Разработка электронного курса лекций по дисциплине «Основы математической обработки информации»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – обновление научно-методической базы преподавания дисциплины «Основы математической обработки информации» студентам направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование (профиль Информатика) посредством внедрения в учебный процесс электронных изданий. В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи: изучить психолого-педагогические и методические подходы к созданию электронных учебников на современном этапе развития образования; .... разработать электронный курс лекций по дисциплине «Основы математической обработки информации».

Содержание работы

Введение 5
1 Основные концепции по созданию электронного учебника 7
1.1 Анализ основной и дополнительной литературы по проблеме создания электронного учебника 7
1.2 Особенности изучения и преподавания дисциплины «Основы математической обработки информации» студентами направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование (профиль Информатика) 10
1.3 Современные требования, предъявляемые к созданию педагогических средств учебного назначения 17
2 Создание электронного курса лекций по дисциплине «Основы математической обработки информации» 29
2.1 Описание продукта 29
2.1.1 Общая характеристика 29
2.1.2 Блок навигации 31
Заключение 35
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

Дипломная курсовая.docx

— 238.06 Кб (Скачать файл)
  • требование адаптивности;
  • требование интерактивности обучения;
  • требование реализации возможностей компьютерной визуализации учебной информации;
  • требование развития интеллектуального потенциала обучаемого при работе с электронным пособием;
  • требование системности и структурно-функциональной связанности представления учебного материала в электронном пособии;
  • требование обеспечения полноты (целостности) и непрерывности дидактического цикла обучения.

Также авторы рассматривают  методические требования, психологические  требования, технико-технологические  требования, эргономические требования, требования здоровьесберегающего и эргономического характера, эстетические требования.

Авторы подчеркивают, что  указанный в настоящей статье комплекс требований не только даст определенное «указание к действию» тем разработчикам электронных средств обучения, которые захотят использовать в своей работе технологию информационного интегрирования и соответствующие программные оболочки, но и повысит в целом качество разрабатываемых средств, предназначенных для дальнейшей информатизации образовательного процесса [1].

Следующее пособие, содержащее вопросы построения электронных  средств обучения – работа Беляева  М.И. «Технология создания электронных  средств обучения».

Автор предлагает такое определение  электронным изданиям - электронное издание (ЭИ) представляет собой совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации.

Беляев М.И. выделяет следующую  классификацию компьютерных средств  учебного назначения:

  • сервисные программные средства общего назначения;
  • программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся;
  • электронные тренажеры;
  • программные средства для математического и имитационного моделирования;
  • программные средства лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий;
  • информационно-поисковые справочные системы;
  • автоматизированные обучающие системы (АОС);
  • электронные учебники (ЭУ);
  • экспертные обучающие системы (ЭОС);
  • интеллектуальные обучающие системы (ИОС);
  • средства автоматизации профессиональной деятельности (промышленные системы или их учебные аналоги).

Далее автор выделяет преимущества и недостатки использования электронных средств во всех формах обучения. Так, по мнению автора, существенным недостатком повсеместного использования образовательных электронных изданий и ресурсов является свертывание социальных контактов, сокращение практики социального взаимодействия и общения, индивидуализм.

Следующая глава посвящена  изучению особенностей подготовки учителей к созданию и использованию электронных  средств обучения. Здесь автор  приводит перечень аргументов, свидетельствующих  о целесообразности подготовки будущих  учителей к профессиональному и  эффективному созданию электронных средств обучения. Данные аргументы свидетельствуют, что одной из первоочередных проблем на пути повсеместного создания и применения электронных средств обучения является соответствующая подготовка и переподготовка педагогических кадров. Существует несколько первоочередных задач, решение которых может дать положительный эффект в процессе формирования готовности современных педагогов к созданию и использованию ЭСО. В частности, необходимо создание и совершенствование соответствующей методической системы обучения для будущих преподавателей всех, без исключения, учебных заведений.

По словам автора, для рационального проектирования ЭСО преподавателям необходимо обладать структурно-системным целостным представлением о материале учебной дисциплины, специализированными средствами и технологиями конструирования содержания ЭСО по выявленным структурам содержания соответствующих образовательных областей.

Глава «Общие подходы к  созданию электронных средств обучения»  посвящена изучению таких вопросов, как:

  • основные компоненты электронных средств обучения, значимые для разработки;
  • проектирование средств обучения;
  • разработка с использованием компьютера;
  • принципы, которых следует придерживаться при разработке электронных средств обучения.

В главе «Популярные технологии создания электронных средств обучения. Особенности разработки образовательных  мультимедиа и гипермедиа средств» рассмотрены вопросы понятия  мультимедиа, видов мультимедиа-технологий.

Данное пособие содержит вопросы для самопроверки после  каждой главы.

 

 

1.2 Особенности изучения и преподавания дисциплины «Основы математической обработки информации» студентами направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование (профиль Информатика)

 

Дисциплина «Основы математической обработки информации» включена в федеральный компонент базовой части математического и естественнонаучного цикла дисциплин основной образовательной программы. Этот курс относится к профессиональному дисциплин по выбору для очной и заочной форм обучения. Она изучается студентами направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Информатика») в 4 семестре.

Целью преподавания дисциплины является формирование знаний основ  классических методов математической обработки информации; навыков применения математического аппарата обработки  данных теоретического и экспериментального исследований при решении профессиональных задач.

Задачи изучения дисциплины:

  • обучение студентов умениям построения и анализа моделей средствами математической статистики;
  • обучение студентов методам и алгоритмам обработки статистической информации;
  • научить употреблять специальную математическую символику для выражения количественных и качественных отношений между объектами;
  • обучение основным методам обработки экспериментальных данных;
  • обучение приемам анализа и представления результатов эксперимента различными средствами.

Процесс изучения дисциплины направлен  на формирование следующих компетенций:

    1. общекультурные
  • способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
  • готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
  • способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
  • способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

б) профессиональные

  • способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);
  • способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

В результате изучения студент  должен:

знать:

  • основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики;
  • классические методы математической статистики, используемые при планировании, проведении и обработке результатов экспериментов в педагогике и психологии;

уметь:

  • решать  типовые статистические задачи;
  • планировать процесс математической обработки экспериментальных данных;
  • проводить практические расчеты по имеющимся экспериментальным данным при использовании  статистических таблиц и компьютерной поддержки (включая пакеты прикладных программ);
  • анализировать полученные результаты, формировать выводы и заключения;

владеть:

  • математическим аппаратом обработки данных в области педагогики и психологии;
  • основами вычислительной и алгоритмической  культуры педагога;

приобрести опыт деятельности:

  • выражения количественных и качественных отношений между объектами средствами специальной математической символики;
  • обработки экспериментальных данных;
  • анализа и представления результатов эксперимента различными средствами.

Процесс изучения дисциплины «Основы математической обработки информации» предусматривает изучение таких разделов, как:

  • средства формализации в исследовании;
  • основные понятия теории вероятностей;
  • основные понятия математической статистики, используемые в математической обработке психолого-педагогических данных;
  • методы математической статистики.

Общая трудоемкость дисциплины для студентов очной формы  обучения (4 года) составляет 2 зачетных единиц (72 часа).

На аудиторную работу отводится 36 часов, из них:

  • лекции – 18 ч.;
  • лабораторные работы – 18 ч.;
  • самостоятельная работа – 36 ч.

Итоговый контроль проводится в  виде зачета.

Общая трудоемкость дисциплины для  студентов заочной формы обучения (5 лет) составляет 2 зачетных единицы (72 часа).

На аудиторную работу отводится 6 часов, из них:

  • лекции – 2 ч.;
  • лабораторные работы – 4 ч.;
  • самостоятельная работа – 61,5 ч.

Итоговый контроль проводится в  виде зачета.

Изучение дисциплины «Основы математической обработки информации» предполагает использование литературы, имеющейся в библиотеке института. Одним из учебников по данной дисциплине является работа О.А. Степуниной и Е.Б. Трофимовой «Основы теории случайных процессов»: учебно-практическое пособие по дисциплине БГТИ (филиал) ГОУ ОГУ, 2006.

 

1.3 Современные требования, предъявляемые к созданию педагогических средств учебного назначения

 

 

Современные требования к электронным образовательным ресурсам (ЭОР) можно разделить на группы:

  • дидактические (научность, доступность, проблемность, наглядность, активизация, систематичность и последовательность, прочность усвоения, единство обучения, развития и воспитания);
  • специфические (адаптивность, интерактивность, визуализация, интеллектуальное развитие, системность, полнофункциональность, целостность и непрерывность);
  • методические (взаимосвязь и взаимодействие, разнообразие тренировки);
  • психологические (вербально-логическое и сенсорно-перцептивное восприятие, устойчивость и переключаемость внимания, память, теоретическое понятийное и практическое наглядно-действенное мышление, воображение, мотивация, учет возраста);
  • технические (надежные и универсальные ПК, периферия, ММ, устойчивые и защищенные ЭОР, простые, тестируемые, различные носители);
  • сетевые (архитектура «клиент-сервер», телекоммкникации, сетевые ОС и Интернет-навигаторы, средства администрирования процесса обучения, коллективной работы, внешней обратной связи);
  • эргономические (дружественность, выбор темпа, последовательности, адаптация к индивидууму);
  • эстетические (упорядоченность, выразительность элементов, цвета, размера, расположения, сочетания возрасту);
  • документация (полнота для эффективности эксплуатации, мобильности использования компонентов);
  • по уровням образования (общее, специальное, профессиональное, дополнительное) и типам занятий (лекции, семинары, лабораторные, консультации, аттестация).

Информация о работе Разработка электронного курса лекций по дисциплине «Основы математической обработки информации»