвещение, 2008.
6. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Веракса Н.Е., Комарова Т.С., 7. 7.Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
8.. Гербова В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Гербова В.В., Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др. / Под ред. Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 2000.
9.. Глушкова, Г. Игра или упражнение // Дошкольное воспитание, – 2008. – №12. – с.29 – 34.
10. Игры для интенсивного обучения / Под.ред. В.В. Петрусинского. – Москва., 1992.
14.Марцинковская Д.Т. Детская практическая психология. – Москва:Гордарики, 2000.-255с.
15.Печора К.Л. ПантюхинаГ.В., Голубьева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольном учреждении.-Москва, 1986.
16.Пилюгина Є.Г. Занятия
по сенсорному воспитанию.-
17.Практикум по психолого-педагогическим играм с детьми и подростками / Под ред. М.Р. Битяновой. – Питер., 2003.
18.Сенсорное воспитание
в детском саду /Под ред.. Н.Н.Подьякова,
В.Н.Аванессовой.-Москва:
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица диагностики сенсорного развития у детей раннего возраста в экспериментальной группе констатирующий эксперимент
Имя ребенка |
диагностики |
итог | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | ||
1.Саша 2.Мирон 3.Денис 4.Женя 5.Сергей 6.Ульяна 7.Артем 8.Соня 9.Альберт 10.Кирилл 11.Настя 12.Вова |
Н С С У У Д С У Д Д У Н |
У Д С Н У С С Н Д В У У |
Н Д Д Н Н С У Н Д В Н У |
Н Д Н Н У С У У В Д У Н |
У В Д Н У С У Н Д Д У Н |
Н Д С У Н У Н Н С Д Н Н |
Н Д С Н У С У Н Д Д У Н |
Н Д С Н У С У Н Д Д У Н |
Высокий уровень – не наблюдается
Достаточный уровень – 25% - 3 человека
Средний уровень – 16% - 2 человека
Удовлетворительный уровень – 25% - 3 человека
Низкий уровень – 34% - 4 человека
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ЗАНЯТИЕ №1
Дидактическая игра «Огоньки разные: синие, зеленые, желтые, красные»
Цель: упражнять детей в различении и назывании основного цвета предмета (красного, зеленого, желтого и синего), в узнавании цвета по образцу. Учить соотносить название цвета с предметом, ритмично наносить на темный фон бумаги мазки контрастных цветов,
Словарь: фонарик, огонек, зажги, здесь, там.
Материал: фонарики из бумаги четырех основных цветов (сделанные по типу елочных игрушек), разложенные в разных местах групповой комнаты, мольберт с большим листом бумаги темного цвета, краски (красная, желтая, зеленая, синяя), кисти.
Методика проведения. Воспитатель показывает детям коробку и говорит: «Посмотрите, что лежит в коробке. Это фонарик. Какого цвета фонарик? Что еще есть в коробке? (Показывает.) А вот еще фонарик. Назовите его цвет. (Достает все фонарики.) Давайте поиграем с фонариками, будем их прятать, а потом находить. Кто найдет фонарик, тот и возьмет его себе, подойдет ко мне и назовет какого он цвета. Брать нужно только один фонарик. Будут искать их Саша, Вова, Оля». Воспитатель прячет фонарики. Дети находят их, берут по одному и подходят к воспитателю. Речевые упражнения. Вопросы: Где нашел фонарик? Какого он цвета? Какого цвета фонарик у Вовы? Назови, у кого такой же фонарик, как у тебя. Воспитатель: «Мы нашли много-много цветных фонариков, все они разные: синие, красные, зеленые, желтые. Поднимем их вверх — как будто зажигаем огоньки. Появилось много огоньков красных, синих, зеленых, желтых. Стало светло. Теперь опустим фонарики. Потухли огоньки».
Сенсорные упражнения. Воспитатель обращается к ребенку: «Вова, подними красный фонарик, пусть все дети, у кого красный фонарик, поднимут их вверх. Теперь загорается синий фонарик!» Так зажигают фонарики всех цветов, потом дети опускают руки вниз — фонарики «гаснут». Воспитатель подходит к мольберту, обращает внимание детей на темный лист бумаги и говорит: «Ничего не видно, нет ни одного огонька. Сейчас будем зажигать фонарики, будет много огоньков, станет светлее». Предлагает зажечь огоньки. Ребенок подходит к мольберту и наносит кистью «огонек» мазком на листе бумаги.
ЗАНЯТИЕ №2
Дидактическая игра «Угадай, сколько» Цель: научить детей различать и называть предметы, группировать одинаковые предметы и определять их количество словом «много».
Информация о работе Психолого–педагогические условия формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет