Ранний детский аутизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 16:59, реферат

Описание работы

Парадоксальным является тот факт, что аутистические расстройства, поражающие именно ребенка, дает некоторую надежду. Поскольку нервные связи детского мозга упрочиваются посредством опыта, правильно нацеленные умственные упражнения могут оказать благоприятное воздействие. Хотя только четверти детей с ярко выраженным аутизмом они идут на пользу, а трем четвертям – нет, и непонятно почему.

Содержание работы

1.Введение __________________________________________________стр.3
2.Объект, цель задачи исследования_____________________________стр.4
3.Понятие раннего детского аутизма_____________________________стр.5
4.Причины развития аутизма_________________________________стр.5-6-7
5.Классификация состояний степени и тяжести РДА_______________стр.6-7
6.Ограничение от сходных заболеваний___________________________стр.7
7.Особенности развития раннего детского аутизма____________стр.7-8-9-10
8.Обучение и воспитание детей с ранним детским аутизмом_______стр11-12
9.Заключение_________________________________________________стр.14
10.Литература_________________________________________________стр.15

Файлы: 1 файл

Ранний детский аутизм.docx

— 45.68 Кб (Скачать файл)

   По-видимому, со специфическим реагированием на «новизну» связан отмечаемый у аутичных детей феномен непереносимости изменений в окружающей обстановке. Это явление в литературе получило название «феномена тождества». Безучастные и, казалось бы, невнимательные к окружающему дети дают бурные реакции на самый минимальные изменения в окружающей обстановке. Перемены порядка расположения предметов на полочке; новую занавеску, новый воротник на одежде матери.        Очень часто дети строго избирательны в собственной одежде. Родители подолгу не могут заставить их надеть новую пижаму или рубашку. Такая же избирательность относится и к еде, дети нередко избегают пищу определенных видов, или, наоборот, предпочитая питаться только одним, конкретным видом еды, полностью игнорируя все прочее.

   Действия самообслуживания формируются медленно, однако, уже овладев ими, дети обычно отказываются применять усвоенные навыки, предпочитая, чтобы их кормили и одевали взрослые.

   С двух лет у большинства детей появлялась фразовая речь, как правило, с чистым произношением. И в то же время многие дети почти совсем не говорят, редко используют речь для контактов с людьми. При этом, будучи предоставленными, самим себе, они обнаруживали богатую речевую продукцию: что-то рассказывали, читали стихи, напевали песенки. Часть родителей с раннего возраста отмечали у своих детей выраженную многоречивость. Дети не замолкали ни на минуту, они постоянно все комментировали, называли предметы, поясняли свои и чужие действия.      Однако такая говорливость характеризовалась, по определению О. П. Юрьевой (1972), «потерей Чувства собеседника». Несмотря на повышенную речевую продукцию, от таких детей трудно получить ответ на вопрос, их речь не сочеталась с ситуацией, ни к кому конкретно не адресовалась. Нарушение коммуникативной функции речи проявлялось также в своеобразных голосовых. Модуляциях. Страдает и грамматический строй речи. Наиболее часто встречается у детей явление “реверси местоимений”. Дети называют себя “ты” и “он”, а других людей — «я».

   Дошкольный возраст. В этом возрасте внимание родителей привлекает особый, «странные» интересы детей. Можно привести примеры увлечений дорожными знаками, водопроводными кранами, печатными рекламами, номерами телефонов, всевозможными условными обозначениями, словами на иностранных языках. Необычные по "содержанию влечения сопровождались патологическим фантазированием. В содержании аутистических фантазий причудливо переплетаются случайно услышанные ребенком сказки, истории, кинофильмы и радиопередачи, вымышленные и реальные события. Патологические фантазии детей отличаются повышенной яркостью, образностью. Нередко содержание фантазий приобретает агрессивный характер. Дети могут часами ежедневно, причем в течение многих месяцев, а иногда и нескольких лет, рассказывать истории о мертвецах, скелетах, убийствах, поджогах, называют себя “бандитом”, “Потрошителем”, приписывают себе всевозможные пороки.

    Наряду с этим у многих детей обнаруживались несомненные музыкальные способности, некоторые хорошо рисовали. Вместе с тем в этот период усиливались нарушения коммуникативной функции речи, появлялся избирательный мутизм, изменялось интонирование, возникали стереотипы, речевые штампы, своеобразные акценты, ударения, растягивание слов. У некоторых детей заострялись ахроматизмы, возникали экологии, неологизмы. Этот период в жизни детей характеризовался появлением неадекватных страхов. Отмечались страхи меховых предметов и игрушек, лестницы, свечей, нередко возникал страх незнакомых людей. Многие дети боялись ходить по улице, опасаясь, что на них наедет машина, ездить в транспорте, так как им казалось, что может произойти катастрофа.

   Дети испытывали неприязнь, если им случалось испачкать руки, раздражались, когда им на одежду попадала вода. Часто появлялись более выраженные, чем в норме, страхи темноты, боязнь остаться одним в квартире.

