Разностороннее развитие личности как ключевая цель образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы в выявлении и изучении проблемы разностороннего воспитания личности человека.
Для достижения данной цели необходимо поставить и решить следующие задачи:
Изучить понятие «личность» и связанные с этим понятием теории.
Выявить факторы, влияющие на всестороннее развитие личности ребенка в современном обществе.
Провести параллель между представлениями о воспитании в Античном и современном обществе.

Содержание работы

Введение
Основная часть
1. Определение понятия «личность» и анализ основных теорий и концепций
2. Всестороннее и гармоничное развитие личности
3. Идея разностороннего развития личности в Античности
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

123.doc

— 1.40 Мб (Скачать файл)

Огромное значение придается эстетическому воспитанию через духовный рост членов общества, формированию у них эстетических качеств и чувств, приобщению их к сокровищам искусства, литературы.

Имеется еще два содержательных компонента, органически входящих в состав всестороннего развития личности.

Один из них касается творческих способностей, задатков и склонностей, которые есть у каждого здорового человека. Оттого важной частью всестороннего формирования учащихся является целенаправленная работа по их развитию и выявлению. Школа должна позаботиться о воспитании у них индивидуальной красоты, личностного своеобразия, творческого подхода к выполнению любого дела.

Другой компонент можно отнести к производительному труду, только он позволяет преодолеть однобокость личностного развития, создать предпосылки для полноценного формирования человека, стимулировать его умственное, эстетическое и нравственное совершенствование.

Все перечисленное позволяет подвести итог и сделать вывод об основных компонентах всестороннего личностного развития и указать на его составные части. В качестве таких основных составных частей выступают: техническое (или политехническое) обучение, умственное воспитание, физическое воспитание, эстетическое и нравственное воспитание, которые необходимо сочетать с развитием способностей, творческих склонностей и задатков личности и включать ее в производительный труд.

Однако важно отметить, что воспитание должно соответствовать не только всестороннему, но и гармоничному (от греч. harmonia – стройность, согласованность) развитию личности. Это значит, что все стороны личности должны одновременно формироваться в тесном взаимодействии между собой.

В последнее время понятие гармоничное и всестороннее развитие личности иногда трактуется как разностороннее развитие, многие говорят, что в современном обществе всестороннее развитие осуществляется не полностью. Однако подобный отход от устоявшегося понятия не совсем обоснован. Дело в том, что необходимость во всестороннем развитии личности выступает в качестве идеала социума с высокоразвитым техническим производством, и потому глубина и мера этого развития зависит конкретно от социально-экономических условий, осуществляющихся в ней. Важно, чтобы воспитание еще и способствовало умственному, и нравственному, и техническому, и физическому, и эстетическому формированию. В понятии же «разностороннее» развитие нет такого выразительного терминологического смысла, тогда его можно было бы осуществлять, например, без надлежащего эстетического воспитания и т.д.

Гармоничное и всестороннее развитие личности, будучи идеалом воспитания к которому стремится общество, определяет направление учебно-воспитательной работы. Оно, в этом смысле, выступает общей целью воспитания. Для воспитания школьника необходимо, чтобы этот идеал был хорошо конкретизирован в соответствии с теми социальными и экономическими условиями, в которых оно должно осуществляться. Это, в свою очередь, требует более детального подхода к разработке его методов и содержания на каждом этапе развития школы и общества с тем, чтобы учитывать меру возможного и не забегать вперед в его осуществлении.

Стремление любого человека должно быть направленным на то, чтобы стать полезным обществу и своей стране. Это, в свою очередь, может осуществляться только такими же людьми со всесторонне развитыми физическими и духовными силами. Но такими они станут исключительно при определенных общественных условий, среди которых особая роль отводится физическому воспитанию.

Развитие всесторонней личности отражает потребность в гармоническом развитии органов и систем человека, а также биологическую закономерность, как в общественном отношении, так и в биологических особенностях.

Это обуслено многосторонним характером воздействия на человека в процессе физического воспитания и определяет органическую связь между разными видами воспитания, учитывающими и целеустремленно используемыми во всех случаях физического воспитания.

Принцип гармоничного и всестороннего развития личности раскрыт в двух основных положениях:

1). Обеспечить единство всех сторон воспитания, которые формируют гармонически развитую личность. В процессе физического воспитания и развитии смежных форм использования физической культуры, необходимо комплексное решение задач трудового, эстетического, нравственного, умственного и физического воспитания. Только в этом случае рекордные достижения человека в спорте, его высокоразвитые физические навыки и качества несут глубокое содержание и общественную ценность;

2). Общая физическая подготовленность. Для полного общего развития необходимо использование комплексных факторов физической культуры свойственных и жизненно важных человеку, физических качеств, наряду с формированием широкого комплекса двигательных навыков и умений, необходимых в жизни. В соответствии с этим необходимо обеспечивать единство специальной и общей физической подготовки в специализированных формах физического воспитания.

Духовный мир складывается под влиянием внешней социальной среды, и благодаря активным действиям самого человека, которые направленны на изменение самого себя и окружающей среды.

В силу духовного и физического развития человека в процессе физического воспитания имеются огромные возможности для выполнения задач эстетического и умственного нравственного воспитания. Принцип гармоничного и всестороннего развития личности включает два основных требования:

1. строгое соблюдение единства различных сторон воспитания

2. обеспечение широкой общей физической подготовленности

Требования широкой физической подготовленности основывается на одной из главных закономерностей развития личности – неразрывной взаимосвязи системы и органов. непреложную основу любого вида деятельности составляет всесторонняя физическая подготовка, которая служит неиссякаемым источником физических и моральных сил человека.

Процесс формирования гражданина рассматривался Е.В. Бондаревской через воспитание школьников как человека нравственности и культуры, он предлагает пять компонентов содержания воспитания личности ребенка как носителя культуры (табл. 2).

Таблица 2 – Основные компоненты содержания воспитания

3. Идея разностороннего развития личности в Античности

Огромнейший след оставила эпоха античности в мировой истории. Этот период известен, прежде всего, первыми открытиями в искусстве и науке. Все знания, в основном, вытекали из русла философии, как и педагогика, но именно философия заложила крепкий фундамент будущей науки. Люди древнего Рима и Греции уделяли большое внимание обучению и воспитанию детей, так как только от них зависела мощь, будущее и влияние государства. Античность породила идеал человека, который был отражен в музыке, архитектуре, скульптуре, философии, педагогике (рис. 2).

Рисунок 2 – Философы античности

Полученные знания древними римлянами и греками актуальны до сих пор, им также стоит уделять должное внимание.

Как любой дом не могут построить без фундамента, так и любую науку невозможно изучать без обращения к первоисточнику. Основными просветителями этих времен были античные философы Сократ, Аристотель, Платон, Демокрит. Они по праву могут считаться первыми педагогами в истории, не только воспитавшими и обучившими молодое поколение, но и анализировавшие этот процесс, они старались сделать его более продуктивным.

Философы подняли обучение и воспитание детей на очень высокую позицию, оформив педагогику как науку, создав идеал человека, к которому сейчас мы и стремимся. Конечно, в воспитательной науке произошло множество изменений, но именно Сократ, Аристотель, Платон и Демокрит смогли выделить главные вещи, неизменные даже с ходом времени. Добытые ими знания естественны в употреблении и просты в изложении, они пользуются актуальностью, потому что приближены к реальной жизни.

Существовали две модели воспитания в античные времена – спартанская и афинская. Они резко отличались методами, целями, результатами и средствами воспитания. Афинская модель предлагала гармоничное воспитание личности, включая нравственное, умственное, эстетическое, физическое развитие. Афиняне должны были уметь петь и музицировать, вести беседу и слагать стихи, велось приобщение благодетели.

В спартанском же обществе, напротив, важным являлось в человеке физическое начало, нежели духовное. В Спарте готовили будущих воинов, которые смогли бы владеть не эпистолярными навыками или красиво петь, а должны были искусно владеть тактикой ведения боя, оружием и т.д. Идеалом воспитания являлся мужественный воин, сильный, способный переносить трудности, лишения и боль.

Столь резкое различие в подобных воспитательных моделях объясняется экономическими и политическими особенностями государств. В Спарте находился центр работорговли, кроме того, она часто вела войны и завоевательные походы, поэтому, чтобы сохранить боевой дух в государстве, воспитание молодых поколений имело жесткий характер и считалось делом особой государственной важности. Спартанской система подавляла личность, что также было принципиальным отличием моделей воспитания Афин и Спарты, в свою очередь, афинская – наоборот, культивировала индивидуальность.

