Психолого-педагогическое исследование процесса эстетического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 15:03, контрольная работа

Описание работы

Цель: изучить особенности эстетического воспитания старших дошкольников.
Объект исследования: процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………
3
1. Теоретические аспекты проблемы исследования

1.1. Психолого-педагогическое исследование процесса эстетического воспитания………………………………………………………………..

5
1.2. Особенности детей старшего дошкольного возраста………………
14
Заключение…………………………………………………………………
18
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА (1).docx

— 47.43 Кб (Скачать файл)

Введение……………………………………………………………………

3

1. Теоретические  аспекты проблемы исследования

 

1.1. Психолого-педагогическое  исследование процесса эстетического  воспитания………………………………………………………………..

 

5

1.2. Особенности детей старшего дошкольного возраста………………

14

Заключение…………………………………………………………………

18

Список использованной литературы…………………………………….

20





 

ВВЕДЕНИЕ

 

В наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна. Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного. Все эти качества необходимы для воспитания всесторонне развитого человека.

Ситуация переходного периода развития общества, обостряющая процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире приводит к необходимости гуманизации образования и предпочтения ценностей художественно-эстетического развития личности. Однако на практике все еще наблюдается явный приоритет интеллектуального развития над эмоциональным в ущерб последнему и, в конечном итоге, в ущерб развитию личности ребенка в целом. Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус, толерантность в межличностном, межнациональном и социальном общении. Основными задачами на современном этапе являются формирование духовной сферы личности детей, воспитание ее нравственных и эстетических качеств с учетом общечеловеческого, конкретно-исторического и национального. Развитие этих качеств невозможно без создания эффективной системы обучения и воспитания. В этой связи актуализируется поиск новых подходов к организации обучения и воспитания, в частности, реализации воспитывающей функции обучения.

Вопросы эстетического воспитания детей дошкольного возраста рассматриваются в исследованиях Д.Б. Лихачева, Н.А. Ветлугиной, М.Б. Зиминой, Д.Б. Кабалевского, Б.М. Неменского, Е.В. Рыбак, Шацкой В.Н. Маркевич И. Д., Ковалицкой Л.М., Бочкаревой О. А., Королевой Т.В. и др.).

Цель: изучить особенности эстетического воспитания старших дошкольников.

Объект исследования: процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Предмет исследования: процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучить и литературу по проблеме эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
  2. Изучить особенности детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования.

Структура работы: работа включает в себя введение, одну главу, включающую в себя два параграфа, заключение, список использованной литературы.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 
1.1. Психолого-педагогическое исследование процесса эстетического воспитания

 

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.

В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания.

Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д. Дидро и Н.Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания. В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед обществом. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский, Д.Б. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая, И.Д. Маркевич и другие. [29]

Эстетическое воспитание - это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности. Этот процесс имеет различные этапы и уровни, определяемые возрастными и социальными факторами. Он обусловлен освоением личностью эстетической культуры общества и осуществляется различными путями и с помощью различных форм.

В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них. По мнению В.Н. Шацкой предлагается формулировка: «Отечественная педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности – в природе, в общественной жизни, труде, выявлениях искусства» [32].

В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве». В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчеркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. [32].

В анализируемой нами литературе имеется множество различных подходов к определениям понятия «эстетическое воспитание».

В педагогических исследованиях понятие эстетического воспитания осуществляется с разных позиций. Первую позицию занимают авторы, которые в содержание понятия «эстетическое воспитание» вкладывают личностный аспект, отражающий нацеленность данного процесса на развитие личностных качеств.

Так, В.Н. Шацкой и Н.В. Савиным дано такое определение эстетического воспитания - воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать красоту в окружающей действительности, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства [32].

Вторую позицию занимают ученые, рассматривающие данный процесс с позиций не только личностного, но и деятельностного подходов, то есть отображают его нацеленность на развитие эстетической деятельности:

Интересен подход к определению изучаемого понятия Н.И. Болдырева, который видит в нем формирование в человеке эстетического отношения к действительности и активизации его эстетической деятельности. Этой же позиции придерживаются А.И. Буров и Д.Б. Лихачев, усиливающие педагогическую направленность данного процесса, и характеризующие его как целенаправленный, организованный и контролируемый педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и эстетической деятельности [3].