   У части детей отмечалась чрезмерная чувствительность к грустным мелодиям, они часто плакали при просмотре кинофильмов или когда им читали книги. Другие, наоборот, любили страшные фильмы и сказки, получали особое удовольствие, когда с героями случались неприятности.

   С этим сочетались холодность или даже жестокость по отношению к близким взрослым. Нередко дети могли ударить или укусить, стремились все делать назло. Чрезвычайно существенно обстоятельство, что почти все дети оставались совершенно безразличными к оценкам взрослых. У них отсутствовало, характерное для дошкольного возраста в норме желание понравится, заслужить похвалу, одобрение. Для детей, всех, без исключения было характерно отсутствие тяготения к детскому коллективу, потребности в общении со сверстниками. На улице, на прогулках, в общественных местах дети производили впечатление слепых и глухих, они не обращали внимания на окружающих, не смотрели на собеседника, избегали взгляда других людей. В.Е. Каганом приводится точное выражение: «Ребенок ходит мимо людей… смотрит сквозь людей…” (1976, С.9). У некоторых детей периодически появлялся интерес к маленьким детям, но со стремлением нанести им боль. Родители отмечали, что большее время их дети проводили в одиночестве, никто не был им нужен, они не подключались к домашним занятиям, не стремились помочь.

 

  Обучение и воспитание детей  с ранним  детским аутизмом

      Метод разработан доктором Мартой Уэлч (1983). Как психотерапевтическая техника, холдинг (от англ. глагола «держать») выглядит очень просто.  
    В специально отведенное время мать берет своего ребенка на руки, крепко прижимает к себе. Ребенок должен сидеть у матери на коленях, прижатым к груди, так, чтобы у матери была возможность посмотреть ему в глаза. Не ослабляя объятий, несмотря на сопротивление ребенка, мать говорит о своих чувствах и о своей любви к своему сыну или дочке и о том, как она хочет преодолеть ту или иную проблему.  
   Итак, холдинг-терапия включает в себя повторяющиеся процедуры холдинга — удержание ребенка на руках у родителей до его полного расслабления (физического и эмоционального). Психологическим обоснованием такого удержания может быть то, что оно противопоставлено обычному для аутичного ребенка поведению, направленному на избегание контакта.  
   Автор метода выделяет в процедуре холдинга три стадии: конфронтацию 
 - отвержение (сопротивление)  
- разрешение. 
   Обычно ребенок противится началу холдинга, хотя часто на протяжении всего дня ждет его. Когда, так или иначе, матери удается настоять на своем, усадить ребенка к себе на колени, заключить его в свои объятья, после конфронтационной паузы наступает фаза активного отвержения.            Ребенок может рваться из объятий, кусаться, царапаться, плеваться, кричать и обзывать мать разными обидными словами. Правильная реакция матери состоит в том, чтобы, гладя ребенка, успокаивать его, говорить, как она любит и как переживает, что он страдает, но что она ни за что не отпустит его именно потому, что любит. После различной по продолжительности второй стадии неизбежно наступает третья стадия — стадия разрешения. На этой стадии ребенок перестает сопротивляться, устанавливает контакт глазами, расслабляется, у него появляется улыбка, ему становится легко проявлять нежность, мать и ребенок получают возможность говорить на самые интимные темы и переживать чувство любви.  
   Доктор Уэлч рекомендует проводить холдинг-терапию ежедневно один раз, а также во всех ситуациях, когда ребенку плохо (либо он прямо выказывает это, либо плохо ведет себя). При этом полное физическое здоровье родителей и ребенка является необходимым и обязательным условием проведения холдинг-терапии.  
   В процессе холдинга достигается существенный прогресс в развитии, прежде всего, эмоционального контакта с близкими людьми.     Ребенок становится активным в исследовании окружающего мира, проявляет интерес к событиям, происходящим рядом. Он активнее включается в любое взаимодействие, идет на тактильный контакт (дает себя обнять, подержать на руках), чаще смотрит в глаза, чаще обращаться с просьбой. Речевое развитие, как правило, тоже прогрессирует, по крайней мере, дети чаще пытаются обращаться не криком, а словом. Уменьшается проявление агрессии и самоагрессии, ребенок становится более спокойным и управляемым. В ряде случаев дети начинают проявлять интерес к книгам, рисованию, совместной игре.  
   Холдинг-терапия проводится только в Москве, даже в Нижнем Новгороде этой процедурой не владеют. Холдинг проводит врач терапевт, владеющий знаниями по дефектологии. Эту процедуру чаще всего проводят с детьми 1, 2, 3 групп. 

