Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:39, курсовая работа
Цель исследования – изучить методы и приемы психосоциальной реабилитации в психиатрии и разработать практические рекомендации по её совершенствованию.
Задачи:
– Описать теоретические подходы к исследованию феномена психосоциальной реабилитации
– Сформировать современные представления о психосоциальной реабилитации в психиатрии
– Исследовать психосоциальную реабилитацию как прикладное направление и объект исследования в социальной работе.
– Выделить виды психосоциальной реабилитации, оказываемые специалистом по социальной работе пациентам в психиатрических учреждениях
– Описать общие алгоритмы оказания инструментальной помощи и поддержки
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию феномена психосоциальной реабилитации
Современные представления о психосоциальной реабилитации в психиатрии
Психосоциальная реабилитация как прикладное направление и объект исследования в социальной работе.
Глава 2. Сущность и содержание психосоциальной реабилитации в практике современной психиатрии
Виды психосоциальной реабилитации, оказываемые специалистом по социальной работе.
2.1.1. Групповые тренинговые занятия (тренинги).
2.1.2. Арт-терапия и творчество.
Инструментальная помощь и поддержка.
Содержание.
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию феномена психосоциальной реабилитации
Глава 2. Сущность и содержание психосоциальной реабилитации в практике современной психиатрии
2.1.1. Групповые
тренинговые занятия (тренинги)
2.1.2. Арт-терапия и творчество.
Введение.
Социальная работа долгое время оставалась профессиональной сферой, специфика которой была непонятна широкому кругу потребителей медицинской помощи и воспринималась как работа по уходу за инвалидами и престарелыми людьми. Однако развитие биопсихосоциальной модели оказания медицинской помощи вывело социальных специалистов на гораздо более высокий уровень профессионального мастерства и сделало их незаменимыми сотрудниками во многих лечебных и реабилитационных учреждениях. На сегодняшний день можно с уверенностью говорить о конкретизации профессиональных задач, требований к должностным обязанностям и уровню профессиональной компетентности специалистов по социальной работе. Во многих медицинских учреждениях работа данных специалистов оценивается достаточно высоко и считается обязательным дополнением к лечебному процессу.
Проблема психосоциальной реабилитации затронута в исследованиях И.Я. Гуровича, О.В. Немиринского, Н.Д. Семеновой, Я.А. Сторожаковой, А.Б. Шмуклера, к сожалению большинство работ по психосоциальной реабилитации написаны с позиции психолога или психиатра, а не специалиста по социальной работе.
Объект исследования – психосоциальная реабилитация
Предмет исследования – психосоциальная реабилитация в психиатрии
Цель исследования – изучить методы и приемы психосоциальной реабилитации в психиатрии и разработать практические рекомендации по её совершенствованию.
Задачи:
– Описать теоретические подходы к исследованию феномена психосоциальной реабилитации
– Сформировать современные представления о психосоциальной реабилитации в психиатрии
– Исследовать психосоциальную реабилитацию как прикладное направление и объект исследования в социальной работе.
– Выделить виды психосоциальной реабилитации, оказываемые специалистом по социальной работе пациентам в психиатрических учреждениях
– Описать общие алгоритмы оказания инструментальной помощи и поддержки
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию феномена психосоциальной реабилитации
1.1 Современные представления о психосоциальной реабилитации в психиатрии
В общем плане цель психосоциального подхода - обеспечить равновесие между психической жизнью человека и социальными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность [1, с 454].
Психосоциальная реабилитация - восстановление нарушенных (формирование - в случаях изначальной недостаточности) когнитивных, мотивационных, эмоциональных ресурсов личности (включая навыки, знания, умения взаимодействовать, решать проблемы, использовать стратегию совладания с остаточной психотической симптоматикой и пр.) у психически больных с изъянами социальной адаптации, обеспечивающих их интеграцию в общество. Речь идет также о применении для этого комплекса психосоциальных воздействий - различных получивших распространение в последние десятилетия форм и методов, направленных на восстановление потенциала самого пациента, что делает возможным его усилия для достижения более полного или равного с другими положения в обществе. Авторы занимающиеся реабилитацией, и раньше подчеркивали важную, если не решающую роль активного участия самого пациента в реабилитационном процессе, однако методы непосредственного психосоциального воздействия тогда были ограничены; скорее они носили опосредованный, косвенный характер. Например, у лиц, вовлеченных в трудовые процессы или бытоустроенных вне психиатрических стационаров, вместе с тем постепенно восстанавливались навыки социального взаимодействия или независимого, самостоятельного проживания.[2, c.5].
Начиная с разработки такой формы как «терапевтическое сообщество» функция непосредственного психосоциального воздействия в реабилитационных мероприятиях начинает все больше преобладать. В настоящее время это многочисленные пациент-центрированные, но включающие также ближайшее социальное окружение, чаще групповые, а также индивидуальные формы работы, основанные на различных многочисленных программах (модулях). Сюда относятся: тренинги социальных навыков, общения, самоуважения, уверенного поведения, независимого проживания, психообразовательные программы. обучение стратегии совладания с остаточными психотическими симптомами, семейная терапия, использующая проблемно-решающую, поведенческую, психообразовательную техники и пр.
Сегодня это такой же, не менее значимый, комплекс терапевтических воздействий, как и биологическая (фармакологическая) терапия. В качестве индикаторов результативности психосоциальных воздействий используются как и клинические показатели: измерениями выраженности психических расстройств в динамике, длительность ремиссий частоты обострений и регоспитализаций, так и другие характеристики: социальные навыки и социальное приспособление, качество жизни трудоустройство, облегчение семейного бремени, уровень знаний о болезни (при психообразовательной методике), стоимостная эффективность и др.
