Развитие детского лидерства в учреждении общего среднего образования как объект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить и обосновать управленческие механизмы формирования детского лидерства в учреждениях общего среднего образования.
Для реализации цели курсовой работы были поставлены следующие задачи :
1. Изучить понятие лидерства и современные подходы по вопросу исследования лидерства.
2. Выявить условия формирования детского лидерства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты формирования лидерства……………………….7
1.1. Теоретический анализ проблемы лидерства………………….…….....7
1.2. Понятие лидерства в детском коллективе и
условия его формирования………………………………………….….11
2 Развитие детского лидерства как объект управления……………………14
2.1. Управленческие механизмы формирования детского лидерства в учреждении общего среднего образования…………………………….……14
Заключение……………………………………………………………………...20
Список используемых источников……………………………………………21

Файлы: 1 файл

курсовая лидерство.docx

— 51.04 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ»

 

Факультет психологии, социальной и воспитательной работы

Кафедра управления в сфере образования педагогики и философии образования

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Развитие  детского лидерства в учреждении общего среднего образования как объект управления

 

 

 

слушателя                 Струг Инны Анатольевны

 

осваивающего  образовательную программу переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, по специальности 1-09 01 72 «Менеджмент учреждений дошкольного, общего среднего образования, внешкольного воспитания и обучения»

 

 

 

Руководитель:

Татьяна Ивановна Краснова,

доцент  кафедры в сфере образования, кандидат психологических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Теоретические аспекты формирования лидерства……………………….7

    1. Теоретический анализ проблемы лидерства………………….…….....7
    2. Понятие лидерства в детском коллективе и

условия его формирования………………………………………….….11

2 Развитие детского лидерства как объект управления……………………14

2.1. Управленческие механизмы формирования  детского лидерства в учреждении общего среднего образования…………………………….……14

Заключение……………………………………………………………………...20

Список используемых источников……………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕдение

 

Главная задача лидера – не дать умереть надежде.                                                                                                   

  Д.Баттен.

Актуальность исследования.

Современный этап развития общества характеризуется коренными, качественными преобразованиями, которые  затрагивают все стороны современной  действительности, стимулируют и  определяют становление новых ценностных отношений. Изменение социально-экономической ситуации в стране привело к изменению и социального запроса к обучению и воспитанию детей в условиях общего образования. Стратегическое значение для будущего страны имеют идеология сохранения и развития детства, модернизация государственной политики в отношении детей и молодежи. Государственная политика  ориентирована на решение таких задач, как формирование общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей, раскрытие способностей каждого ребенка, использование современных информационных программ и высокотехнологичных продуктов, развитие системы воспитания как общенациональной задачи. Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит Белоруссии стать конкурентным обществом в мире ХХ1-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, организованность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь. Таким образом, человек, обладающий лидерскими качествами, обеспечит инновационное развитие Беларуси.  
В школе как в образовательном учреждении расширяется сфера деятельности молодых людей, где учащиеся осваивают опыт межличностного взаимодействия и сотрудничества, а также социально значимой деятельности                                 Молодёжная политика в Республике Беларусь реализуется на основании закона о «Об общих началах государственной молодежной политики в РБ» (от 24 апреля 1992 г), положения «О фонде социальной защиты молодежи» (Утверждено Указом Президента РБ 30.101997), постановления «О дополнительных мерах по улучшению организации работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства» (от 07.071997).  носит целевой характер и призвана обеспечить координацию действий всех органов государственного управления, а также детских и молодежных общественных объединений в процессе осуществления правовых, социально-экономических и организационных мер, направленных на активизацию созидательной деятельности и самореализацию молодых граждан Республики Беларусь.  Однако, поддержка формирования и воспитания организаторов и лидеров происходит недостаточно активно, так как успешность молодых людей обеспечивается не только их индивидуальной деятельностью, но и слаженной работой всех участников данного процесса: учащихся, учителей, родителей, общественности.  Для наиболее полного решения актуальных проблем участия молодёжи необходимо объективно оценить реальное положение молодых людей в различных сферах их жизнедеятельности: культурно-познавательной, общественно политической, семейно-бытовой, трудовой. Изучение социальных ожиданий молодых людей должно быть не единовременным фактом, а постоянным процессом анализа их потребностей и организационной поддержки молодёжи.  Характерными особенностями современной молодежи являются ускоренная акселерация, раннее физическое и половое созревание и замедленное социальное развитие, что формирует неполноту её социального статуса, Поэтому исследование проблем развития социальной и политической активности молодежи, формирования лидерства, разработка инновационных форм работы с молодежью являются актуальными и практически значимыми.

 

Объект исследования – развитие детского лидерства в учреждении общего среднего образования

Предмет исследования – механизмы управления развитием детского лидерства в учреждении общего среднего образования

 

Цель работы: выявить и обосновать управленческие механизмы формирования детского лидерства в учреждениях общего среднего образования.

