Разработка идей экологического воспитания в современных комплексных программах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 11:53, контрольная работа

Описание работы

Для программ первой группы характерно акцентирование внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т.п.). С.Н. Николаева в программе «Юный эколог» выделяет два аспекта содержания экологического воспитания: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Содержание программы отражает биоцентрический взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания. Ядром содержания программы Н.Н. Кондратьевой «Мы» являются «знания о человеке в его связи с природой, другими людьми, представления о человеке и природе как высших ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умении его осуществлять».

Файлы: 1 файл

28.docx

— 14.36 Кб (Скачать файл)

28. Разработка идей экологического  воспитания в современных комплексных  программах.

Для программ первой группы характерно акцентирование внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т.п.).

С.Н. Николаева в программе  «Юный эколог» выделяет два аспекта  содержания экологического воспитания: передачу экологических знаний и  их трансформацию в отношение. Содержание программы отражает биоцентрический взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания.

Ядром содержания программы  Н.Н. Кондратьевой «Мы» являются «знания  о человеке в его связи с  природой, другими людьми, представления  о человеке и природе как высших ценностях, знания о гуманном отношении  к живому и умении его осуществлять».

Основная цель программы  Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа» – воспитание с первых лет жизни  гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно  относиться к ним. Особое внимание в  ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место  человека в ней. У детей формируются  первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения  и культуры, ответственного отношения  к окружающей среде, к своему здоровью.

Программа «Паутинка» Ж. Л. Васякиной-Новиковой предполагает развитие у детей планетарного мышления: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли.

Для второй группы программ характерен акцент на эстетическом и нравственном воспитании детей, вопросы самой экологии отходят как бы на второй план. Объекты природы рассматриваются с позиций «стихий» (земля, воздух, вода, огонь).

В программе В.И. и С.Г. Ашиковых «Семицветик» сделан акцент на культурно-экологическое образование детей.

Одной из задач программы  И.Г. Белавиной и Н.Г. Найденской «Планета – наш дом» является «формирование новой системы духовных ценностей ребенка, базирующихся на эстетических компонентах программы».

Программа Т.И. Поповой «Мир вокруг нас» определена как «программа культурно-экологического образования  и нравственного воспитания детей» и представляет собой адаптацию  идей других программ подобного типа на региональном уровне.

Программа Т.А. Копцевой «Природа и художник» сочетает в себе формирование у детей 4-6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности.

Н. А. Рюкбейль «Чувство природы», предназначенную для воспитания дошкольников 4-6 лет в учреждениях дополнительного образования. Цель программы:  развивать через эмоциональную сферу познавательный интерес к природе и желание общаться с ней.

Третья группа программ выделяется по преобладанию в содержании программ комплекса вопросов социальной направленности (социальной экологии, экономики, граждановедения, валеологии и т.п.).

Программа «Мы – земляне». Целью программы является развитие у детей элементов экологического сознания. В основе программы – ценностное отношение к миру, система личностных смыслов. Она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.

Т.В. Потапова в программе  «Надежда» наряду с вопросами  образования в области окружающей среды большое внимание уделяет  формированию у ребенка основ  гражданской позиции, в том числе ознакомлению с правами человека, вопросам рационального природопользования.

Л.М. Кларина, автор  программы «Экономика и экология», отмечает, что ее разработки направлены на совершенствование экономического, экологического и социального сознания детей.

В той или иной степени проблемы экологического образования  находят отражение также в  комплексных программах «Радуга», «Детство», «Развитие», а также в базисной программе развития ребенка «Истоки».


Информация о работе Разработка идей экологического воспитания в современных комплексных программах