Работа классного руководителя с родителями обучающихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Основным структурным элементом в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остается классный руководитель.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................стр 3
ГЛАВА I. РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.........................................................................................стр 6
1.1. Основы педагогического взаимодействия с родителями школьника...стр 6
1.2. Основные функции деятельности классного руководителя и способы
его общения с родителями…………………………………………………стр 10
1.3. Содержание, формы и методы совместной работы классного руководителя с родителями........................................................стр 14

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ....................................................................стр 19
2.1. Организация и методы исследования....................................................стр 19
2.2. Анализ результатов исследования.........................................................стр 20
2.3. Методические рекомендации по организации эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями............................стр 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................стр 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..........................................................................стр 27

Файлы: 1 файл

Microsoft Office Word 文档.docx

— 56.33 Кб (Скачать файл)

- организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителем или получить консультацию по поводу домашнего задания и способов его выполнения;

- разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект;

- проведение неформальных встреч родителей, детей, и учителей( праздники и т.д.) 
   Таким образом, можно сказать, что в основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Должно быть доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители которые не имеют педагогической подготовки и высшего образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей. От согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка.

1.3. Содержание, формы  и методы совместной работы  классного руководителя с родителями 
   Формы взаимодействия классного руководителя с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения [7, с.145].  
   Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Критерием классификации является количество родителей, включенных во взаимодействие с классным руководителем или педагогическим коллективом. Если форма работы – элемент организации, то метод – это средство воздействия. Между собой они органически связаны, обуславливают друг друга, составляют такое тесное диалектическое единство, что нередко между ними бывает трудно провести четкую линию [6, с.82].   Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения. В основе этого взаимодействия – постоянное внимание школы к развитию ребенка, своевременные и педагогически обоснованные конкретные рекомендации учителей, изучение особенностей и возможностей каждой семьи, оказание практической помощи семье при затруднениях в воспитании [2, с.64-65].  
   Перечислим наиболее распространённые коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей. 
- Родительское собрание – основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива [8, с.117]. Родительское собрание должно создавать духовную поддержку так, чтобы родители поверили в реальность успехов своих детей, носить характер раздумий о воспитательном процессе становления и развития личности человека [18, с.202-203].  
Т.А. Стефановская выделяет следующие виды родительских собраний: 
– собрания-беседы на воспитательные темы; 
– собрания по обмену опытом воспитания детей в семье; 
– собрания-консультации ; 
– собрания в форме круглого стола [14, 144]. 
 
   Каждое родительское собрание должно быть тематическим и поучительным. Тематика собраний может включать наиболее злободневные вопросы обучения и воспитания школьников. Например, о воспитании у детей сознательного отношения к учению можно провести собрание на темы: «Как помочь детям хорошо учиться», «Организация учебного труда школьника дома». На собрании обсуждаются вопросы здоровья детей, их рационального питания, организации труда и отдыха [13, с.403]. 
- Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, возникающих в воспитании детей и взаимоотношениях с ними. 
- Диспут – размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Проходит в непринуждённой обстановке и позволяет всем включится в обсуждение проблемы. 
   Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом. Вместе они вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием. Классный руководитель и родительский комитет пытаются сформировать советы дел для организации работы с учетом возможностей и интересов родителей. Классный руководитель проводит групповые консультации, лекции, практические занятия для родителей, привлекая учителей, специалистов, например по оказанию помощи детям в овладении навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения [7, 145-148]. Основным содержанием работы классного руководителя является работа с родительским комитетом, педагогическое просвещение родителей, привлечение родителей к совместной работе по проведению праздников, дежурству по школе вместе с обучающимися, по организации соревнований и т.д. 
    Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Также групповые занятия могут быть связанны с обучением родителей занятиям и умениям организации деятельности кружков для детей, клубных форм работы в выходные дни. Проводятся различные конференции, специальные встречи, размышления-консультации для того, чтобы привлечь родителей к воспитательной работе в классе, повысить роль в воспитании ребенка. 
   Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы. К ним относят беседы, задушевные разговоры, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Индивидуальная работа с родителями требует от педагога гораздо больше усилий и изобретательности, но и эффективность её значительно выше. Именно при индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя [7, 150-156].  
   Вступая на путь взаимодействия с родителями, педагоги начинают глубже осмысливать свою профессию как сферу предоставления различных образовательных услуг. Если учитель хочет, чтобы родители были довольны школой, в которой учится их ребенок, то он будет учитывать их мнение при построении учебно-воспитательного процесса. Навыки, получаемые в работе с родителями, могут распространяться и на взаимодействие с учащимися, способствуя демократизации и гуманизации школьной жизни. Родители, в свою очередь, нуждаются в такой помощи, которая могла бы обеспечить им грамотное выражение интересов, образовательных потребностей и заказов. Если педагоги смогут найти эффективные формы взаимоотношений на базе образовательной деятельности, то складывающееся образовательное и духовое пространство будет способствовать полноценному развитию детей [12, с.46]. 
   Положительным результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей и школьной администрации, большая удовлетворенность своей работой, более творческий подход к ней. Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости в школе, укрепление семьи и улучшение общения с детьми. Для детей результатом взаимодействия становится лучшее отношении к школе, к учебе, развитие учебных знаний и умений, успешное социальное положение. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ

2.1. Организация  и методы исследования

Для того, чтобы выявить  степень удовлетворенности родителей  работой общеобразовательного учреждения я пересмотрела ряд методик и  решила остановиться на методике под  редакцией Е.Н. Степанова. Эта методика мне больше всего понравилась, так как в ней можно более четко определить степень удовлетворенности родителей и рассмотреть ее в нескольких блоках.

Цель данной методики: получение количественно выраженной информации об оценке родителями помощи образовательного учреждения в воспитании у их детей способности к решению основных жизненных проблем.

Обработка полученных данных. При обработке результатов следует названные в анкете качества личности разделить на три группы: 
   а) блок поведенческих качеств (1—5); 
   б) блок жизненной компетентности (6—10); 
   в) блок морально-психологических качеств личности (11—15). 
    Необходимо подсчитать средний показатель оценок родителей по каждому блоку, а также общий средний показатель по всей совокупности предложенных 15-ти качеств. Полученные показатели надо соотнести с использованной при анкетировании шкалой. Если средний показатель окажется ниже 3 баллов, то это свидетельствует об оценке родителями роли образовательного учреждения в развитии перечисленных качеств личности у ребенка как недостаточной.

 

2.2 Результаты  проведения методики под редакцией  Е.Н.Степанова

Анализ анкетирования  родителей обучающихся 9-11 классов  Старооскольской «МОУ СОШ №16 с  УИОП» Старооскольского района, Белгородской области.

Во второй четверти 4.12.2013 года проводилось анкетирование  в 10Б классе Старооскольской «МОУ СОШ №16 с УИОП» с целью выявления  процесса деятельности классного руководителя с родителями.

В анкетировании принимали  участие 10 родителей обучающихся 10Б класса (см. Табл. 1.1).

Результаты анкетирования  родителей:

По результатам исследования можно сказать о высоком уровне удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения, поскольку коэффициент У находится в пределах от 4-5.

Все, прошедшие анкетирование  родители, а именно 10 человек, удовлетворены коллективом, в котором учится их ребенок. Это очень важно, так как ребенок очень тесно связан с семьей, он еще не приобрел нужной способности к управлению своими чувствами, своим поведением и пока еще пытается, конечно, неосознанно, искать в школе то, в чем он нуждается. Это свидетельствует о том, что в семье разумные, добрые отношения, тогда ребенок сам будет вносить в школу доброту и разумность. Очень важно, чтобы родители испытывали чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогом ребенка, от этого зависит уровень удовлетворенности родителей теми условиями, которые предоставляет школа.

Удовлетворенность родителей  обусловлена тем, что в данной школе каждому ребенку предоставляется  возможность для проявления своих  творческих способностей, улучшение  качества знаний, в котором им помогают опытные педагоги-профессионалы (см. Таблицу 1.1).

Таким образом, мы можем сказать, что классный руководитель грамотно ориентируется на предложения, пожелания и запросы родителей, на особенности семейного воспитания, ориентирует и старается приобщить родителей к делам школы, класса и в следствие этого между всеми участниками образовательной и воспитательной деятельности отношения складываются наилучшим образом.

 

На основании результатов  тестирования целесообразно рекомендовать:

Чтобы связи школы с  родителями были дружескими, учителям следует соблюдать такие правила:

1. Никогда не жаловаться  родителям на их детей, требуя  принятия «соответствующих мер». Встреча с родителями должна  проходить только как деловое,  дружеское обсуждение некоторых  проблем, связанных с поведением  ученика или с необходимостью  развития его личностных качеств.  Учителя не должны писать замечания  в дневники учащихся, не следует  и выставлять там «двойки», даже  если ученик их получил.

2. Родительские собрания  нужно проводить как встречи  соратников. Учителя должны рассказать, что было сделано в классе  за прошедший месяц, что пройдено  по каждому учебному предмету, с какими проблемами или трудностями  встретились ученики и чем  родители могут помочь своим  детям. Следует сообщить, какие  учебные темы будут изучаться  в ближайшее время, какие мероприятия  намечены, и какое участие в  их проведении могут принять  родители.

Вопросы, которые касающиеся личности отдельных учеников на этих встречах не должны не затрагиваться. Они могут обсуждаться только в личной беседе учителя с родителями.

3. Учителя должны знать  условия жизни ребенка, характер  взаимоотношений в семье, особенности  их родителей.

4. Необходимо воспитывать  у детей уважение к своим  родителям к родным, близким, развивать  интерес к изучению своей родословной,  к предкам, их делам и свершениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Методические  рекомендации по организации  эффективного взаимодействия классного  руководителя с родителями 
  Чтобы связи школы с родителями были дружескими и взаимно уважительными, учителям следует соблюдать такие правила: 
1. Никогда не жаловаться родителям на их детей, требуя принятия «соответствующих мер». Встреча с родителями должна проходить только как деловое, дружеское обсуждение некоторых проблем, связанных с поведением ученика или с необходимостью развития его личностных качеств.

2. Родительские собрания нужно проводить как встречи соратников. Учителя должны рассказать, что было сделано в классе за прошедший месяц, что пройдено по каждому учебному предмету, с какими проблемами или трудностями встретились ученики и чем родители могут помочь своим детям.

3. Учителя должны знать условия жизни ребенка, характер взаимоотношений в семье, особенности их родителей.

4. Необходимо воспитывать у детей уважение к своим родителям и к родным, близким, развивать интерес к изучению своей родословной, к предкам. 
 
   Сделать родителей своими соучастниками – важная и ответственная задача, требующая от классного руководителя большого терпения, такта и преданности делу. Правильно понимающий свои обязанности родительский коллектив – это большая опора, союзник и помощник учителя в учебно-воспитательной работе.  
   Каждое мероприятие, проводимое родителями, каждая встреча их с детьми требуют определенный минимум педагогических знаний, умений. Вот здесь то и нужна поддержка, доброжелательность классного руководителя. Перед каждым мероприятием, проводимым родителями, необходимо организовать консультации, составление плана мероприятия, распределение обязанностей, что является одним из важных условий слаженности и взаимопонимания в совместной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа с родителями –  неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. Эта работа приносит успех, если она, будучи систематической  и научно обоснованной, органично  включается в общую педагогическую деятельность классного руководителя. Воспитательная работа школы не может  строиться без учета того, что  индивидуальность ребенка формируется  в семье. 
   Классный руководитель – центральное лицо воспитательного процесса. Родители судят о школе по мастерству классного руководителя, выражая удовлетворение либо неудовлетворение в первую очередь его профессионализмом. Родители чувствуют самое главное – кто и как вводит ребенка в жизнь. Взаимодействие классного руководителя с родителями является неотъемлемой частью его работы в школе. С первых же дней важно наладить с родителями детей дружеские, партнерские отношения. Ведь основы воспитанности ребенка закладываются в семье, и в школу он приходит уже так или иначе воспитанным. 
   Школа обязана помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования – организуя при школе родительские университеты, лектории, конференции, семинары, объединения родителей. Школа и семья – от согласованности их действий зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни ученика. 
   В своей работе я постаралась отразить все особенности работы классного руководителя с родителями. Структура работы основывается на целях и задачах, поставленных во введении. Таким образом, проанализировав литературу по данной теме, мы выявили основы педагогического взаимодействия с родителями; основные функции деятельности классного руководителя и способы его общения с родителями; содержание, формы и методы совместной работы классного руководителя с родителями. 
   Во второй главе проанализирована работа одного из общеобразовательных учреждений в городе Старый Оскол. На основе методики «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения», я выявила уровень удовлетворенности родителей работой педагогического коллектива. По данным исследования можно увидеть, что связи с родителями являются дружескими и взаимно уважительными, однако с некоторыми семьями возникают все же проблемы, которые педагог активно решает с помощью бесед, консультаций и посещения семей. А также в работе даны методические рекомендации по организации эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями. Ведь очень важно, чтобы семьи с большим вниманием и благодарностью воспринимали заботу классного руководителя и школы об их ребенке, и охотно повышали свою педагогическую культуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Болдырев Н. И. Методика работы классного руководителя: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1984. – 258с.
  2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 5-11 классы. - М.: Вако, 2004. - 272 с.
  3. Воликова Т.В. Учитель и семья. – М.: Просвещение, 1980. – 111с.
  4. Газман О.С. Содержание деятельности и опыт работы классного руководителя. - М.: Научно-методическое объединение «Творческая педагогика», 1992. - 114 с.
  5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987. - С. 27.
  6. Каприлова Л.М. Работа классного руководителя с родителями. - М., 1980.
  7. Классному руководителю. Учеб.-метод. пособие/Под ред. Рожкова М.И. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. - 280 с.
  8. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 1999. - 523 с.
  9. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: метод. пособие для воспитателей, классных руководителей. - М.: Пед. общ-во России. 2000. - 304 с.
  10. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Уч. пособие. - М.: Пед. общ-во России, 2002. - 480 с.
  11. Методика воспитательной работы/Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 144 с.
  12. Научно-методический журнал "Классный руководитель" №3. Виды приглашений на родительские собрания. - М.: Педагогический поиск, 2003. - 111 с.
  13. Научно-методический журнал "Классный руководитель" №4. Тесты для пап и мам. - М.: Педагогический поиск, 1997. - 117 с.
  14. Научно-методический журнал "Классный руководитель" №6. Формы взаимодействия педагогов и родителей. - М.: Педагогический поиск, 2001. - 109 с.
  15. Образование родителей и школа: Учеб.- метод. пособие/Под ред. С.И. Петреевской. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. - 120 с.
  16. Овчарова Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы. - М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. - 144 с.
  17. Российский общественно-педагогический журнал "Народное образование" №1, 2004. - 288 с.
  18. Степаненков Н.К.Педагогика: Учебн.пособие. - М.: изд.Скакун В.М., 1998. - 448 с.
  19. Стефановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности.- М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 192 с.
  20. Сухомлинский В. А. Потребность человека в человеке. - М. - Советская Россия, 1981
  21. Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч). - Волгоград.: Учитель, 2005. - 91 с.
  22. Чередов И.М. О работе с родителями учащихся. - Омск.: Изд-во ОмГПИ, 1975. - 112 с.
  23. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. - 160 с.
  24. Щуркова Н.Е. Классное руководство. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.
  25. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 222 с.

Информация о работе Работа классного руководителя с родителями обучающихся