Если сравнивать эти две модели воспитания, то спартанская модель сильно проигрывала и ее очень часто критиковали. Аристотель, который считал, что начало воспитания детей должно быть с «заботы о теле», однако, осуждал спартанское общество за насилие и жестокость. Он писал, что тяжелая физическая нагрузка превращают ребенка в «дикого животного». «Гимнастика предназначена для формирования прекрасного, а не диких животных», - писал Аристотель.

Платон, другой древнегреческий философ, в трактате «Законы» предложил соединять афинскую и спартанскую систему воспитания, но соблюсти «золотую середину». Он предложил уделить большое внимание танцам и физическим упражнениям. Однако, в следующем своем труде – «Государство» - он ясно придерживался афинской педагогической традиции.

Во время деятельности Сократа образовательная система расслаилась на 2 ступени: первая (основная) ступень была связана с изучением этики, а во второй изучались специальные практические вопросы. Сократ данную систему образования, хоть и считал себя специалистом только по вопросам этики и, по словам Ксенофонта, даже отсылал своих учеников к другим философам для изучения дисциплин.

Сократ уделил большое внимание способности в своей педагогической системе. История донесла свидетельства философа Ксенофонта, древнегреческого писателя, который говорил: «Призраком хорошей способности Сократ считал быстро усвоенный человеком предмет, который его занимал, интерес ко всем занятиям и запоминание выученного, что помогает хорошо управлять государством, вести домашнее хозяйство и вообще уметь использовать действия людей».

Схема извлечения знаний из воспитанника была таковой: сначала необходимо было все ложные представления разрушить у учащегося, показывая ему, как мало он знает, а после, уже в подготовленной почве создавать систему новых представлений. Каждый новый этап данной системы воспринимался учеником как новое, неизбежное, но близкое, что растет из собственного «Я».

Платон в «Федре» предъявлял высокие требования процессу воспитания и к самому воспитателю. Воспитания могущественно, с его точки зрения, но на его пути стоит, полная загадок, человеческая суть. Даже если воспитание шло с самого детства, оно не в силах уберечь человека от иного образа жизни, который «прельщает нашу душу и влечет к себе». Иными словами, у человека всегда возникнет мысль, противоречащая воспитанию. Человек вначале сопротивляется этим мыслям, но сдается под их напором.

Философ называет такие переломные моменты «кризисами» и утверждает, что истинный воспитатель обязан уметь предвидеть их, подготовив воспитанника к преградам.

Пытаясь понять и объяснить общие законы развития общества и познания, природы, философы древней Греции и Рима не смогли пройти мимо вопроса воспитания. Изучая весь путь становления человека как личности, Сократ, Аристотель, Платон и Демокрит внесли важнейший вклад в развитие педагогической науки и других учений. По схемам античных концепций строились все последующие педагогические системы и теории вплоть до XIX века.

Заключение

Современная педагогика в качестве доминирующей цели выдвигает формирование цивилизованной личности, которая сочетала бы разностороннее развитие и способность к социальной адаптации. По мнению Н.Е. Щурковой, «школьное воспитание, определяя цель в ”личности, способной строить жизнь, достойную Человека“, обязано подготовить ребенка к выбору жизненной дороги на уровне культуры, а не на границе дикаря, который конструирует индивидуальный вариант жизни». В процессе воспитания, таким образом, развитие индивидуальности воспитанника связано неразрывно с социализацией личности, а общая, основная для всех педагогов и школ цель воспитания, определяется социальным заказом – создание личности, способной добиться успеха и полезной обществу.

Общество в целом и человек могут сосуществовать только в условиях, которые пригодны для их жизни. Сохранение подобных условий на Земле в последние несколько десятилетий оказались под угрозой, поэтому социально значимой задачей является поддержание экологического равновесия. Социальная адаптация, следовательно, сочетает личный успех человека с общественной полезностью в обществе, в наши дни, дополняя бережным отношением к природе. Наиболее общей целью воспитания, исходя из вышесказанного, сегодня является полезный и нужный, способный к личному успеху человек для общества, личность которого, самореализуется и развивается в гармонии с собой, обществом и природой.

Информация о работе Разностороннее развитие личности как ключевая цель образования