Пути, способы и средства гуманизации образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 11:04, реферат

Описание работы

Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия. Человек как самоцель развития, как критерий оценки социального процесса представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований.

Содержание работы

Введение…………………...…………………………………………….…....................3
Тенденции Развития системы образования в России....................................................5
Закономерности гуманизации образования. Основные положения............................7
Гуманизация образования и демократический стиль педагога...................................11
Гуманитаризация образования…...................................................................................12
Гуманизация и гуманитаризация образования..........................................................15
Направления гуманизации образования........................................................................18
Заключение…...................................................................................................................22
Библиография……………...............................................................................................

Файлы: 1 файл

гуманизация образования.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Предстоит перестроить ту часть учебного плана, которую составляют учебные предметы, основанные на "образном видении  мира", т.е. художественно-эстетический цикл. Должны получить достаточное  место базовые виды искусства - музыка, изобразительное искусство, художественная литература, хореография. Их включение в учебный план подразумевает соблюдение следующих принципов:

  • непрерывность (с I по XI класс);
  • комплексное освоение, которое может осуществляться как по линии интеграции, так и обобщающих курсов (МХК, этика, эстетика, религия);
  • обеспечение возможности перехода к синтетическим видам искусства (театр, кино, телевидение, цирк); •опора на народную национальную культуру.

Требуют своего места в учебном плане  трудовое и физическое воспитание, перестроенные на гуманистической основе.

Можно многому научить ребенка, но не развить  у него чувства доброты, человечности, красоты. Поэтому перестройка образования  должна включать гуманизацию содержания и традиционных курсов. Здесь можно выделить следующие задачи:

  1. деидеологизация - замена мнимых ценностей вечными, классовых подходов - общечеловеческими; такая задача актуальна для предметов историко-филологического цикла;
  2. национализация и интернационализация содержания обучения и воспитания: глубокое усвоение национальной культуры и на этой базе постижение культуры других народов;
  3. экологизация учебных дисциплин, восприятие и осознание драмы и трагедии взаимодействия человека с природой, обретение учащимися планетарного сознания;
  4. эстетизация (эмоционализация) учебных предметов, каждый из которых несет в себе какое-то эмоциональное восприятие мира.

Гуманизация содержания образования предполагает также отказ от единообразия, шаблона, уравниловки. Огромные возможности  заключены в дифференциации учебного плана (углубленное изучение, курсы по выбору, факультативы, профильные предметы и др.).

Наконец, большую роль в гуманизации образования  должна сыграть клубная деятельность школы, призванная удовлетворить разнообразные  дополнительные интересы и склонности детей и подростков, предоставить им дополнительные возможности для выбора и самоопределения. Воспитательная работа школы также должна быть ориентирована на построение целостной системы гуманитарного образования, связывающей урочное и внеурочное время учащихся.

ГУМАНИЗАЦИЯ  МЕТОДОВ  ОБУЧЕНИЯ  И   ВОСПИТАНИЯ. Если взять известные классификации методов (словесные, наглядные, практические, репродуктивные, поисковые, творческие, методы формирования сознания, отношения, поведения, убеждения, приучения, стимулирования), то они в явном виде не содержат в себе гуманности или антигуманности. По-видимому, все здесь зависит от характера их применения, от позиции педагога, от подхода к ученику и атмосферы педагогического взаимодействия. Все это формирует в методе то, что в настоящее время получило название гуманно-личностного подхода.

Центральным положением гуманно-личностного подхода  является новый взгляд на личность ребенка, подростка. Он включает следующие  основные позиции:

  • личность ребенка есть уникальное явление, поэтому она достойна уважения (даже если не является примерной);
  • личность, ее развитие является целью воспитательной системы школы;
  • личность есть не объект, а субъект воспитания;
  • у каждой личности есть свой "колокольчик", свой талант, который воспитатель школы должен найти и заставить звучать, развиваться.

Новые отношения учителя с учеником, воспитателя с воспитуемым состоят в переносе акцента с формальных педагогических отношений на личностные. По данным психолого-педагогической науки и практики, в настоящее время личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса. В основе этих отношений должны лежать такие принципы, как:

  • педагогическая любовь к детям;
  • оптимистическая вера в ребенка;
  • мастерство общения, сотрудничество, сотворчество;
  • отсутствие принуждения, ставка на положительное стимулирование личности.

Главный тезис гуманно-личностного подхода - идти не от учебного предмета к ребенку, а с ребенком к учебному предмету, идти от тех возможностей и способностей, которыми располагает ребенок, развивая и совершенствуя их потенциал. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

      Итак, в работе были рассмотрены  различные подходы к построению  содержания образования. На основе данной работы можно сделать вывод, что личностный подход все более утвержадется в свете гуманизации образования в последние десятилетие. Этот подход нашел отражения в работах И.Я. Лернера, В.С. Леднева, А.В. Птеровского.

       Личностно-ориентированное обучение является на порядок выше по качеству насыщения материалом и уровню его подачи учащимся. Результатом подобной образовательной технологии является расширенная реализация возможностей обучаемых. На основе качественно иного подхода, учащиеся как правило могут принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях.

       Индивидуализация в последнее время становится все более популярной из-за стремления современного молодого поколения получать качественно иной образовательный материал. Как известно, тесное взаимодействие преподавателя и ученика позволяет значительно повысить уровень знания последнего, а со стороны учителя поднять свой квалификационный уровень, непосредственно изучая индивидуальные и психологические особенности своего подопечного, выявляя сильные и слабые стороны личности и соответствующим образом, зная эти особенности и специфические качества воспитуемого, выбирать методы, приемы и средства педагогического воздействия. Таким образом, процесс «очеловечивания» образования основан на усилении тех положений, ставящих во главу угла уважение к личности воспитанника, формирование у него самостоятельности, установление гуманных, доверительных отношений между ним и воспитателем. Усвоение социального опыта в его цельности позволит школьнику не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, не просто «вписываться» в социальную систему, а изменять ее. 
     

    Библиография 

  1. Подласый  И.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1996.
  2. Сластенин  В.А. Педагогика. – М., 1998.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 1999.
  4. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебн.пособие.-3-е изд., перераб и доп.-М.:Юристъ,1997.512 с.

Информация о работе Пути, способы и средства гуманизации образования