Авторы педагогического энциклопедического словаря рассматривают эстетическое воспитание как процесс формирования и развития эстетического эмоционально - чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности. В более узком смысле эстетическое воспитание – в отличие от художественного воспитания – направление, содержание, формы воспитательной и методической работы, ориентированные на эстетические объекты реальности и их свойства, вызывающие эстетические эмоции и их оценки [3].

Наконец, третью позицию занимают исследователи, которые в содержании понятия «эстетическое воспитание», кроме личностного и деятельностного аспектов, выделяют третий – творческий, то есть определяют данное понятие как процесс, направленный на развитие не только элементов эстетического сознания (эстетических качеств личности), но и творческой эстетической деятельности. Эта группа авторов подходит к определению понятия эстетического воспитания с позиций целостного подхода (Г.С. Лабковская, Г.М. Коджаспирова, Д.Б. Лихачев и др.). Так, Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров рассматривают эстетическое воспитание как целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты [16].

Активно занимаясь разработкой проблемы эстетического воспитания, Г.С. Лабковская пришла к выводу, что оно должно подразумевать целенаправленную систему действенного формирования человека, способного с общественно - эстетического идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное в жизни и искусстве, способного жить и творить «по законам красоты» [21].

Опираясь на определение эстетического воспитания, данное К. Марксом, Д.Б. Лихачев раскрывает его как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты [22].

Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания заключается в формировании эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Изучению философских аспектов эстетического воспитания посвятили работы А.А. Беляев, М.С. Каган, М.Ф. Овсянников, А.Л. Радугин и др.

Некоторые исследователи понимают эстетическое воспитание как процесс развития эстетической культуры личности. При этом ученый обращает внимание на связь эстетического воспитания с другими направлениями воспитания (политическим, трудовым, нравственным, физическим, художественным). Другая точка зрения представлена позицией А.Л. Радугина, А.А.Беляева и др., которые трактуют данный феномен как целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности [29].

Развивая эту мысль М.Ф. Овсянников отмечает, что эстетическое воспитание – это «действенное формирование человека, способного с позиций общественно-эстетического идеала воспринимать, оценивать и осознавать эстетическое в жизни, природе и искусстве, способного жить и преобразовывать мир, творить «вторую природу» (К. Маркс) по законам красоты[29].

Анализ философских подходов к определению понятия «эстетическое воспитание» позволил выделить ряд важных для нас положений: 1) эстетическое воспитание осуществляется при помощи таких средств, как искусство, природа, отношения и т.д.; 2) данный процесс направлен на формирование эстетической культуры, структурными составляющими которой являются эстетическая деятельность и эстетическое сознание; 3) эстетическое воспитание происходит на протяжении всей жизни человека.

Далее, рассмотрим изучаемый нами феномен в психологическом контексте. В связи с чем, обратимся к анализу подходов психологов к определению понятия «эстетическое воспитание».

Некоторые педагоги раскрывают содержание понятия «эстетическое воспитание» через выделение ряда характеристик, так или иначе свойственных данному процессу. В частности, понимают эстетическое воспитание как «воспитание эстетических чувств, эстетического отношения к действительности, средствами которого являются рисование, пение, музыка и т.п.» [31].

Для ряда психологов эстетическое воспитание представляет собой процесс, направленный на: 1) формирование эстетического вкуса и эстетического отношения к действительности не только личностей, но через них - и коллективов ; 2) формирование творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и в искусстве, жить и творить «по законам красоты» [17].

Опираясь на анализ философских, психологических и педагогических определений исследуемого понятия, мы рассматриваем эстетическое воспитание как целостный педагогический процесс, основанный на специально организуемой деятельности и направленный на развитие эстетической культуры и творческой активности личности.

Информация о работе Психолого-педагогическое исследование процесса эстетического воспитания