Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 17:46, курсовая работа
Основным структурным элементом в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остается классный руководитель.
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................стр 3
ГЛАВА I. РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.........................................................................................стр 6
1.1. Основы педагогического взаимодействия с родителями школьника...стр 6
1.2. Основные функции деятельности классного руководителя и способы
его общения с родителями…………………………………………………стр 10
1.3. Содержание, формы и методы совместной работы классного руководителя с родителями........................................................стр 14
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ....................................................................стр 19
2.1. Организация и методы исследования....................................................стр 19
2.2. Анализ результатов исследования.........................................................стр 20
2.3. Методические рекомендации по организации эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями............................стр 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................стр 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..........................................................................стр 27
Зарегистрировано «___»_____20___г.
_________ _____________
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ
Клячиной Яны Игоревны
БЕЛГОРОД 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА I. РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ...................
1.1. Основы педагогического взаимодействия с родителями школьника...стр 6
1.2. Основные функции деятельности
классного руководителя и
его общения с родителями…………………………
1.3. Содержание, формы и методы совместной
работы классного руководителя с родителями....................
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ....................
2.1. Организация и методы исследования..................
2.2. Анализ результатов исследования..................
2.3. Методические рекомендации по организации
эффективного взаимодействия классного
руководителя с родителями....................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............
ПРИЛОЖЕНИЕ....................
ВВЕДЕНИЕ
Основным структурным
элементом в школе является класс.
Именно здесь организуется познавательная
деятельность, формируются социальные
отношения между учащимися. В
классах осуществляется забота о
социальном благополучии учащихся, решаются
проблемы досуга учащихся, первичного
сплочения коллективов, формируется
соответствующая эмоциональная
атмосфера.
Организатором деятельности учащихся
в классе, координатором воспитательных
воздействий остается классный руководитель.
Именно он непосредственно взаимодействует
как с учениками, так и с родителями, искренне
стремится помочь детям в решении их проблем
в школьном коллективе, интересно и с пользой
организовать школьную жизнь.
Доступными и корректными средствами
классный руководитель согласовывает
учебно-воспитательную работу учителей,
преподающих в классе; формирует коллектив
учащихся и направляет его работу; координирует
совместную деятельность учителей и коллектива
учащихся; собственными силами, привлекая
всех учителей и специалистов со стороны,
проводит внеклассную воспитательную
работу; организует и регулирует многосторонние
связи класса с внешним миром.
Классный руководитель – профессионал-педагог, организующий систему отношений между обществом и ребенком через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и осуществляющий свою деятельность в образовательном процессе общеобразовательного учреждения.
Основными функциями классного руководителя являются:
Классный руководитель обязан:
1. Осуществлять систематический анализ состояния успеваемости и динамики общего развития своих воспитанников.
2. Организовывать учебно-
3. Вовлекать в организацию воспитательного процесса в классе педагогов-предметников, родителей учащихся, специалистов из других сфер (науки, искусства, спорта, правоохранительных органов и пр.).
4. Регулярно информировать родителей (законных представителей) обучающихся об их успехах или неудачах. Осуществлять управление деятельностью классного родительского комитета.
5. Контролировать посещение учебных занятий учащимися своего класса.
6. Планировать свою деятельность по классному руководству в соответствии с требованиями к планированию воспитательной работы, принятыми в школе.
7. Регулярно проводить классные часы и другие внеурочные и внешкольные мероприятия с классом.
8. Вести документацию по классу (личные дела учащихся, классный журнал, проверять дневники учащихся), а также по воспитательной работе (план воспитательной работы в классе, отчеты, индивидуальные карты изучения личности учащегося, справки, характеристики, разработки воспитательных мероприятий и т. д.).
9. Повышать свою квалификацию в сфере педагогики и психологии, современных воспитательных и социальных технологий. Участвовать в работе методического объединения классных руководителей.
10. Готовить и предоставлять отчеты различной формы о классе и собственной работе по требованию администрации школы.
11. Соблюдать требования техники безопасности, обеспечивать сохранность жизни и здоровья детей во время проведения внеклассных, внешкольных мероприятий.
Права классного руководителя:
1) Регулярно получать информацию о физическом и психическом здоровье обучающихся своего класса.
2) Выносить на рассмотрение администрации школы, педагогического совета, органов школьного самоуправления, родительского комитета предложения, инициативы, как от имени классного коллектива, так и от своего имени.
3) Получать своевременную методическую и организационно-педагогическую помощь от руководства школы, а также органов самоуправления.
4) Приглашать в школу родителей (законных представителей) обучающихся по проблемам, связанным с деятельностью классного руководителя, или другим вопросам.
5) Осуществлять свободно-индивидуальный режим работы с детьми.
6) Самостоятельно определять формы планирования воспитательной работы с классом с учетом выполнения основных принципов общешкольного планирования.
7) Не выполнять поручения и требования администрации школы и родителей, если они могут нанести психологическую или физическую травму учащемуся.
Важной ролью классного руководителя
является воспитание у школьников ответственного
отношения к учению и способности учиться
самостоятельно. Он располагает немалыми
возможностями для развития эстетических
интересов и художественного вкуса у учащихся.
Его педагогический долг – заботиться
также о сохранении и укреплении здоровья
воспитанников. Особая роль классного
руководителя состоит в том, чтобы, повышая
педагогическую культуру родителей учащихся,
добиваться единства в воспитательной
деятельности школы и семьи.
Таким образом, мы можем сказать,
что классный руководитель выступает
и как организатор воспитательной деятельности,
и как наставник учащихся.
Классный руководитель – педагог-профессионал,
духовный посредник между обществом и
ребенком в освоении культуры, накопленной
человечеством, организующий систему
отношений через разнообразные виды воспитывающей
деятельности классного коллектива; создающий
условия для индивидуального самовыражения
каждого ребенка и развития каждой личности,
сохранения неповторимости и раскрытия
его потенциальных способностей.
Актуальность исследования
заключается в том, что проблема взаимодействия
школы и семьи всегда была и остается в
центре внимания. Современный учитель,
обучающий и воспитывающий школьников,
наряду с родителями, становится очень
значимым взрослым для ребенка, поэтому
от его умения взаимодействовать с семьей
учащегося во многом зависит эффективность
формирования личности ученика. Отношения
школы и семьи, учителей и родителей пока
еще не всегда являются нормальными. Зачастую
они выступают как противники, которые
борются за первенство влияния на детей.
Цель исследования –
изучить взаимодействие классного руководителя
с родителями обучающихся .
Объектом
исследования является процесс работы
классного руководителя и общеобразовательного
учреждения в целом.
Предмет исследования –
взаимодействие классного руководителя
с родителями.
Гипотеза исследования – подтверждение факта о том,
что работа классного руководителя с родителями
обучающегося является важной составляющей
отношений школы и семей.
Задачи исследования:
1. На основе анализа педагогической литературы
определить функции и основные формы работы
классного руководителя с родителями.
2. Проанализировать работу классного
руководителя, выявить приоритетные формы
взаимодействия с родителями.
3. На основе методики Е.Н.Степанова «Изучение
удовлетворенности родителей работой
образовательного учреждения», выявить
уровень удовлетворенности родителей
работой педагогического коллектива.
4. Сформулировать пути совершенствования
работы классного руководителя с родителями.
Методы
исследования – анкетирование, опрос,
теоретический анализ.
ГЛАВА I. РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Важным звеном в построении
воспитательной работы является взаимодействие
педагога с родителями школьника. Семья
– та естественная среда жизни и развития
ребенка, в которой закладываются основы
личности. Какую бы сторону развития ребенка
мы не взяли, всегда окажется, что решающую
роль на том или ином возрастном этапе
играет семья, выполняя следующие важнейшие
функции:
-регулирование физического и эмоционального
развития;
-влияние на развитие психологического
пола; влияние на умственное развитие;
-ознакомление ребенка с социальными нормами;
-формирование ценностных ориентаций;
-социальная поддержка.
Выполнению этих функций способствуют
климат семейных отношений, режим семейной
жизни, содержание деятельности, присущее
различным поколениям членов семьи.
Современные семьи развиваются
в условиях качественно новой и противоречивой
общественной ситуации. С одной стороны,
наблюдается поворот общества к проблемам
и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются
комплексные целевые программы по укреплению
и повышению ее значимости в воспитании
детей. С другой стороны, наблюдаются процессы,
приводящие к обострению семейных проблем.
Это прежде всего падение материального
уровня большинства семей, рост числа
разводов, отрицательно влияющих на психику
детей, увеличение числа неполных и имеющих
одного ребенка семей. Значительная часть
подростков отделяется от родителей.
Следовательно, в сложных современных
условиях семье требуется квалифицированная
помощь со стороны школы. Только в процессе
взаимодействия педагогов и родителей
можно успешно решать проблему развития
личности школьника [11,с.83-84].
Школа и семья – естественные союзники,
два основных фактора в воспитании учащихся.
Объединить их усилия – значит во многом
решить проблему воспитания подрастающего
поколения. Для учителей и родителей необходимо
единство взглядов на воспитание детей,
единство воздействия на их формирование.
Главное для них – условия для нормального
обучения, развития и воспитания. Во-первых,
школа и родители заинтересованы в том,
чтобы дети были здоровы, жизнедеятельны
и активны. Во-вторых, школа и родители
заинтересованы в хорошей успеваемости
учащихся. Очень важно, чтобы школы, родители
и общественность объединили свои усилия
по созданию условий для нормального обучения
и воспитания учащихся. Здесь необходимо
единство взглядов и воздействий на формирование
личности учащихся [13, с.393].
Доверие – главная цель в педагогическом
общении с родителями. Его можно достичь
с помощью определенных методических
приемов. Прежде всего педагог должен
«транслировать» родителям положительный
образ ребенка. Повседневное общение в
семье часто лишает возможности замечать
какие-то стороны личности или не дает
им проявиться. Педагог видит ребенока
в разнообразных ситуациях учебной и другой
деятельности, в среде сверстников и может
предоставить родителям эту информацию.
Кроме того, важно, чтобы родители увидели
позитивное отношение педагога к их ребенку,
и могли быть уверены в том, что педагог
действует именно в интересах ребенка.
Важен диалог между родителями и педагогом,
обмен мнениями, поиск совместных решений,
общие усилия, необходимые для развития
ребенка.
Однако взаимодействие с семьями
воспитанников складываются по-разному.
Выяснить воспитательные возможности
семьи помогает педагогическая диагностика
[11, с.84].
А что же такое педагогическая
диагностика? Для того чтобы понять
сущность и особенности педагогической
диагностики, можно сравнить работу
врача и педагога. Первый начинает
лечение пациента с выяснения
происхождения симптомов
С одной стороны, диагностика осуществляется с целью изучения внешних обстоятельств жизни обучающихся, т.е. условий и характера воспитания и обучения, семьи, круга общения и других факторов формирования и развития личности. А с другой стороны, для диагностики принципиальное значение занимает изучение внутреннего мира воспитанника: соотношение личностных качеств, его направленности, ценностных ориентации и т.п.
Таким образом мы можем сказать, что роль педагогической диагностики в работе классного руководителя очень важна. Без нее было бы трудно находить подходы для правильного обучения и воспитания обучающихся. Владея данными знаниями, классный руководитель не встретит никаких трудностей при взаимодействии со своими воспитанниками и с их родителями
1.2 Основные функции
деятельности классного руководителя
и способы его общения с родителями
Воспитательная работа
школы не может строиться без учета того,
что индивидуальность ребенка формируется
в семье.
Основа взаимодействия классного
руководителя и семьи состоит в том, что
обе стороны заинтересованы в обучении
ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших
качеств и свойств [8, с.69].
Работа с родителями – неотъемлемая
часть системы работы классного руководителя.
По своему статусу классный руководитель
в школе – основной субъект воспитательной
работы с родителями обучающихся. Он вырабатывает
основную стратегию и тактику взаимодействия
школы и семьи в воспитании личности школьника;
будучи специалистом в области педагогики
и психологии, помогает родителям в разрешении
противоречий семейного воспитания, в
корректировке воспитательных воздействий
окружающей социальной среды. Классный
руководитель должен выступать в роли
советчика, консультанта-специалиста,
непосредственного представителя учебно-воспитательного
процесса, осуществляемого школой [10, с.26].
