Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 22:06, курсовая работа
Таким образом, проблема развития чувства орфографической формы у младших школьников на основе чтения является актуальной, что и определило выбор темы данной курсовой работы.
Цель моей исследовательской работы является обоснование развития чувства орфографической формы у младших школьников на основе чтения.
Для реализации данной цели необходимо решить несколько логически-взаимосвязанных задач:
Введение ................................................................................................................. 3
Орфографическая работа на материале текстов для чтения ......................... 5
Совершенствование чтения - залог успешного развития
«языкового чутья» .............................................................................................. 12
Требования к урокам чтения и письма .......................................................... 19
Заключение ........................................................................................................... 21
Список используемых источников .................................................................... 23
Каждый, пусть даже самый маленький, успех ученика должен быть отмечен учителем. Важно показать ребёнку результат его труда, вовремя похвалить. Поставить в пример другим, оценить его.
3. Требования к урокам чтения и письма
Являясь основной формой обучения, урок вбирает в себя все богатство методических средств. Разнообразие уроков в период обучения грамоте очень велико, однако могут быть выделены и общие основные требования ко всем, урокам чтения или письма и их отдельные типы. В пределах этих общих требований и типов выработанных длительной практикой и проверенных теоретически, осуществляется творчество учителя - в организации активной познавательной деятельности учащихся, в формировании навыков чтения и письма, в развитии их мышления и речи, их интересов и склонностей.
Требования к урокам по методике обучения грамоте могут быть разделены на общедидактические и специальные.
Хотелось бы рассмотреть специфику предмета «русский язык», которая на уроках выражается в следующих конкретно-методических требованиях.
1. Неотъемлемым условием всякого урока русского языка является забота учителя о речевой среде: на уроке звучит правильная с литературной точки зрения, выразительная, образная, точная, логичная речь, т. е. произведения писателей - мастеров художественного слова, звукозаписи из фонотеки; на уроке царит атмосфера культуры речи. Все, что вывешивается в классе и в школе на стенах, на досках, безусловно грамотно, образцово и по содержанию, и по оформлению. Каждый урок воспитывает «языковое чутье», любовь к родному языку, к живому, яркому выразительному слову.
2. На каждом уроке как чтения, так и письма обязательно должна иметь место работа по развитию речи учащихся: обогащение, уточнение и активизация словаря, составление и анализ предложений, работа над словосочетанием, устное рассказывание, пересказ, чтение наизусть, драматизация и т. п. Чаще всего эти виды работы тесно переплетены с другими - со звуковым анализом и синтезом, с чтением, письмом и т. д.
3. На каждом уроке чтения и письма необходимыми элементами являются также разнообразные приемы звукового и буквенного анализа и синтеза - подготовка к чтению или письму, а также самостоятельные упражнения.
4. Непосредственная работа по формированию умений и навыков чтения и письма должна занимать на уроках преобладающее место - примерно 2/3 урока по времени. Это значит, что на уроках чтения нужно, в основном, читать, на уроках письма - писать (в объем понятия «читать» входит подготовительная работа перед чтением, а также анализ содержания прочитанного, т. е. работа над сознательностью чтения. Это же можно сказать и о понятии «письмо».
5. На каждом уроке чтения и письма используется образцовый языковой материал - наряду с текстами «Букваря», составленными, как правило, искусственно (из тех слов, которые первоклассники в состоянии прочесть), для устной работы берутся тексты К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, Е. Чарушина и других любимых детских писателей. Так осуществляется связь классного чтения с внеклассным, чтения со слушанием.
6. Уроки чтения и письма преемственно связаны и представляют собой неразрывное единство: урок чтения подготавливает школьников к уроку письма, а урок письма служит продолжением предшествующего урока чтения (в расписании уроков соблюдается такая последовательность).
Таковы общие основные требования к урокам. Эти требования могут рассматриваться одновременно как критерии оценки спланированного или проведенного урока и как примерная «схема» анализа урока, после его посещения и протоколирования (или анализа плана, конспекта предстоящего урока).13
Заключение
Итак, рассмотрев проблему развития чувства орфографической формы у младших школьников на основе чтения, необходимо сделать следующие выводы:
1. Чувством орфографической формы ученые определяют как подсознательные обобщения, имеющие орфографический характер. Оно выражается в том, что ученик логически не может обосновать написание слова, хотя пишет правильно.
2. Чем больше и качественнее читает ученик, тем грамотнее он пишет. Чтение и письмо - виды речи, тесно взаимосвязанные. Специально направленная на правописание работа при чтении художественных произведений способствует объединению уроков чтения и русского языка.
