Ранний детский аутизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 16:59, реферат

Описание работы

Парадоксальным является тот факт, что аутистические расстройства, поражающие именно ребенка, дает некоторую надежду. Поскольку нервные связи детского мозга упрочиваются посредством опыта, правильно нацеленные умственные упражнения могут оказать благоприятное воздействие. Хотя только четверти детей с ярко выраженным аутизмом они идут на пользу, а трем четвертям – нет, и непонятно почему.

Содержание работы

1.Введение __________________________________________________стр.3
2.Объект, цель задачи исследования_____________________________стр.4
3.Понятие раннего детского аутизма_____________________________стр.5
4.Причины развития аутизма_________________________________стр.5-6-7
5.Классификация состояний степени и тяжести РДА_______________стр.6-7
6.Ограничение от сходных заболеваний___________________________стр.7
7.Особенности развития раннего детского аутизма____________стр.7-8-9-10
8.Обучение и воспитание детей с ранним детским аутизмом_______стр11-12
9.Заключение_________________________________________________стр.14
10.Литература_________________________________________________стр.15

Файлы: 1 файл

Ранний детский аутизм.docx

— 45.68 Кб (Скачать файл)

                                                     План

1.Введение __________________________________________________стр.3

2.Объект, цель задачи исследования_____________________________стр.4

3.Понятие  раннего детского аутизма_____________________________стр.5

4.Причины развития аутизма_________________________________стр.5-6-7

5.Классификация состояний степени  и тяжести РДА_______________стр.6-7

6.Ограничение от сходных заболеваний___________________________стр.7

7.Особенности развития раннего  детского аутизма____________стр.7-8-9-10

8.Обучение и воспитание детей  с ранним детским аутизмом_______стр11-12

9.Заключение_________________________________________________стр.14

10.Литература_________________________________________________стр.15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Введение

      В настоящее время аутичные люди часто страдают от самого разнообразного спектра проблем: аллергии на пищу, депрессии, навязчивых состояний, гиперактивности при недостатке внимания и концентрации. Но, как полагают исследователи, главный дефект – трудности в осознании того факта, что мысли, желания и нужды других людей – иные, чем у тебя самого.  Обычно дети приходят к этому в возрасте четырех лет, у аутичных же, так сказать, слепое сознание: они считают, что - то, о чем они думают, и у других на уме, а то, что они чувствуют, чувствуют и другие. Они не умеют подражать взрослым, а ведь подражание в ранние годы и служит как раз важнейшим инструментом обучения. Подражая, дети начинают распознавать, что означают некоторые жесты, выражения лица. Аутичные люди с огромным трудом считывают внутреннее состояние партнера, неявные сигналы, при помощи которых нормальные люди легко понимают друг друга. В то же время неверно считать, что аутичные люди холодны и равнодушны к тем, кто их окружает.

  Пока непонятно, возникает ли аутизм в одном отделе мозга, а затем поражает и другие, либо это изначально проблема для мозга в целом, проблема, которая становится все более явной с усложнением задач, требующих решения. Но верна ли та или другая точка зрения, ясно одно: мозг аутичных детей отличается от мозга обычных детей, как на микроскопическом, так и на макроскопическом уровне.

    Парадоксальным является тот факт, что аутистические расстройства, поражающие именно ребенка, дает некоторую надежду. Поскольку нервные связи детского мозга упрочиваются посредством опыта, правильно нацеленные умственные упражнения могут оказать благоприятное воздействие. Хотя только четверти детей с ярко выраженным аутизмом они идут на пользу, а трем четвертям – нет, и непонятно почему.

   Как бы то ни было, ученые проверяют все предположения, и они полагают, что в ближайшее десятилетие будут непременно найдены более эффективные формы терапевтического вмешательства.

   В ходе исследования была изучена литература по особенностям детского аутизма, его формам, причинам возникновения аутизма и методам психологической помощи. Данная информация полезна для общества тем, что при столкновении с таким ребенком человек будет знать как себя вести с ним и чем помочь, по возможности.

 

Тема исследования: особенности развития, обучение и воспитание детей с РДА.

Объектом исследования: является обучение и воспитание детей с РДА.

Предметом исследования: является особенности возникновения аутизма у детей.

Цель: подбор предметов психологической и воспитательной помощи аутичных для  аутичных детей.

Задачи исследования:

1.Ознакомить  с понятием аутизм.

2.Выявить  причины  аутизма.

3.Изучить состояние степени тяжести РДА.

4.Раскрыть причины и факторы, способствующие возникновению аутизма.

5.Проанализировать методы психологической и воспитательной помощи аутичных детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Понятие ранний  детский аутизм. 

     Ранний детский аутизм - вариант тяжелого дизонтогенеза, при котором развитие ребенка задерживается и искажается вследствие нарушения контакта с внешним миром, и, в первую очередь, с близкими людьми.  
     В последние годы выросло число детей с РДА. Некоторые из них поступают в массовые детские учреждения. В связи с этим разрабатываются новые подходы к коррекционной работе, выдвигаются и обсуждаются новые гипотезы о природе и причинах возникновения такого нарушения в развитии детей. Впервые выделил аутизм как таковой американский психолог Каннер.  В своей работе он описал характерные черты аутичного ребенка:  
1. Ребенок избегает взглядов в глаза, затрудняется в понимании своего состояния, не замечает сверстников.  
2. Наблюдается стереотипность поведения, поглощенность однообразными действиями (раскачивание, потирание рук, манипуляция с предметами).  
З. Нарушается эмоциональный контакт с близкими людьми. Наблюдается мутизм, эхолаличность -  немедленное или отсроченное повторение фраз или предложений.  
4. Ребенок не использует личных местоимений, говорит о себе в третьем лице («Вася хочет гулять. Он хочет пить»). Речь может быть богатая, но вследствие «попугайности » (у таких детей хорошая память).  
5. Наблюдается общий тревожный фон настроения, множество необычных и долгих страхов. Дети боятся шума бытовых приборов, определенного цвета, явлений природы, всего мокрого. Известен случай, когда девочка не давала дотрагиваться до своих волос. 
6. Раннее проявление заболевания (до 2,5 лет) встречается в 3-6  
случаях на 10.000 детей. (Причем у мальчиков гораздо чаще, чем у девочек)  
7. Родителей этих детей беспокоит беспричинная  
агрессия (самоагрессия) ребенка, нежелание общаться даже с ними. Также их тревожит задержка речевого интеллектуального развития.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

                                    Причины развития аутизма.

    Ранний детский аутизм - сравнительно редкая форма патологии. По данным L. Wing, распространенность его составляет 2 на 10000 детей школьного возраста. Основными проявлениями синдрома, которые наблюдаются при всех его разновидностях, являются выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими, эмоциональная холодность или безразличие к близким ("аффективная блокада", по L. Kanner), страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке, болезненная приверженность к рутинному порядку, однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям, а также расстройства речи, характер которых существенно отличается при разных вариантах синдрома.

   В разное время в решении данной проблемы внимание уделялось различным причинам и механизмам возникновения данного нарушения. Но до сих пор нет чёткого представления о патогенетических механизмах РДА.

   Исходя из положения Л.С. Выготского о первичных и вторичных нарушениях В.В. Лебединский и О.Н. Никольская (1981, 1985) предлагают такой вариант решения вопроса о патогенезе РДА:

- в качестве первичных  расстройств при РДА рассматриваются  повышенная эмоциональная чувствительность  и слабость энергетического потенциала, в результате их воздействия  на организм возникают вторичные  нарушения:

- к вторичным относят аутизм, как попытку избежать воздействий внешнего мира, стереотипии, сверхценные интересы. Возникает ослабление эмоциональной реакции на близких, вплоть до полного их игнорирования («аффективная блокада»), заторможенная или недостаточная реакция на слуховые и зрительные стимулы.

Классификация состояний по степени тяжести РДА.

    Выделят 4 группы развития РДА, каждой из которых характерен свой способ отгораживания от внешнего мира:

1. полная  отрешённость от происходящего  вокруг, при попытках взаимодействия  с ребёнком характерно проявление  крайнего дискомфорта. Отсутствие  социальной активности, даже близким  трудно добиться от ребёнка  какой-либо ответной реакции: улыбки, взгляда. Дети данной группы стараются  не иметь никаких точек соприкосновения  с окружающим миром, они могут  игнорировать мокрые пелёнки  и даже жизненно важные, витальные  потребности - голод. Очень тяжело  переносят взгляд глаза в глаза  и избегают различных телесных  контактов.

2. активное  отвержение окружающей среды. Характеризуется  не как отрешённость, а как  тщательная избирательность в  контактах с внешним миром. Ребёнок  общается с ограниченным кругом  людей, зачастую это родители, близкие  люди. Проявляет повышенную избирательность  в еде, одежде. Любое нарушение  привычного ритма жизни ведёт  к сильной аффективной реакции. Детям данной группы более  чем другим свойственно испытывать  чувство страха, на который они  реагируют агрессивно, бывает, что агрессия принимает формы аутоагрессии. Наблюдается большое количество речевых и двигательных стереотипий. Несмотря на всю тяжесть различных проявлений, эти дети гораздо более адаптированы для жизни, чем дети, относящиеся к 1-ой группе.

3. захваченность  аутистическими интересами. Дети  этой группы стараются укрыться  от окружающего мира в своих  интересах, при этом их занятия  проявляются в стереотипичной  форме и не носят познавательного  характера. Увлечения носят цикличный  характер, ребёнок может годами  разговаривать на одну и ту  же тему, рисовать или воспроизводить  один и тот же сюжет в  играх. Интересы зачастую носят  мрачный, устрашающий, агрессивный  характер.

4. чрезвычайная  трудность во взаимодействии  с окружающей средой. Наиболее  легкий вариант проявления аутизма. Основной чертой является повышенная  ранимость, уязвимость таких детей. Избегание отношений, если ребёнок  чувствует какую-либо преграду. Чувствительность  к чужой оценке.

                                Ограничение от сходных заболеваний. 
1. Часто у маленького ребенка с РДА подозревают слепоту и глухоту, т.к. он не реагирует на близких ему людей.  
2. Может быть, соотнесение РДА и умственной отсталости. У 2/3 аутичных детей может быть выявлена УО. Однако выполнение неречевых заданий у детей с аутизмом лучше, чем у детей с УО.  
3. РДА и нарушение речевого развития.  
а) При моторной алалии ребенок вообще не разговаривает.                                     б) При сенсорной алалии ребенок не понимает речь. А ребенок с РДА слушает указания и через некоторое время может его выполнить  (т.е. речь понимает)  
в) Шизофрения и РДА.  
В России считается, что РДА - это одно из проявлений вялотекущей особенной шизофрении. Тогда, как на Западе полностью исключается связь РДА с этим психическим заболеванием.

                  Особенности развития раннего детского аутизма

    Младенчество.  Развитие ранних статистических и двигательных функций происходит в положенные сроки. К первым признакам «необычности» поведения, замечаемыми родителями, относятся парадоксальные реакции на сенсорные стимулы, проявляющиеся уже на первом году жизни. В реакциях на предметы, звук, свет обнаруживалась характерная полярность. У части детей реакция на: «новизну» была необычайно сильной. Так, изменение освещения, выраженное в чрезвычайно резкой форме и продолжающееся длительное время после прекращения действия раздражителей. Многие дети, наоборот, яркими предметами заинтересовались слабо, у них также не отмечалось реакций испуга или плача на внезапные и сильные звуковые раздражители, наряду с этим у них замечали повышенную чувствительность к слабым раздражителям. Дети просыпались от едва различимого шуршания.

   Легко возникали реакции испуга, страха на привычные раздражители, например работающие в доме бытовые приборы.

   Как известно, в период младенчества первым проявлением социальности ребенка, его потребности к общению с взрослым является набор поведенческих реакций, именуемый «комплекса оживления» (улыбка, зрительное сосредоточение, движение рук и ног в ответ на рыбку, лицо, голос взрослого); у большинства - описываемых детей «комплекс оживления» вообще не был выражен.

   Родители вспоминают, что дети совершенно не улыбались, не удивлялись при звуке голоса. Наряду с этим все компоненты реакции оживления наблюдались у ряда детей при отсутствии взрослого и относились, например, к висящей над кроватью декоративной тарелке или игрушке

   Таким образом, в отличие от нормы, где более стойкой является реакция оживления на взрослого по сравнению с реакцией на неодушевленные предметы, у таких детей наблюдается противоположная картина. Кроме того, в реакциях оживления у детей в ряде случаев отсутствовала характерная безразличность, как к близким взрослым, так и к любому постороннему лицу.

   По мере роста ребенка слабость эмоциональных контактов, с близкими взрослыми продолжала нарастать. Дети не просились на руки; находясь на руках у матери, не принимали соответствующей позы, не прижимались, оставались вялыми и пассивными.

   Во второй половине первого года жизни особенности поведения детей проявлялись более отчетливо. Одни дети постоянно проявляли общую вялость, бездеятельность, пассивность. Они не заинтересовывались новыми игрушками, быстро выпускали предметы из рук. Другие, наоборот, отличались повышенной подвижностью, суетливостью. Это проявлялось в желании ребенка схватывать все попадающиеся на глаза предметы, однако, при отсутствии характерного ощупывания, изучения свойств предмета. У многих детей возникали стереотипы движения руками, пальцами. Дети могли подолгу держать руки перед глазами, причудливо переплетать пальцы, скрещивать руки. Первые слова появлялись рано. Обычно уже к 7 — 8 месяцам многие произносили около десяти слов.

   Раннее детство. Главным новообразованием этого периода становятся действия с предметами, усваиваются общественно выработанные способы их употребления. Существенная роль в этом принадлежит развитию ориентированной деятельности, которая в норме направляется на выяснение функциональных свойств  предметов. В отличие от этого, для наблюдаемых детей оставались привлекательными манипуляции предметами, их ориентировочные реакции даже за пределами раннего детства направлялись на физические свойства вещей. Например, многих детей привлекали пуговицы, камешки, катушки, так как подбрасывание или постукивание ими вызвало характерные звуки. Некоторые дети открывали и закрывали двери с целью получения специфического скрипящего звука.   Другие вслушивались в шуршание разрываемой бумаги. Излюбленным занятием для многих детей было переливание воды.

Информация о работе Ранний детский аутизм