Работа с родителями имеющие ребёнка с ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации сотрудничества дошкольного учреждения с семьей.
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

Содержание работы

Введение
Глава I Концептуальные основы сотрудничества С(К)ОО и семьи воспитывающие ребёнка и нарушениями в развитии.
1.1Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
1.2 Основные направления сотрудничество ДОО и семьи воспитывающего ребёнка с нарушениями в развитии.
1.3Формы сотрудничество ДОО и семьи воспитывающего ребёнка с ОДА.

Глава II Экспериментальное исследование форм сотрудничества С(К)ОО и семей, воспитывающий детей с нарушением ОДА.
2.1Цель,задачи и организация экспериментального исследования.
2.2Психолого-педагогический эксперимент:
-констатирующий этап
-формирующий этап
-контрольный этап
Заключение
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

курс 1.docx

— 63.69 Кб (Скачать файл)

Направлены на формирование навыков сотрудничества при организации  совместной деятельности, укрепление сплоченности и взаимопонимания «мать — ребенок». Благодаря демонстрации приемов работы с ребенком и конспектированию занятий дефектолога повышается уровень компетенции родителей в области обучения и воспитания детей.

4.  Совместное проведение досугов (праздников, развлечений) .

Проводятся с целью  раскрепощения, объединения родителей, детей и педагогов.

Предлагалась следующая  тематика праздников:

— «Встреча Нового года»,

— «Рождественские забавы»;

— «Масленица»;

— «Наши милые мамы»;

— «Лучший папа» и др.

5. Стенд для родителей.

Рубрики обновляются ежемесячно. Здесь в занимательной форме  собрана вся полезная информация. Большую практическую значимость имеет раздел «Родительские университеты». Родители, которые по тем или иным причинам не смогли встретиться с дефектологом, имеют возможность в письменной форме задать ему вопрос и проконсультироваться лично.

6. Ведение дневника «События нашей жизни».

Данное направление основано на разработках Е. Л. Гончаровой и О. И. Кукушкиной и в модифицированном виде внедрен Б. Г. Дементьевой в психокоррекционную работу. Это специально организованная и систематическая работа самого ребенка, предметом которой является его собственная жизнь, отраженная в доступных ему знаковых формах. Цель этого направления — наладить сотрудничество и сотворчество между родителями и детьми.

7. Работа с родительской группой, которая включает:

— анализ конкретных проблем, связанных с воспитанием и  обучением;

— выбор адекватных форм общения и поведения во взаимодействии с ребенком;

—  установление конструктивных отношений со специалистами М(С)ОО.

Эта работа способствует расширению арсенала средств педагогического и психологического воздействия на ребенка, тренировке родителей в использовании новых приемов сотрудничества с ним. Служит гармонизации внутрисемейных отношений, социальной адаптации семьи, воспитывающей ребенка с нарушением  ОДА .

Отмечаются существенные позитивные изменения:

— в восприятии семейных отношений умственно отсталым дошкольником;

— в осознании своего положения в семейном коллективе;

— в структурировании родительского  отношения к детям;

— в динамике родительского  отношения к детям, которое становится более теплым, принимающим. Родители более адекватно оценивают состояние своих детей.

Во многих семьях ребенок  принимается таким, какой он есть. Получив всесторонние сведения о  закономерностях развития, различных моделях воспитания и обучения, особенностях личности и поведения детей, члены семьи более оптимистично оценивают свои перспективы.

Информация для родителей, воспитывающих детей с нарушениями  ОДА которую разработала Б.Г. Дементьева:

1. Преодолевайте страх и отчаяние.

2. Не тратьте время на поиски виновного. Его просто не бывает.

3. Определите, какая помощь необходима вашему ребенку и вашей семье, и начинайте обращаться к специалистам:

— медицинская помощь (консультация у детского психоневролога и других специалистов);

— психолого-педагогическая помощь (обучение в специализированном учреждении на основе рекомендаций ПМПК).

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3Формы сотрудничество  С(К)ОО  и семьи воспитывающего ребёнка с ОДА.

Просвещение родителей, повышение  их грамотности  осуществляется в разных направлениях ,например : в вопросах физического воспитания и укрепления здоровья.

Специальные дошкольные учреждения разнообразны, работают по различным программам и методикам, поэтому разнообразны формы и методы сотрудничества специальных дошкольных учреждений с семьями - как уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.

В этих целях хорошо используются:

-           информация в родительских уголках, в папках передвижках, в библиотеке детского сада;

-           различные консультации, устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому образованию, а также родителей с опытом семейного воспитания;

-           семинары-практикумы, деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми;

-           «открытые дни» родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе, закаливающих и лечебных процедур;

-           совместные досуги, праздники;

-           анкетирование и тестирование родителей по вопросу воспитания ребенка.

Анкетирование является одной  из интересных форм работы с родителями. Оно помогает лучше узнать детей, интересы их родителей, собрать мнения и пожелания о своей работе. По результатам анализа анкетных данных в каждой группе воспитателями  может быть создана картотека  семей воспитанников, куда заносятся  сведения о составе семьи, социальном положении, взаимоотношениях родителей с ребенком, интересах и хобби.

Рассмотрим основные формы сотрудничества  С(К)ОО и семьи, воспитывающих детей с нарушением ОДА.

