Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 13:03, курсовая работа
Цель работы: выявить и обосновать управленческие механизмы формирования детского лидерства в учреждениях общего среднего образования.
Для реализации цели курсовой работы были поставлены следующие задачи :
1. Изучить понятие лидерства и современные подходы по вопросу исследования лидерства.
2. Выявить условия формирования детского лидерства.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты формирования лидерства……………………….7
1.1. Теоретический анализ проблемы лидерства………………….…….....7
1.2. Понятие лидерства в детском коллективе и
условия его формирования………………………………………….….11
2 Развитие детского лидерства как объект управления……………………14
2.1. Управленческие механизмы формирования детского лидерства в учреждении общего среднего образования…………………………….……14
Заключение……………………………………………………………………...20
Список используемых источников……………………………………………21
3. Перцептивно-групповой механизм. Воздействие педагога на личность через корректировку межличностных отношений в группах различных уровней развития. Результатом может быть изменение цели, формы, средств общения.
4. Деятельностный компонент – включенность подростков в различные виды деятельности, позволяющие проявляться лидерским наклонностям личности, реализовать ее лидерский потенциал. Средствами являются деловые игры, тренинги, биржи идей, практические занятия, организаторская деятельность.
Таким образом, можно выделить педагогические условия формирования лидерства в детском коллективе:
1. Обеспечение многообразия деятельности, в которую включается ребенок: в любой деятельности выдвигается свой лидер и такая организация жизнедеятельности временного детского коллектива позволяет практически каждому ребенку реализовать свой лидерский потенциал.
2. Создание самоуправления, которое может служить источником различных видов деятельности, фактором, помогающим развитию коллектива и отдельной личности в коллективе.
3. Создание условия для обучения в различных формах, как основного вида деятельности (может являться источником для появления лидеров); поэтому для этого необходимо формирование познавательного интереса.
4. Формирование коллектива, так как развитый коллектив обладает огромной воспитательной силой, обладает способностью видеть в каждом ребенке личность, позволяет ей раскрыться.
5. Личность педагога-организатора. Он своим поведением может влиять на динамику лидерства в коллективе.
ГЛАВА 2. Управленческие механизмы формирования детского лидерства в учреждении общего среднего образования.
2.1. Организационно-управленческие механизмы формирования детского лидерства в учреждении образования.
Управленческие
механизмы характеризуют
Устойчивое развитие любого образовательного учреждения во многом зависит от уровня квалификации педагогов. В связи с этим перед нами встанет задача создания системы научно-методического сопровождения процесса формирования лидерских качеств у детей.
Осуществление работы по развитию профессиональной компетентности педагогов, совершенствование профессионального мастерства – один из управленческих механизмов для личностного и профессионального роста учителей.
Задача педагога не столько
излагать информацию и объяснять
её, сколько управлять
Администрации учреждения общего среднего образования необходимо обеспечить условия для :
- изучения педагогами научно-методической литературы и педагогического опыта по проблеме,
- проверки эффективности творческих идей на практике, пропагандируя наработанные идеи через различные виды мероприятий.
-апробации и внедрения элементов современных образовательных технологий, приёмов педагогической техники.
- индивидуальной работы педагогов над темами самообразования, которые напрямую связаны с формированием детского лидерства в учреждении образования.
-посещения и обучения на семинарах, конференциях различного уровня: республиканского, областного, районного.
Мотивация персонала - процесс побуждения сотрудников к деятельности для достижения целей организации.
В силу особенностей педагогической деятельности, направленной на обучение и воспитание, то есть «не осязаемые» категории, подчас именно нематериальное поощрение имеет важное значение для учителя, становясь неким мерилом его успешности. Иначе говоря, одной из ведущих является потребность в уважении, благодарности, осознании обществом ценности педагогического труда.
Установлено и то, что довольно высоко в иерархии мотивов для педагогов стоит достижение безопасности – желание иметь стабильную работу, социальные гарантии, отсутствие риска, комфортное рабочее место и т.д. Присутствуют и факторы аффилиации, достижения справедливости. На более низких позициях по выраженности находятся самостоятельность, состязательность, потребность во власти.
Исходя из этого, а также
из описанных выше особенностей школьной
организации можно сделать
На первое место выступают
такие социально-
На втором месте – методы административные, включающие издание приказов и распоряжений, апелляцию к положениям трудового кодекса и должностным инструкциям, наблюдение за правилами внутреннего распорядка и др.
И, наконец, на третьем месте
стоят экономические методы, такие,
как премирование, дополнительные льготы,
надбавки, единовременные выплаты и
пр. Ограничение их использования
связано с малыми финансовыми
возможностями директоров, «низким
качеством финансов», о котором
шла речь выше, а также с недостаточным
уровнем экономической
В этом направлении работы
с персоналом мы видим довольно интересную
специфику, когда традиционно самые
сильные методы уходят на второй план.
Если руководитель коммерческого предприятия
будет в первую очередь выстраивать
систему материального
2.2. Научно-методический механизм формирования детского лидерства в учреждении общего среднего образования.
Одним из управленческих механизмов формирования детского лидерства в учреждении общего среднего образования является процесс создания и управления реализацией программы.
Управление реализацией программой – непрерывно осуществляющийся процесс. Система управления программой – это система совместной деятельности.
При осуществлении управлением программой необходимо осуществление следующих методов влияния на участников проекта:
- психолого-педагогические,
- организационно-
- экономические.
Решение задач реализации программы, а также управление программой будет осуществляться через работу следующих методических структур:
- педсовет;
- методический совет;
- социально – психологическая служба;
- методическое объединение классных руководителей;
- научное общество учащихся;
- творческие группы;
- совет при директоре.
Общее руководство и контроль осуществления управленческих решений проводится директором школы
Заместитель директора по воспитательной работе координирует, согласовывает взаимодействие подразделений.
Важным моментом в организации деятельности управления реализацией программы является планирование действий и управленческих решений по основным направлениям программы. Проводится мониторинг выполненных действий и достигнутых результатов. Выявляются проблемы, проводится необходимая корректировка программы.
Планирование
1. Определение основной идеи и направлений работы по реализации программы.
2. Подготовка списка и
изучение литературы по теме.
Изучение работ учёных по
3. Создание творческой группы педагогов. Разработка Положения о творческой группе по теме программы.
4. Разработка организационной структуры управления программой.
5. Разработка плана работы секций школьного общества по реализации программы с использованием различных форм работы.
6. Установление творческих контактов с учреждениями и организациями города, области, сотрудники которых могут оказать консультативную помощь в работе по развитию детского лидерства.
7. Разработка системы работы по развитию профессиональной компетентности педагогов.
8. Разработка Положения о стимулировании участников проекта:
- морального –
с целью понимания и признания
целей внедрения программы;
- материального - с целью обеспечения выполнения единых педагогических
требований, поддержания уверенности в смысле саморазвития.
Реализация
1. Организация серий занятий с учащимися по проблеме.
2. Организация серии занятий с педагогом-организатором по вопросам
3. Организации работы школьного общества «Лидер».
4. Организация групповых и индивидуальных тренинговых и коррекционных занятий педагогом-психологом по вопросам выработки умений, организаторских способностей, развитию личности, коммуникативности.
5. Разработка индивидуальных планов учёбы членов школьного общества – участников программы
6. Обеспечение тесного контакта со школьной библиотекой по вопросам формирования информационной культуры школьников.
7. Организация работы постоянно действующего семинара «Основы развития детского лидерства в школе».
8. Организация консультативной деятельности методического совета школы в области апробации и внедрения программы «Лидер».
9. В процессе реализации программы будут приняты управленческие решения различных форм:
- приказ о создании
творческой группы и
- программа психологического сопровождения программы;
- календарный план работы по внедрению программы;
- памятки;
- рекомендации;
- схема «Организационная
структура управления
- модель формирования
лидерских способностей
Мониторинг
1. Диагностика и обеспечение мониторинга:
- дидактического –
слежение за различными
- медицинского –
слежение за динамикой
- психолого-педагогического
– слежение за развитием
их индивидуальных
2. Подведение итогов работы
по развитию лидерских
3. Подведение итогов реализации программы.
Таким образом, исследование проблем формирования у учащихся лидерских качеств преследует цели поиска дополнительных резервов повышения эффективности педагогического труда.
Процесс развития лидерских качеств учащихся сам по себе предполагает наличие системы. В этой главе мы обозначили цели, наличие необходимых компонентов (условия, ресурсы, механизмы) для формирования лидерских качеств в учреждении общего среднего образования.
Заключение
Таким образом, формирование лидерства является процессом развития необходимых умений и навыков, качеств личности учащихся, таких как коммуникативные и организаторские умения и навыки, лидерство – это процесс воздействия в направлении достижения группой или объединением своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на побуждении учащихся к достижению общих целей, и предполагает взаимодействие учащихся и поддержку лидера членами группы, в которую он включен.
Формирование лидерства в условиях учреждений общего среднего образования может и должно основываться на комплексном подходе с учетом теоретических положений и концепций развития личности. Формы участия будущих лидеров в образовательных проектах по развитию лидерства должны включать деловые и ролевые игры, дискуссии, презентации, акции, разработку проектов. Формирование лидерства в условиях учреждений общего среднего образования должно поддерживаться педагогами, психологами, педагогами организаторами и использовать ресурс образовательно-воспитательных возможностей, а также идеологической и воспитательной ресурсы социально-политических и социально ориентированных молодежных объединений. Формирование лидерства в образовательно-воспитательных учреждениях может быть будет осуществляться специальная подготовка лидеров; будут использоваться комплексные программы по формированию коммуникативных и организаторских; будут внедряться новые технологии организационной и воспитательной работы с молодёжными группами.