Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 17:46, курсовая работа
Основным структурным элементом в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остается классный руководитель.
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................стр 3
ГЛАВА I. РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.........................................................................................стр 6
1.1. Основы педагогического взаимодействия с родителями школьника...стр 6
1.2. Основные функции деятельности классного руководителя и способы
его общения с родителями…………………………………………………стр 10
1.3. Содержание, формы и методы совместной работы классного руководителя с родителями........................................................стр 14
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ....................................................................стр 19
2.1. Организация и методы исследования....................................................стр 19
2.2. Анализ результатов исследования.........................................................стр 20
2.3. Методические рекомендации по организации эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями............................стр 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................стр 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..........................................................................стр 27
- организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителем или получить консультацию по поводу домашнего задания и способов его выполнения;
- разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект;
- проведение неформальных встреч
родителей, детей, и учителей( праздники
и т.д.)
Таким образом, можно сказать, что в основе работы классного руководителя
с семьей должны быть действия и мероприятия,
направленные на укрепление и повышение
авторитета родителей. Должно быть доверие
к воспитательным возможностям родителей,
повышение уровня их педагогической культуры
и активности в воспитании. Психологически родители готовы
поддержать все требования, дела и начинания
школы. Даже те родители которые не имеют
педагогической подготовки и высшего
образования, с глубоким пониманием и
ответственностью относятся к воспитанию
детей. От согласованности действий школы
и семьи зависит эффективность процесса
воспитания ребенка.
1.3. Содержание, формы
и методы совместной работы
классного руководителя с
Формы взаимодействия
классного руководителя с родителями
– это способы организации их совместной
деятельности и общения [7, с.145].
Целесообразно сочетание коллективных,
групповых и индивидуальных
форм взаимодействия. Критерием классификации является
количество родителей, включенных во взаимодействие
с классным руководителем или педагогическим
коллективом. Если форма работы – элемент
организации, то метод – это средство
воздействия. Между собой они органически
связаны, обуславливают друг друга, составляют
такое тесное диалектическое единство,
что нередко между ними бывает трудно
провести четкую линию [6, с.82]. Содержание
всех форм работы школы с семьей заключается
в организации активного воспитательного
их взаимодействия, направленного на всестороннее
развитие подрастающего поколения. В основе
этого взаимодействия – постоянное внимание
школы к развитию ребенка, своевременные
и педагогически обоснованные конкретные
рекомендации учителей, изучение особенностей
и возможностей каждой семьи, оказание
практической помощи семье при затруднениях
в воспитании [2, с.64-65].
Перечислим наиболее распространённые коллективные
формы взаимодействия педагогов и
родителей.
- Родительское собрание
– основная форма работы родителей,
где обсуждаются проблемы жизни классного
и родительского коллектива [8, с.117]. Родительское
собрание должно создавать духовную поддержку
так, чтобы родители поверили в реальность
успехов своих детей, носить характер
раздумий о воспитательном процессе становления
и развития личности человека [18, с.202-203].
Т.А. Стефановская выделяет следующие
виды родительских собраний:
– собрания-беседы на воспитательные
темы;
– собрания по обмену опытом воспитания
детей в семье;
– собрания-консультации ;
– собрания в форме круглого стола [14,
144].
Каждое родительское собрание
должно быть тематическим и поучительным.
Тематика собраний может включать наиболее
злободневные вопросы обучения и воспитания
школьников. Например, о воспитании у детей
сознательного отношения к учению можно
провести собрание на темы: «Как помочь
детям хорошо учиться», «Организация учебного
труда школьника дома». На собрании обсуждаются
вопросы здоровья детей, их рационального
питания, организации труда и отдыха [13,
с.403].
- Вечер вопросов и
ответов проводится после опроса родителей
или составления по группам проблемных
вопросов, возникающих в воспитании детей
и взаимоотношениях с ними.
- Диспут – размышление
по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей
форм повышения педагогической культуры.
Проходит в непринуждённой обстановке
и позволяет всем включится в обсуждение
проблемы.
Особо важной формой является взаимодействие
педагогов с родительским комитетом. Вместе они вырабатывают способы
реализации тех идей и решений, которые
приняты собранием. Классный руководитель
и родительский комитет пытаются сформировать советы дел для организации работы с учетом
возможностей и интересов родителей. Классный
руководитель проводит групповые консультации,
лекции, практические занятия для родителей,
привлекая учителей, специалистов, например
по оказанию помощи детям в овладении
навыками мыслительной деятельности,
быстрого чтения [7, 145-148]. Основным содержанием
работы классного руководителя является
работа с родительским комитетом, педагогическое
просвещение родителей, привлечение родителей
к совместной работе по проведению праздников,
дежурству по школе вместе с обучающимися,
по организации соревнований и т.д.
Групповые занятия могут носить исследовательский
характер. Также групповые занятия могут
быть связанны с обучением родителей занятиям
и умениям организации деятельности кружков
для детей, клубных форм работы в выходные
дни. Проводятся различные конференции,
специальные встречи, размышления-консультации
для того, чтобы привлечь родителей к воспитательной
работе в классе, повысить роль в воспитании
ребенка.
Коллективные и групповые формы
взаимодействия пронизывают индивидуальные
формы. К ним относят беседы, задушевные
разговоры, консультацию-размышление,
выполнение индивидуальных поручений,
совместный поиск решения проблемы, переписку.
Индивидуальная работа с родителями требует
от педагога гораздо больше усилий и изобретательности,
но и эффективность её значительно выше.
Именно при индивидуальном общении родители
усваивают требования, предъявляемые
школой к учащимся, и становятся союзниками
классного руководителя [7, 150-156].
Вступая на путь взаимодействия
с родителями, педагоги начинают глубже
осмысливать свою профессию как сферу
предоставления различных образовательных
услуг. Если учитель хочет, чтобы родители
были довольны школой, в которой учится
их ребенок, то он будет учитывать их мнение
при построении учебно-воспитательного
процесса. Навыки, получаемые в работе
с родителями, могут распространяться
и на взаимодействие с учащимися, способствуя
демократизации и гуманизации школьной
жизни. Родители, в свою очередь, нуждаются
в такой помощи, которая могла бы обеспечить
им грамотное выражение интересов, образовательных
потребностей и заказов. Если педагоги
смогут найти эффективные формы взаимоотношений
на базе образовательной деятельности,
то складывающееся образовательное и
духовое пространство будет способствовать
полноценному развитию детей [12, с.46].
Положительным результатом сотрудничества
для педагогов становится повышение уважения
со стороны родителей и общества в целом,
улучшение межличностных взаимоотношений
с ними, повышение авторитета в глазах
детей, родителей и школьной администрации,
большая удовлетворенность своей работой,
более творческий подход к ней. Для родителей
результатом взаимодействия становится
лучшее знание детей и школьных программ,
уверенность в том, что при обучении учитываются
их мнения и пожелания, ощущение своей
значимости в школе, укрепление семьи
и улучшение общения с детьми. Для детей
результатом взаимодействия становится
лучшее отношении к школе, к учебе, развитие
учебных знаний и умений, успешное социальное
положение.
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ
2.1. Организация и методы исследования
Для того, чтобы выявить
степень удовлетворенности
Цель данной методики: получение количественно выраженной информации об оценке родителями помощи образовательного учреждения в воспитании у их детей способности к решению основных жизненных проблем.
Обработка полученных
данных. При обработке результатов
следует названные в анкете качества личности
разделить на три группы:
а) блок поведенческих качеств
(1—5);
б) блок жизненной компетентности
(6—10);
в) блок морально-психологических
качеств личности (11—15).
Необходимо подсчитать средний
показатель оценок родителей по каждому
блоку, а также общий средний показатель
по всей совокупности предложенных 15-ти
качеств. Полученные показатели надо соотнести
с использованной при анкетировании шкалой.
Если средний показатель окажется ниже
3 баллов, то это свидетельствует об оценке
родителями роли образовательного учреждения
в развитии перечисленных качеств личности
у ребенка как недостаточной.
2.2 Результаты
проведения методики под
Анализ анкетирования родителей обучающихся 9-11 классов Старооскольской «МОУ СОШ №16 с УИОП» Старооскольского района, Белгородской области.
Во второй четверти 4.12.2013 года проводилось анкетирование в 10Б классе Старооскольской «МОУ СОШ №16 с УИОП» с целью выявления процесса деятельности классного руководителя с родителями.
В анкетировании принимали участие 10 родителей обучающихся 10Б класса (см. Табл. 1.1).
Результаты анкетирования родителей:
По результатам исследования можно сказать о высоком уровне удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения, поскольку коэффициент У находится в пределах от 4-5.
Все, прошедшие анкетирование родители, а именно 10 человек, удовлетворены коллективом, в котором учится их ребенок. Это очень важно, так как ребенок очень тесно связан с семьей, он еще не приобрел нужной способности к управлению своими чувствами, своим поведением и пока еще пытается, конечно, неосознанно, искать в школе то, в чем он нуждается. Это свидетельствует о том, что в семье разумные, добрые отношения, тогда ребенок сам будет вносить в школу доброту и разумность. Очень важно, чтобы родители испытывали чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогом ребенка, от этого зависит уровень удовлетворенности родителей теми условиями, которые предоставляет школа.
Удовлетворенность родителей
обусловлена тем, что в данной
школе каждому ребенку
Таким образом, мы можем сказать, что классный руководитель грамотно ориентируется на предложения, пожелания и запросы родителей, на особенности семейного воспитания, ориентирует и старается приобщить родителей к делам школы, класса и в следствие этого между всеми участниками образовательной и воспитательной деятельности отношения складываются наилучшим образом.
