Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 11:04, реферат
Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия. Человек как самоцель развития, как критерий оценки социального процесса представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований.
Введение…………………...…………………………………………….…....................3
Тенденции Развития системы образования в России....................................................5
Закономерности гуманизации образования. Основные положения............................7
Гуманизация образования и демократический стиль педагога...................................11
Гуманитаризация образования…...................................................................................12
Гуманизация и гуманитаризация образования..........................................................15
Направления гуманизации образования........................................................................18
Заключение…...................................................................................................................22
Библиография……………...............................................................................................
Гуманизация
образования и
демократический
стиль педагога
Стремление жить в некой общности, быть
ею защищенной, самоутверждаться в ее
среде свойственно всем. Поэтому, если
педагог хочет, чтобы дети были хорошими,
необходимо делать все, чтобы воспитанники
хотели быть таковыми, чтобы они находили
удовольствие в хороших, нравственных
поступках. Значит, у педагога не может
быть никаких других целей, кроме целей
жизни воспитанников. Ведь для ребят идея
не отделена от личности, и то, что говорит
им любимый учитель, воспринимается совсем
по-другому, чем то, что говорит неуважаемый
и чуждый им человек. Самые высокие идеи
в устах последнего становятся ненавистными.
Поэтому стоит чаще вставать на место
детей, чтобы понять, что их интересует,
что радует, что утомляет, что обижает.
Ведь воспитательный процесс прекращается
с того и до того момента, пока ребенок
не поймет, почему с ним так поступили;
пока он не согласиться с тем, как с ним
поступили; пока он озлоблен, что с ним
так несправедливо поступили. Во всем
этом объективная база единства воспитателя
и воспитанника, то есть необходимое условие
возникновения известной всем (но не всеми
применяемой) педагогики сотрудничества,
которая строится на принципах гуманизации
и демократизации отношений со своими
воспитанниками. Для решения всех педагогических
задач есть два подхода. Один императивный,
когда педагог сам решает задачу, заставляя
своих воспитанников делать то, что необходимо
для их будущего. Другой - гуманный, то
есть такой, когда воспитатель стремится
приобщить детей к решению педагогических
задач, когда он сотрудничает с ними, делает
их своими помощниками в воспитании, обучает
тому, что умеет сам. Самое главное приобретение,
которое необходимо сделать ребенку в
период школьного ученичества, - это чувство
собственного достоинства, вера в себя,
вера в то, что он знает, умеет и может.
И достичь этого можно только добром, ибо
только добро порождает добро. Так завещал
замечательный педагог - наш современник
В.А. Сухомлинский.
Гуманитаризация
образования
Гуманитаризация образования - один из путей гуманизации (очеловечивания) всей системы образования, состоящий в первую очередь в преподавании комплекса гуманитарных дисциплин, с помощью которых студенты приобщаются к гуманитарной культуре, то есть к ценностям, выработанным на протяжении истории человечества философией, искусством и религией.
Современное
общее образование можно
Под уровнем образованности понимается качество личности, которое характеризуется способностью решать задачи познавательной, ориентационной, коммуникативной и преобразовательной деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт. Уровни образованности различаются классами задач, которые способны решать личность на основе использования социального опыта.
Можно выделить пять основных результатов школьного образования, каждый из которых достигает определенная часть выпускников средней школы.
1)
формирование фрагментарных
2)
достижение уровня
3) достижение уровня допрофессиональной компетентности, достаточного для получения профессионального образования в определенной должности;
4)
достижение уровня
5)достижение
уровня методологической
Задача заключается в том, чтобы существенно увеличить долю учащихся, достигающих уровней общекультурной и методической компетентности. Решение данной задачи основывается в значительной мере на гуманитаризации школьного образования.
В
школьной практике используется ряд
путей гуманитаризации
· увеличение числа изученных гуманитарных дисциплин;
· увеличение времени на изучение гуманитарных дисциплин;
· разработка новых программ по нормативным гуманитарным предметам;
· выявление гуманитарных аспектов в предметах, раскрывающих основы естественных и технических наук.
Происходящие изменения чаще всего обеспечивают некоторый мотивационный эффект, способствуют расширению культурного кругозора учащихся, отказу от привычных идеологических стереотипов и традиционных взглядов на проблемы личности и общества. Но при этом далеко не всегда происходят качественные изменения в уровне образованности учащихся.
Одна
из проблем заключается в
Гуманизация
и гуманитаризация
образования
Термины
“гуманистический” и “
Принципиальное различие между гуманитарными и естественными науками с особой силой было подчеркнуто, что естествоиспытатели познают объективные предметы и их целью является описание общего, типичного, универсального (т.е. поиск законов природы), а гуманитарные науки изучают проявление человеческого духа, субъективность и уникальность человеческой жизни. Историческая традиция трактует, таким образом, термин “гуманистический” как характеристику системы ценностей, возвышающей человека, т.е. о гуманизме, гуманном, гуманистическом можно говорить лишь тогда, когда имеется ввиду деятельность, учения, социальный институт, поступки, возвышающие человека, способствующие его благу, счастью, свободе, справедливости. Соответственно, термин “гуманитарный” соотносится с определенными профессиональными занятиями, направленными на понимание и истолкование поведения человека, его духовной жизни, мира человеческой культуры. Все эти занятия объединяются термином “гуманитарные науки”.
