Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 16:59, реферат
Парадоксальным является тот факт, что аутистические расстройства, поражающие именно ребенка, дает некоторую надежду. Поскольку нервные связи детского мозга упрочиваются посредством опыта, правильно нацеленные умственные упражнения могут оказать благоприятное воздействие. Хотя только четверти детей с ярко выраженным аутизмом они идут на пользу, а трем четвертям – нет, и непонятно почему.
1.Введение __________________________________________________стр.3
2.Объект, цель задачи исследования_____________________________стр.4
3.Понятие раннего детского аутизма_____________________________стр.5
4.Причины развития аутизма_________________________________стр.5-6-7
5.Классификация состояний степени и тяжести РДА_______________стр.6-7
6.Ограничение от сходных заболеваний___________________________стр.7
7.Особенности развития раннего детского аутизма____________стр.7-8-9-10
8.Обучение и воспитание детей с ранним детским аутизмом_______стр11-12
9.Заключение_________________________________________________стр.14
10.Литература_________________________________________________стр.15
Метод разработан
доктором Мартой Уэлч (1983). Как психотерапевтическая
техника, холдинг (от англ. глагола «держать»)
выглядит очень просто.
В специально отведенное
время мать берет своего ребенка на руки,
крепко прижимает к себе. Ребенок должен
сидеть у матери на коленях, прижатым к
груди, так, чтобы у матери была возможность
посмотреть ему в глаза. Не ослабляя объятий,
несмотря на сопротивление ребенка, мать
говорит о своих чувствах и о своей любви
к своему сыну или дочке и о том, как она
хочет преодолеть ту или иную проблему.
Итак, холдинг-терапия
включает в себя повторяющиеся процедуры
холдинга — удержание ребенка на руках
у родителей до его полного расслабления
(физического и эмоционального). Психологическим
обоснованием такого удержания может
быть то, что оно противопоставлено обычному
для аутичного ребенка поведению, направленному
на избегание контакта.
Автор метода выделяет
в процедуре холдинга три стадии: конфронтацию
- отвержение (сопротивление)
- разрешение.
Обычно ребенок противится
началу холдинга, хотя часто на протяжении
всего дня ждет его. Когда, так или иначе,
матери удается настоять на своем, усадить
ребенка к себе на колени, заключить его
в свои объятья, после конфронтационной паузы
наступает фаза активного отвержения.
Ребенок может рваться из объятий, кусаться,
царапаться, плеваться, кричать и обзывать
мать разными обидными словами. Правильная
реакция матери состоит в том, чтобы, гладя
ребенка, успокаивать его, говорить, как
она любит и как переживает, что он страдает,
но что она ни за что не отпустит его именно
потому, что любит. После различной по продолжительности
второй стадии неизбежно наступает третья
стадия — стадия разрешения. На этой стадии
ребенок перестает сопротивляться, устанавливает
контакт глазами, расслабляется, у него
появляется улыбка, ему становится легко
проявлять нежность, мать и ребенок получают
возможность говорить на самые интимные
темы и переживать чувство любви.
Доктор Уэлч рекомендует
проводить холдинг-терапию ежедневно
один раз, а также во всех ситуациях, когда
ребенку плохо (либо он прямо выказывает
это, либо плохо ведет себя). При этом полное
физическое здоровье родителей и ребенка
является необходимым и обязательным
условием проведения холдинг-терапии.
В процессе холдинга
достигается существенный прогресс в
развитии, прежде всего, эмоционального
контакта с близкими людьми.
Ребенок становится активным в исследовании окружающего
мира, проявляет интерес к событиям, происходящим
рядом. Он активнее включается в любое
взаимодействие, идет на тактильный контакт (дает
себя обнять, подержать на руках), чаще
смотрит в глаза, чаще обращаться с просьбой.
Речевое развитие, как правило, тоже прогрессирует,
по крайней мере, дети чаще пытаются обращаться
не криком, а словом. Уменьшается проявление
агрессии и самоагрессии, ребенок становится
более спокойным и управляемым. В ряде
случаев дети начинают проявлять интерес
к книгам, рисованию, совместной игре.
Холдинг-терапия проводится
только в Москве, даже в Нижнем Новгороде
этой процедурой не владеют. Холдинг проводит врач
терапевт, владеющий знаниями по дефектологии.
Эту процедуру чаще всего проводят с детьми
1, 2, 3 групп.
В массовые детские учреждения
чаще всего попадают дети, имеющие неярко
выраженный аутизм, и, первое что следует
знать специалисту - это то, что формирование
учебного поведения ребенка зависит от
установления с ним эмоционального контакта.
Это сделать, возможно:
1. Через участие в нравящейся
ему деятельности (например, рисование, пускание мыльных
2. Организация работы должна
стать типичной (одно и то же время, место,
одинаковая последовательность заданий
и упражнений).
3. Место для работы следует
выбрать так, чтобы перед вами и ребенком
была стена, на столе должно лежать минимальное
количество пособий.
4. Знакомство должно происходить
через мать, ее следует вовлекать в процесс
обучения и воспитания.
Общее для всех аутичных детей - это
недостаточное понимание речи (в силу
отрешенности таких детей).
Следовательно, задачей
специалиста является развитие понимания.
Эта задача решается посредством:
- подстраивания под его
интересы (он воспринимает только то, что
ему интересно),
- чтобы поймать внимание ребенка,
нужно проводить специально-смысловой
комментарий, который сопровождает всю
его деятельность, опирается на опыт ребенка,
вносит смысл во внешне бессмысленную
деятельность (качается ребенок - педагог
комментирует это движение как «ветер
дует»)
- пояснить ребенку причинно — следственные
связи (что будет, когда ты придешь куда-то,
что-то сделать)
- давать представления о сути
предметов, чтобы преодолеть страхи.
- Этими коррекционными мерами
и способами должны владеть специалисты,
педагоги и обязательно родители.
2 задача — это формирование
возможности активного пользования
речью (дети 2 и З. групп).
Так как эти дети понимают обращенную
речь, растормаживание
речи идет в трех направлениях:
1. Провоцирование непроизвольному
подражанию действиям, мимике, интонации
взрослого.
2. Провоцирование ребенка на эхолалии с
помощью ритма (например, прыгает), в это
время повторяются знакомые стихи и песни.
Педагог обязательно оставляет паузу,
чтобы ребенок мог вставить слово.
З. Закрепление речевых реакций
в типичных условиях, ситуациях. Создавать
эти ситуации по несколько раз.
4. Этих детей следует учить
читать (к 6 - 7 годам). Для них более приемлем
метод глобального чтения, т.е. целыми
словами.
С детьми 4 группы работа строится,
в основном, как с
обычными детьми. Но индивидуальный
подход осуществляется
с учетом особенностей развития.