Разработка электронного курса лекций по дисциплине «Основы математической обработки информации»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – обновление научно-методической базы преподавания дисциплины «Основы математической обработки информации» студентам направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование (профиль Информатика) посредством внедрения в учебный процесс электронных изданий. В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи: изучить психолого-педагогические и методические подходы к созданию электронных учебников на современном этапе развития образования; .... разработать электронный курс лекций по дисциплине «Основы математической обработки информации».

Содержание работы

Введение 5
1 Основные концепции по созданию электронного учебника 7
1.1 Анализ основной и дополнительной литературы по проблеме создания электронного учебника 7
1.2 Особенности изучения и преподавания дисциплины «Основы математической обработки информации» студентами направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование (профиль Информатика) 10
1.3 Современные требования, предъявляемые к созданию педагогических средств учебного назначения 17
2 Создание электронного курса лекций по дисциплине «Основы математической обработки информации» 29
2.1 Описание продукта 29
2.1.1 Общая характеристика 29
2.1.2 Блок навигации 31
Заключение 35
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

Дипломная курсовая.docx

— 238.06 Кб (Скачать файл)

Требования к ОЭИ второй группы не имеют всеобщего действия и  распространяются только на отдельные  виды ОЭИ.

Далее рассмотрим специфические требования к ОЭИ, применяемым на отдельных видах учебных занятий.

ОЭИ, применяемые на лекциях, должны обеспечивать возможность иллюстрации излагаемого материала видеоизображением, анимационными роликами с аудиосопровождением, предоставлять педагогу средства демонстрации сложных явлений и процессов, визуализации создаваемых на лекции текста, графики, звука.

ОЭИ, применяемые на лабораторных занятиях, должны содержать средства автоматизации подготовки обучаемого к работе, допуска к работе, выполнения эксперимента эксперимента (в том числе – с удаленным доступом), обработки экспериментальных данных, оформления результатов лабораторной работы, защиты работы. ОЭИ должно предоставлять возможность варьирования темпа самостоятельной работы обучаемого. Такие ОЭИ должны содержать моделирующие компоненты, создающие виртуальные лаборатории, позволяющие изучать различные явления или процессы в ускоренном или замедленном масштабе времени. ОЭИ, применяемые на лабораторных работах, должны также содержать встроенные средства автоматизации контроля знаний, умений и навыков обучаемых.

ОЭИ, применяемые на практических занятиях, должны предоставлять обучаемому сведения о теме, цели и порядке проведения занятия; контролировать знания каждого обучаемого; выдавать обучаемому информацию о правильности ответа; предъявлять необходимый теоретический материал или методику решения задач; оценивать знания обучаемых; осуществлять обратную связь в режиме «педагог-ОЭИ-обучаемый».

Содержание и структура ОЭИ, применяемых в ходе самостоятельной работы обучаемых, должны соответствовать учебной программе изучаемой дисциплины с одновременной ориентацией на углубленное изучение теории. Такие ОЭИ должны обладать более детальной системой контекстно-зависимых справок, комментариев и подсказок.

Специфические требования к ОЭИ в зависимости от уровней образования определяются, исходя из рассмотренных ранее особенностей применения ОЭИ в высшем профессиональном образовании, дополнительном образовании для детей и взрослых, обучении людей с ограниченными возможностями.

ОЭИ, создаваемые для работы в  системе высшего профессионального образования, должны удовлетворять следующим требованиям:

      1. содержание и методы функционирования ОЭИ должны соответствовать требованиям стандарта высшего профессионального образования;
      2. ОЭИ должно использовать в своей работе проблемные и исследовательские задания, интеллектуальные обучающие подсистемы;
      3. ОЭИ должны предусматривать автоматизацию таких видов учебной деятельности как поиск, сбор, хранение, анализ, обработка и передача соответствующей информации; автоматизацию расчетов, проектирования и конструирования, обработки результатов лабораторного эксперимента; автоматизацию информационных обработок в процессе выполнения контрольных заданий, курсового и дипломного проектирования;
      4. ОЭИ должны содержать средства имитации и моделирования работы сложных объектов, протекания различных явлений и процессов в реальном, ускоренном или замедленном масштабах времени;
      5. средства тренинга ОЭИ должны осуществлять подготовку обучаемого к будущей профессиональной деятельности в предметной виртуальной среде;

ОЭИ должно обладать открытой системой визуализации всех производимых расчетов, в том числе и рутинных, демонстрировать  связь значений варьируемых переменных изучаемых объектов или процессов с их характеристиками.

К достоинствам электронных учебников  относятся:

  • мобильность;
  • доступность благодаря развитию компьютерных сетей;
  • адекватность уровню развития современных научных знаний;
  • постоянное обновление информационного материала;
  • практически мгновенная обратная связь;
  • возможность быстрого поиска необходимой информации;
  • экономия времени при обращениях к гипертекстовым объяснениям;
  • возможность проведения интерактивного моделирования;
  • интерактивная система самопроверки.

Электронные пособия позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учета ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы студента.

Очевидно, электронные учебные  пособия и любые другие средства являются альтернативой деятельности обучающего, предполагают своеобразные формы подачи материала, выполнения упражнений и контроля знаний. Это  один из способов подачи материала  совместно с традиционными учебниками, к сожалению, без живого общения  обучающего и обучающегося. Однако, вместе с тем, это не просто автоматизация  деятельности обучающего и освобождение его от рутинного труда, а поиск  и реализация тех форм и методов  применения компьютеров, когда он становится партнером обучающего в достижении учебных целей.

 

2 Создание электронного курса лекций по дисциплине «Основы математической обработки информации»

2.1 Описание продукта

2.1.1 Общая  характеристика

Электронный курс лекций по дисциплине «Основы математической обработки информации» предназначен для преподавания дисциплины по выбору профессионального цикла студентам очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Информатика») в 4 семестре и разработан с помощью программы SunRav BookOffice.

Данная программа предназначена  для создания и редактирования разнообразных  электронных книг и учебников. Программная  реализация электронного учебника в  среде SunRav BookOffice может состоять из неограниченного количества глав, разделов и подразделов и осуществляется с помощью встроенных автоматизированных средств разработки, к которым относится возможность: создавать электронный курс в виде ЕХЕ файлов, в CHM, HTML, PDF форматах, а так же в любых других (используя шаблоны). Предусмотрена возможность распространения на CD и DVD дисках вместе с бесплатной программой для просмотра, которая может озвучивать книги, автоматически пролистывать страницы, читать текстовые, HTML, RTF и MS Office документы. Также предусмотрена возможность читать и записывать ZIP архивы.

К основным возможностям среды SunRav BookEditor относятся:

  • создание текста с различными визуальными эффектами (различные шрифты, а также символы с чертой над ним, подстрочные и надстрочные индексы и т.д.);
  • работа со стилями текста;
  • создание параграфов с различными визуальными эффектами: нумерованные или не нумерованные или алфавитные списки, бордюры, цвет фона, выравнивание, отступы, межстрочные интервалы и т.д.;
  • использование изображений и любых OLE-объектов;
  • использование таблиц, таблицы могут быть вложенными друг в друга;
  • использование аудио- и видео- файлов;
  • использование GIF анимации;
  • использование различных стандартных элементов Windows: кнопки, списки, выпадающие списки, радиогруппы и т.д.;
  • экспорты и импорт разделов в формат HTML и RTF;
  • импорт всех документов форматов HTML, RTF, TXT из выбранной директории;
  • экспорт и импорт разделов из (в) файлы MS Office: DOC, XLS и т.д.;
  • работа с файлами формата CHM: импорт книг из этого формата и компиляция в этот формат, например, для создания файлов со справочной информацией и др.

На рисунке 1 представлен  титульный лист электронного курса  лекций.

Рисунок 1 – Титульный  лист электронного курса лекций

Электронный курс лекций включает в себя следующие разделы:

    • «Введение» – раздел содержит общую информацию об электронном курсе лекций, информацию о содержании разделов, информация о пользе данного пособия;
    • «Содержание» – основная часть электронного учебника, которая содержит подразделы теоретических вопросов дисциплины «Основы математической обработки информации»;

Внешний вид электронного курса представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 – Внешний вид  электронного курса лекций

Слева представлено основное навигационное  меню учебника, как показано на рисунке 3. Оно представляет собой показ древовидного содержания книги для быстрой навигации по ее разделам и главам. Его можно отключить для того, чтобы максимальное количество информации поместилось на экран (или включить полноэкранный режим – без меню, содержания и панели управления).

Рисунок 3 – Основное навигационное меню электронного курса лекций

2.1.2 Блок  навигации

Навигация по энциклопедии осуществляется с помощью главного навигационного меню (рисунок 3).

В данном блоке также есть вкладки  «Индекс», «Поиск», «Избранное», «Журнал». Так, вкладки «Индекс» и «Поиск» осуществляют индексный и полнотекстовый поиск по всей книге, поможет быстро найти нужный текст в книге. Вкладка «Избранное» поможет организовать наиболее часто просматриваемые главы и книги в одном месте, сделав доступ к ним максимально быстрым и удобным. Во вкладке «Журнал» фиксируется история просмотра разделов.

Кроме главного навигационного меню, учебник содержит основное меню и  панель управления учебником, которые  представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 – Основное меню и панель управления учебником

С помощью основного меню и панели управления учебником можно выбрать  режимы просмотра – полноэкранный  режим, автопрокрутка и режим  просмотра по разделам. Также для  просмотра можно использовать масштабирование, то есть увеличить или уменьшить шрифт книги, при этом изменение размера происходит пропорционально для всех шрифтов, используемых в книге. Панель управления позволяет производить переход к следующему или предыдущему разделу и в конец или начало текущего раздела. Читатель также имеет возможность поменять тему оформления книги.

Пункты меню: «Титульный лист» и «Введение» являются вспомогательными и предназначены для ознакомления учащихся и преподавателя с данным электронным курсом лекций.

 

 

2.2 Инструкции

2.2.1 Инструкции для преподавателя

Методика  использования электронного курса  лекций для самообучения учащихся.

Для самостоятельного изучения разделов дисциплины «Теория вероятностей и математическое моделирование» вне  учебного заведения необходимо обеспечить учащихся электронных курсом лекций на лазерных дисках, либо разместить его  на web-сайте института в открытом для чтения и скачивания доступе.

Преподаватель при этом только консультирует обучающихся по возникшим  вопросам.

Электронный курс лекций может  редактироваться и дополняться  преподавателем, то есть должен быть открытым.

2.2.2 Инструкции для обучаемого

При работе с электронным  курсом лекций необходимо руководствоваться  следующими инструкциями:

  1. вставьте лазерный диск с курсом лекций в дисковод (если Вы используете электронную версию на сайте института, то, зайдите на сайт и в разделе «Библиотека» найдите данное пособие);
  2. запустите файл с диска;
  3. в открывшемся окне выберите требуемый раздел дисциплины, используя содержание, расположенное слева;
  4. каждый раздел включает в себя изучение некоторых вопросов, к которым можно перейти по ссылкам;
  5. для того чтобы вернуться к плану текущего раздела, необходимо воспользоваться кнопкой «Назад» (в виде стрелки вверх), щелкнув на ней мышкой.

Данный курс лекций может  быть рекомендован для:

  • студентов специальности «Педагогическое образование» в рамках изучения дисциплины «Основы математической обработки информации»;
  • студентов технических специальностей.

2.2.3 Инструкции по установке  и запуску электронного курса  лекций

Минимальные требования к  персональному компьютеру:

  • процессор с частотой 600 Гц;
  • 64 Мб оперативной памяти;
  • 200 Мб на жестком диске;
  • операционная система Windows XP/2000/Vista/7;
  • рекомендованное разрешение экрана 1280×1024.

Требования к программному обеспечению:

  • Интернет-браузер Internet Explorer 5.0 и выше.

Электронный курс лекций представляет собой файл с расширением EXE. Преимуществом этого формата является то, что для его просмотра не нужна программа для чтения – она уже встроена в саму книгу, полное сохранение всего форматирования книги, включая программирование элементов, использование индексного и полнотекстового поиска. Единственный недостаток – достаточно большой размер книги (за счет того, что программа для чтения электронной книги уже встроена в саму книгу).

Информация о работе Разработка электронного курса лекций по дисциплине «Основы математической обработки информации»