Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 13:03, курсовая работа
Цель работы: выявить и обосновать управленческие механизмы формирования детского лидерства в учреждениях общего среднего образования.
Для реализации цели курсовой работы были поставлены следующие задачи :
1. Изучить понятие лидерства и современные подходы по вопросу исследования лидерства.
2. Выявить условия формирования детского лидерства.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты формирования лидерства……………………….7
1.1. Теоретический анализ проблемы лидерства………………….…….....7
1.2. Понятие лидерства в детском коллективе и
условия его формирования………………………………………….….11
2 Развитие детского лидерства как объект управления……………………14
2.1. Управленческие механизмы формирования детского лидерства в учреждении общего среднего образования…………………………….……14
Заключение……………………………………………………………………...20
Список используемых источников……………………………………………21
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Факультет психологии, социальной и воспитательной работы
Кафедра управления в сфере образования педагогики и философии образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
Развитие детского лидерства в учреждении общего среднего образования как объект управления
слушателя Струг Инны Анатольевны
осваивающего
образовательную программу
Руководитель:
Татьяна Ивановна Краснова,
доцент кафедры в сфере образования, кандидат психологических наук
Минск, 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические аспекты формирования лидерства……………………….7
условия его формирования……………………………………
2 Развитие детского лидерства как объект управления……………………14
2.1. Управленческие механизмы формирования детского лидерства в учреждении общего среднего образования…………………………….……14
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников……………………………………………21
ВВЕдение
Главная задача лидера – не дать умереть
надежде.
Д.Баттен.
Актуальность исследования.
Современный этап развития
общества характеризуется коренными,
качественными
В школе как в образовательном учреждении
расширяется сфера деятельности молодых
людей, где учащиеся осваивают опыт межличностного
взаимодействия и сотрудничества, а также
социально значимой деятельности
Молодёжная политика в Республике Беларусь
реализуется на основании закона о «Об
общих началах государственной молодежной
политики в РБ» (от 24 апреля 1992 г), положения
«О фонде социальной защиты молодежи»
(Утверждено Указом Президента РБ 30.101997),
постановления «О дополнительных мерах
по улучшению организации работы с детьми,
подростками и молодежью по месту жительства»
(от 07.071997). носит целевой характер и
призвана обеспечить координацию действий
всех органов государственного управления,
а также детских и молодежных общественных
объединений в процессе осуществления
правовых, социально-экономических и организационных
мер, направленных на активизацию созидательной
деятельности и самореализацию молодых
граждан Республики Беларусь. Однако,
поддержка формирования и воспитания
организаторов и лидеров происходит недостаточно
активно, так как успешность молодых людей
обеспечивается не только их индивидуальной
деятельностью, но и слаженной работой
всех участников данного процесса: учащихся,
учителей, родителей, общественности.
Для наиболее полного решения актуальных
проблем участия молодёжи необходимо
объективно оценить реальное положение
молодых людей в различных сферах их жизнедеятельности:
культурно-познавательной, общественно
политической, семейно-бытовой, трудовой.
Изучение социальных ожиданий молодых
людей должно быть не единовременным фактом,
а постоянным процессом анализа их потребностей
и организационной поддержки молодёжи.
Характерными особенностями современной
молодежи являются ускоренная акселерация,
раннее физическое и половое созревание
и замедленное социальное развитие, что
формирует неполноту её социального статуса,
Поэтому исследование проблем развития
социальной и политической активности
молодежи, формирования лидерства, разработка
инновационных форм работы с молодежью
являются актуальными и практически значимыми.
Объект исследования – развитие детского лидерства в учреждении общего среднего образования
Предмет исследования – механизмы управления развитием детского лидерства в учреждении общего среднего образования
Цель работы: выявить и обосновать управленческие механизмы формирования детского лидерства в учреждениях общего среднего образования.
Для реализации цели курсовой работы были поставлены следующие задачи :
.
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты формирования лидерства.
1.1.Теоретический анализ проблем лидерства.
Проблема лидерства как научно-практическая задача возникла в первой половине XX века и к настоящему времени в этой области по мнению ведущих теоретиков явно сложилась кризисная ситуация из-за недостаточной разработанности методологической разработанности проблемы.
В первой половине ХХ века наибольшей
популярностью пользовалась теория
черт лидерства. Данная теория признает
врожденность и неповторимость свойств
лидера, именно поэтому лидерство
как социально-психологический
Были выделены, например, десятки качеств, которыми обладает лидер – ум, такт, чувство юмора, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, энергия, сильный характер и т.д. Поэтому главной задачей для исследователей является отыскание черт, необходимых лидеру, и которые могут быть универсальными и характерными для большинства лидеров.
Существенным недостатком
теории черт лидерства является положение
о том, что способность быть лидером
– врожденная, лидер изначально
наделен определенными чертами,
они генетически перешли к
нему, что способность управлять
свойственна ограниченному
Изучение лидерских качеств продолжалось до середины 80-х годов. Были выделены 4 группы лидерских качеств: физиологические, психологические или эмоциональные, умственные или интеллектуальные, и личностные и деловые. Результат приведен в Приложении 1.
Новым этапом стала концепция лидерского
поведения. От вопроса кто является лидером,
перешли к вопросу, что и как лидеры делают.