   В массовые детские учреждения чаще всего попадают дети, имеющие неярко выраженный аутизм, и, первое что следует знать специалисту - это то, что формирование учебного поведения ребенка зависит от установления с ним эмоционального контакта. Это сделать, возможно:  
1. Через участие в нравящейся ему деятельности (например, рисование, пускание мыльных пузырей)  
2. Организация работы должна стать типичной (одно и то же время, место, одинаковая последовательность заданий и упражнений).  
3. Место для работы следует выбрать так, чтобы перед вами и ребенком была стена, на столе должно лежать минимальное количество пособий.  
4. Знакомство должно происходить через мать, ее следует вовлекать в процесс обучения и воспитания.  
   Общее для всех аутичных детей - это недостаточное понимание речи (в силу отрешенности таких детей).  
   Следовательно, задачей специалиста является развитие понимания. Эта задача решается посредством:  
  - подстраивания  под его интересы (он воспринимает только то, что ему интересно),  
- чтобы поймать внимание ребенка, нужно проводить специально-смысловой комментарий, который сопровождает всю его деятельность, опирается на опыт ребенка, вносит смысл во внешне бессмысленную деятельность (качается ребенок - педагог комментирует это движение как «ветер дует»)  
- пояснить ребенку причинно — следственные связи (что будет, когда ты придешь куда-то, что-то сделать)  
- давать представления о сути предметов, чтобы преодолеть страхи.  
- Этими коррекционными мерами и способами должны владеть специалисты, педагоги и обязательно родители.  
2 задача — это формирование возможности активного пользования  
речью (дети 2 и З. групп).  
Так как эти дети понимают обращенную речь, растормаживание  
речи идет в трех направлениях:  
1. Провоцирование непроизвольному подражанию действиям, мимике, интонации взрослого.  
2. Провоцирование ребенка на эхолалии с помощью ритма (например, прыгает), в это время повторяются знакомые стихи и песни. Педагог обязательно оставляет паузу, чтобы ребенок мог вставить слово.  
З. Закрепление речевых реакций в типичных условиях, ситуациях. Создавать эти ситуации по несколько раз.  
4. Этих детей следует учить читать (к 6 - 7 годам). Для них более приемлем метод глобального чтения, т.е. целыми словами.  
С детьми 4 группы работа строится, в основном, как с  
обычными детьми. Но индивидуальный подход осуществляется  
с учетом особенностей развития.

 

 

                                              Заключение

    В заключение необходимо подчеркнуть, что на долю родителей выпадает наиболее трудная роль по развитию и подготовке аутичного ребенка к жизни. Успех социальной адаптации аутичного ребенка, занимающегося в коррекционной группе либо другом специальном учреждении или на дому, тесно связан с возможностью координации действий родителей, врача, психолога и педагога. Не каждого аутичного ребенка можно вывести на уровень массовой или вспомогательной школы. Но и в случаях, когда он остается в пределах дома, труд специалистов работающих с ним и родителей будет вознагражден тем, что ребенок станет ровнее в поведении, более управляем; у него разовьется интерес к какой-либо деятельности, которая заменит бесцельное время и сделает его поведение более целенаправленным, эмоционально насыщенным и контактным.                                                                                                                                                           В настоящее время в России испытывается острый недостаток практических разработок по социально-бытовой реабилитации, которые позволили бы детям и подросткам с аутизмом адаптироваться в повседневной жизни. За рубежом наибольших успехов в области социально-бытовой реабилитации детей с аутизмом достигли сторонники поведенческой терапии, усилия которых направлены на формирование независимости и самостоятельности ребенка в его повседневном поведении. Можно выделить два крупных направления в рамках поведенческой терапии: оперантное обучение и обучение по программе ТЕАССНой адапт. Наиболее эффективной для работы с аутичными детьми в настоящее время является метод холдинг терапии. Основной функцией холдинг терапии, обуславливающей ее эффективность в работе с семьей, воспитывающей ребенка с аутизмом, является актуализация ранней привязанности «мать-дитя», которая обеспечивает развитие ребенка в норме, и которая не формируется между аутичным ребенком и его матерью..   Действенность холдинг терапии обусловлена тем, что она активирует 3 уровня аффективного развития: актуализирует младенческие аффективные стереотипы, отрабатывает психологический механизм экспансии («качели»), связанный с переживанием опасности, и провоцирует более глубокий эмоциональный контакт ребенка с матерью.   Хочется также отметить, что в настоящее время информированность общества про детский аутизм очень низка. Конечно, люди, специализирующиеся на них обладают достаточной информацией, но большинство людей мало или совсем ничего не знают про это заболевание. Нужно информировать общество, ведь согласно современным данным, каждый  пятисотый ребенок страдает аутизмом, а это немаленькие дети. 

 

                                                                

                                                             Литература

1. Knowledge.allbest.ru 18:00ч, 21:40ч, 13:00ч.

2. Xreferat.ru›77…osobennosti…s-rannim…autizmom.html14:00ч, 16:05ч, 20:00ч.

3. coollib.net›Книги›171935/read 12:00ч, 7:50ч, 21:00ч, 23:00ч.

4. Nsportal.ru›…shkola…detei…rannim-detskim-autizmom10:00ч, 13:10ч, 18:05ч.

5. km.ru›Рефераты›Ранний детский  аутизм.11:00ч,14:25ч,16:10ч,20:25ч. 

 

 


Информация о работе Ранний детский аутизм