На основании результатов тестирования целесообразно рекомендовать:
Чтобы связи школы с родителями были дружескими, учителям следует соблюдать такие правила:
1. Никогда не жаловаться
родителям на их детей, требуя
принятия «соответствующих мер»
2. Родительские собрания
нужно проводить как встречи
соратников. Учителя должны рассказать,
что было сделано в классе
за прошедший месяц, что
Вопросы, которые касающиеся личности отдельных учеников на этих встречах не должны не затрагиваться. Они могут обсуждаться только в личной беседе учителя с родителями.
3. Учителя должны знать
условия жизни ребенка,
4. Необходимо воспитывать
у детей уважение к своим
родителям к родным, близким, развивать
интерес к изучению своей
2.3. Методические
рекомендации по организации
эффективного взаимодействия
Чтобы связи школы с родителями
были дружескими и взаимно уважительными,
учителям следует соблюдать такие правила:
1. Никогда не
жаловаться родителям на их детей, требуя
принятия «соответствующих мер». Встреча
с родителями должна проходить только
как деловое, дружеское обсуждение некоторых
проблем, связанных с поведением ученика
или с необходимостью развития его личностных
качеств.
2. Родительские собрания нужно проводить как встречи соратников. Учителя должны рассказать, что было сделано в классе за прошедший месяц, что пройдено по каждому учебному предмету, с какими проблемами или трудностями встретились ученики и чем родители могут помочь своим детям.
3. Учителя должны знать условия жизни ребенка, характер взаимоотношений в семье, особенности их родителей.
4. Необходимо воспитывать у детей
уважение к своим родителям и к родным,
близким, развивать интерес к изучению
своей родословной, к предкам.
Сделать родителей своими соучастниками
– важная и ответственная задача, требующая
от классного руководителя большого терпения,
такта и преданности делу. Правильно понимающий
свои обязанности родительский коллектив
– это большая опора, союзник и помощник
учителя в учебно-воспитательной работе.
Каждое мероприятие, проводимое
родителями, каждая встреча их с детьми
требуют определенный минимум педагогических
знаний, умений. Вот здесь то и нужна поддержка,
доброжелательность классного руководителя.
Перед каждым мероприятием, проводимым
родителями, необходимо организовать
консультации, составление плана мероприятия,
распределение обязанностей, что является
одним из важных условий слаженности и
взаимопонимания в совместной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа с родителями –
неотъемлемая часть системы работы
классного руководителя. Эта работа
приносит успех, если она, будучи систематической
и научно обоснованной, органично
включается в общую педагогическую
деятельность классного руководителя.
Воспитательная работа школы не может
строиться без учета того, что
индивидуальность ребенка формируется
в семье.
Классный руководитель – центральное
лицо воспитательного процесса. Родители
судят о школе по мастерству классного
руководителя, выражая удовлетворение
либо неудовлетворение в первую очередь
его профессионализмом. Родители чувствуют
самое главное – кто и как вводит ребенка
в жизнь. Взаимодействие классного руководителя
с родителями является неотъемлемой частью
его работы в школе. С первых же дней важно
наладить с родителями детей дружеские,
партнерские отношения. Ведь основы воспитанности
ребенка закладываются в семье, и в школу
он приходит уже так или иначе воспитанным.
Школа обязана помочь родителям,
став для них центром психолого-педагогического
просвещения и консультирования – организуя
при школе родительские университеты,
лектории, конференции, семинары, объединения
родителей. Школа и семья – от согласованности
их действий зависит эффективность процесса
воспитания ребенка. Взаимоотношения
семьи и школы важны на всех этапах школьной
жизни ученика.
В своей работе я постаралась отразить
все особенности работы классного руководителя
с родителями. Структура работы основывается
на целях и задачах, поставленных во введении.
Таким образом, проанализировав литературу
по данной теме, мы выявили основы педагогического взаимодействия
с родителями; основные функции деятельности классного руководителя
и способы его общения с родителями; содержание, формы и методы совместной работы классного
руководителя с родителями.
Во второй главе проанализирована
работа одного из общеобразовательных
учреждений в городе Старый Оскол. На основе
методики «Изучение удовлетворенности
родителей работой образовательного учреждения»,
я выявила уровень удовлетворенности
родителей работой педагогического коллектива.
По данным исследования можно увидеть,
что связи с родителями являются дружескими
и взаимно уважительными, однако с некоторыми
семьями возникают все же проблемы, которые
педагог активно решает с помощью бесед,
консультаций и посещения семей. А также
в работе даны методические рекомендации по организации
эффективного взаимодействия классного
руководителя с родителями. Ведь очень
важно, чтобы семьи с большим вниманием
и благодарностью воспринимали заботу
классного руководителя и школы об их
ребенке, и охотно повышали свою педагогическую
культуру.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Работа классного руководителя с родителями обучающихся