Вместе с тем общее корневое слово (Homo), лежащее в основе указанных терминов говорит о смыслоообразующем их единстве. Если обратиться к исходной традиции трактовки гуманитарных наук, восходящей к великим гуманистам Возрождения, то известно, что под гуманитарными занятиями они имели в виду, не просто изучение поэзии, риторики, античной философии (эта интенция всегда существовала в истории), а нечто более высокое – познание мудрости через слово, возвышающее человека. Другими словами, гуманитарные науки лишь тогда отвечают своей изначальной функции, когда открывают в человеке личность, ее неповторимость и уникальность, ее высшую самооценность, когда они служат гуманистическим идеалам.
Гуманизация образования означает создание такой образовательной социальной системы, которая отвечает гуманистическим ценностям и идеалам. Гуманитаризация образования означает наполнение или дополнение образовательной программы гуманитарным содержанием, т.е. предполагает включение в учебный процесс цикла гуманитарных дисциплин.
Концепты “гуманизация образования” и “гуманитаризация образования” характеризуют различные векторы в реформировании высшей школы. Если “гуманизация образования” в широком смысле означает создание в обществе гуманной системы образования, соответствующей гуманистическим идеалам (прежде всего личностной свободе, социальной справедливости и человеческому достоинству), то “гуманитаризацию образования” связывают с учебно-методическим содержанием преподавания в вузе. Следует, конечно, иметь в виду, что гуманитаризация отнюдь не сводится только лишь к задаче расширения информационного содержания гуманитарных дисциплин по сравнению с профессиональным блоком, но в принципе должна отвечать более высоким целям: приобщению молодых людей к гуманистическим ценностям.
Рассмотрим
теперь проблему гуманитаризации высшего
образования. Гуманитаризация предполагает,
прежде всего, приобщение молодого человека
к гуманитарной культуре человечества.
Другими словами, гуманитаризация
обычно рассматривается как
Хотя необходимость гуманитаризации сейчас никем не оспаривается, острые столкновения наблюдаются как раз в вопросе гармонизации гуманитаризации и профессионализации, в их сбалансированном соотношении в рамках учебного процесса. Здесь весьма непродуктивной является постановка вопроса: “Что важнее для студента: гуманитаризация или профессионализация?”.
Без качественной профессионализации не может быть сформирован специалист, профессионал в своем деле, и, стало быть, обучение в вузе вообще теряет свой изначальный смысл. Этот тезис даже не нуждается в своем обосновании. Однако без гуманитаризации не может быть сформирована полноценная личность.
Профессия
помогает человеку функционально включиться
в социум, в разветвленную систему общественной
деятельности со стороны его навыков и
умений. Однако помимо этой функциональной
адаптации к социуму через профессию человек
должен еще вписаться в пространство культуры,
освоить ее смыслы и ценности. В этом освоении
или, вернее, присвоении смыслов и ценностей
гуманитарной культуры формируется духовность
человека, его мировоззрение, понимание
им своего места и роли в обществе. Личность
– это всегда индивидуальность, формирующаяся
в культуре и на основе культуры. Профессия
обретает человеческий смысл для личности
лишь тогда, когда за ней обнаруживается
нечто более высокое и самоценное, а именно,
обретение своей индивидуальности в многогранном
и противоречивом мире культуры, своего
неповторимого “человеческого лица”.
Гуманизация
школы предусматривает
ГУМАНИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙ. Сегодня еще нельзя дать строгих формулировок новых целей, можно наметить только их контуры. Личность выпускника в них предстает теперь не "идейно убежденным борцом за...", а является эстетически развитым, гуманным интеллектом, интеллигентом, способным ставить перед собой и решать благородные человеческие цели и задачи, выбирая адекватные пути для их достижения.
Главной целью всей учебно-воспитательной работы гуманитарной школы становится личность ребенка, развитие всей целостной совокупности ее духовной культуры. Духовная культура понимается как интегрированное свойство личности, проявляющееся в потребности жить, творчески созидать в соответствии с идеалами истины, добра и красоты. Духовность выступает как показатель уровня человеческих отношений, чувств, нравственно-эстетической гражданской позиции, способности к сопереживанию, состраданию и милосердию.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Прежде всего, здесь требуется устранение той диспропорции в учебном плане, которая делает школу технократической. Необходима гармонизация учебного плана - обеспечение оптимального соотношения умственного, нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания.
Часть учебного плана, которая представляет непосредственное воспитание гуманизма, нравственности и эстетики, должна быть усилена. Это и традиционные предметы общественного цикла, и новые, успешно экспериментируемые в ряде школ нравственные дисциплины: этика, человековедение, семьеведение. Оправдано включение в учебный план религии как феномена общественной культуры и кладезя общечеловеческих нравственных ценностей.
Информация о работе Пути, способы и средства гуманизации образования