Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 19:14, реферат
Основной целью системы психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в ГБОУ детский сад №1618 является создание условий, направленных на полноценное психо-физическое развитие детей, обеспечение их эмоционального благополучия, развитие индивидуальных способностей каждого ребенка.
Функционирование программы психолого-педагогического сопровождения обеспечивает решение следующих задач:
1. Усиление психологизации в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.
2. Проведение индивидуальной и групповой работы с детьми на основе диагностирования и учета их индивидуально-психологических особенностей.
Основной целью системы
Функционирование программы
1. Усиление психологизации в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.
2. Проведение индивидуальной и
групповой работы с детьми
на основе диагностирования и
учета их индивидуально-
3. В работе с педагогическими
кадрами особое внимание
4. Разработка и внедрение
5. Направить деятельность педагогического коллектива на выявление и помощь детям «группы риска» в их социальной реабилитации.
6. В работе по формированию
здорового образа жизни у
7. В работе по подготовке детей к школе использование комплекса развивающих занятий направленных на мотивационно-ценностное отношение ребенка к школе, стимулировать развитие его психических процессов.
8. Оказание психологической
9. Содействие личностному
10. Содействие развитию у детей
основных личностных
11. Развитие творческих
12. Повышение психологической
Психолого-педагогическое сопровождение
ребенка в образовательном
Диагностическая работа;
Развивающая и коррекционная работа;
Консультативная работа;
Просветительская работа;
Психопрофилактическая работа;
Организационно-методическая работа.
1. Диагностическая работа.
В задачи психодиагностики входит намерение получить информацию об индивидуальных психологических особенностях детей, которая была бы полезна как им самим, так и их воспитателям, родителям.
Для диагностики детей используется следующий инструментарий:
Психодиагностический комплект Семаго
(Материалы Комплекта
«Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения»
Программа и методические рекомендации (Н.Семаго, М.Семаго).
Методика «Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте» (Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е.)
Психологические рисуночные тесты ,в частности проективная методика для выявления проблем личности «Дом-Дерево-Человек» (Дж.Бук)
Т.Д.Солдатов, тест «Мотивационная готовность к школе»
Аверина И.С., Щебланова Е.И. «Методика экспресс диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7лет»
психолого-педагогическое обследование развитие детей дошкольного возраста по специализированному набору методик под редакцией Е.А.Стребелевой (восприятие, внимание, память, воображение, мышление, развитие речи)
Социальное развитие
и коммуникативная сфера
методика «Формы общения» М.И.Лисиной
социометрическая проба «День рождения»
методика исследований межличностных отношений по Рене Жилю, адаптированный вариант.
Проблемы в эмоциональная
тревожность и страхи (тест «Тревожности» Р.Темпл, М.Дорли, Л.Амен; методика «Страхи в домиках» модификация М.А.Панфиловой»; методика «Лесенка» В.Г.Щур)
агрессивность (графическая методика «Кактус» М.А.Панфилова)
Основными направлениями диагностики детей являются:
-выявление уровня готовности детей к началу школьного обучения
-индивидуальная диагностика по запросам родителей
-индивидуальная и групповая диагностика по запросам воспитателей
-диагностика познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы дошкольников
В результате диагностики выявляются дети с нарушениями в эмоциональной сфере, отклонениями в поведении и умственном развитие. В детском саду, отклонениям, проявляющимся в нарушении эмоциональных контактов со сверстниками и взрослыми, уделяется особое внимание, так как они могут способствовать возникновению у детей внутреннего дискомфорта, чувства неполноценности, что может в дальнейшем привести к серьезным искажениям в развитии. Также в процессе диагностики выявляются группы детей, у которых нарушения в эмоционально-поведенческой сфере особо значительны – чаще это дети из семей «группы риска». Эти дети отмечаются нуждающимися чаще в индивидуальной коррекционной психологической помощи, обеспечивающей учет их индивидуальных особенностей, правильно-организованный подход, создание специальных условий для полноценного психического развития.
В процессе диагностики выявляются и дети требующие длительной психотерапевтической работы. Это такие категории детей как:
- эмоционально-заторможенные (
- тревожные;
- гиперактивные;
- имеющие психологические
- нуждающиеся в коррекции фобий;
-с искажением психического
Диагностика позволяет своевременно выявить этих детей, нуждающихся в помощи психотерапевтов и неврологов. Родителям этих детей рекомендуется обратиться в психолого-медико-социальные центры для получения консультаций, а в некоторых случаях и медикаментозной поддержки психического здоровья их детей.
