Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 11:04, реферат
Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия. Человек как самоцель развития, как критерий оценки социального процесса представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований.
Введение…………………...…………………………………………….…....................3
Тенденции Развития системы образования в России....................................................5
Закономерности гуманизации образования. Основные положения............................7
Гуманизация образования и демократический стиль педагога...................................11
Гуманитаризация образования…...................................................................................12
Гуманизация и гуманитаризация образования..........................................................15
Направления гуманизации образования........................................................................18
Заключение…...................................................................................................................22
Библиография……………...............................................................................................
Федеральное
агентство по образованию
РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский
государственный педагогический
университет»
Институт
Иностранных Языков
Реферат
на тему:
Пути, способы
и средства гуманизации образования
Выполнила:
студентка II курса
Проверил; канд. пед. наук,
доцент
кафедры ТиМТОиВ
Волгоград 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………...………………………………
Тенденции Развития
системы образования в России..
Закономерности
гуманизации образования. Основные
положения.....................
Гуманизация образования
и демократический стиль
Гуманитаризация
образования…..................
Гуманизация и
гуманитаризация образования...................
Направления гуманизации
образования...................
Заключение…...................
Библиография…………….............
Введение
Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия. Человек как самоцель развития, как критерий оценки социального процесса представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения функционирования системы образования. Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу – способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель-ученик» - установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов учителя. Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности. Данный социально педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования. Ключевое понятие гуманистической философии образования - «гуманизм». Попытка определить его смысл показывает, что у этого понятия существует несколько значений. Их изменение позволяет осознать различные аспекты данной проблемы, хотя и вызывает затруднения, связанные с определением конкретного содержания самого понятия «гуманизм». Так понятие «гуманизм» употребляется, по крайней мере, в десяти значениях:
· название эпохи Возрождения в различных культурных движениях, идейных течений, направлений общественной мысли;
· название области теоретического знания, которая отдает предпочтение гуманитарным наукам;
· характеристика марксистского мировоззрения, пролетарской идеологии, социалистического образа жизни;
· обозначение нравственных
· определение важнейшего фактора всестороннего развития личности;
· выражение особого отношения к человеку как высшей ценности жизни;
· название практической деятельности, направленной на достижение общечеловеческих идеалов, и др.
Гуманистическое
мировоззрение как обобщенная система
взглядов, убеждений, идеалов строится
вокруг одного центра - человека. Если
гуманизм - это система определенных взглядов
на мир, то именно человек оказывается
системообразующим фактором, ядром гуманистического
мировоззрения. При этом его отношение
содержит не только оценку мира, но и оценку
своего места в окружающей действительности.
Следовательно, в гуманистическом мировоззрении
как раз и находят свое выражение многообразные
отношения к человеку, к обществу, к духовным
ценностям, к деятельности, то есть, по
сути, ко всему миру в целом.
Тенденции
Развития системы образования
в России
История современной школы представляет непрерывную череду образовательных реформ. Как правило, их суть сводится к стремлению изменить сознание человека, его воззрения и ценности и воспитать "человека новой формации". Модернизация российского общества предполагает переход от индустриального общества к информационному, в котором процессы создания и распространения новых знаний становятся ключевыми.
Приоритетами образования являются:
· облегчение социализации в рыночной среде;
· обеспечение социальной мобильности в обществе;
· поддержка вхождения новых поколений в глобализированный мир, открытое информационное сообщество;
· противодействие негативным социальным процессам;
· образование должно реализовать ресурс свободы, поле выбора для каждого получающего образование.
Организационной
основой новой реформы
Реформа предполагает изменение содержания основного и среднего образования: усиление социальной и гуманитарной ориентированности; повышение практической ориентации (направленность не только на усвоение знаний, но и на развитие способности к мышлению); дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса путем развития вариативных образовательных программ.
Реформа предполагает решить следующие задачи:
· устранить традицию перегруженности учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний;
· изменить методы обучения, увеличив количество тех, которые формируют практическое навыки анализа информации и самообучения;
· ввести в средней школе необходимую базовую подготовку по прикладной информатике, а в профильных планах – по специализированным прикладным программам;
·
обеспечить рабочее знание минимум одного
иностранного языка всеми выпускниками
средней школы.
Закономерности
гуманизации образования.
Основные положения
Опираясь на выводы многочисленных психолого-педагогических исследований можно сформулировать закономерности гуманизации образования:
1.
Образование как процесс
2.
Среди гуманистических
3.
Образование будет
4.
Сегодня есть реальная
5.
Культурологический принцип
6.
Культура реализует свою
7.
Процесс общего, социально-нравственного
и профессионального развития
личности приобретает
8. Принцип диалогического подхода предполагает преобразование позиции педагога и позиции учащегося в личностно-равноправные, в позиции сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса. Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремления, формирует мотивы учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения.
9.
Саморазвитие личности зависит
от степени творческой
10. Гуманизация образования в значительной степени связана с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответственности. Готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы других людей неизбежно определяется степенью сформированности гуманистического образа жизни. Данный принцип требует такого уровня внутренней собранности личности, при которой человек не идет на поводу обстоятельств, складывающихся в педагогическом процессе. Личность сама может творить эти обстоятельства, вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно совершенствовать себя.
На
сегодняшний день, когда в социально-
Информация о работе Пути, способы и средства гуманизации образования