В качестве сотрудничества специального дошкольного учреждения с родителями детей можно использовать посещение семей с целью выяснения состояния условий для игровой деятельности ребенка, наличие игрушек и выявления их места в жизни ребёнка. Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания. Профессиональный социальный педагог уже с первого посещения семьи увидит, какие взаимоотношения преобладают между ее членами, каков психологический климат, в условиях которого происходит развитие ребенка. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи. При каждом последующем посещении семьи воспитатель или социальный педагог должен заранее определить конкретные цели и задачи, связанные с особенностями развития и воспитания ребенка, с типом семьи. Чтобы посещение на дому было эффективней, необходимо информировать родителей не только о времени посещения, но и о его основной цели. Практика показывает, что в таком случае беседа и наблюдения проходят более результативно.

День открытых дверей, являясь  достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей  с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной  работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия  по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших  родителей. Можно показать фрагмент работы специального дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.

Наряду с открытыми  днями проводятся дежурства родителей  и членов родительского комитета. Широкие возможности для наблюдения предоставляются родителям во время  прогулок детей на участке, в дни  праздников, вечеров развлечений. Эта  форма педагогической пропаганды очень  действенна и помогает педагогическому  коллективу преодолеть еще встречающееся  у родителей поверхностное мнение о роли С(К)ОО в жизни и воспитании детей с нарушением ОДА.

В качестве наиболее эффективных  форм сотрудничества с родителями воспитывающих детей с нарушением ОДА являются родительские собрания.

 Родительские собрания - действенная форма общения воспитателя  с родителями. Именно на собраниях  у воспитателя есть возможность  организованно ознакомить родителей  с содержанием и методами игры  в условиях семьи и дошкольной образовательной организации. Роль дефектолога - организовать встречу, спланировать ее ход, грамотно расставить акценты на наиболее значимых вопросах, помочь в разрешении затруднений, подготовить раздаточный материал, памятки, продумать практическую часть, подвести итоги работы, поблагодарить родителей за активность, желание работать вместе.

Можно проводить тематические родительские собрания по вопросам освоения подвижной игры. Но открытые просмотры  родители не очень любят, поэтому  их могут заменить современные технические  возможности, например, использование  фотоальбомов, стенгазет, записи занятий, игр с детьми или других видов  деятельности на видеопленку. Во-первых, это хорошая «память» для родителей. А во-вторых, видеозапись занятий  и игр с детьми можно показать на родительских собраниях, которая  поможет убедительно подкрепить рассказ дефектолога.

Эффективны и семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения  с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком  клубе людей объединяет общая  проблема и совместные поиски оптимальных  форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается  родителями. С целью выявления  запроса участников и получения  дополнительной информации перед началом  каждого заседания клуба проводится анкетирование.

Родители, особенно молодые, нуждаются и в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно  приглашать на семинары-практикумы. Эта  форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения игры и показать их.

Беседы проводятся как  индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем дефектолог может помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации проводятся как индивидуально так и для  подгруппы родителей. На групповые  консультации можно приглашать родителей  разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны: сообщение специалиста  с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми  приглашенными на консультацию; практическое занятие.

Родительские конференции  – основная цель которых, обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции. К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений и т.п.

Следует серьезно относиться к такой форме работы, как наглядная  пропаганда, правильно осознавать ее роль в педагогическом просвещении  родителей, тщательно продумывая содержание, художественное оформление папок, стремясь к единству текстового и иллюстративного  материалов. Значительным подспорьем здесь является библиотека специальной  литературы по проблемам развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок. Большое значение следует придавать оформлению общих  тематических стендов и выставок. К примеру, с большим удовольствием  родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т.д. Можно  постоянно оформлять групповые  стенды типа «Для вас, родители», содержащие информацию по двум разделам: повседневная жизнь группы - различного рода объявления, режим, меню и т.п., и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье. В разделе «Советы и рекомендации» под руководством дефектолога, психолога и социального педагога помещаются рекомендации по различным вопросам, отчеты членов родительского комитета о посещениях семей, дежурствах. Тематика материалов стенда должна зависеть как от возрастных особенностей, так и от особенностей семей.

В настоящее время  практические работники С(К)ОО используют нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве педагогов и родителей. К примеру, вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение.

Можно использовать такую  динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают при индивидуальном подходе в  работе с семьей. В годовом плане  необходимо заранее предусмотреть  темы папок, чтобы педагоги могли  подобрать иллюстрации, подготовить  текстовой материал.

 Учитывая занятость  родителей, используются и такие  нетрадиционные формы общения  с семьей, как «Родительская почта»  и «Телефон доверия». Любой член  семьи имеет возможность в  короткой записке высказать сомнения  по поводу методов воспитания  своего ребенка, обратиться за  помощью к конкретному специалисту  и т.п. Телефон доверия помогает  родителям анонимно выяснить  какие-либо значимые для них  проблемы, предупредить педагогов  о замеченных необычных проявлениях  детей.

Нетрадиционной формой сотрудничества с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.

Встречи за «круглым столом»  расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. Темы встречи могут быть различными. Беседу следует начинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, дефектолог, воспитатели, социальный педагог, остальные родители. В этой форме работы примечательно  то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II Экспериментальное исследование форм сотрудничества С(К)ОО и семей, воспитывающий детей с нарушением ОДА.

2.1 Цель, задачи  и организация экспериментального  исследования.

Цель экспериментального исследования:

  • Подобрать и апробировать нетрадиционные формы сотрудничество МСКОУ и семьи воспитывающая ребёнка с ОДА.

Задачи экспериментального исследования :

  • Выявить основные формы сотрудничества МСКОУ №2 и семьи.
  • Подобрать и апробировать нетрадиционные формы сотрудничества  МСКОУ №2 и семей воспитывающих детей с нарушением ОДА.

Информация о работе Работа с родителями имеющие ребёнка с ДЦП