В последнее время большинство выявляемых отклонений у детей связаны с особенностями и типами семей, в которых они проживают. Из-за нарушений в семейной системе снижается потенциал ребенка, снижаются возможности его полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Данные отклонения препятствуют также развитию интеллектуальных функций. Поэтому был сделан вывод о необходимости проведения в детском саду коррекционной работы с этими детьми (изменении устойчивых отрицательных эмоционально-поведенческих реакций), которая будет включать также периодическое психологическое консультирование их родителей для изменения их неадаптивных паттернов взаимодействия с детьми.
2. Коррекционная и развивающая работа.
Основными направлениями коррекционно-
развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
Развивающие занятия с детьми проводятся один раз в неделю во всех возрастных группах.
Младший дошкольный возраст.
1). Помощь в адаптации ребенка к детскому дошкольному учреждению:
- экскурсии по детскому саду,
- детско-родительские тренинги «Игра рядом».
2) Обеспечение психологической
защищенности и поддержки
- игры, направленные на сближение
детей друг с другом и
- игры на освоение ребенком окружающей среды,
- игры, направленные на установление контакта детей между собой, снятие эмоционального напряжения,
- игры на развитие
3) Развивающие индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми младшего дошкольного возраста по сенсорному развитию (основные процессы – восприятие, внимание, память), формирование наглядно-действенных форм мышления.
Средний и старший дошкольный возраст.
1) Развивающие занятия с детьми по умственному развитию:
-все виды мышления,
-речь,
-внимание,
-память,
-воображение;
2) Развивающие занятия по подгото
- прививание интереса к
- интеллектуальные игры,
- сказкотерапия («Лесная школа» М.А.Панфилова)
Главное направление развития эмоциональной
сферы у дошкольника – формиров
Дети дошкольного возраста отличаются
особенностями эмоциональных
В связи с этим развитие эмоционально-личностной сферы детей предполагает:
- профилактику и устранение встречающихся аффективных и негативных проявлений, других отклонений в поведении;
- предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера;
- развитие и тренировку
механизмов, обеспечивающих адаптацию
ребенка к новым социальным
условиям (в том числе снятие
тревожности, робости,
- создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки;
- развитие социальных эмоций;
- развитие коммуникативных
способностей (в том числе стимуляция
коммуникативной активности, создание
условий, обеспечивающих
В связи с этим в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога решаются и такие важные задачи как:
- воспитание у детей интереса к окружающим людям;
- выработка контактности и умения извлекать опыт из неудачного общения;
- обучение саморегуляции
своего эмоционального
На развивающих занятиях дети учатся показывать определенную эмоцию, оценивать невербальные средства выражения эмоционального воплощения, подмечать тонкие детали в выражении эмоций своих товарищей. Работа по развитию эмоционального опыта ребенка ведется и в направлении формирования понимания смысла и значения различных форм поведения людей в эмоционально значимых ситуациях. Для этого детям представляются различные модели поведения, например, уверенная, неуверенная, агрессивная, и предлагается проанализировать типичные для детской жизни эмоциональные ситуации с точки зрения этих моделей. Далее, с помощью знаний о невербальных средствах выражения эмоций и полученных навыков в этой области, дети разыгрывают ту или иную ситуацию, используя различные модели поведения. Заключительным этапом работы является оценка и проверка собственного текущего опыта поведения в эмоционально значимых ситуациях.
В процессе такой работы дети учатся понимать смысл и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения; осознают реальный смысл и значение формирования эмоциональной атмосферы добра, радости, сотрудничества для улучшения и собственного самочувствия, и социальных отношений в группе сверстников.
В детском саду ведется работа педагога-психолога с детьми по формированию уверенности в себе и снижению тревожности в следующих направлениях:
формирование у детей
положительной установки на предстоящую деятельность,
умения освобождаться от страхов, переключаться с неприятных впечатлений,
укрепление уважения к себе,
доверия к своим способностям, умениям и навыкам. Концентрация внимания детей на том приятном, добром, радостном, что их окружает, способствует формированию позитивной установки и оптимистического эмоционального склада мироощущений.
Развитие и коррекция
стимуляцию познавательной активности
развитие памяти (расширение объема и устойчивости, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
развитие восприятия
Поэтому на первых этапах коррекционной работы познавательной сферы основной упор делается на развитие восприятия (формирование сенсорных эталонов в сфере зрительного и слухового восприятия, полноты, дефференцированности) и различных аспектов внимания (объем внимания, переключения внимания, сосредоточения, самоконтроля). На заключительных этапах основное внимание уделяется развитию аналитико – синтетической сферы.
На пороге школьного обучения становление
сферы саморегуляции имеет
Работа по формированию осознанной саморегулиции познавательной деятельности у детей группы риска ведется в нескольких направлениях, связанных с формированием определенного комплекса умений:
ставить и удерживать цель деятельности;
планировать действия;
определять и сохранять способ действий;
использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;
осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности;
Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса