Пути, способы и средства гуманизации образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 11:04, реферат

Описание работы

Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия. Человек как самоцель развития, как критерий оценки социального процесса представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований.

Содержание работы

Введение…………………...…………………………………………….…....................3
Тенденции Развития системы образования в России....................................................5
Закономерности гуманизации образования. Основные положения............................7
Гуманизация образования и демократический стиль педагога...................................11
Гуманитаризация образования…...................................................................................12
Гуманизация и гуманитаризация образования..........................................................15
Направления гуманизации образования........................................................................18
Заключение…...................................................................................................................22
Библиография……………...............................................................................................

Файлы: 1 файл

гуманизация образования.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию РФ 

Государственное образовательное учреждение

  высшего профессионального  образования

«Волгоградский государственный педагогический университет» 

Институт  Иностранных Языков  
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему: 

Пути, способы  и средства гуманизации образования 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка II курса 

Проверил; канд. пед. наук,

доцент  кафедры ТиМТОиВ 
 
 
 
 
 
 
 

Волгоград 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………...…………………………………………….…....................3

Тенденции Развития системы образования в России....................................................5

Закономерности  гуманизации образования. Основные положения............................7

Гуманизация образования  и демократический стиль педагога...................................11

Гуманитаризация образования…...................................................................................12

Гуманизация и  гуманитаризация  образования..........................................................15

Направления гуманизации  образования........................................................................18

Заключение…...................................................................................................................22

Библиография……………...............................................................................................23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Российское  общество находится на переломном этапе  своего развития. Он характеризуется  переоценкой ценностей, критикой и  преодолением того, что мешает дальнейшему  движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия. Человек как самоцель развития, как критерий оценки социального процесса представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения функционирования системы образования. Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу – способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель-ученик» - установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов учителя. Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности. Данный социально педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования. Ключевое понятие гуманистической философии образования - «гуманизм». Попытка определить его смысл показывает, что у этого понятия существует несколько значений. Их изменение позволяет осознать различные аспекты данной проблемы, хотя и вызывает затруднения, связанные с определением конкретного содержания самого понятия «гуманизм». Так понятие «гуманизм» употребляется, по крайней мере, в десяти значениях:

    ·   название эпохи Возрождения в различных культурных движениях, идейных течений, направлений общественной мысли;

    ·   название области теоретического знания, которая отдает предпочтение гуманитарным наукам;

    · характеристика марксистского мировоззрения, пролетарской идеологии, социалистического  образа жизни;

      · обозначение нравственных качеств  личности - человечности, доброты и  уважения;

    · определение важнейшего фактора  всестороннего развития личности;

    · выражение особого отношения  к человеку как  высшей ценности жизни;

      · название практической деятельности, направленной на достижение общечеловеческих идеалов, и др.         

    Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система  взглядов, убеждений, идеалов строится вокруг одного центра - человека. Если гуманизм - это система определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира, но и оценку своего места в окружающей действительности. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, то есть, по сути, ко всему миру в целом. 
 

      
     
     
     
     

    Тенденции Развития системы образования в России 

      История современной школы представляет непрерывную череду образовательных реформ. Как правило, их суть сводится к стремлению изменить сознание человека, его воззрения и ценности и воспитать "человека новой формации". Модернизация российского общества предполагает переход от индустриального общества к информационному, в котором процессы создания и распространения новых знаний становятся ключевыми.

    Приоритетами  образования являются:

    · облегчение социализации в рыночной среде;

    · обеспечение социальной мобильности в обществе;

    · поддержка вхождения новых поколений в глобализированный мир, открытое информационное сообщество;

    · противодействие негативным социальным процессам;

    · образование должно реализовать ресурс свободы, поле выбора для каждого получающего образование.

    Организационной основой новой реформы образования  является постепенный переход на двенадцатилетний срок обучения средней  школы.

    Реформа предполагает изменение содержания основного и среднего образования: усиление социальной и гуманитарной ориентированности; повышение практической ориентации (направленность не только на усвоение знаний, но и на развитие способности к мышлению); дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса путем развития вариативных образовательных программ.

    Реформа предполагает решить следующие задачи:

    · устранить традицию перегруженности учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний;

    · изменить методы обучения, увеличив количество тех, которые формируют практическое навыки анализа информации и самообучения;

    · ввести в средней школе необходимую базовую подготовку по прикладной информатике, а в профильных планах – по специализированным прикладным программам;

    · обеспечить рабочее знание минимум одного иностранного языка всеми выпускниками средней школы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Закономерности  гуманизации образования. Основные положения 

    Опираясь  на выводы многочисленных психолого-педагогических исследований можно сформулировать закономерности гуманизации образования:

    1. Образование как процесс становления  психических свойств и функций  обусловлен взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой. Психологические явления, отмечал С.Л.Рубинштейн, возникают в процессе взаимодействия человека с миром. А.Н.Леонтьев считал, что ребенок не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда передаются через отношения других людей, он всегда включен в общение (совместную деятельность, речевое и мыслительное общение).

    2. Среди гуманистических тенденций  функционирования и развития  системы образования можно выделить  главную -  ориентацию на развитие личности. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим будет становиться человек.

    3. Образование будет удовлетворять  личные запросы, если оно, согласно  Л.С.Выготскому, ориентировано на  «зону ближайшего развития», то  есть на психические функции,  которые уже созрели у ребенка и готовы к дальнейшему развитию.

    4. Сегодня есть реальная возможность  дать человеку овладеть не  только базовыми профессиональными  знаниями, но и общечеловеческой  культурой, на основе которой  возможно развитие всех сторон  личности, учет ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с материальной базой и кадровым потенциалом образования. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания образования. В этой связи самоопределение личности в мировой культуре - стержневая линия гуманитаризации содержания образования.

    5. Культурологический принцип требует  повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выявление их духовности и общечеловеческих ценностей. Учет культурно исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой-важнейшие условия конструирования новых учебных планов и программ.

    6. Культура реализует свою функцию  развития личности только в  том случае, если она активизирует, побуждает человека к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее  значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой.

    7. Процесс общего, социально-нравственного  и профессионального развития  личности приобретает оптимальный  характер, когда учащийся выступает  субъектом обучения. Данная закономерность  обуславливает единство реализации деятельного и личного подходов Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как  к самостоятельной ценности, а не как к средству для достижения своих целей.

    8. Принцип диалогического подхода предполагает преобразование позиции педагога и позиции учащегося в личностно-равноправные, в позиции сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса. Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремления, формирует мотивы учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения.

    9. Саморазвитие личности зависит  от степени творческой направленности  образовательного процесса. Данная  закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся ощутить радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Основное назначение индивидуально-творческого подхода состоит в создании условий для самореализации личности, в выявлении и развитии ее творческих возможностей.

    10. Гуманизация образования в значительной степени связана с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответственности. Готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы других людей неизбежно определяется степенью сформированности гуманистического образа жизни. Данный принцип требует такого уровня внутренней собранности личности, при которой человек не идет на поводу обстоятельств, складывающихся в педагогическом процессе. Личность сама может творить эти обстоятельства, вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно совершенствовать себя.

    На  сегодняшний день, когда в социально-экономической  жизни страны происходят небывалые  перемены, когда все мы думаем о  путях преобразования общественного  воспитания, возникает необходимость  решения стоящих перед нами новых задач. Одна из них та же что стоит перед обществом в целом: переход от командно-бюрократической к демократической организации жизни. Обновленный социум должен явить свое лицо, прежде всего детям. Применительно к образованию это означает гуманизацию (предполагает усиление человечности, уважение к человеческому достоинству; человеколюбие в обучении и воспитании) - ориентацию на ребенка, его потребности, возможности и психологические особенности. Вопрос о необходимости систематического педагогического воздействия на ребенка решается вполне однозначно: оно необходимо, так как служит одним из основных путей передачи ребенку общественного опыта, человеческой культуры. Вне такой передачи психическое развитие вообще невозможно. Другое дело как, какими путями, в каких формах это воздействие осуществляется, чтобы ориентироваться на ребенка, учитывать его интересы и возможности и быть вместе с тем наиболее эффективным.          Итак, для того чтобы приобрести подлинно гуманистический характер, воспитание должно осуществляться в основном через организацию и руководство детскими видами деятельности и обеспечивать наилучшие условия для развития в этих видах деятельности психологических качеств, специфичных для возраста и имеющих непреходящее значение, - в первую очередь образных форм познания мира и социальных эмоций.          Реальный процесс психического развития ребенка включает гораздо более широкий круг психических свойств и способностей, которые необходимо учитывать при построении обучения и воспитания. Главное же - развитие каждого ребенка идет своим особым путем, в котором общие закономерности проявляются в индивидуальной форме. И если учет возрастных особенностей психологического развития является основой разработки общей стратегии требует выявле6ния и учета индивидуальных особенностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Пути, способы и средства гуманизации образования