Л.И. Маленкова, согласно воспитательной
позиции во взаимодействии школы и семьи,
выделяет следующие функции классного
руководителя:
1) ознакомление родителей с содержанием
и методикой учебно-воспитательного процесса,
организуемого школой;
2) психолого-педагогическое просвещение
родителей;
3) вовлечение родителей в совместную с
детьми деятельность;
4) корректировка воспитания в семьях отдельных
учащихся;
5) взаимодействие с общественными организациями
родителей [10, с.27].
Ознакомление родителей
с содержанием и методикой учебно-воспитательного
процесса, организуемого школой, обусловлено
необходимостью выработки единых требований,
общих принципов, определения цели и задач
воспитания. Классный руководитель должен
ознакомить родителей с педагогической
позицией, с целью, задачами и программой
своей деятельности, с планом воспитательной
работы, со спецификой, задачами и проблемами
предстоящего года [10, с.27-28].
Психолого-педагогическое
просвещение родителей. Р.М. Капралова выделяет требования,
которые должны обеспечить высокую эффективность
психолого-педагогического просвещения:
1.Вооружение родителей знанием научных
основ теории воспитания.
2.Психолого-педагогическое просвещение
должно носить опережающий, предупредительный
характер.
3.Психолого-педагогическое просвещение
должно рассматриваться только как функция
всего педагогического коллектива школы:
в соответствии с программой, с учетом
подготовленности и желания учителя или
другого работника школы в конце учебного
года распределяются темы для подготовки
к чтению лекций.
4.Психолого-педагогическое просвещение
должно рассматриваться как обязательное
и принимать форму всеобуча родителей.
5.Психолого-педагогическое просвещение
должно сочетать теоретическую подготовку
родителей с практической направленностью
всех занятий, нацеленностью всех форм
и методов работы на раскрытие диалектики
воспитания, т.е. на обучение родителей
методам активного воздействия на психику
ребенка.
6.Каждое занятие должно сопровождаться
ярким, убедительно раскрытым с психологической
и педагогической точки зрения показом
методов, средств и приемов воспитания
в той или иной семье, имеющей устойчивые
положительные воспитательные результаты
[6, с.68-71].
Вовлечение родителей
в совместную с детьми деятельность. Данная функция мотивируется
задачами расширения воспитывающей внеурочной
деятельности, улучшения взаимоотношений
учителей, родителей и детей в ходе этой
деятельности [10, с.30].
Еще одна функция работы школы
и классного руководителя с родителями
– это корректировка
воспитания в семьях отдельных учащихся. Первый аспект – оказание психолого-педагогической
помощи учащимся (одаренным, проявляющим
интерес к каким-либо формам внеурочной
деятельности и т.д.). Другое направление
заботы классного руководителя – это
оказание родителям психолого-педагогической
помощи в решении трудных проблем семейного
воспитания.
Последняя функция работы школы
с родителями – это взаимодействие с
общественными организациями родителей: родительскими комитетами школы
и класса, школьными Советами, Советами
по месту жительства и т.д. В их компетенцию
входит:
– помощи школе и классам в проведении
воспитательной работы с обучающимися;
– коллегиальное решение отдельных вопросов
жизни школы;
– связь с административными и правоохранительными
органами;
– участие в работе с родителями обучающихся
(проведение родительских собраний, конференций;
оказание материальной помощи и правовое
воздействие на родителей) [10, с.31-32].
Таким образом, можно сказать, что
данные функции способствуют созданию
нормальной воспитывающей среды для организации
школьного воспитательного процесса.
Что касается основных способов
общения родителей и классных руководителей,
то Ф.П.Черноусова выделяет следующие
способы взаимодействия:
- организация родительских конференций,
собраний, индивидуальных встреч родителей
и учителей;
Информация о работе Работа классного руководителя с родителями обучающихся