Разработка электронного курса лекций по дисциплине «Основы математической обработки информации»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – обновление научно-методической базы преподавания дисциплины «Основы математической обработки информации» студентам направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование (профиль Информатика) посредством внедрения в учебный процесс электронных изданий. В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи: изучить психолого-педагогические и методические подходы к созданию электронных учебников на современном этапе развития образования; .... разработать электронный курс лекций по дисциплине «Основы математической обработки информации».

Содержание работы

Введение 5
1 Основные концепции по созданию электронного учебника 7
1.1 Анализ основной и дополнительной литературы по проблеме создания электронного учебника 7
1.2 Особенности изучения и преподавания дисциплины «Основы математической обработки информации» студентами направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование (профиль Информатика) 10
1.3 Современные требования, предъявляемые к созданию педагогических средств учебного назначения 17
2 Создание электронного курса лекций по дисциплине «Основы математической обработки информации» 29
2.1 Описание продукта 29
2.1.1 Общая характеристика 29
2.1.2 Блок навигации 31
Заключение 35
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

Дипломная курсовая.docx

— 238.06 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

БУЗУЛУКСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет промышленности и  транспорта

 

Кафедра физики, информатики, математики

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Педагогические программные средства»

 

Разработка электронного курса лекций по дисциплине «Основы математической обработки информации»

БГТИ (филиал) ОГУ 050501.65 5012.708 ОО

 

 

 

Руководитель работы:

____________________ Степунина О.А.

«___» _______________________ 2012г.

Исполнитель:

студент группы группы 08ПО(и)

_____________________ Агишева А.А.

«___» _______________________ 2012г.

 

 

 

Бузулук 2012 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

БУЗУЛУКСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет промышленности и транспорта

 

Кафедра физики, информатики, математики

Задание на курсовую работу

Разработка электронного курса лекций по дисциплине «Основы математической обработки информации»

 

Исходные данные: Федеральные государственные образовательные стандарты по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (профиль Информатика); рабочие программы по дисциплине «Основы математической обработки информации».

Перечень подлежащих разработке в  работе вопросов:

  1. психолого-педагогические и методические подходы к созданию электронных учебников на современном этапе развития образования;
  2. содержание и научно-методическая обеспеченность дисциплины «Основы математической обработки информации» для студентов направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование (профиль Информатика);
  3. разработка электронного курса лекций по дисциплине «Основы математической обработки информации».

Перечень графического материала: рисунки.

Дата выдачи задания: 19 сентября 2012г.

Руководитель: __________ Степунина О.А.

Исполнитель: ___________ Агишева А.А.

Срок защиты работы 21 декабря 2012г. 

Аннотация

 

 

В данной курсовой работе рассматриваются  современные концепции создания, разработки и внедрения электронных учебных изданий.

Структура данной курсовой работы выглядит следующим образом.

Первый раздел отражает особенности  создания электронных пособий на основе анализа литературы авторов, занимающихся проблемой изучения процесса их построения и создания, более подробно изучена структура дисциплины «Основы математической обработки информации». Также в первом разделе изучены современные требования, предъявляемые к созданию педагогических средств учебного назначения.

Во втором разделе рассмотрены  и описаны этапы построения электронного курса лекций по дисциплине «Основы математической обработки информации». Также приведены инструкции по использованию учебника для преподавателя и учащихся.

Работа выполнена  печатным способом на 44 страницах с использованием 4 рисунков и 16 источников литературы.

 

Содержание

 

Введение 5

1 Основные концепции по созданию электронного учебника 7

1.1 Анализ  основной и дополнительной литературы  по проблеме создания электронного  учебника 7

1.2 Особенности  изучения и преподавания дисциплины  «Основы математической обработки информации» студентами направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование (профиль Информатика) 10

1.3 Современные требования, предъявляемые к созданию педагогических средств учебного назначения 17

2 Создание  электронного курса лекций по  дисциплине «Основы математической обработки информации» 29

2.1 Описание  продукта 29

2.1.1 Общая  характеристика 29

2.1.2 Блок навигации 31

Заключение 35

Список использованных источников 36

 

 

Введение

 

 

Создание компьютерных технологий в обучении соседствует с изданием учебных пособий новой генерации, отвечающих потребностям личности обучаемого. Учебные издания новой генерации  призваны обеспечить единство учебного процесса и современных, инновационных  научных исследований, т.е. целесообразность использования новых информационных технологий в учебном процессе и, в частности, различного рода так называемых «электронных учебников».

Развитие активного, деятельностного  начала в обучении, раскрытие и  использование творческих способностей каждого обучаемого осуществляются через формирование познавательных потребностей путем организации  поиска знаний в процессе изучения учебного материала и удовлетворение этих потребностей, что может быть обеспечено созданием специальных  электронных учебных пособий.

Это актуализирует проблему организации  профессиональной подготовки специалиста  в процессе изучения различных образовательных  областей посредством электронных  учебных пособий по различным  дисциплинам, в частности, по дисциплине «Основы математической обработки информации»

Объект  исследования – особенности обучения студентов (учащихся) специальности 050100.62 Педагогическое образование направления «Информатика» дисциплине «Основы математической обработки информации».

Предметом исследования является электронный конспект лекций как средство повышения эффективности изучения дисциплины «Основы математической обработки информации».

Цель  работы – обновление научно-методической базы преподавания дисциплины «Основы математической обработки информации» студентам направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование (профиль Информатика) посредством внедрения в учебный процесс электронных изданий.

В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:

  1. изучить психолого-педагогические и методические подходы к созданию электронных учебников на современном этапе развития образования;
  2. выявить особенности содержания и научно-методической обеспеченности дисциплины «Основы математической обработки информации» для студентов направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование (профиль Информатика);
  3. разработать электронный курс лекций по дисциплине «Основы математической обработки информации».

 

 

  1. Основные концепции по созданию электронного учебника

1.1 Анализ основной и дополнительной литературы по проблеме создания электронного учебника

 

 

Электронное учебное пособие - программно-методический обучающий комплекс, соответствующий типовой учебной программе и обеспечивающий возможность студенту самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебной курс или его раздел. Данный продукт создается со встроенной структурой, словарями, возможностью поиска и т.п.

Электронное учебное пособие может  быть предназначено для самостоятельного изучения учебного материала по определенной дисциплине или для поддержки  лекционного курса с целью  его углубленного изучения.

Простейшим электронным учебником  может являться конспект лекций преподавателя, набранный им самим (или даже студентами с целью размножения хорошего конспекта в большом числе  экземпляров при минимальных  затратах) и размещенный на студенческом сервере или на другом общедоступном  электронном узле. Однако такой учебник, по существу, ничем не отличается от размноженного печатным методов  конспекта и в нем никак  не использованы специфические возможности  электронного издания. К главным  таким особенностям можно причислить:

  1. возможность построения простого и удобного механизма навигации в пределах электронного учебника;
  2. развитый поисковый механизм в пределах электронного учебника, в частности, при использования гипертекстового формата издания;
  3. возможность встроенного автоматизированного контроля уровня знаний студента;
  4. возможность специального варианта структурирования материала;
  5. возможность адаптации изучаемого материала учебника к уровню знаний обучаемого, следствием чего является резкий рост уровня мотивации обучаемого;
  6. возможность адаптации и оптимизации пользовательского интерфейса под индивидуальные запросы обучаемого.

К дополнительным особенностям электронного учебного пособия по сравнению с  печатным следует отнести:

  1. возможность включения специальных фрагментов, моделирующих течение многих физических и технологических процессов;
  2. возможность включения в учебник аудио-файлов, в частности, для сближения процесса работы с учебником и прослушивания лекций этого же преподавателя;
  3. возможность включения в состав учебника фрагментов видеофильмов для иллюстрации определенных положений учебника;
  4. включение в состав пособия интерактивных фрагментов для обеспечения оперативного диалога с обучаемым;
  5. полномасштабное мультимедийное оформление учебника, включающее в себя диалог на естественном языке, организацию по запросу обучаемого видеоконференции с автором (авторами) и консультантами и пр.

Таким образом, кроме разного носителя, электронное учебное пособие  имеет ряд принципиальных отличий  от учебника, изготовленного типографским способом:

  • возможность мультимедиа;
  • обеспечение виртуальной реальности;
  • высокая степень интерактивности;
  • возможность индивидуального подхода к обучающемуся.

Внедрение в структуру электронного пособия элементов мультимедиа  позволяет осуществить одновременную  передачу различных видов информации. Обычно это означает сочетание текста, звука, графики, анимации и видео. Средства наглядной демонстрации позволяют  улучшить восприятие нового материала, включить в процесс запоминания не только слуховые, но и зрительные центры.

Многие процессы и объекты в  электронном учебнике могут быть представлены в динамике их развития, а также в виде 2-х или 3-х  мерных моделей, что вызывает у пользователя иллюзию реальности изображаемых объектов.

Интерактивность позволяет установить обратную связь от пользователя информации (студента) к ее источнику (преподавателю). Для интерактивного взаимодействия характерна немедленная ответная и  визуально подтвержденная реакция  на действие, сообщение.

Таким образом, электронные пособия  имеют большую практическую ценность. С их помощью можно не только сообщать фактическую информацию, снабженную иллюстративным материалом, но и наглядно демонстрировать те или иные процессы, которые невозможно показать при  использовании стандартных методов  обучения. Кроме того, обучаемый  может воспользоваться электронным  пособием самостоятельно, без помощи преподавателя или руководителя, находя ответы на интересующие его  вопросы. Также важное значений электронных  пособий состоит в том, что  преподаватель может быстро дополнять  и изменять текстовый или иллюстративный материал при возникновении такой  необходимости, что очень важно  для столь динамично изменяющейся дисциплины, как «Основы математической обработки информации».

Существует множество  мнений и подходов к созданию электронных  пособий, одним из таких является работа Григорьева С.Г., Гришкун В.В. «Иерархические структуры в создании качественных электронных средств обучения».

Авторы выделяют дидактические требования, соответствующие специфическим закономерностям обучения и, соответственно, дидактическим принципам обучения, а именно требования:

  • научности обучения;
  • доступности обучения;
  • проблемности обучения;
  • наглядности обучения;
  • сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого;
  • систематичности и последовательности обучения;
  • прочности усвоения знаний;
  • единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

Кроме традиционных дидактических  требований, предъявляемых как к  электронным пособиям и дополнительной информации, так и к традиционным изданиям образовательного назначения, к электронным пособиям, получаемым в ходе информационного интегрирования, предъявляются специфические дидактические требования, обусловленные использованием преимуществ современных информационных и телекоммуникационных технологи авторы, к которым авторы относят:

Информация о работе Разработка электронного курса лекций по дисциплине «Основы математической обработки информации»