Пути семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Впервые подвергается системному анализу такое социально-педагогическое явление, как "домашнее воспитание", возрождающееся в новых социально-экономических условиях; проанализированы этапы его развития, цели, содержание и опыт подготовки специалистов в исторической ретроспективе; определены требования к современному домашнему педагогу и его подготовке в России. Домашнее воспитание - новое направление в современной образовательной системе, еще недостаточно исследованное. В работе не ставится цель раскрыть воспитание социальных навыков общения ребенка, включение его в другие, кроме семейного, сообщества.

Содержание работы

Введение.

Глава 1. Семья - социальный институт формирования личности.

Глава 2. Воспитание детей в различных по структуре семьях.

2.1. Особенности воспитания единственного ребенка в семье.

2.2. Специфика воспитания в многодетной семье.

2.3. Воспитание ребенка в неполной семье.

Глава 3. Роль родителей в развитии ребенка и ошибки семейного воспитания.

3.1. Роль родителей в развитии ребенка

3.2. Ошибки семейного воспитания.

Заключение.

Литература.

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 44.75 Кб (Скачать файл)

 Связь между родителями и  ребенком относится к наиболее  сильным человеческим связям. Чем  более сложен живой организм, тем дольше должен он оставаться  в тесной зависимости от материнского  организма. Без этой связи невозможно  развитие, а слишком раннее прерывание  этой связи представляет угрозу  для жизни. Человек принадлежит  к наиболее сложным биологическим  организмам, поэтому никогда не станет полностью независимым. Человек не может черпать жизненные силы только из самого себя. Человеческая жизнь, как говорил психолог А.Н.Леонтьев, - это разъятое, разделенное существование, главным признаком которого является потребность сближения с другим человеческим существом. Вместе с тем связь ребенка с его родителями внутренне конфликтна. Если дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления этой связи, родители стараются как можно дольше ее удержать. Родители хотят уберечь молодежь перед жизненными опасностями, поделиться своим опытом, предостеречь, а молодые хотят приобрести свой собственный опыт, даже ценой потерь, хотят сами узнать мир. Этот внутренний конфликт способен порождать множество проблем, причем проблемы независимости начинают проявляться довольно рано, фактически с самого рождения ребенка. Действительно, избранная дистанция в общении с ребенком проявляется уже в той или иной реакции матери на плач младенца. А первые самостоятельные шаги, а первое "Я - сам!", выход в более широкий мир, связанный с началом посещения детского сада? Буквально каждый день в семейном воспитании родители должны определять границы дистанции.

Решение этой задачи, иными словами, предоставление ребенку той или  иной меры самостоятельности регулируется прежде всего возрастом ребенка, приобретаемыми им в ходе развития новыми навыками, способностями и возможностями взаимодействия с окружающим миром. Вместе с тем многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно, что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и самостоятельности, предоставляемой детям. В одних семьях первоклассник ходит в магазин, отводит в детский сад младшую сестренку, ездит на занятия через весь город. В другой семье подросток отчитывается во всех, даже мелких, поступках, его не отпускают в походы и поездки с друзьями, охраняя его безопасность. Он строго подотчетен в выборе друзей, все его действия подвергаются строжайшему контролю.

Необходимо иметь в виду, что  устанавливаемая дистанция связана  с более общими факторами, определяющими  процесс воспитания, прежде всего  с мотивационными структурами личности родителей. Известно, что поведение  взрослого человека определяется достаточно большим и сложным набором  разнообразных побудителей, обозначаемых словом "мотив". В личности человека все мотивы выстраиваются в определенную, индивидуальную для каждого подвижную  систему. Одни мотивы становятся определяющими, главенствующими, наиболее значимыми  для человека, другие - приобретают  подчиненное значение. Иными словами, любая человеческая деятельность может быть определена через те мотивы, которые ее побуждают. Бывает так, что деятельность побуждается несколькими мотивами, иногда одна и та же деятельность вызывается разными или даже противоположными по своему психологическому содержанию мотивами. Для правильного построения воспитания родителям необходимо время от времени определять для самих себя те мотивы, которыми побуждается их собственная воспитательная деятельность, определять, что движет их воспитательными условиями.