3. Орфографическое чтение можно проводить на разных уроках. Прочтение текста не только не будет мешать смысловому восприятию, а наоборот, подготовит почву для логического восприятия при повторном чтении текста.
4. Побуквенное копирование, в котором дети видят гарантию безошибочности списывания, не только не избавляет их от ошибок, а наоборот, приводит к ним. В этом случае ученик не понимает, что он пишет, и, значит, это никак не способствует запоминанию правильной орфографической формы слова.
5. Такой прием
орфографической работы на
6. Упражнения по составлению словариков развивают у учащихся память на орфографическую форму, расширяют лексический запас.
7. Составление орфографических упражнений самими детьми формирует у них не только орфографическую зоркость, но и становится коммуникативно-мотивированным для детей, т. к. составленные упражнения они предлагают выполнить друг другу. Являясь автором своего упражнения и понимая, что оно предназначено для других, ребёнок не позволяет себе небрежности при письме.
8. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой развивает зрительную память, речь, мышление, фонематическую зоркость, слух.
9. Скорость чтения - фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов.
10. Являясь основной формой обучения, урок вбирает в себя все богатство методических средств. Разнообразие уроков в период обучения грамоте очень велико, однако могут быть выделены и общие основные требования ко всем, урокам чтения или письма и их отдельные типы.
11. Каждый, пусть даже самый маленький, успех ученика должен быть отмечен учителем. Важно показать ребёнку результат его труда, вовремя похвалить. Поставить в пример другим, оценить его.
Список используемых источников
1. Борисенко И. В. Развитие чувства орфографической формы у младших школьников на основе чтения. // Начальная школа. – 1998. - №11, - С. 38-42.
2. Зайцев В. И. Резервы обучения чтению // Начальная школа. - 1990. - №8, - С. 43-51.
3. Заходер Б. Кот и кит. - М.: Изд-во «Детская литература». - 1982, - 14 с.
4. Львов М. Р. Школа творческого мышления. - М.: Вентана-Граф. – 1997, - 357 с.
5. Петрова Е. Н. Система орфографических работ // РЯШ. – 1957. – №6, – С. 52-58.
6. Пушкин А. С. У лукоморья дуб зеленый... - М.: Изд-во «Проф-Пресс». - 2007, - 12 с.
7. Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения», - М.: Просвещение, 1979, - 431 с.
8. Репкина Г. В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности., Томск.: Пеленг, 1993. - 61 с.
9. Светловская Н. Н. Методика обучения чтению: что это такое?// Начальная школа. - 2005. - №2, - С. 25-30.
10. Тоцкий П. С. Орфографическое чтение как основа правописания. //Начальная школа,1988, - №7 - С. 67-72.
11. Федоренко, Л. П. Принципы и методы обучения русскому языку [Текст] : пособие для студентов пед. ин-тов / Л. П. Федоренко. - М. : Просвещение, 1964. - 254 с.
1 Федоренко, Л. П. Принципы и методы обучения русскому языку [Текст] : пособие для студентов пед. ин-тов / Л. П. Федоренко. - М. : Просвещение, 1964. - 254 с.
2 Борисенко И.В. Развитие чувства орфографической формы у младших школьников на основе чтения // Начальная школа. – 1998. - №11, - С. 38.
3 Тоцкий П.С. Орфографическое чтение как основа правописания. //Начальная школа. - 1988. - №7, - С. 68.
4 Борисенко И.В. Развитие чувства орфографической формы у младших школьников на основе чтения. // Начальная школа. – 1998. - №11, - С. 39.
5 Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. - Томск.: Пеленг, 1993. - С. 25.
6 Петрова Е.Н. Система орфографических работ // РЯШ. – 1957. – №6, – С. 54.
7 Борисенко И.В. Развитие чувства орфографической формы у младших школьников на основе чтения. // Начальная школа. – 1998. - №11, - С. 40.
8 Пушкин А. С. У лукоморья дуб зеленый... - М.: Изд-во «Проф-Пресс». - 2007, - С.4.
9 Борисенко И.В. Развитие чувства орфографической формы у младших школьников на основе чтения. // Начальная школа. – 1998. - №11, - С. 41-42.
11 Львов М. Р. Школа творческого мышления. - М.: Вентана-Граф. – 1997, – С.115.
12 Зайцев В И. Резервы обучения чтению // Начальная школа. - 1990. - №8, - С. 43-51.
Информация о работе Развитие чувства орфографической формы у младших школьников на основе чтения