Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 19:14, реферат

Описание работы

Основной целью системы психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в ГБОУ детский сад №1618 является создание условий, направленных на полноценное психо-физическое развитие детей, обеспечение их эмоционального благополучия, развитие индивидуальных способностей каждого ребенка.
Функционирование программы психолого-педагогического сопровождения обеспечивает решение следующих задач:
1. Усиление психологизации в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.
2. Проведение индивидуальной и групповой работы с детьми на основе диагностирования и учета их индивидуально-психологических особенностей.

Файлы: 1 файл

Психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Основной целью системы психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в ГБОУ детский сад №1618 является создание условий, направленных на полноценное психо-физическое развитие детей, обеспечение их эмоционального благополучия, развитие индивидуальных способностей каждого ребенка.

Функционирование программы психолого-педагогического  сопровождения обеспечивает решение  следующих задач:

1. Усиление психологизации в  воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.

2. Проведение индивидуальной и  групповой работы с детьми  на основе диагностирования и  учета их индивидуально-психологических  особенностей.

3. В работе с педагогическими  кадрами особое внимание уделить  вопросу использования в работе с детьми данных, полученных в процессе диагностики педагогом-психологом.

4. Разработка и внедрение коррекционно-развивающих  программ направленных на коррекцию  эмоциональных и поведенческих  нарушений.

5. Направить деятельность педагогического коллектива на выявление и помощь детям «группы риска» в их социальной реабилитации.

6. В работе по формированию  здорового образа жизни у детей  и родителей направить усилия  на аспект профилактики и формированию  психического здоровья.

7. В работе по подготовке детей к школе использование комплекса развивающих занятий направленных на мотивационно-ценностное отношение ребенка к школе, стимулировать развитие его психических процессов.

8. Оказание психологической помощи (консультативно-диагностической, коррекционной, психопрофилактической) всем участникам воспитательно-образовательного процесса.

9. Содействие личностному развитию  каждого ребенка на всех возрастных  этапах, на основе развития индивидуальных  особенностей детей в единстве  интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявлений.

10. Содействие развитию у детей  основных личностных новообразований  дошкольного детства.

11. Развитие творческих способностей  у детей старшего дошкольного  возраста.

12. Повышение психологической компетентности родителей и педагогов в закономерностях и особенностях развития ребенка, а также в вопросах обучения и воспитания детей.  

 

Психолого-педагогическое сопровождение  ребенка в образовательном процессе детского сада, обеспечивающего получение  дошкольного образования, осуществляется по следующим направлениям:

Диагностическая работа;

Развивающая и коррекционная работа;

Консультативная работа;

Просветительская работа;

Психопрофилактическая работа;

Организационно-методическая работа. 

 

1. Диагностическая работа.  

 

В задачи психодиагностики входит намерение  получить информацию об индивидуальных психологических особенностях детей, которая была бы полезна как им самим, так и их воспитателям, родителям.  

 

Для диагностики детей используется следующий инструментарий: 

 

Психодиагностический комплект Семаго (Материалы Комплекта позволяют  провести полное углубленное психологическое  обследование ребенка, в том числе  оценку сформированности базовых составляющих психического развития, что позволяет  более эффективно поставить  психологический диагноз и определить вероятностный прогноз дальнейшего развития ребенка)

«Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения»

Программа и методические рекомендации (Н.Семаго, М.Семаго).

Методика «Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте» (Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е.)

Психологические рисуночные тесты ,в  частности проективная методика для выявления проблем личности «Дом-Дерево-Человек» (Дж.Бук)

Т.Д.Солдатов, тест «Мотивационная готовность к школе»

Аверина И.С., Щебланова Е.И. «Методика  экспресс диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7лет»

психолого-педагогическое обследование развитие детей дошкольного возраста по специализированному набору методик  под редакцией Е.А.Стребелевой (восприятие, внимание, память, воображение, мышление, развитие речи) 

 

 

 

 

 

 

Социальное развитие и коммуникативная сфера исследуются  с помощью:

методика «Формы общения» М.И.Лисиной

социометрическая проба «День  рождения»

методика исследований межличностных отношений по Рене Жилю, адаптированный вариант.