Для реализации  цели курсовой работы были поставлены следующие задачи :

  1. Изучить понятие лидерства и современные подходы по вопросу исследования  лидерства.
  2. Выявить условия формирования детского лидерства.
  3. Определить управленческие механизмы формирования детского лидерства в учреждении общего среднего образования.

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 Теоретические аспекты формирования лидерства.

1.1.Теоретический анализ проблем лидерства.

Проблема лидерства как  научно-практическая задача возникла в первой половине XX века и к настоящему времени в этой области по мнению ведущих теоретиков явно сложилась кризисная ситуация из-за недостаточной разработанности методологической разработанности проблемы.

В первой половине ХХ века наибольшей популярностью пользовалась теория черт лидерства. Данная теория признает врожденность и неповторимость свойств  лидера, именно поэтому лидерство  как социально-психологический феномен  следует рассматривать в виде совокупности выдающихся черт личности, обеспечивающих лидерам возможность  выдвинуться, занять ведущую позицию  и удерживать власть именно благодаря  наличию этих уникальных черт. Несложно здесь заметить традиции героических  личностей из древнегреческой и  древнеримской истории.

Были выделены, например, десятки качеств, которыми обладает лидер – ум, такт, чувство юмора, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, энергия, сильный  характер и т.д. Поэтому главной  задачей для исследователей является отыскание черт, необходимых лидеру, и которые могут быть универсальными и характерными для большинства  лидеров.

Существенным недостатком  теории черт лидерства является положение  о том, что способность быть лидером  – врожденная, лидер изначально наделен определенными чертами, они генетически перешли к  нему, что способность управлять  свойственна ограниченному кругу  людей, определяющих общественно-исторический прогресс. Следовательно, получается, что лидер и лидерство есть продукт не только конкретных социальных условий, ситуаций, отношений, а врожденного  комплекса биопсихических свойств, которые обеспечивают власть человеку, наделенному этими свойствами.[2]

Изучение лидерских качеств  продолжалось до середины 80-х годов. Были выделены 4 группы лидерских качеств: физиологические, психологические  или эмоциональные, умственные или  интеллектуальные, и личностные и  деловые. Результат приведен в Приложении 1. 

Новым этапом стала концепция лидерского поведения. От вопроса кто является лидером, перешли к вопросу, что и как лидеры делают. Самая известная нам теория, которую до сих пор используют на практике – это три лидерских стиля К. Левина: авторитарный, демократический, пассивный (попустительский, либерально-попустительский). Приложение 2

В начале 60-х годов предпринимаются  попытки соединить все имеющиеся  концепции лидерства в одну – синтетическую теорию лидерства (Б. Бан, Ф. Фидлер и др.). Многие исследователи говорят о необходимости принятия во внимание трех важнейших переменных: 1) целей группы; 2) личности лидера; 3) факторов, определяющих изменение в групповом поведении.

Все дальнейшие попытки развития и объединения теорий закончились  неудачно. Это привело к парадоксальной ситуации, когда возникло столько  же определений лидерства, сколько  существует людей, пытающихся определить это понятие.

Выход из положения специалисты  ищут:

1 – в разграничении  понятий «лидерство» и «руководство»;  «руководство» и «власть»;

2 – в расширении и  углублении теоретической базы (за  счет теории атрибуции, теории  систем, когнитивных и других  теорий).

В отечественной социальной психологии существенным фактором исследований является анализ лидерства в реальных социальных группах. При этом лидерство выступает как один из элементов групповой жизнедеятельности, которая сама включается в контекст более широких социальных явлений.

Первые работы в этой области  были проведены еще в 20-30 годы (А.С. Макаренко, А.С. Залужный, Е.А. Аркин  и др.). Они в основном касались феномена лидерства в детских  группах. В развитии взглядов на природу  лидерства в отечественной психологии теория черт или концепция ситуационизма, характерные для западных психологов, не были представлены, хотя определенное влияние на представления о природе  и механизмах лидерства они оказали.

Дальнейший интерес к  лидерству был связан с развитием  концепций коллектива (работы Б.Д. Парыгина, И.П. Волкова, А.В. Петровского, Л.И. Уманского, А.С. Чернышева, А.Л. Журавлева, Р.Л. Кричевского), и с насущными практическими  потребностями. Появляется большое  количество работ, связанных с проблемой  соотношения лидерства и руководства. Начинает разрабатываться традиционное для нашей психологии направление  изучения лидерства в детских  коллективах (И.П. Волковым, Е.М. Зайцевой, Р.Л. Кричевским, Т.Н. Мальковской, А.С. Чернышевым), ставится задача критического осмысления работ западных психологов.