Дистанция, которая стала преобладающей  во взаимоотношениях с ребенком в  семье, непосредственно зависит  от того, какое место занимает деятельность воспитания во всей сложной, неоднозначной, подчас внутренне противоречивой системе  различных мотивов поведения  взрослого человека. Поэтому стоит  осознать, какое место в родительской собственной мотивационной системе  займет деятельность по воспитанию будущего ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Ошибки семейного воспитания.

 

Воспитание и потребность в  эмоциональном контакте. У человека как существа общественного имеется  своеобразная форма ориентировки - направленность на психический облик  другого человека. Потребность "ориентиров" в эмоциональном настрое других людей и называется потребностью в эмоциональном контакте. Причем речь идет о существовании двустороннего  контакта, в котором человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности, что другие созвучны с его собственными чувствами. В таком созвучном  эмоциональном контакте и испытывает каждый здоровый человек независимо от возраста образования, ценностных ориентаций.

Может случиться так, что цель воспитания ребенка оказывается "вставленной" именно в удовлетворение потребностей эмоционального контакта. Ребенок становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения. Примеров здесь множество. Это и родители, по тем или иным причинам испытывающие затруднения в контактах с  другими людьми, и одинокие матери, и посвятившие все свое время  внукам бабушки. Чаще всего при таком  воспитании возникают большие проблемы. Родители бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанностей ребенка за пределы семейного  круга.

Воспитание и потребность смысла жизни. Большие проблемы возникают  в общении с ребенком, если воспитание стало единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни. Потребность смысла жизни проанализированная польским психологом К.Обуховским, характеризует поведение взрослого человека. Без удовлетворения этой потребности человек не может нормально функционировать, не может мобилизировать все свои способности в максимальной степени. Удовлетворение такой способности связанно с обоснованием для себя смысла своего бытия, с ясным, практически приемлемым и заслуживающим одобрения самого человека направлением его действий. Значит ли это, что человек всегда осознает общий смысл своих действий, своей жизни? Очевидно нет, однако каждый стремиться в случае необходимости найти смысл своей жизни.

Удовлетворением потребности смысла жизни может стать забота о  ребенке. Мать, отец или бабушка могут  считать, что смысл их существования  является уход за физическим состоянием и воспитанием ребенка. Они не всегда могут это осознавать, полагая, что цель их жизни в другом, однако счастливыми они чувствуют себя только тогда, когда они нужны. Если ребенок, вырастая, уходит от них, они часто начинают понимать, что "жизнь потеряла всякий смысл". Ярким примером тому служит мама, не желающая терять положение "опекунши", которая собственноручно моет пятнадцатилетнего парня, завязывает ему шнурки на ботинках, так как "он это всегда плохо делает", выполняет за него школьные задания, "чтобы ребенок не переутомился". В результате он получает требуемое чувство своей необходимости, а каждое проявление самостоятельности сына преследует с поразительным упорством. Вред такого самопожертвования для ребенка очевиден.

Воспитание и потребность достижения. У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям  из за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Отец хотел стать врачом, но ему это не удалось, пусть же ребенок осуществит отцовскую мечту. Мать мечтала играть на фортепьяно, но условий для этого не было, и теперь ребенку нужно интенсивно учиться музыке.

Подобное родительское поведение  неосознанно для самих родителей  приобретает элементы эгоизма: "Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей  жизни..."

Ребенок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему  задатков, сформированных личностных качеств. Обычно не принимаются во внимание возможности, интересы, способности  ребенка, которые отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями. Ребенок становится перед  выбором. Он может втиснуть себя в  рамки чуждых ему родительских идеалов  только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство удовлетворенности  родителей. В этом случае он пойдет ложным путем, не соответствующим его  личности и способностям, который  часто заканчивается полным фиаско. Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем  самым разочарование родителей  из за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями.

Под влияние прошлого опыта, истории  развития личности человека в его  сознании могут появляться так называемые сверхценные идеи. Ими могут быть представления о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном, необходимом, помогающем в жизни. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим "особо ценным" качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми.

В тех случаях, когда ценности родителей  начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями  развития ребенка, либо с присущими  ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.

Типичным и ярким примером может  служить ситуация, когда увлечение  спортом приводит к тому, что супруги  строят планы о совместных семейных походах, катании на яхтах, занятиях горными лыжами, не замечая, что в  их мечтах о будущем ребенке им видится все-таки мальчик. Рождается  девочка. Но воспитание строится по заранее  запрограммированному сверхценному образцу. Подчеркнутый мужской стиль одежды, обилие, несколько излишнее для девочки, спортивных упражнений, скептическое, насмешливое отношение к играм с куклами и даже шутливое, вроде бы ласковое прозвище Сорванец - тоже мужского рода. Все это может привести к отрицательным последствиям в психическом развитии и даже вызвать тяжелое заболевание у ребенка. Здесь двойная опасность. Во-первых, у девочки могут сформироваться черты противоположного пола, препятствующие правильной и своевременной половой идентификации, иными словами, может быть искажено осознание себя как будущей женщины. Во-вторых, навязывая ребенку не присущие ему самому качества, родители как будто убеждают его в том, что такой, какой он есть, ребенок не нужен, подчеркивают свое непринятие. А это самый неприемлемый, самый опасный для психического развития ребенка стиль отношения к нему.

Казалось, что, если единственным или  основным мотивом воспитания является потребность эмоционального контакта, или потребность достижения, или  потребность смысла жизни, воспитание проводится на укороченной дистанции  и ребенок ограничивается в своей  самостоятельности. При реализации определенной системы воспитания, когда мотив воспитания как бы отодвигается о ребенка, дистанция может быть любой, это определяется уже не столько личностными установками родителей или особенностями детей, сколько рекомендациями избранной системы. Но проблема независимости отчетливо проявляется и здесь. Она выглядит как проблема несвободы ребенка в проявлении присущих ему индивидуальных качеств. Подобно этому регулирующие воспитание сверхценные мотивы родителей ограничивают свободу развития присущих ребенку задатков, усложняют развитие, нарушая его гармонию, а иногда и искажая его ход.

Цели воспитания. Будущие родители, конечно же, задумываются о том, как  лучше сформулировать для самих  себя цели работы по воспитанию своего ребенка. Ответ так же прост, как  и сложен: цель и мотив воспитания ребенка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь  этого ребенка. На созидание такой  жизни и должно быть направленно  семейное воспитание.

Некоторые авторы пытались проследить, как связаны черты характера  родителей с чертами характера  ребенка. Они полагали, что особенности  характера или поведения родителей  прямо проецируются на поведение  ребенка. Думали, что если мать проявляет  склонность к тоске, подавленности, то и у ее детей будут заметны такие же способности. При более пристальном изучении этого вопроса все оказалось значительно сложнее. Связь личности родителей и воспитанных особенностей поведения ребенка не столь непосредственна. Многое зависит от типа нервной системы ребенка, от условий жизни семьи. Теперь психологам понятно, что одна и та же доминирующая черта личности или повеления родителя способна в зависимости от разных условий вызывать и самые разные формы реагирования, а в дальнейшем и устойчивого поведения ребенка. Например, резкая, вспыльчивая, деспотичная мать может вызвать в своем ребенке как аналогичные черты - грубость, несдержанность, так и прямо противоположные, а именно подавленность, робость.

Именно поэтому будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих  себя, с анализа особенностей соей собственной личности.

Заключение.

 

Семейная жизнь сложилась с  давних пор так, что родительские обязанности делятся между отцом  и матерью, и притом делятся неравномерно. Важнейшие заботы по уходу за детьми и первоначальному воспитанию детей ложатся на мать как потому, что она в состоянии отдать детям больше времени, чем отец, так и потому, что по традиции она больше привыкла к этому, а по натуре может внести в это больше нежности, мягкости, ласки и внимательности. Этим близким участием матери в жизни детей в их раннем возрасте определяется и нравственное ее влияние на них в эти первые их годы.

С годами, однако, значение этого непосредственного  ухода утрачивает нравственную роль. Дети начинают становиться самостоятельнее, несколько определяются, продолжая  нуждаться в помощи родителей  и взрослых, но ищут уже не исключительно  материальной поддержки. Дети индивидуализируются. У одних являются вкусы и потребности, которые лучше удовлетворяет  отец, чем мать, у других - наоборот.

Воспитывать - не значит говорить детям  хорошие слова, наставлять и их, а, прежде всего, самому жить по - человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них о себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя.

Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и  искреннего. В этих трех качествах  должна заключаться предельная правда жизни.

Информация о работе Пути семейного воспитания