Разностороннее развитие личности как ключевая цель образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы в выявлении и изучении проблемы разностороннего воспитания личности человека.
Для достижения данной цели необходимо поставить и решить следующие задачи:
Изучить понятие «личность» и связанные с этим понятием теории.
Выявить факторы, влияющие на всестороннее развитие личности ребенка в современном обществе.
Провести параллель между представлениями о воспитании в Античном и современном обществе.

Содержание работы

Введение
Основная часть
1. Определение понятия «личность» и анализ основных теорий и концепций
2. Всестороннее и гармоничное развитие личности
3. Идея разностороннего развития личности в Античности
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

123.doc

— 1.40 Мб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Санкт-Петербургский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Педагогическая психология

Тема

Разностороннее развитие личности как ключевая цель образования

Фамилия студента

Цветков

Имя студента

Константин

Отчество студента

Валерьевич

№ контракта

0020911400401002


 

Содержание

 

Введение

Основная часть

1. Определение понятия «личность» и анализ основных теорий и концепций

2. Всестороннее и гармоничное развитие личности

3. Идея разностороннего развития личности в Античности

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложения

 

Введение

Цель современного воспитания невозможно просто выдвинуть или тем более выдумать. Она должна отвечать представлениям общества об идеалах человеческой личности. А идеалом человеческой личности является представление о совершенном человеке, это представление живет в народном творчестве, в произведениях литературы и искусства, герой этих произведений и справедлив, и смел, и храбр, и честен, а героиня трудолюбива, добра, отзывчива. В настоящее время эталоном является разносторонне развитая личность.

Развитие педагогической практики и теории воспитания обусловлено внедрением различных факторов политических, социальных, экономических, которые воздействуют на представления об идеале и целях человека, содержании воспитания и обучения.

Под влиянием значительных изменений в 90-е годы, происходивших в российском обществе, педагогическая наука особое внимание начала уделять проблемам нового обоснования целей образования в широком смысле слова. В этот период начинается пересмотр всех ценностных установок, господствовавших в советский период, что усилило интерес к «реформаторской педагогике» и идеям «нового воспитания», определявших развитие школы и педагогики в странах США, России, Западной Европы, в конце XIX - начале XX века, также уделялось внимание и педагогическим концепциям прошлого.

«Новое воспитание» отражало изменение взглядов на развитие и воспитание личности ребенка, а также указывало их место в педагогическом процессе. Эта идея стала отражением общественной неудовлетворенности несоответствием школьной деятельности потребностям экономического и социального развития, что обусловило поиск новых средств и путей развития и воспитания личности. Этот процесс охарактеризовался большим разнообразием подходов. Были предложены такие как художественное творчество, овладение профессиональными умениями, творческая трудовая деятельность. Самым активным поиском новых средств и путей разностороннего развития и воспитания ребенка занимались в Германии, где работали такие известные педагоги-реформаторы, как Г. Кершенштейнер (1854-1932), Р. Зейдель (1850-1933), Ф. Гансберг (1871-1950), Э. Зальвюрк (1839-1926), Г. Шаррельман (1871-1940), Л. Гурлитт (1855-1931) и другие. Самый значительный вклад в развитие «реформаторской педагогики» и идей «нового воспитания» внес итальянский врач-психиатр и педагог М. Монтессори (1870-1952).

К XX веку новые подходы к воспитанию начали получать распространение и в России.

После 1917 года в России начал укореняться «марксистско-ленинский» взгляд на идеал человека, на цели образования и воспитания. Данный подход был единственным в отечественной практике и теории воспитания до 90-х годов. Рассмотрение практики «реформаторской педагогики» и идей «нового воспитания» было больше похоже на противопоставление советской и зарубежной педагогики.

При данном подходе исследователи не принимали во внимание целый ряд факторов, по которым строилось правильное и целостное рассмотрение развития личности ребенка в психологии и педагогике. Однако с начала 90-х годов прошлого века в отечественной педагогической науке после значительного перерыва вновь наблюдается всплеск интереса к практике и теории «нового воспитания», который связан с поиском новых путей в реформировании школы в современной России.

Цель данной работы в выявлении и изучении проблемы разностороннего воспитания личности человека.

Для достижения данной цели необходимо поставить и решить следующие задачи:

  1. Изучить понятие «личность» и связанные с этим понятием теории.
  2. Выявить факторы, влияющие на всестороннее развитие личности ребенка в современном обществе.
  3. Провести параллель между представлениями о воспитании в Античном и современном обществе.

Большая часть работы состоит из трудов современных исследователей, работающих в области психологии и педагогики.

 

В проведенном исследовании также применялись известные общенаучные методы (анализ, аналогия, наблюдение и т.д.).

Основная часть

1. Определение понятия «личность» и анализ основных теорий и концепций

Понятие "личность" само описывает реальность этого термина. Слово "личность" (persona) изначально имело отношение к актерским маскам (в римском театре маской актера называли "личиной" — лицом, обращенным к аудитории), закрепленным за определенным типом действующих лиц. Позднее это слово стало уже означать самого актера и непосредственно его роль. Слово "persona" у римлян обязательно употреблялось с указанием социальной функции роли (например, личность отца, личность судьи, личность царя). Иначе говоря, личность в первоначальном значении — это определенная функция и социальная роль человека.

Современная психология определяет личность как социально-психологическое образование, формирующееся благодаря жизни самого человека в обществе. В обществе человек приобретает новые качества, вступив в отношения с другими людьми и от этого, эти отношения становятся уже "образующими" его личность. В момент рождения у индивида еще нет этих личностных качеств (схема 1).

Схема 1. Психологическая структура личности

Поскольку личность человека определяют чаще всего как совокупность его приобретенных, социальных качеств, это обозначает, что к личностным качествам не относятся такие человеческие особенности, которые не зависят от его жизни в обществе и природно обусловлены. К личностным качествам не относятся психологические качества человека, которые характеризуют его индивидуальный стиль деятельности или познавательные процессы. В понятие "личность" включаются свойства, которые свидетельствуют об индивидуальности человека и являются более устойчивыми, определяя значимые для людей поступки и черты.

Р.С. Немов определил личность как человека взятого в системе его психологических характеристик, которые являются социально обусловленными, устойчивыми, проявляются в общественных отношениях и связях, определяют нравственные поступки человека и имеют важнейшее значение для окружающих и его самого.

В общей психологии под личностью понимают систему социально обусловленных психологических качеств и свойств человека, который осознает свое отношение к окружающему, обладает индивидуальными особенностями и занимается конкретным видом деятельности.

К отличительным психологическим признакам личности относятся:

1. сознание, т.е. осознанное отражение окружающего мира и происходящих в нем событий;

2. сформирование психологических качеств и свойств;

3. саморегулирование, т.е. управление своей деятельностью и поведением;

4. активность, которая проявляется в конкретной деятельности (должна иметь большое значение для общества), и в человеке, который добивается в ней высоких результатов.

5. индивидуальность, т.е. такое сочетание психологических особенностей, которые определяют социальный облик человека и отличают одну личность от другой (личность имеет свое "Я", свое лицо, свой стиль деятельности, поведения и мышления).

6. самосознание – способность осознавать самого себя;

Педагогические теории, обычно, раскрывают теории развития личности. Когнитивные теории - где выдвигается на первый план развитие познавательной сферы, воспитание интеллекта, ума (Ж. Пиаже). Выдвигается идея в нравственном воспитании «автономности морали» ребенка, о том, что он не умеет «встать» на позицию взрослого (эгоцентризм) (табл. 1).

Таблица 1 – Теории развития личности

Психоаналитические теории (Фрейд, Фромм, Эриксон, Берн и другие) рассматривают развитие мотивационной и потребностной сферы, а также формирование ролевого поведения. В педагогической теории ставится вопрос о поло-социальном воспитании (тендерном), об отношения ребенка с близкими людьми (психосоциальном развитии).

Теория привязанности (основанная американскими психологами Джоном Боулби и Марией Эйнсворт).  В теории  важное  место занимают первые отношения близких взрослых и ребенка. В европейской и американской педагогической психологии появляется исследования, в которых доказывается определяющее значение качество привязанности матери и ребенка, влияющие на различные аспекты жизни ребенка: отношение к сверстникам, успешная адаптация к социальной среде и т.д.