Значительное внимание уделяется  постановке проблемы лидерства, а также  выработке четкого определения  этого понятия.

Проблему лидерства А.С. Макаренко специально не анализировал, но фактически рассматриваемый феномен  лидерства органически входит в  его учение о коллективе. Решение  проблемы лидерства проводилось  А.С. Макаренко в тесной связи  с рассмотрением других признаков  коллектива – и прежде всего с  целями его деятельности.

Благодаря такому целостному подходу А.С. Макаренко открыл ряд  важных теоретических положений  относительно лидерства в первичном  коллективе. В этой связи наиболее ценным для нас представляется положение  о сущности лидерских связей, теоретически и практически разработанные  А.С. Макаренко. Он находит те условия, при которых деловые отношения  становятся наиболее эффективными. Важнейшее  из этих условий – реальная возможность  для каждого члена группы принять на себя ответственность.

Обогащение и частая смена  взаимозависимостей позволяли избавиться от длительной односторонности во взаимоотношениях и способствовали формированию гармоничного взаимодействия людей, воспитывали  способность и привычку уметь  как приказывать, так и подчиняться  товарищу.

Интересно отметить, что  А.С. Макаренко рассматривал явление  широкого лидерства в тесной связи  с высокой организованностью  группы. Высоко оценивая способность  колонии «… быстро построиться и  перестроиться для любой задачи», А.С. Макаренко тут же указывает  и на то, что для этого «… всегда находились с избытком кадры способных  и инициативных организаторов, распорядителей, на которых можно положиться».

Авторами разных теорий лидерства  предложены различные определения  понятий лидерства и лидера.

Лидер – член группы, который идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей, обладает наибольшим влиянием и выдвигается в ходе взаимодействий (Р.Л. Кричевский).

Лидер – член группы, за которым все остальные члены группы признают право принимать наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы всей группы и определяющие направления деятельности всей группы (Л.И. Уманский).

Лидер – это такой член группы, который выдвигается в результате взаимодействия ее членов или организует их вокруг себя, при соответствии его норм и ценностных ориентаций с групповыми и способствует организации и управлению этой группы при решении групповых целей.

Лидер – член группы, который обладает необходимыми организаторскими способностями, занимает центральное положение в структуре межличностных отношений членов группы и способствует своим примером, организацией и управлением группой достижению целей группы наилучшим образом (А.А. Ершов).

Из многих определений лидерства следует отметить одно из наиболее удачных определений – определение А.С. Чернышова. Лидерство – это степень ведущего влияния личности члена группы на группу в целом в направлении оптимизации решения общегрупповой задачи.

Типология лидерства может быть разной в зависимости от основания, по которому разводится понятие 

1.2.  Особенности лидерства в детском коллективе и условия его формирования.

В детском сообществе лидерство, сохраняя свою сущность, обладает рядом особенностей, связанных с:

1. своеобразием развития ребенка на той или иной возрастной ступени;

2. учением как преобладающим видом деятельности школьника;

3. ситуацией лидерства (формальное/неформальное, временное/постоянное, одно/разновозрастная группа);

4. заданностью отношений с педагогами.

Многие  проблемы группового лидерства остаются по-прежнему открытыми и для детских  и юношеских коллективов. Хотя они  играют большую роль: ведь то влияние, которому подвергается ребенок в  этих группах, во многом определяет формирование его личности, жизненных позиций. Перенесение фактора социализации из семьи в подростковую среду  приводит к тому, что с определенного  возраста сверстники начинают играть решающую роль в жизни школьников. Ребята, обладающие высоким статусом в коллективах, оказывают особое влияние на одноклассников (товарищей  по команде и т.д.).

Таким образом, при формировании лидерских позиций  у детей и подростков очень  важно определять и отслеживать  их систему неформальных ценностей  и норм.

Важным  условием реализации любой лидерской  программы является педагогическое стимулирование лидерства, под которой подразумевается педагогическая организация мотивообразующих условий деятельности, направленная на включение личности в социально-значимые отношения с позиции лидера (Л.А. Уманский, В.В. Рогачев, И.И. Тимонин). [6] Компоненты педагогического стимулирования лидерства могут быть непосредственными и опосредованными:

1.   Диагностический компонент. Предполагается, что личность принимает, осознает и интериоризирует позицию лидерства. Поэтому педагог, вожатый должен обеспечить для подростка формирование определенного комплекса знаний о себе, других,  психологии отношений (здесь очень уместны различные тесты, тренинги и т.п.).

2.   Эмоциональный компонент. Деятельность педагога, вожатого направлена на воздействие на чувства подростка с целью пробуждения переживания самоутверждения, социальной ответственности, гражданского долга и приведения в действие волевых механизмов личности.

Информация о работе Развитие детского лидерства в учреждении общего среднего образования как объект управления