Говоря о психосоциальной реабилитации, надо еще отметить следующее. При длительном применении практически всех методик необходимо избежать возникновения от них зависимости и, более того, обеспечить, насколько это возможно, автономию пациента. Достижение социальной компетентности и, следовательно, автономии пациентов - одна из стержневых целей психосоциальной реабилитации. Достаточно при этом вспомнить звучавшее неоднократно в литературе указание на развитие явлений «инфантилизации» в длительно сверхопекаемых контингентах психически больных, развитие явлений внебольничного госпитализма (ухудшение психического состояния: явления социальной дезадаптации, утрата интересов к труду и трудовых навыков, снижение синтонности (использование (излучение) в общении синтонов — психологические отношение, которые создают схожие эмоциональные состояния у партнеров по общению, настраивают на одну волну, помогают установить контакт, помогают взаимопониманию, улучшают взаимоотношения), ухудшение контакта с окружающими, тенденция к хронификации заболевания и др.) в условиях заниженных социальных требований [6, c. 37].
Одна из типичных
целей психосоциальной работы касается
предупреждения повторных обострений
и регоспитализаций. Буферная роль
в отношении повторных
Другая задача,
как и предыдущая, из наиболее актуальных
сегодня для отечественной
Следует наметить
ряд принципиальных положений, выполнение
которых, собственно, превращает использование
методов психосоциального воздействия
в систему психосоциальной
1. Процесс психосоциальной реабилитации может быть начат на любом этапе оказания психиатрической помощи - вне острых состояний (обострений), но возможно более рано после купирования острых проявлений психического расстройства. Очевидно, однако, что чем раньше по отношению к началу заболевания начинаются психосоциальные мероприятия (так же, как и биологическая терапия), тем скорее можно рассчитывать на более благоприятный прогноз.
Могут назначаться различные виды психосоциального лечения в зависимости от наличия к ним показаний. Например, в настоящее время широко применяется включение пациентов на этапе выхода из психотического состояния в психообразовательную группу, особенно при первом психотическом эпизоде, но и в других случаях, когда это необходимо. Программа работы в такой группе, помимо цели преодоления стресса, связанного с возникновением тяжелого психотического заболевания, ситуации, обусловленной иногда необходимостью смены работы, профессии, других ролевых функций, например, в семье (первый эпизод), включает также формирование мотивации на продолжение фармакотерапии в течение достаточно продолжительного времени, обучение стратегии совладения с остаточными психопатологическими расстройствами.
Эти психосоциальные вмешательства не обязательно начинаются на больничном этапе; они часто проводятся во внебольничных условиях, и не обязательно связаны с началом болезни (только при первом эпизоде) или с началом оказания помощи; выбор вмешательства обусловлен конкретными показаниями. Но их назначение впервые означает вступление больного в первый этап психосоциальной реабилитации.
2. Необходимо
формулировать цель каждого
Психосоциальные вмешательства должны быть, во-первых, дифференцированы и направлены на достижение определенной цели (или целей) и, во-вторых, ограничены во времени. Отсутствие структурированности и неопределенность во времени делает психосоциальные вмешательства расплывчатыми в отношении достижения цели. Продолжительность конкретного вмешательства обычно определяется отрезком времени, на которое рассчитан модуль.
Все это четко
структурирует процесс
3. Выбор формы
вмешательства для конкретного
больного должен
В связи с
этим каждое психиатрическое учреждение
должно располагать несколькими
постоянно работающими и
4. Последовательность
психосоциальных воздействий
Указанная последовательность определяется продвижением к цели. Однако не все этапы обязательны. При относительной сохранности личности этап с использованием промежуточных форм психиатрической помощи оказывается излишним. Направление больного в групповой дом, общежитие или в лечебно-производственные мастерские целесообразно лишь при более выраженном личностном снижении. Это обстоятельство определяет и обычно несравненно большую продолжительность этого этапа.
5. При завершении каждого этапа или всей программы психосоциальной реабилитации следует учитывать необходимость поддерживающих непрерывных или периодических психосоциальных воздействий.
Поэтапность и
закрепление путем
1.2. Психосоциальная реабилитация, как прикладное направление и объект исследования в социальной работе.
Психосоциальные воздействия в многообразных организационных формах ставят своей задачей продвижение, углубление и закрепление процесса психосоциальной реабилитации. Собственно все организационные формы, делающие акцент на разных сторонах реабилитационного процесса (различные формы защищенного трудоустройства, защищенного трудоустройства с поддержкой, вплоть до состязательного трудоустройства на рынке труда, формы промежуточного местожительства: подготовительное самостоятельное проживание в выделенной квартире при больнице, общежития или варианты групповых домов с различным участием медико-социального обслуживания, самостоятельное проживание с поддержкой в снятых медицинским учреждением квартирах в обычных жилых домах) все эти организационные формы психиатрической помощи рассматриваются одновременно и как формы психосоциальной реабилитации. Сюда же относятся различные полустационарные, дневные и амбулаторные программы, как пациент-центрированные, так и нацеленные на ближайшее социальное окружение (семейная терапия, работа с социальными сетями, организации самопомощи самих пациентов и родственнике пациентов) [2, c.6].
Информация о работе Психосоциальная реабилитация психически больных