Проблемы в эмоциональная сфере (по запросу) выявляются посредством:

тревожность и страхи (тест «Тревожности»  Р.Темпл, М.Дорли, Л.Амен; методика «Страхи  в домиках» модификация М.А.Панфиловой»; методика «Лесенка» В.Г.Щур)

агрессивность (графическая методика «Кактус» М.А.Панфилова) 

 

Основными направлениями  диагностики детей являются:

-выявление уровня готовности детей к началу школьного обучения

-индивидуальная диагностика по запросам родителей

-индивидуальная и групповая диагностика по запросам воспитателей

-диагностика познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы дошкольников

 

 

 В результате диагностики  выявляются  дети с нарушениями в эмоциональной сфере, отклонениями в поведении и умственном развитие. В детском саду, отклонениям, проявляющимся в нарушении эмоциональных контактов со сверстниками и взрослыми,  уделяется особое внимание, так как они могут способствовать возникновению у детей внутреннего дискомфорта, чувства неполноценности, что может в дальнейшем привести к серьезным искажениям в развитии. Также в процессе диагностики выявляются группы детей, у которых нарушения в эмоционально-поведенческой сфере особо значительны – чаще это дети из семей «группы риска». Эти дети отмечаются нуждающимися чаще в индивидуальной коррекционной психологической помощи, обеспечивающей учет их индивидуальных особенностей, правильно-организованный подход, создание специальных условий для полноценного психического развития. 

 

В процессе диагностики выявляются и дети требующие длительной психотерапевтической работы. Это такие категории детей как:

- эмоционально-заторможенные (замкнутые,  робкие, ранимые, избегающие общения);

- тревожные;

- гиперактивные;

- имеющие психологические травмы;

- нуждающиеся в коррекции фобий;

-с искажением психического развития.  

 

Диагностика позволяет своевременно выявить этих детей, нуждающихся  в помощи психотерапевтов и неврологов. Родителям этих детей рекомендуется  обратиться в психолого-медико-социальные центры для получения консультаций, а в некоторых случаях и медикаментозной поддержки психического здоровья их детей.

В последнее время большинство  выявляемых отклонений у детей связаны  с особенностями и типами семей, в которых они проживают. Из-за нарушений в семейной системе  снижается потенциал ребенка, снижаются возможности его полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Данные отклонения препятствуют также развитию интеллектуальных функций. Поэтому был сделан вывод о необходимости проведения в детском саду коррекционной работы с этими детьми (изменении устойчивых отрицательных эмоционально-поведенческих реакций), которая будет включать также периодическое психологическое консультирование их родителей для изменения их неадаптивных паттернов взаимодействия с детьми. 

 

2. Коррекционная и  развивающая работа.

Основными направлениями коррекционно-развивающей  работы педагога-психолога детского сада №1618 являются:

развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.

 

Развивающие занятия с детьми проводятся один раз в неделю во всех возрастных группах.

Младший дошкольный возраст.

1). Помощь в адаптации ребенка к детскому дошкольному учреждению:

- экскурсии по детскому саду,

- детско-родительские тренинги  «Игра рядом».

2) Обеспечение психологической  защищенности и поддержки ребенка:

- игры, направленные на сближение  детей друг с другом и воспитателем,

- игры на освоение ребенком  окружающей среды,

- игры, направленные на установление контакта детей между собой, снятие эмоционального напряжения,

- игры на развитие эмоциональной  сферы.

3) Развивающие индивидуальные и  подгрупповые занятия с детьми  младшего дошкольного возраста  по сенсорному развитию (основные  процессы – восприятие, внимание, память), формирование наглядно-действенных форм мышления. 

 

Средний и  старший дошкольный возраст.

1) Развивающие занятия с детьми  по умственному развитию:

-все виды мышления,

-речь,

-внимание,

-память,

-воображение;

2) Развивающие занятия по подготовке детей к школе:    

- прививание интереса к процессу  обучения,    

- интеллектуальные игры,    

- сказкотерапия («Лесная школа» М.А.Панфилова) 

 

Главное направление развития эмоциональной  сферы у дошкольника – формирование способности управлять эмоциями. Эмоции постепенно становятся более осмысленными, начинают подчиняться мышлению. Эмоции становятся устойчивыми, приобретают большую глубину. У дошкольника появляются высшие чувства – сочувствие, сострадание, умение понимать чувства других людей, сопереживать им. Ребенок учится за внешними эмоциональными проявлениями угадывать смысл поведенческих реакций и реагировать в соответствии с эти смыслом.

Дети дошкольного возраста отличаются особенностями эмоциональных состояний, уровнем притязаний, что отражается на характере их социальных контактов.

В связи с этим развитие эмоционально-личностной сферы детей предполагает:

- профилактику и устранение  встречающихся аффективных и  негативных проявлений, других отклонений  в поведении;

- предупреждение и  преодоление негативных черт личности и формирующегося характера;

- развитие и тренировку  механизмов, обеспечивающих адаптацию  ребенка к новым социальным  условиям (в том числе снятие  тревожности, робости, застенчивости  и т.п.);

- создание условий  для развития самосознания и формирования адекватной самооценки;

- развитие социальных  эмоций;

- развитие коммуникативных  способностей (в том числе стимуляция  коммуникативной активности, создание  условий, обеспечивающих формирование  полноценных эмоциональных и  деловых контактов со взрослыми и сверстниками).

В связи с этим в коррекционно-развивающей  работе педагога-психолога решаются и такие важные задачи как:

- воспитание у детей  интереса к окружающим людям;

- выработка контактности  и умения извлекать опыт из  неудачного общения;

- обучение саморегуляции  своего эмоционального состояния  и избегания конфликтов.

На развивающих занятиях дети учатся показывать определенную эмоцию, оценивать  невербальные средства выражения эмоционального воплощения, подмечать тонкие детали в выражении эмоций своих товарищей. Работа по развитию эмоционального опыта ребенка ведется и в направлении формирования понимания смысла и значения различных форм поведения людей в эмоционально значимых ситуациях. Для этого детям представляются различные модели поведения, например, уверенная, неуверенная, агрессивная, и предлагается проанализировать типичные для детской жизни эмоциональные ситуации с точки зрения этих моделей. Далее, с помощью знаний о невербальных средствах выражения эмоций и полученных навыков в этой области, дети разыгрывают ту или иную ситуацию, используя различные модели поведения. Заключительным этапом работы является оценка и проверка собственного текущего опыта поведения в эмоционально значимых ситуациях.

В процессе такой работы дети учатся понимать смысл и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения; осознают реальный смысл и значение формирования эмоциональной атмосферы добра, радости, сотрудничества для улучшения и собственного самочувствия, и социальных отношений в группе сверстников. 

 

В детском саду ведется работа педагога-психолога  с детьми по формированию уверенности  в себе и снижению тревожности  в следующих направлениях:

формирование у детей оптимистического склада мышления и мироощущения,

положительной установки на предстоящую деятельность,

умения освобождаться от страхов, переключаться с неприятных впечатлений,

укрепление уважения к себе,

доверия к своим способностям, умениям  и навыкам. Концентрация внимания детей  на том приятном, добром, радостном, что их окружает, способствует формированию позитивной установки и оптимистического эмоционального склада мироощущений.

Развитие и коррекция познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций предполагает:

стимуляцию познавательной активности

развитие памяти (расширение объема и устойчивости, формирование приемов запоминания, развитие смысловой  памяти);

развитие восприятия  

Поэтому на первых этапах коррекционной  работы познавательной сферы основной упор делается на развитие восприятия (формирование сенсорных эталонов в сфере зрительного и слухового восприятия, полноты, дефференцированности) и различных аспектов внимания (объем внимания, переключения внимания, сосредоточения, самоконтроля). На заключительных этапах основное внимание уделяется развитию аналитико – синтетической сферы.

На пороге школьного обучения становление  сферы саморегуляции имеет особое значение. Развитие возможности управлять  своим поведением составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Недостаточная сформированность осознанной саморегулиции деятельности становится тормозящим фактором когнитивного и личностного развития ребенка, а также одной из основных причин, порождающих  трудности в учебно-познавательной деятельности.

Работа по формированию осознанной саморегулиции познавательной деятельности у детей группы риска ведется  в нескольких направлениях, связанных  с формированием определенного  комплекса умений:

ставить и удерживать цель деятельности;

планировать действия;

определять и сохранять способ действий;

использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;

осуществлять словесный отчет  о процессе и результатах деятельности;

Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса