Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 19:14, реферат

Описание работы

Основной целью системы психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в ГБОУ детский сад №1618 является создание условий, направленных на полноценное психо-физическое развитие детей, обеспечение их эмоционального благополучия, развитие индивидуальных способностей каждого ребенка.
Функционирование программы психолого-педагогического сопровождения обеспечивает решение следующих задач:
1. Усиление психологизации в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.
2. Проведение индивидуальной и групповой работы с детьми на основе диагностирования и учета их индивидуально-психологических особенностей.

Файлы: 1 файл

Психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

оценивать процесс и результат  деятельности.

Особое внимание уделяется пробуждению у ребенка осознания собственных действий, причин успехов и неудач, формированию у него веры в собственные силы.  

 

Для решения основных задач используются следующие материалы:  

 

1. Программа коррекционно-развивающих  занятий для детей 6-7 лет. (В  основе лежит модель программы Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. «Программа развития и обучения дошкольника» и цикл коррекционно-развивающих занятий, авторы: Ильина М.Н. и др. «Готов ли ваш ребенок к школе»; Нефедова Е.А., Узорова О.В. «Готовимся к школе»). Составила педагог-психолог Жителева С.С.

2. Е.А Алябьева «Коррекционно-развивающие  занятия для детей старшего  дошкольного возраста». 

3. Н.В.Бабкина «Развивающие игры  с элементами логики»

4. Т.Н.Волковская, Г.Х. Юсупова «Психологическая  помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи».

5. А.С.Герасимова «Тесты для подготовки  к школе».

6. Т.Н.Грабенко, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева  «Коррекционные, развивающие игры».

7. Графический материал «Психологическая  карта дошкольника (готовность  к школе)» с методическими указаниями, под ред. М.В.Ермолаевой, И.Г.Ерофеевой.

8. Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева «Коррекционно-развивающее  обучение и воспитание».

9. Игровые пособия LOGO -Verlag с методическими рекомендациями.

10. Л.И.Катаева «Коррекционно-развивающие  занятия в подготовительной группе».

11. И.И.Мамайчук «Психологическая  помощь детям с проблемами  в развитии».

12. Г.Б.Монина, Е.К.Лютова-Робертс, Л.С.  Чутко «Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая  помощь».

14. Р.Л.Непомнящая «Развитие представлений  о времени у детей дошкольного возраста».

15. Е.А.Нефедова, О.В.Узорова «Готовимся  к школе».

16. М.Пылаева, Т.В.Ахутина «Школа  внимания. Методика развития и  коррекции внимания 5-7 лет»

17. «Руководство практического  психолога. Готовимся к школе:  развивающие программы» Под ред.  Т.К.Каракаш.

18. «Руководство практического  психолога. Готовимся к школе:  развивающие программы» Под ред.И.В.Дубровиной.

19. Л.Н.Собчик «Метод сравнения  парных таблиц».

20. Л.Н.Собчик «Методика исключения  предметов».

21. Ю.А. Соколова Ю.А. «Логика.  Рассуждение, сравнение, закономерности, классификация, смысловые отношения, пространственное мышление, логические задачи».

22. Н.И. Хромов «Карта обучаемости  ребенка».

23. В.Л.Шарохина «Коррекционно-развивающие  занятия» в младшей, средней,  старшей, подготовительной к школе группах.

24. Б.Шер «101 игра развивающая  интеллект для детей от 2 до 6 лет»

25. Программа социально-личностного  развития детей дошкольного возраста. (В основе лежит модель программы  Рылеевой Е.В. развития самосознания  дошкольников в речевой активности «Открой себя», программа Корепановой М.В., Харламповой Е.В. социально-личностного развития детей дошкольного возраста «Познаю себя» и программа Шипициной Л.М. «Азбука общения») Составила педагог-психолог Жителева С.С.

26. Н.В.Бабкина «Развивающие игры  с элементами логики»

27. Т.В.Башаева  «Развитие восприятия у детей.  Форма, цвет, звук».

28. В.Голутвина  «Как победить страхи. Простые  методики, которые помогут вашему  ребенку ничего не боятся».

29. Графический  материал «Психологическая карта  дошкольника (готовность к школе)» с методическими указаниями, под ред. М.В.Ермолаевой, И.Г.Ерофеевой.

30. Т.А.Данилина, В.Я.Зедгенидзе, Н.М.Стёпина «В мире  детских эмоций».

31. Е.И.Изотова,  Е.В.Никифорова «Эмоциональная сфера  ребенка. Теория и практика».

32. И.О.Карелина «Эмоциональное  развитие детей 5-10 лет».

33. Г.Г.Колос «Сенсорная комната  в дошкольном учреждении».

34. А.Д.Кошелева, В.И.Перегуда, О.А.Шаграева  «Эмоциональное развитие дошкольников».

35.Н.Л.Кряжева «Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет» 

36. Л.А.Метиева, Э.Я.Удалова «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений»

37. Ю.В.Микляева, В.Н.Сидоренко «Развитие  речи детей в процессе их  адаптации к ДОУ»

38. Е.А.Нефедова, О.В.Узорова «Готовимся  к школе».

39. Р.Л.Непомнящая «Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста».

40. Н.М.Пылаева, Т.В.Ахутина «Школа  внимания. Методика развития и  коррекции внимания 5-7 лет».

41. Л.Н.Рожина «Развитие эмоционального  мира личности»,

42. А.С.Роньжина «Занятия с  детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению».

43. «Руководство практического  психолога. Готовимся к школе:  развивающие программы» Под ред.  Т.К.Каракаш.

44. Саранская О.Н. «Психологический  тренинг для дошкольников «Давай  дружить»».

45. Е.О.Севостьянова. Программа адаптации детей к школе «Дружная семейка».

46. Ю.А.Соколова «Игры и задания  на интеллектуальное развитие  ребенка трех лет».

47.А.Ю.Татаринцева, М.Ю.Григорчук  «Детские страхи. Куклотерапия в  помощь детям». 

 

В течение всего учебного года, в детском саду ведется коррекционно-развивающая работа с подготовительными группами. Для этого используется программа - «Приключения будущих первоклассников» (разработанная на базе кафедры специальной психологии Нижегородского государственного педагогического университета; НОУ ОЦ «ДИВО» г. Нижнего Новгород).

Необходимо отметить, что коррекционная  работа с детьми осуществляется в  тесном взаимодействии с родителями и педагогами, так как каждый из этих факторов действует не в отдельности, а в сочетании с другими.

Как показывает практика, в результате диагностики выявляется много детей  требующих индивидуальной коррекционной  работы. В этих случаях усилия психолога  детского сада  сосредотачиваются на том, чтобы устранить причины нарушений в эмоционально-поведенческой сфере детей и убрать внешние проявления этих нарушений. Для этого используются комплексные занятия, составленные под конкретную проблему ребенка. Одновременно с проведением занятий проводится поддерживающая работа с родителями, направленная на оказание помощи в качественном выполнении родительских функций. Психологические консультации родителей, дети которых проходят коррекционные занятия, прежде всего направлены на то, чтобы помочь родителям понять поведение ребенка и их собственное отношение к нему. В некоторых случаях эти консультации направлены на помощь родителям, которые испытывают стресс, вызванный симптоматикой ребенка, так как родители, находящиеся в стрессе не могут обеспечить ребенку адекватную заботу. Консультации направлены и на изменение функционирования семейной системы, т.к. изменение это в значительной степени способствует исчезновению симптоматики у ребенка.  

 

 

 

Проведение коррекционной работы также предполагает использование  таких форм работы как:

- Занятия с использованием элементов игровой терапии

- Занятия с использованием арт-терапевтических  элементов (рисунок, лепка, аппликация)

- Занятия с использованием терапевтической  песочницы

- Занятия с использованием дидактических  сказок и рассказов 

 

Анализ показывает, что на положительную динамику коррекционных занятий оказывает большое влияние успешность и регулярность консультаций матерей детей находящихся в коррекционной работе. Был сделан вывод о необходимости усиления этого аспекта работы в деятельности всего педагогического коллектива, а также включения в план работы психолога целенаправленных мероприятий по развитию психологической компетентности родителей. 

 

3. Консультативная работа.  

 

В ходе консультативной работы психологом оказывается помощь в решение  проблем связанных с :

-возникновением отклонений в  поведении детей

- возникновением у детей невротических  симптомов

- регрессивным поведением детей 

- детскими страхами

- нарушением формирования у  ребенка половой идентичности

-нарушением  взаимоотношения детей со своими сверстниками

-повышенной агрессивностью

-наличием у детей депрессивной  симптоматики и др. 

 

Помощью психолога детского сада пользуются и родители, находящиеся в процессе развода, чьи дети в связи с  этим выдают невротическую симптоматику. Таким родителям даются соответствующие рекомендации по обращению с ребенком в это трудное для всей семьи время. Кроме этого консультации этих родителей преследуют цель понизить тревогу матери, которая отрицательно влияет на состояние ребенка. Ребенок дошкольного возраста все еще связан с матерью тесными симбиотическими узами, а значит, способен спонтанно реагировать на любое изменение ее поведения.

Часто родители, обращающиеся за консультациями в отношении ребенка, не могут  воспринимать своего ребенка объективно, так как они сами напряжены из-за перегрузки и жизненных неудач. Их детям не нужна работа с психологом, им нужны родители, которые были бы спокойны и умели бы правильно с ними обращаться. Консультации таких родителей, в нашем детском саду, носят терапевтический характер, а вмешательства психолога направлены на осознание родителями своих личных проблем и их влияния на их детей. Психологическое сопровождение родителей проводится в интересах детей и считается необходимым и обязательным.

В консультировании воспитателей психолог придерживается мнения, что советами директивного характера вряд ли можно чего-либо добиться. Но это не исключает на консультациях возможности получения воспитателями рекомендаций по взаимодействию с агрессивными, аутичными, гиперактивными и др. детьми.

В детском саду проводятся консультации воспитателей, которые направлены на разрешение конфликтных ситуаций с родителями. Большое внимание во время консультирования воспитателей уделяется и особенностям личности самого воспитателя, так как воспитательными действиями, прежде всего, руководят переживания. Поэтому на консультациях проводятся изменения восприятия и переживаний воспитателей тех или иных проблем ребенка, чтобы помочь во взаимодействии с трудными детьми. 

 

4. Просветительская работа.

Просвещение родителей и педагогов занимает важное место в системе психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса. Так как оно носит предупреждающий характер, т.е. профилактический.

Психолог детского сада обеспечивает родителей и педагогов своевременной информацией об актуальных состояниях ребенка, возможных проблемах, которые могут возникнуть в будущем при несоблюдении правил.

Большое внимание психолог уделяет  грамотному отбору тем для выступлений.

В рамках реализации данного направления  психологом проводится следующая работа:

Тематические выступления на родительских собраниях.

Информирование педагогов о  результатах психологического обследования детей на педсоветах.

Подбор психологической литературы и ознакомление с ней участников воспитательно-образовательного процесса.

Оформление информационных стендов.

Семинары – практикумы  для участников воспитательно-образовательного процесса.  

 

5. Психопрофилактическая  работа.

Особое внимание в психологическом  сопровождение уделяется именно психопрофилактике. Так как только так возможно предупредить нежелательные отклонения в развитии детей.

По данному направлению проводится преемственная работа с музыкальными руководителями, с инструктором по физической культуре; с воспитателями  психолог проводит обучающие тренинги по использованию «релаксационных пауз», «психомышечных разминок», которые проводятся с детьми во время и между занятиями. Психологом организуется наблюдение в течение дня - как регламентируется деятельность детей, с целью выявления неблагоприятных факторов – утомление ребенка находящегося в детском саду. 

 

Профилактическая работа с детьми включает:

- Индивидуальные занятия по профилактике трудностей в обучении и воспитании

- Групповую работу с детьми по профилактике агрессивности и тревожности  

 

Проблема профилактики социальной дезадаптации решается при помощи:

- Экскурсий детей в школу:

- Праздников 

 

Методическим обеспечением данного направления является: 

 

1. Ю.Ю.Гурьянова «Готовимся к  школе. Интенсивный курс. Тесты,  игры, упражнения»

2. Н.В.Кирюхина «Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ».

3. Г.Г.Колос «Сенсорная комната  в дошкольном учреждении».

4. Е.К.Лютова, Г.Б.Монина «Тренинг  взаимодействия с детьми».

5. Л.А.Метиева, Э.Я.Удалова «Сенсорное  воспитание детей с отклонениями  в развитии. Сборник игр и игровых упражнений»

6. Ю.В.Микляева, В.Н.Сидоренко «Развитие  речи детей в процессе их  адаптации к ДОУ»

7. Е.А.Нефедова, О.В.Узорова «Готовимся  к школе».

8. Р.Л.Непомнящая «Развитие представлений  о времени у детей дошкольного  возраста».

9. А.С.Роньжина «Занятия с детьми 2-4 лет в период адаптации к  дошкольному учреждению». 

10. «Руководство практического  психолога. Готовимся к школе:  развивающие программы» Под ред.  Т.К.Каракаш.

11. Саранская О.Н. «Психологический  тренинг для дошкольников «Давай дружить»».

12. Е.О.Севостьянова. Программа адаптации  детей к школе «Дружная семейка».

13. А.И.Титарь «Игровые развивающие  занятия в сенсорной комнате».  

 

Организационно-методическая работа. 

 

Организационно-методическая работа предполагает:

- участие и проведение научно-практических семинаров, конференций округа;

- пополнение инструментария, пополнение  пособий;

- анализ научной и практической  литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и корректирующих  программ;

- обработка и анализ результатов психологических исследований

- оформление психологической документации;

- подготовка занятий, консультаций  и других видов работы со  всеми участниками воспитательно-образовательного  процесса 

- анализ адаптационных листов 

- составление коррекционных и диагностических программ

- ведение карт развития ребенка 

- подготовка заключений и методических  рекомендаций 

 

Психологическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса предусматривает особые требования к личности и профессиональной подготовке психолога. В настоящее время психолог должен быть знаком с основами детской психотерапии, семейной, психоаналитической и юнгианской психотерапией, основами патопсихологии и нейропсихологии. Психолог должен быть открыт навстречу ребенку. Необходимым для психолога является – постоянный анализ своей работы, своих ощущений от взаимодействия с ребенком, осуществление рефлексии, результаты которой должны использоваться для понимания дезадаптивного поведения ребенка. Поэтому психолог детского сада № 1618 постоянно повышает свою квалификацию на семинарах, тренингах и мастер-классах, а также проходит обучение по программе «Клиническая психология».

Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса