Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 22:06, курсовая работа
Таким образом, проблема развития чувства орфографической формы у младших школьников на основе чтения является актуальной, что и определило выбор темы данной курсовой работы.
Цель моей исследовательской работы является обоснование развития чувства орфографической формы у младших школьников на основе чтения.
Для реализации данной цели необходимо решить несколько логически-взаимосвязанных задач:
Введение ................................................................................................................. 3
Орфографическая работа на материале текстов для чтения ......................... 5
Совершенствование чтения - залог успешного развития
«языкового чутья» .............................................................................................. 12
Требования к урокам чтения и письма .......................................................... 19
Заключение ........................................................................................................... 21
Список используемых источников .................................................................... 23
5. Составление
собственных орфографических уп
Этот вид работы предлагает
отбор учащимися языкового
Наиболее удачные упражнения можно включать в коллективный сборник.7
Тексты для списывания могут выглядеть так:
И я там был, и мё(д/т) я пил;
У моря видел ду(п/б) зелёный,
Под ним сидел, и ко(т/д) учёный
Свои мне ска(з/с)ки говорил.8
6. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой
Сначала с учащимися разбирается правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.
Этот вид письма довольно длительный, но развивает зрительную память, речь, мышление, фонематическую зоркость, слух. Также такой вид письма начинают проводить с первого класса.
Технология проведения следующая:
учителем читается предложение (орфоэпически), а дети слушают, чтобы понять его;
дети записывают его схематически (чёрточками), подчёркивают «опасные места», требующие применения известных правил;
учащиеся диктуют себе снова и записывают каждое слово, предложения слоговыми дугами (на месте предлогов, которые не составляют слога, вместо дуги ставится чёрточка);
ещё раз произносят по схеме каждое слово, чтобы знаком ударения показать ударные слоги;
отмечают «опасные места» среди гласных и согласных;
учитель читает предложение ещё раз – орфоэпически с элементами проговаривания в тех местах, где буква отличается от звука (дети вписывают в дугу нужную букву, следя по модели);
под орфографическую самодиктовку учащиеся записывают предложение и отмечают «опасные места»;
под повторное чтение учителя дети проверяют свою запись.
Дети очень любят этот вид работы. Практика показывает, что умение детей диктовать себе по слогам, помогает им избавиться от ошибок.9
2. Совершенствование чтения - залог успешного развития «языкового чутья»
По оценкам психологов на успеваемость влияет более двухсот факторов. Но существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Этот фактор номер один - скорость чтения. Ребёнок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет неинтересно на уроках, он будет неусидчив, он не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения - это не столько удовольствие, сколько мука.
Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.
Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию:
1. Овладение звуко-буквенными обозначениями
На начальном этапе овладения чтением у детей основная нагрузка падает на процессы декодирования печатного буквенного текста в устную форму. На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка зрительной и слуховой памяти. Чем лучше зрительное запоминание, тем быстрее ребенок научится узнавать буквы. Чем лучше слуховое запоминание, тем быстрее ребенок научится соотносить буквенное изображение со звуковым выражением.
2. Послоговое чтение
На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка аналитических и синтетических способностей (анализ и синтез мышления). Ступень становления синтетических приемов чтения требует от ребенка развитие психических процессов и функций: анализ, синтез, оперативная память, устойчивость, переключение внимания, увеличение поля зрения, общая эрудиция ребенка и развитие речи.
3. Ступень синтетического чтения
Это чтение целыми словами с нарастанием
скорости чтения (техника чтения). Эта
ступень невозможна без развития
вышеуказанных психических
Благодаря «Практическому пособию по обучению чтению» И. Т. Федоренко и учебнику «Я расту» О. В. Джежелей система тренировочных упражнений по чтению была наполнена богатым и разнообразным материалом, который может подбираться учителем самостоятельно к теме урока. Последовательное выполнение упражнений обеспечивает высокий уровень участия и работоспособности детей.
1. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса
В книге М. Р. Львова «Школа творческого мышления» в памятке «Что нужно уметь, чтобы говорить или читать правильно» на первое место ставятся «умение ровно и глубоко дышать - владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко, но без крика».11
Существуют следующие упражнения для формирования навыка владения дыханием и голосом.
А. Задуйте свечу
Необходимо сделать глубокий вдох и разом выдохнуть весь воздух. Задуть одну большую свечу. Потом представить, что на руке стоят три свечки. Сделать глубокий вдох и выдохнуть тремя порциями, задувая каждую свечку. Представить перед собой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделать глубокий вдох и постараться задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
Б. Обрызгать белье водой (в один прием, три, пять). Необходимо сделать глубокий вдох и имитацию разбрызгивания воды на белье.
В. В цветочном магазине.
Необходимо представить, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Надо сделать шумный вдох носом и выдох (2 - 3 раза).
Г. Выдох со счетом
Сделать глубокий вдох, на выдохе громко считать до тех пор, пока не кончится воздух.
Д. Использование скороговорки (хором):
Как на горке на пригорке
Стоят 33 Егорки (глубокий вдох):
Раз Егорка, два Егорка ... (до полного выдоха).
Необходимо отметить,
что уже через несколько
Е. Медвежата
Представить себя маленькие медвежата, которые просят у мамы, медведицы, кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук «м».
Мам, меду б нам,
Мам, молока б нам.
Ж. В лифте
Представить себя в двигающемся лифте, где надо объявлять этажи. Чем выше этаж, тем голос выше, и наоборот. Необходимо ехать сначала с первого на девятый, потом наоборот.
2. Чтение блоков
Данный этап направлен на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений - это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Объём материала к уроку составляет 20-25 буквосочетаний и увеличивается соответственно возрастанию размера самих буквосочетаний (2, 3, 4, 5 и т. д.). Буквосочетания или блоки записываются на доске в столбик или ряд. Различные варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания.
Запись блоков производится непосредственно во время урока с требованием к учащимся читать про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором.
3. Отработка дикции
Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. Методика работы со скороговорками достаточно известна: от отдельного, отчетливого проговаривания до максимально чёткого, быстрого. Рекомендуется лишь выделение цветным мелом в записи скороговорок букв, обозначающих звуки, над которыми предстоит работа, например:
Сенька с Санькой вёз Соньку на санках.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
4. Интонационная разминка
Нередко, требуя от ребят выразительного чтения, учитель не называет, какие конкретно критериями определяет это понятие. Несомненно, что понятие «выразительное чтение» - многогранно, и способность читать выразительно во многом зависит от жизненного опыта детей, сформированности эмоционального воспитания, глубины чувств. И, конечно, в начальной школе работа над формированием умения читать выразительно только начинается. Считается правильным начать эту работу с формирования трёх умений:
развивать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противостояния;
выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетание);
ставить логическое ударение в предложении.
Умение ставить логическое ударение, выделяя голосом слово, словосочетание, определяющее смысл всего предложения, можно отрабатывать практически на любом из стихотворных текстов, предложив ребятам выделить голосом сначала первое слово в строчках, затем второе, третье, четвертое. Когда дети научатся уверенно ставить логическое ударение по заданию учителя, можно переходить к самостоятельному поиску логически ударного слова.
5. Развитие поля зрения
Учёные доказали, что при чтении глаза находятся в одном из двух состояний: остановки или движения. Восприятие текста (чтение) происходит только в момент остановки глаз. Во время движения глаз текст не воспринимается. Оказывается: скорость движения глаз от одной остановки до другой и продолжительность остановки движения глаз у всех взрослых читателей почти одинакова, но одни читают быстро, а другие медленно. Темп чтения ребёнка во многом зависит от величины поля зрения, т. е. от количества слов, воспринимаемых им во время одной остановки глаз и числом остановок. Таким образом, можно сделать вывод: быстрее читать - значит «шире глядеть», т. е. захватывать в поле зрения как можно больше слов.
Одним из средств развития поля зрения является игровой дидактический материал, а именно, числовые и буквенные карточки, которые используются на уроках как гимнастику для глаз. Работа с ними не требует много времени, но даёт хорошие результаты. Сначала для расширения поля зрения детей используются таблицы Шульте. Когда возникнет потребность в новых таблицах, можно их составить самим.
Всю работу с таблицами можно разбить на 3 этапа. Таблицы различаются размером и количеством чисел, букв или картинок.
1 этап - малое поле зрения. Размер таблиц 9x9 см. Количество чисел или букв - 9.
2 этап - поле зрения увеличивается. Размер таблиц 12x12 см. Количество чисел, букв до 16.
3 этап - поле зрения равно ширине страницы. Размер таблиц 18x18 см. Количество чисел, букв до 25.
На каждом этапе работа
с таблицами ведётся в
Главное правило работы по таблице таково: глаза не должны блуждать по таблице, они смотрят только на выделенный квадрат, букву, круг или движутся в определённом направлении, одновременно стараясь, увидеть справа, слева, или всё вокруг.
6. Развитие оперативной памяти.
Оптимальное чтение - это чтение со скоростью разговорной речи, т. е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.
Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Например, ребёнок читает предложение, состоящее из шести-восьми слов. Дочитав до третьего-четвёртого слова, забыл первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью так называемых «зрительных диктантов», тексты которых разработаны профессором И. Т. Федоренко. В каждом из восемнадцати наборов, предложенных профессором, имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова (8 букв), то последнее предложение 18-го набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно по одной – две буквы. Время работы со всеми наборами составляет два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребёнок может уже запомнить предложение, состоящее из 46-ти букв, то есть из восьми – девяти слов. Теперь он легко улавливает предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее.12
Информация о работе Развитие чувства орфографической формы у младших школьников на основе чтения