Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 17:41, курсовая работа
Цель работы – обновление научно-методической базы преподавания дисциплины «Основы математической обработки информации» студентам направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование (профиль Информатика) посредством внедрения в учебный процесс электронных изданий. В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи: изучить психолого-педагогические и методические подходы к созданию электронных учебников на современном этапе развития образования; .... разработать электронный курс лекций по дисциплине «Основы математической обработки информации».
Введение 5
1 Основные концепции по созданию электронного учебника 7
1.1 Анализ основной и дополнительной литературы по проблеме создания электронного учебника 7
1.2 Особенности изучения и преподавания дисциплины «Основы математической обработки информации» студентами направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование (профиль Информатика) 10
1.3 Современные требования, предъявляемые к созданию педагогических средств учебного назначения 17
2 Создание электронного курса лекций по дисциплине «Основы математической обработки информации» 29
2.1 Описание продукта 29
2.1.1 Общая характеристика 29
2.1.2 Блок навигации 31
Заключение 35
Список использованных источников 36
Требования к ОЭИ второй группы не имеют всеобщего действия и распространяются только на отдельные виды ОЭИ.
Далее рассмотрим специфические требования к ОЭИ, применяемым на отдельных видах учебных занятий.
ОЭИ, применяемые на лекциях, должны обеспечивать возможность иллюстрации излагаемого материала видеоизображением, анимационными роликами с аудиосопровождением, предоставлять педагогу средства демонстрации сложных явлений и процессов, визуализации создаваемых на лекции текста, графики, звука.
ОЭИ, применяемые на лабораторных занятиях, должны содержать средства автоматизации подготовки обучаемого к работе, допуска к работе, выполнения эксперимента эксперимента (в том числе – с удаленным доступом), обработки экспериментальных данных, оформления результатов лабораторной работы, защиты работы. ОЭИ должно предоставлять возможность варьирования темпа самостоятельной работы обучаемого. Такие ОЭИ должны содержать моделирующие компоненты, создающие виртуальные лаборатории, позволяющие изучать различные явления или процессы в ускоренном или замедленном масштабе времени. ОЭИ, применяемые на лабораторных работах, должны также содержать встроенные средства автоматизации контроля знаний, умений и навыков обучаемых.
ОЭИ, применяемые на практических занятиях, должны предоставлять обучаемому сведения о теме, цели и порядке проведения занятия; контролировать знания каждого обучаемого; выдавать обучаемому информацию о правильности ответа; предъявлять необходимый теоретический материал или методику решения задач; оценивать знания обучаемых; осуществлять обратную связь в режиме «педагог-ОЭИ-обучаемый».
Содержание и структура ОЭИ, применяемых в ходе самостоятельной работы обучаемых, должны соответствовать учебной программе изучаемой дисциплины с одновременной ориентацией на углубленное изучение теории. Такие ОЭИ должны обладать более детальной системой контекстно-зависимых справок, комментариев и подсказок.
Специфические требования к ОЭИ в зависимости от уровней образования определяются, исходя из рассмотренных ранее особенностей применения ОЭИ в высшем профессиональном образовании, дополнительном образовании для детей и взрослых, обучении людей с ограниченными возможностями.
ОЭИ, создаваемые для работы в системе высшего профессионального образования, должны удовлетворять следующим требованиям:
ОЭИ должно обладать открытой системой визуализации всех производимых расчетов, в том числе и рутинных, демонстрировать связь значений варьируемых переменных изучаемых объектов или процессов с их характеристиками.
К достоинствам электронных учебников относятся:
Электронные пособия позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учета ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы студента.
Очевидно, электронные учебные
пособия и любые другие средства
являются альтернативой деятельности
обучающего, предполагают своеобразные
формы подачи материала, выполнения
упражнений и контроля знаний. Это
один из способов подачи материала
совместно с традиционными
2 Создание электронного курса лекций по дисциплине «Основы математической обработки информации»
Данная программа
К основным возможностям среды SunRav BookEditor относятся:
На рисунке 1 представлен титульный лист электронного курса лекций.
Рисунок 1 – Титульный лист электронного курса лекций
Электронный курс лекций включает в себя следующие разделы:
Внешний вид электронного курса представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 – Внешний вид электронного курса лекций
Слева представлено основное навигационное меню учебника, как показано на рисунке 3. Оно представляет собой показ древовидного содержания книги для быстрой навигации по ее разделам и главам. Его можно отключить для того, чтобы максимальное количество информации поместилось на экран (или включить полноэкранный режим – без меню, содержания и панели управления).
Рисунок 3 – Основное навигационное меню электронного курса лекций
Навигация по энциклопедии осуществляется с помощью главного навигационного меню (рисунок 3).
В данном блоке также есть вкладки «Индекс», «Поиск», «Избранное», «Журнал». Так, вкладки «Индекс» и «Поиск» осуществляют индексный и полнотекстовый поиск по всей книге, поможет быстро найти нужный текст в книге. Вкладка «Избранное» поможет организовать наиболее часто просматриваемые главы и книги в одном месте, сделав доступ к ним максимально быстрым и удобным. Во вкладке «Журнал» фиксируется история просмотра разделов.
Кроме главного навигационного меню, учебник содержит основное меню и панель управления учебником, которые представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 – Основное меню и панель управления учебником
С помощью основного меню и панели управления учебником можно выбрать режимы просмотра – полноэкранный режим, автопрокрутка и режим просмотра по разделам. Также для просмотра можно использовать масштабирование, то есть увеличить или уменьшить шрифт книги, при этом изменение размера происходит пропорционально для всех шрифтов, используемых в книге. Панель управления позволяет производить переход к следующему или предыдущему разделу и в конец или начало текущего раздела. Читатель также имеет возможность поменять тему оформления книги.
Пункты меню: «Титульный лист» и «Введение» являются вспомогательными и предназначены для ознакомления учащихся и преподавателя с данным электронным курсом лекций.
2.2 Инструкции
2.2.1 Инструкции для преподавателя
Для самостоятельного изучения разделов дисциплины «Теория вероятностей и математическое моделирование» вне учебного заведения необходимо обеспечить учащихся электронных курсом лекций на лазерных дисках, либо разместить его на web-сайте института в открытом для чтения и скачивания доступе.
Преподаватель при этом только консультирует обучающихся по возникшим вопросам.
Электронный курс лекций может редактироваться и дополняться преподавателем, то есть должен быть открытым.
2.2.2 Инструкции для обучаемого
При работе с электронным курсом лекций необходимо руководствоваться следующими инструкциями:
Данный курс лекций может быть рекомендован для:
2.2.3 Инструкции по установке и запуску электронного курса лекций
Минимальные требования к персональному компьютеру:
Требования к программному обеспечению:
Электронный курс лекций представляет собой файл с расширением EXE. Преимуществом этого формата является то, что для его просмотра не нужна программа для чтения – она уже встроена в саму книгу, полное сохранение всего форматирования книги, включая программирование элементов, использование индексного и полнотекстового поиска. Единственный недостаток – достаточно большой размер книги (за счет того, что программа для чтения электронной книги уже встроена в саму книгу).