В Бихевибристкой теории рассматривается развитие личности человека через научение его способам поведения. Автор теории американский ученый Джеймс Уотсон утверждал, что «человек учится всю жизнь» и он становится таким, «каким научился быть». Подражание, как способ научения является главным фактором приобретения новых видов поведения (Р. Сире, А. Бандура). Слабой стороной этой теории являлась переоценка сознания человека, его собственной активности и воли.

А. Маслоу, Ш. Бюлер и К. Роджерс выдвинувшие гуманистические теории развития личности заложили в них личностный рост, самореализацию, саморазвитие, самоактулизацию. Сюда же многие относят и «воспитание в духе мира», и педагогику Селестена Френе, и личностно-ориентированную педагогику, и др.

Деятельностный подход, который широко используется в нашей стране, видит развитие личности через его деятельность и благодаря ней (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

Современные педагогические теории реализует принцип интеграции. В данный момент они находится в стадии экспериментирования и научного осмысления.

Наиболее  широкое понимание  педагогической  интеграции  приводит  B.C. Безрукова, рассматривающая интеграцию в трех аспектах:

1. как процесс — через непосредственное установление связи между объектами, в соответствии с предполагаемым результатом создание новой целостной системы. Интегрирование объектов, проектирование методы и формы познавательной деятельности (рассказ + наблюдение + модель + экспериментирование), пути получения результатов (Например, интегрирование разных типов образовательных учреждений, различных видов искусств, «Школа-детский сад»),;

2. как принцип (основоположение), (например, «Психофизическое благополучие детей», «Познавательно-ролевое развитие детей», «Нравственно-трудовое воспитание дошкольников» и т.п.). Такая интеграция достигает более высоких позитивных результатов в педагогической и научной деятельности, раскрывается взаимосвязь разных сторон воспитания и развития детей;

3.    как результат —  форма, которую получают объекты, вступившие во взаимосвязь друг с другом (модульное обучение, интегрированные занятия и т.д.)

2. Всестороннее и гармоничное развитие личности

Развитие современного общества обуславливается еще более интенсивным совершенствованием и повышением машинного производства, его технического уровня и как следствие, выдвигает более высокие требования к развитию и подготовке членов общества. Перед воспитанием новые задачи ставит развертывание информационных технологий, компьютерной революции.

Все это привело к тому, что формирование гармонично и всесторонне развитой личности является не только как объективной потребностью, но и является идеалом современного воспитания, т.е. основной целью.

Что же имеется в виду, когда речь идет о гармоничном и всестороннем развитии личности? Что вкладывается в это понятие?

В формировании и развитии личности огромное значение имеет физическое воспитание, санитарно-гигиеническая культура, выработка правильной осанки, укрепление ее здоровья и сил. Как гласит пословица: «в здоровом теле - здоровый дух». Без надлежащей физической закалки и крепкого здоровья человек может потерять необходимую работоспособность, отсутствие желания проявлять волевые усилия и настойчивость в преодолении трудностей, что мешает ему развиваться в других личностных областях. Физическое воспитание, в этом смысле, выступает исключительно важным условием всестороннего развития учащихся (рис.1).

Рисунок 1 - Факторы, влияющие на развитие личности

Ключевой проблемой в процессе гармоничного и всестороннего развития является умственное воспитание. Благодаря уму человек смог выделиться из животного мира как социальное существо, создал все богатства духовной и материальной культуры, а также непрерывный социально-экономический прогресс. Оттого совершенствование мышления, овладение знаниями, развитие пытливости, сообразительности и памяти учащихся выступает в качестве сердцевины разностороннего развития личности. Расширить кругозор особенно важно в нашу современную эпоху, которая характеризуется мировыми процессами интеграции.

Не менее важной составной частью гармоничного и всестороннего развития личности является приобщение ее к современным достижениям, в том числе и бытовой, техники или техническое обучение, овладение навыками и умениями труда на наиболее известных машинах, обращение с различными техническими приспособлениями и инструментами.

Это подготавливает учащихся к работе по профессиональной ориентации на современном производстве, а также к жизни в современном обществе, сферы которого пронизывается все более усложняющейся техникой.

Особо важную роль занимают моральные принципы в формировании и развитии личности. И это понятно: ведь только люди с добросовестным отношением к собственности и труду, с совершенной моралью, могут обеспечивать прогресс общества, что обусловливается в необходимости действенного морального воспитания.

Информация о работе Разностороннее развитие личности как ключевая цель образования