Самая известная нам теория, которую до
сих пор используют на практике – это
три лидерских стиля К. Левина: авторитарный,
демократический, пассивный (попустительский,
либерально-попустительский).
В начале 60-х годов предпринимаются
попытки соединить все
Все дальнейшие попытки развития и объединения теорий закончились неудачно. Это привело к парадоксальной ситуации, когда возникло столько же определений лидерства, сколько существует людей, пытающихся определить это понятие.
Выход из положения специалисты ищут:
1 – в разграничении
понятий «лидерство» и «
2 – в расширении и углублении теоретической базы (за счет теории атрибуции, теории систем, когнитивных и других теорий).
В отечественной социальной психологии существенным фактором исследований является анализ лидерства в реальных социальных группах. При этом лидерство выступает как один из элементов групповой жизнедеятельности, которая сама включается в контекст более широких социальных явлений.
Первые работы в этой области
были проведены еще в 20-30 годы (А.С.
Макаренко, А.С. Залужный, Е.А. Аркин
и др.). Они в основном касались
феномена лидерства в детских
группах. В развитии взглядов на природу
лидерства в отечественной
Дальнейший интерес к
лидерству был связан с развитием
концепций коллектива (работы Б.Д. Парыгина,
И.П. Волкова, А.В. Петровского, Л.И. Уманского,
А.С. Чернышева, А.Л. Журавлева, Р.Л. Кричевского),
и с насущными практическими
потребностями. Появляется большое
количество работ, связанных с проблемой
соотношения лидерства и
Значительное внимание уделяется постановке проблемы лидерства, а также выработке четкого определения этого понятия.
Проблему лидерства А.С. Макаренко специально не анализировал, но фактически рассматриваемый феномен лидерства органически входит в его учение о коллективе. Решение проблемы лидерства проводилось А.С. Макаренко в тесной связи с рассмотрением других признаков коллектива – и прежде всего с целями его деятельности.
Благодаря такому целостному
подходу А.С. Макаренко открыл ряд
важных теоретических положений
относительно лидерства в первичном
коллективе. В этой связи наиболее
ценным для нас представляется положение
о сущности лидерских связей, теоретически
и практически разработанные
А.С. Макаренко. Он находит те условия,
при которых деловые отношения
становятся наиболее эффективными. Важнейшее
из этих условий – реальная возможность
для каждого члена группы
Обогащение и частая смена взаимозависимостей позволяли избавиться от длительной односторонности во взаимоотношениях и способствовали формированию гармоничного взаимодействия людей, воспитывали способность и привычку уметь как приказывать, так и подчиняться товарищу.
Интересно отметить, что
А.С. Макаренко рассматривал явление
широкого лидерства в тесной связи
с высокой организованностью
группы. Высоко оценивая способность
колонии «… быстро построиться и
перестроиться для любой
Авторами разных теорий лидерства предложены различные определения понятий лидерства и лидера.
Лидер – член группы, который идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей, обладает наибольшим влиянием и выдвигается в ходе взаимодействий (Р.Л. Кричевский).
Лидер – член группы, за которым все остальные члены группы признают право принимать наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы всей группы и определяющие направления деятельности всей группы (Л.И. Уманский).
Лидер – это такой член группы, который выдвигается в результате взаимодействия ее членов или организует их вокруг себя, при соответствии его норм и ценностных ориентаций с групповыми и способствует организации и управлению этой группы при решении групповых целей.
Лидер – член группы, который обладает необходимыми организаторскими способностями, занимает центральное положение в структуре межличностных отношений членов группы и способствует своим примером, организацией и управлением группой достижению целей группы наилучшим образом (А.А. Ершов).
Из многих определений лидерства следует отметить одно из наиболее удачных определений – определение А.С. Чернышова. Лидерство – это степень ведущего влияния личности члена группы на группу в целом в направлении оптимизации решения общегрупповой задачи.
Типология лидерства может быть разной в зависимости от основания, по которому разводится понятие
1.2. Особенности лидерства в детском коллективе и условия его формирования.
В детском сообществе лидерство, сохраняя свою сущность, обладает рядом особенностей, связанных с:
1. своеобразием развития ребенка на той или иной возрастной ступени;
2. учением как преобладающим видом деятельности школьника;
3. ситуацией лидерства (формальное/неформальное, временное/постоянное, одно/разновозрастная группа);
4. заданностью отношений с педагогами.
Многие
проблемы группового лидерства остаются
по-прежнему открытыми и для детских
и юношеских коллективов. Хотя они
играют большую роль: ведь то влияние,
которому подвергается ребенок в
этих группах, во многом определяет формирование
его личности, жизненных позиций.
Перенесение фактора
Таким образом, при формировании лидерских позиций у детей и подростков очень важно определять и отслеживать их систему неформальных ценностей и норм.
Важным
условием реализации любой лидерской
программы является педагогичес
1. Диагностический компонент. Предполагается, что личность принимает, осознает и интериоризирует позицию лидерства. Поэтому педагог, вожатый должен обеспечить для подростка формирование определенного комплекса знаний о себе, других, психологии отношений (здесь очень уместны различные тесты, тренинги и т.п.).
2. Эмоциональный компонент. Деятельность педагога, вожатого направлена на воздействие на чувства подростка с целью пробуждения переживания самоутверждения, социальной ответственности, гражданского долга и приведения в действие волевых механизмов личности.